Философия, ее предмет и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, ее предмет и функции



Билет №1

Философия, ее предмет и функции

Философия (от греч.) — любовь к мудрости. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания.

Функции философии:

мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

методологическая функция (философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

аксиологическая функция (оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

социальная функция (философия призвана объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

 

Основные проблемы биоэтики. Биоэ́тика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. К основным аспектам приложения биомедицинской этики относятся: • право на жизнь; • право на смерть, эвтаназия; • аборт, контрацепция, стерилизация; • новые репродуктивные технологии; • медико-биологические эксперименты на человеке; • современные технологии генной инженерии; • трансплантация органов и тканей; • психиатрия и права человека; • моральные проблемы ВИЧ-инфицированных: • межпрофессиональные отношения в медицине; • проблемы социальной справедливости в медицине.

 

Билет №2

Философия и естествознание. Естествозна́ние - область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятую как целое.

Естествознание до 17 века не располагало собственными теоретическими знаниями. Поэтому философия брала роль компенсации теоретического уровня у естествознания. Исторически первой сформулирована и разработана натурфилософская концепция соотношения философии и естествознания. Ее автором считается Аристотель. Суть натурфилософской концепции выражается формулами типа: «Философия - царица наук», естествознание занимает подчиненное положение по отношению к философии и не должно противоречить ее истинам. С развитием естествознания – наука начинает делать собственные обобщения и закономерности. И в этом месте начинаются разногласия т.к. наука находилась под диктатом философии и начинают появляться концепции, пытающиеся освободить науку от диктата философии.

Другая, концепция взаимосвязи естествознания и философии - позитивистская. Ее суть выражается формулой: Наука – сама себе философия. Данная концепция сформулирована в 30 годы 19 века Контом, она выражала не только усиление роли науки, но и стремление ученых резко ускорить научно-технический прогресс. Для этого науке нужно было предоставить онтологическую и методологическую свободу по отношению к религии и философии. Согласно позитивистам, польза от тесной связи естествознания и философией для науки сомнительна а вред очевиден. Для естественно – научных теорий основой является степень соответствия данным опыта и эксперимента.

Еще одна весьма распространенная концепция соотношения философии и естествознания -антиинтеракционизм, проповедующий дуализм во взаимоотношении между ними, их абсолютное равноправие и суверенность, отсутствие взаимосвязи и взаимовлияния. Развитие философии и естествознания идет как бы по параллельным курсам и в целом независимо друг от друга. Философия и естествознание имеют свои, совершенно несхожие предметы и методы, поэтому идет разделение человеческой культуры на две области: естественно – научную и гуманитарную. С точки зрения антиинтеракционизма, не только естествознание ничего не может дать философии, но и философия не может дать естествознанию, ибо предметы и методы разные.

Билет №4

Философия древнего востока, индия, китай.

При всем многообразии философских школ в Древнем Китае основными явились конфуцианство и даосизм. Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Дао всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. В учении о дао обнаруживаются элементы первоначальной диалектики. Одна из главных категорий даосизма –Недеяние. Любое усилие по отношению к природе увеличивает противоречие между человеком и миром. Наиболее авторитетным древнекитайским философом был Конфуций. Он первый придал китайской культуре философский смысл. Его учение направлено на осмысление морально-этических и политических отношений в обществе. В центре внимания конфуцианства –отношение человека к обществу, государству, семье. Основополагающие принципы: жить в обществе и для общества; слушаться старших по возрасту и по званию; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. Моральные качества, хотя и являются врожденными, но для своего воплощения в жизнь нуждаются в длительном процессе самовоспитания. Основой этого процесса Конфуций полагал постоянную требовательность к себе, постоянное поддержание самодисциплины и тотальный самоконтроль. Этически ориентированный рационализм был доминантой, определяющей социально-семейные нормы жизни китайцев.

Широкий комплекс философских мыслей и идей в Древней Индии представляет собой интерпретацию и переложение ведических гимнов (период с IIтыс. до VIв. до н.э.). До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады -содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма). Все школы индийской философии классифицируют в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды как источники философской традиции.

Ортодоксальные системы: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика–признают авторитет Вед. Учения, оппозиционные Ведам –буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. Происхождение термина «чарвака» не совсем ясно. Термин «локаята», или «локаятика», происходит от «локаятана» – «точка зрения обычных людей». Этот термин говорит о близости учения чарваков к обыденному сознанию.

Согласно учению джайнистов (сторонников джайнизма), совершается вечный, не управляемый никаким Богом мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимается в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности. Буддизм – это и религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой, 560-483 гг. до н. э.).Согласно его учению, все в мире преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.

Истина, ее критерии. Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающеес субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека. Форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая степень ее точности и полноты, которая достижима на данном уровне познания, называется относительной истиной. Таким образом, в развитии человеческого познания происходит постоянная смена одних относительных истин другими более полно и точно выражающими объективную истину. И процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание, о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина - это ступенька, шаг, приближающий нас к абсолютной истине.

Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы объективной истины. Наши знания всегда относительны, так как зависят от уровня развития общества, техники, науки, культуры и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем ближе мы приближаемся к абсолютной истине. То есть каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной и наоборот: абсолютная истина - это недостижимый предел бесконечных последовательностей истин относительных.

Заблуждение - это разница, которая отличает относительную истину от абсолютной.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи; 6. практика.

Билет №5

Философия сознания.

Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела). В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остаётся самым тёмным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.

Объективный идеализм сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания». Материалистическое объяснение природы сознания известно как теория отражения. Сознание -свойство высокоорганизованной материи, мозга, высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку. Сознание–высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание –наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии, то есть обращенности сознания на само себя –мышлению, способность к предметно-практической деятельности. Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность (нематериальная сущность сознания), интенциональность (направленность на предмет –что-то всегда является предметом сознания), идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи). Результатом данной способности явилась выработка системы передачи и распространения содержания сознания –языка. Сознание личности как Социально психический феномен включает три функционально -содержательных направления: мировоззрение, идеология, самосознание

 

Билет №6

Философское учение Платона – первая система, в которой присутствуют все основные разделы античной фи­лософии: онтология, гносеология, этика, эстетика, учение о государстве.

Онтология Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму.
Согласно Платону, в основе чувственно воспринимаемого мира нахо­дятся бестелесные идеи. Идеи это вечные, неизменные, умопостигаемые прообразы вещей, которые и являются единственной подлинной реальностью (бытием). Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным. В мире идей, не обладающих телесностью и находящихся вне времени и пространства, есть своя иерархия, которая завершается высшей идеей – идеей Блага как высшего совершенства, нередко понимаемого Платоном как Бог, к которому стремятся все другие идеи.

Из онтологии Платона вырастает его гносеология (теория познания), которая опирается на учение о душе. Признавая смертность тела человека, мыслитель отстаивает мысль о бессмертии его души, которая не умирает, а лишь освобождается от телесной оболочки и воспаряется в мир идей. Вселяясь же при рождении человека в его тело, душа в процессе приобретения человеком жизненного опыта «припоминает» те идеи, которые созерцала в мире идей.

Мыслитель полагал, что условием нравственности является истинное знание. Таковым, в определенной мере, может обладать душа (она состоит из трех частей – разумной, аффектной (волевой) и вожделеющей (чувственно-деятельной). Платон исходит из того, что только активная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т. е. доброде­тели. Платон выделяет четыре основные добродетели: мудрость, мужество (храбрость), самообладание, умеренность; объединяет и гармонизирует их пятая высшая добродетель – справедливость.

Платон считается разработчиком теории идеального государства. Идеальное государст­во возникает, согласно Платону, как общество трех социальных групп (классов), подразделяющихся в зависимости от того, какая из названых частей души является определяющей. Это:– правители (носители добродетели мудрости) – философы; – носители добродетели мужества – стратеги, воины; – носители добродетели умеренности – производители, земледельцы и ремесленники.

Добродетель же справедливости Платон считал общегосударственной, благодаря этой добродетели каждый осуществляет то, к чему более приспособлена его душа. Соответствие этих моментов, т. е. добродете­лей и видов занятий, достижимое на путях правильного воспитания, обеспечивает справедливость, идеальный строй в обществе

Материя и движение. Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Атрибуты материи: движение, пространство и время. Мир представляет собой движущуюся материю, имеющую бесконечный ряд уровней организации. Любое конкретное явление, процесс, отношение (и духовное, и материальное) подвержено изменениям. Специфика динамики мира воспроизводится с помощью категорий «движение», «развитие», «покой».

По отношению к материи движение есть способ ее существования. Связи и отношения вещей, предметов и процессов реального мира приводят к тому, что мир структурируется, порождая устойчивые формы своего бытия. В рамках этих процессов происходит развитие мира. Развитие – это закономерные необратимые качественные изменения. Следовательно, можно утверждать наличие двух типов движения:

1) изменения, приводящие к преобразованию качества (внутривидовые, внутриструктурные, межвидовые, межструктурные), это – развитие;

2) изменения, происходящие при сохранении качества; это – тот тип изменения, при котором сохраняется относительная устойчивость всякого сущего. Такое состояние можно обозначить как покой.

 

Билет №7

Аристотель. Тройственную структуру Платона (мир идей, чувственный мир, материя) Аристотель (384–322 гг. до н. э.) заменяет двойственной – форма и материя. Для Аристотеля форма без материи не может существовать. Аристотель в то же время не отождествляет бытие с идеями. Признавая существование идей – сущностей (он называет их формами), Аристотель полагает, что они находятся в реальном мире вещей и являются внутренними движущими силами вещей и неотделимы от них. Материя у Аристотеля – это первичный материал, предпосылка вещей. Вещи содержатся в материи лишь в возможности, превращает же их в действительность форма – подлинная сущность вещей. И материя, и формы вечны, т. е. существуют всегда, Реальные вещи являются соединением материи и определенной формы. Например, для человека формой является душа, а материей – тело.

Высшей формой, содержащей в себе потенциал всех изменений материи, в том числе и изменчивости Космоса в целом, согласно Аристотелю, должен быть Бог, или неподвижный перводвигатель, – чистая энергия, сам себя мыс­лящий ум (нус), запредельный Космосу.

Аристотелю принадлежит разработка первого в истории философии учения о формах движения. Он выделяет пять таких форм: 1) возникновение; 2) уничтожение; 3) изменение по качеству; 4) изменение по количеству; 5) перемещение.

Ступенями природы, по Аристотелю, являются неорганический мир, растение, животное, человек. Человек отличается от животного наличием разума. Разум обусловливает действия человека, прежде всего он формирует его волю, В области этики Аристотель исходит из того, что главное для человека – разумное поведение, умеренность. Этика Аристотеля органично перерастает в учение о государстве. Его со­циально-политические взгляды состояли в следующем: человек – существо обществен­ное. В сферу его жизни входят семья, государство, назначение которого – охрана интересов свободных граждан посредством законов. Формы государственного правления Аристотель делит: – на правильные (монархия, аристократия, полития); – неправильные (плутократия, тирания, демократия). Наилучшей формой государства Аристотель называет политию (умеренную демократию) – правление среднего класса на основе Конституции.

Билет №8

Основные принципы философии средневековья. Средневековая европейская философия - содержательный и продолжительный этап, связанный с христианством (5 - 15 вв.). Специфику философских проблем и выбор способов их разрешения определяли догматы Священного писания. Основные принципы средневековой философии: 1. Принцип абсолютной личности — 2. Теоцентризм —Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозныхпредставлений;. 3. Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален. 4. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. 5. Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога. 6. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями (телом и душой), а тремя. К первым двум добавляется "дух" (духовность) — причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. 7. Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божего". 8. Средневековая герменевтика — искусство интерпретации текстов. 9. Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма. 10. Истолкование природы универсалий.(общих философских понятий).

Фома Аквинский (1221 - 1274) в решении философских проблем, связанных с соотношением веры и разума, опирался на философию Аристотеля.. Аквинский приходит в результате к выводу о гармонии веры и разума. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении человека к познанию истины. Путь к истине имеет две дороги: путём веры, откровения - это короткий, непосредственный путь (но, замечает, Аквинский, откровение - большая редкость), поэтому есть ещё путь разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами. Разум начинает с фактов, ощущений и приходит к истине, объясняет бытие бога. Разум и наука, опирающиеся на факты природы, не противоречат церкви и вере, а теология не подменяет философию и науку. Тем не менее, Аквинский считал всё-таки, что философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается. Христианская истина Аквинским ставилась выше разума, но она, по его мнению, не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Всё это сделало его учение официальной доктриной церкви и получило название «томизм».
Глубокая и в известной степени полная характеристика философии средневековья была дана Гегелем, который отметил такие её черты как авторитаризм, поскольку истина в философии отцов церкви задана наперёд положениями вероучения. Отсюда несвобода как другая определяющая черта этой философии. С другой стороны, Гегель в качестве заслуги средневековой философии отметил её роль в разработке гносеологического вопроса о соотношении между индивидуальным и всеобщим. Вокруг этого вопроса велись споры между номиналистами и реалистами. Важным, на взгляд Гегеля, было также онтологическое доказательство бытия божия, которое было развито в средневековой философии. Значение этого доказательства Гегель видел в том, оно снимало противоположность бытия и мышления.

 

Отношение к проблеме культура-цивилизации в истории философии. В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация». Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Иммануила Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. Культура же – это не просто образцы поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».

Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мнению Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация – это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием. Цивилизация, по Тойнби, является ответом общества на вызовы окружающей среды. За ростом и расцветом цивилизаций следует надлом и упадок.

Согласно Тойнби и Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные.

В современной социальной философии выделяются доиндустриальный (сельскохозяйственное производство и торговля), индустриальный (промышленное производство) и постиндустриальный (развитие научного знания, информационных технологий и сферы услуг) типы цивилизации.

 

Билет №9

философия возрождения. Главные черты философии эпохи Возрождения – стремление познать мир через естественные науки, которые зародились в Древней Греции и были непочтительно забыты в темные средние века, внимание к человеку, к таким категориям, как свобода, равенство, к неповторимой ценности – человеческой жизни. - Философия эпохи Возрождения кратко усвоила основы античного наследия, но значительно модифицировала и дополнила их. Новое время ставило перед человеком несколько иные вопросы, чем за 2000 лет до того, хотя многие из них актуальны во все эпохи. Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как: Антропоцентризм философского и научного поиска. Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила. Особое внимание к естественным и точным наукам. Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть. Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному. Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека).

Имя Эразма Роттердамского (ок. 1469—1536 гг.) стало своего рода символом Эпохи Возрождения. В самом деле, человек выдающегося литературного таланта и огромнейшего трудолюбия, Эразм Роттердамский еще при жизни был назван "королем гуманистов", став как бы общеевропейским лидером гуманистического движения. В "философии Христа" Эразм Роттердамский напрямую связал гуманистические взгляды своих предшественников с христианским вероучением, считая, что истинный смысл гуманизма Эпохи Возрождения — обновление человеческой природы путем возрождения Христовых заповедей в душе всякого человека. "Что есть философия Христа, которую Он Сам называет возрождением, если не обновление природы, сотворенной благой? — спрашивает Эразм. Следовательно, искренняя вера, истинная христианская любовь, истовая надежда на спасение — все это и составляет суть "философии Христа". Гавной идеей Эразма был призыв к очищению — гуманистический идеал человека воплотим в жизнь лишь тогда, когда сам человек в простоте и искренности веры максимально приблизится к образу Христа. Именно этот тезис лежал в основе критического отношения Эразма и к социально-политической действительности тогдашней Европы, и к нравственному состоянию людей, и к роли Церкви, которая, по мнению Эразма, слишком отдалилась от идеала первой, апостольской Церкви.

Билет № 10

Научные открытия эпохи ренессанса. Н Коперник. Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это время зарождения капиталистич. отношений, складываний национальных госуд-в и абсолютных монархий, глубоких соц-х и религиозных конфликтов, бурного развития естествознания и великих географич. открытий. Николай Коперник (1473 — 1543)-польский астроном, опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: • Земля не явл-ся центром Вселенной (отвергался геоцентризм -Земля-центр Вселенной); • Солнце явл-ся центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом -Солнце-центр), Земля вращается вокруг Солнца; • все космические тела движутся по собственной траектории; • космос бесконечен; • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно (1548 — 1600)-ф-ф и поэт,развил и углубил философ­-е идеи Коперника: • Солнце явл-ся центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; • Вселенная не имеет центра и бесконечна; • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; • число миров во Вселенной бесконечно; • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что име­ется на них, обладают свойством движения; • не сущ-т Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Цер­ковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил пра­вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: • изобрел телескоп; • с помощью телескопа исследовал небесные тела; • доказал, что небесные тела движ-ся не только по траекто­рии, но и одновременно вокруг своей оси; • обнаружил пятна на Солнце иразнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне; • открыл спутники вокруг других планет;

• исследовал динамику падения тел; • доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, кото­рый заключался в: • наблюдении; • выдвижении гипотезы; • расчетах воплощения гипотезы на практике; • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдви­нутой гипотезы. Также Г. считается основателем механицизма- т.е. вселенная рассм-чя как гигантский механизм, а сложные природные процессы-как комбинации простейших причин, главная из них-механическое движ-е.

Билет № 11

Билет №12

Философия Герцена.

 

Билет №13

Р. Декарт и рационализм. Огромная роль в утверждении позиций философии в качестве познавательной дисциплины в общественной жизни принадлежит французскому мыслителю Рене Декарту (1596–1650). Прежде всего он утвердил в праве на самостоятельное существование человеческое «Я», человеческое мышление, независимое ни от чего, в том числе от Бога. Человеческий ум, разум, по Декарту, – это независимая ни от кого и ни от чего субстанция. Более того, без Я, человеческого мышления трудно представить что-либо существующим. Отсюда знаменитое декартовское изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую. Декарт не отвергает право Бога, а следовательно, религии на существование, но он отрицает за ними право быть началом философствования. Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии. Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности, то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто».

В области познания для Декарта исходным выступает мыслящее Я, то есть человеческое сознание. Ни Бог, ни вера, а человек, его мысль является источником и средством постижения знания.

 

Богданов. (1873 – 1928)

Известный российский философ-системолог и общественный деятель А.А. Малиновский (принявший в последствии псевдоним «Богданов») В 1899 г он закончил медицинский факультет Харьковского университета, однако, вступив в 1896 году в Российскую социал-демократическую рабочую партию (в будущем Коммунистическую партию большевиков), избрал путь профессионального революционера. На рубеже 20 века Богданов был одним из активнейших членов социал-демократического движения, ближайшим сподвижником и другом В.И. Ленина. Неоднократно избирался на руководящие должности большевистской партии, в 1905 г. организовал первую легальную большевистскую газету.

В 1909 г., по идеологическим сображениям, Богданов отошел от большевизма и вскоре прекратил свое участие в революционном движении, посвятив себя научным и литературным занятиям. В 1913 г. выходит первая часть его главного труда «Всеобщая организационная наука (Тектология)». Две остальных части выйдут в 1917 и 1922 гг. В годы первой мировой войны Богданов служил на фронте военным врачом. После революции участвовал в создании «Пролетарского университета», а затем в 1926 г. стал основателем и директором Института переливания крови в Москве. Скончался Богданов после неудачного эксперимента, сделав себе переливание крови больного человека.

Состояния равновесия сменяются состояниями нарушения равновесия или кризисами, изучение которых составляет задачу организационной диалектики. Основываясь на этих положениях, Богданов рассматривает несколько схем развития, которые, нося универсальный характер, могут быть применены к различным природным и общественным процессам. Так, в частности, он полемизирует с К. Марксом и В.И. Лениным, считая, что разделение общества на классы происходит в зависимости не от владения средствами производства, а от владения организационным опытом. Классы возникают в результате выделения в родовой общине патриарха-организатора; господствующим классом является класс организаторов производства; путь же к уничтожению классов лежит не через завоевание власти, а через усвоение организационного опыта всеми представителями общества, т.е., прежде всего, благодаря эффективной образовательной системе.

Разумеется, в 1917 и последующих годах такая точка зрения не встречала понимания в советской России. Близко знавший Богданова, В.И. Ленин неоднократно и резко критиковал его научные взгляды, хотя, по-видимому, относился к нему с уважением, благодаря высоким нравственным качествам А. Богданова и его несомненным таланту и отваге. Тем не менее, несмотря на множество оригинальных и, безусловно, интересных идей, во многом предвосхитивших будущие принципы системологии и кибернетики (принцип обратной связи), учение А. Богданова оказалось преданным забвению у себя на родине, оставаясь практически неизвестным для западных исследователей. Лишь в последние годы, благодаря деятельности его сына, известного специалиста в области теории системного анализа, А.А. Малиновского, труды А. Богданова получают свое второе рождение.

Иную судьбу имела созданная в более поздние годы, но весьма близкая по духу тектологии «общая теория систем» знаменитого австрийского философа и биолога Людвига фон Берталанфи, принесшая ее автору мировую известность и звание нобелевского лауреата.

 

 

Билет №14

Характеристика просвещения. Вольтер, Русо. XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Вся просветительская работа в Новое время строилась на падении авторитета церкви и роста авторитета философии и науки.

Вольтер родился в Париже в семье нотариуса, учился в колледже и изучал право. Он был сатириком и за неуважительное отношение к регенту был заключён в Бастилию, где написал трагедию «Эдип». После освобождения, Вольтер был выслан а Англию. Вольтер стал символом эпохи, его имя связали с подготовкой Великой Французской революции, хотя сам он был приверженцем мирных реформ. Также, известно, что его идеи были весьма популярны в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 9915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.059 с.)