Религия как феномен культуры. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как феномен культуры. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого.



Буквальное значение термина «религия» – связывание, вторичное обращение (к чему-либо).

Классификация религий: 1. Родоплеменные примитивные древние верования. (не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.) 2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа). 3. Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама.

Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог – многобожие.

Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же - играть прямо противоположную роль. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня - от приходских общин до этносов.

В. Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) (1877—1961) защитил докторскую диссертацию по медицине в 1915 г. В советский период (20-е — 40-е годы) 12 лет провел в ссылке и тюрьмах Сибири за принятие священнического сана. Руководил кафедрами медицины Туркестанского, Красноярского и Тамбовского университетов и издал ряд известных в России работ в области хирургии. Вместе с тем он был глубоко верующим человеком, церковным священнослужителем, с 1946 по 1961 гг. — архиепископом Крымским и Симферопольским. Лука разрабатывал проблемы православной философии.

Работа архиепископа Луки «Дух, душа и тело» посвящена, главным образом, рассмотрению антропологических проблем. В трактате «Дух, душа и тело» архиепископ Лука размышлял о введённом им понятии христианской антропологии, рассматривавшей человека как единство трёх составляющих: духа, души и тела. Сердце он определяет как орган общения человека с Богом, как орган богопознания.

Автор приводит примеры передачи духовной энергии от человека к человеку (врач и больной, мать и ребёнок, единение симпатий или гнева в театре, парламенте, «дух толпы», поток храбрости и отваги) и спрашивает: «Что же это, как не духовная энергия любви?». Войно-Ясенецкого не удовлетворяет объяснение памяти теорией молекулярных следов в мозговых клетках и ассоциативных волокнах. Он убежден, что «кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти». Таковым он считает «дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функции мозга». Считая, что «мир имеет своё начало в любви Божией» и людям дан закон «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», Войно-Ясенецкий убежден, что должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, бесконечного совершенствования духа — вечное бессмертие.

 

С точки зрения концепции мира, разработанной Войно-Ясенецким, «мертвой природы» не существует, вся она оживотворена Духом Божиим, между неорганической и органической природой нет четких границ, ибо они стираются благодаря основному для природы закону движения

Билет№3

Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический. Сократ (469–399 до н. э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях. «метафизика» - метод, противоположный диалектическому. Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания.

Экзистенцианализм. Экзистенциализм–направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциализм оформился на рубеже 20 –30-х гг. XXв. Германии, затем получил распространение во Франции и других европейских странах, Экзистенциализм возник в драматические годы мировых войн и революций, социального и экономического кризисов как отражение трагизма душевного самочувствия человека. Это пессимистическая философия, отражающая существование человека в мире острейших социально-исторических катаклизмов и природных катастроф. Представители экзистенциализма: Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер. Русские философы Л.Шестов и Н.Бердяев, жившие в эмиграции, тоже активно занимались экзистенциальной проблематикой. Для экзистенциализма, как отмечалось, весьма характерны своеобразные термины и понятия, в числе которых ключевыми являются категории – человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто.

Бытие, по представлениям экзистенциалистов, –может быть постигнуто как некая изначальная, непосредственная, целостность субъекта и объекта. Бытие дается непосредственно, в виде собственного бытия – существования, или экзистенции. Экзистенция – это средоточие человеческой личности, это судьба-призвание, которой человек вынужден беспрекословно подчиняться. Он испытывает постоянный страх, боясь потерять жизнь или какие-никакие жизненные блага. Страх – это боязнь не исполнить своего предназначения. В результате человек оказался перед лицом мира без Бога, толкуемого как «ничто». А с точки зрения экзистенциализма Бог – это трансцендентное, в свою очередь трансценденция есть «ничто», выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. «Ничто» нельзя сделать объектом мысли, его прямо и непосредственно обнаруживает особое человеческое состояние – страх. «Ничто» принадлежит самому человеческому бытию и раскрыть его природу – задача истинной философии. Таковы общие принципы экзистенциализма, главные познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира.

 

Билет №4

Философия древнего востока, индия, китай.

При всем многообразии философских школ в Древнем Китае основными явились конфуцианство и даосизм. Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Дао всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. В учении о дао обнаруживаются элементы первоначальной диалектики. Одна из главных категорий даосизма –Недеяние. Любое усилие по отношению к природе увеличивает противоречие между человеком и миром. Наиболее авторитетным древнекитайским философом был Конфуций. Он первый придал китайской культуре философский смысл. Его учение направлено на осмысление морально-этических и политических отношений в обществе. В центре внимания конфуцианства –отношение человека к обществу, государству, семье. Основополагающие принципы: жить в обществе и для общества; слушаться старших по возрасту и по званию; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. Моральные качества, хотя и являются врожденными, но для своего воплощения в жизнь нуждаются в длительном процессе самовоспитания. Основой этого процесса Конфуций полагал постоянную требовательность к себе, постоянное поддержание самодисциплины и тотальный самоконтроль. Этически ориентированный рационализм был доминантой, определяющей социально-семейные нормы жизни китайцев.

Широкий комплекс философских мыслей и идей в Древней Индии представляет собой интерпретацию и переложение ведических гимнов (период с IIтыс. до VIв. до н.э.). До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады -содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма). Все школы индийской философии классифицируют в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды как источники философской традиции.

Ортодоксальные системы: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика–признают авторитет Вед. Учения, оппозиционные Ведам –буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. Происхождение термина «чарвака» не совсем ясно. Термин «локаята», или «локаятика», происходит от «локаятана» – «точка зрения обычных людей». Этот термин говорит о близости учения чарваков к обыденному сознанию.

Согласно учению джайнистов (сторонников джайнизма), совершается вечный, не управляемый никаким Богом мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимается в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности. Буддизм – это и религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой, 560-483 гг. до н. э.).Согласно его учению, все в мире преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.

Истина, ее критерии. Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающеес субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека. Форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая степень ее точности и полноты, которая достижима на данном уровне познания, называется относительной истиной. Таким образом, в развитии человеческого познания происходит постоянная смена одних относительных истин другими более полно и точно выражающими объективную истину. И процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание, о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина - это ступенька, шаг, приближающий нас к абсолютной истине.

Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы объективной истины. Наши знания всегда относительны, так как зависят от уровня развития общества, техники, науки, культуры и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем ближе мы приближаемся к абсолютной истине. То есть каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной и наоборот: абсолютная истина - это недостижимый предел бесконечных последовательностей истин относительных.

Заблуждение - это разница, которая отличает относительную истину от абсолютной.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи; 6. практика.

Билет №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.185.100 (0.01 с.)