Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия как феномен культуры. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Буквальное значение термина «религия» – связывание, вторичное обращение (к чему-либо). Классификация религий: 1. Родоплеменные примитивные древние верования. (не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.) 2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа). 3. Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог – многобожие. Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же - играть прямо противоположную роль. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня - от приходских общин до этносов. В. Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) (1877—1961) защитил докторскую диссертацию по медицине в 1915 г. В советский период (20-е — 40-е годы) 12 лет провел в ссылке и тюрьмах Сибири за принятие священнического сана. Руководил кафедрами медицины Туркестанского, Красноярского и Тамбовского университетов и издал ряд известных в России работ в области хирургии. Вместе с тем он был глубоко верующим человеком, церковным священнослужителем, с 1946 по 1961 гг. — архиепископом Крымским и Симферопольским. Лука разрабатывал проблемы православной философии. Работа архиепископа Луки «Дух, душа и тело» посвящена, главным образом, рассмотрению антропологических проблем. В трактате «Дух, душа и тело» архиепископ Лука размышлял о введённом им понятии христианской антропологии, рассматривавшей человека как единство трёх составляющих: духа, души и тела. Сердце он определяет как орган общения человека с Богом, как орган богопознания. Автор приводит примеры передачи духовной энергии от человека к человеку (врач и больной, мать и ребёнок, единение симпатий или гнева в театре, парламенте, «дух толпы», поток храбрости и отваги) и спрашивает: «Что же это, как не духовная энергия любви?». Войно-Ясенецкого не удовлетворяет объяснение памяти теорией молекулярных следов в мозговых клетках и ассоциативных волокнах. Он убежден, что «кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти». Таковым он считает «дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функции мозга». Считая, что «мир имеет своё начало в любви Божией» и людям дан закон «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», Войно-Ясенецкий убежден, что должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, бесконечного совершенствования духа — вечное бессмертие.
С точки зрения концепции мира, разработанной Войно-Ясенецким, «мертвой природы» не существует, вся она оживотворена Духом Божиим, между неорганической и органической природой нет четких границ, ибо они стираются благодаря основному для природы закону движения Билет№3 Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический. Сократ (469–399 до н. э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях. «метафизика» - метод, противоположный диалектическому. Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания. Экзистенцианализм. Экзистенциализм–направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциализм оформился на рубеже 20 –30-х гг. XXв. Германии, затем получил распространение во Франции и других европейских странах, Экзистенциализм возник в драматические годы мировых войн и революций, социального и экономического кризисов как отражение трагизма душевного самочувствия человека. Это пессимистическая философия, отражающая существование человека в мире острейших социально-исторических катаклизмов и природных катастроф. Представители экзистенциализма: Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер. Русские философы Л.Шестов и Н.Бердяев, жившие в эмиграции, тоже активно занимались экзистенциальной проблематикой. Для экзистенциализма, как отмечалось, весьма характерны своеобразные термины и понятия, в числе которых ключевыми являются категории – человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто. Бытие, по представлениям экзистенциалистов, –может быть постигнуто как некая изначальная, непосредственная, целостность субъекта и объекта. Бытие дается непосредственно, в виде собственного бытия – существования, или экзистенции. Экзистенция – это средоточие человеческой личности, это судьба-призвание, которой человек вынужден беспрекословно подчиняться. Он испытывает постоянный страх, боясь потерять жизнь или какие-никакие жизненные блага. Страх – это боязнь не исполнить своего предназначения. В результате человек оказался перед лицом мира без Бога, толкуемого как «ничто». А с точки зрения экзистенциализма Бог – это трансцендентное, в свою очередь трансценденция есть «ничто», выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. «Ничто» нельзя сделать объектом мысли, его прямо и непосредственно обнаруживает особое человеческое состояние – страх. «Ничто» принадлежит самому человеческому бытию и раскрыть его природу – задача истинной философии. Таковы общие принципы экзистенциализма, главные познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира.
Билет №4 Философия древнего востока, индия, китай. При всем многообразии философских школ в Древнем Китае основными явились конфуцианство и даосизм. Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Дао всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. В учении о дао обнаруживаются элементы первоначальной диалектики. Одна из главных категорий даосизма –Недеяние. Любое усилие по отношению к природе увеличивает противоречие между человеком и миром. Наиболее авторитетным древнекитайским философом был Конфуций. Он первый придал китайской культуре философский смысл. Его учение направлено на осмысление морально-этических и политических отношений в обществе. В центре внимания конфуцианства –отношение человека к обществу, государству, семье. Основополагающие принципы: жить в обществе и для общества; слушаться старших по возрасту и по званию; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. Моральные качества, хотя и являются врожденными, но для своего воплощения в жизнь нуждаются в длительном процессе самовоспитания. Основой этого процесса Конфуций полагал постоянную требовательность к себе, постоянное поддержание самодисциплины и тотальный самоконтроль. Этически ориентированный рационализм был доминантой, определяющей социально-семейные нормы жизни китайцев. Широкий комплекс философских мыслей и идей в Древней Индии представляет собой интерпретацию и переложение ведических гимнов (период с IIтыс. до VIв. до н.э.). До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады -содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма). Все школы индийской философии классифицируют в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды как источники философской традиции. Ортодоксальные системы: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика–признают авторитет Вед. Учения, оппозиционные Ведам –буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. Происхождение термина «чарвака» не совсем ясно. Термин «локаята», или «локаятика», происходит от «локаятана» – «точка зрения обычных людей». Этот термин говорит о близости учения чарваков к обыденному сознанию. Согласно учению джайнистов (сторонников джайнизма), совершается вечный, не управляемый никаким Богом мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимается в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности. Буддизм – это и религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой, 560-483 гг. до н. э.).Согласно его учению, все в мире преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя. Истина, ее критерии. Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающеес субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека. Форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая степень ее точности и полноты, которая достижима на данном уровне познания, называется относительной истиной. Таким образом, в развитии человеческого познания происходит постоянная смена одних относительных истин другими более полно и точно выражающими объективную истину. И процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание, о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина - это ступенька, шаг, приближающий нас к абсолютной истине. Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы объективной истины. Наши знания всегда относительны, так как зависят от уровня развития общества, техники, науки, культуры и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем ближе мы приближаемся к абсолютной истине. То есть каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной и наоборот: абсолютная истина - это недостижимый предел бесконечных последовательностей истин относительных. Заблуждение - это разница, которая отличает относительную истину от абсолютной. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи; 6. практика. Билет №5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.107 (0.009 с.) |