Корни: развитие религии индусов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корни: развитие религии индусов



Раймонд Хаммер

Корни индуизма (в современном понимании) уходят в глубь тысячелетий. Что же известно о древнейших формах этой религии индийского субконтинента?

Храмы-крепости

Самые древние из имеющихся свидетельств получены в результате раскопок, начатых в 1922 г. в штате Пенджаб и долине реки Инд Однородная урбанистическая культура зародилась в третьем тысячелетии до н.э.. к ней относятся два города, в которых производились раскопки: Хараппа. древняя столица Пенджаба па берегу реки Рави. и Мо.хенджо-даро. расположенный в 645 километрах от него на берегу Инда, в штате Синдх.

Не подлежит сомнению, что для жителей этих городов реки

к первостепенное значение. так как от их разливов зависело плодородие земли. Не меньшее значение имела для людей этого древнего мира ритуальная чистота. поэтому в храмах практиковались (и практикуются до сегодняшнего дня) церемонии омовения. Ритуальные купания не ограничивались принятием ванн в святилищах. Люди купались прямо в реках, которые давали жизнь их общинам и поэтому считались "реками жизни" и. следовательно, священными.

Находки из храмов-крепостей свидетельствуют о единстве политического и религиозного укладов. Тут можно провести параллель с сакральным характером царской власти в Древнем Вавилоне, где царь считался сыном божества.— в обоих случаях в этой роли выступала Мать-Богиня. символ созидания и продолжения жизни. Найдено множество статуэток этой богини, которые символизируют происхождение жизни (фигурки беременных женшин) или воспитание потомства и продолжение рода (фигурки с увеличенными грудями). Все эти свидетельства относятся к периоду матриархата, из которого в современную Индию пришло множество богинь. Похоже, что в каждой деревне есть собственная богиня, почитаемая в качестве дарительницы жизни и плодородия. Их также можно рассматривать как воплощение женского начала, шакти, в истории развития индуизма.

Существуют также изображения мужского бога с рогами и тремя лицами (по всей видимости. символизирующего триаду. тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов. Брахмы, Вишну и Шивы). Он изображался в виде йога (того. кто практикует йогу, путь самосовершенствования) в позе созерцания. Его часто можно видеть в окружении животных, и, возможно, он является предвестником великого бога Шивы. о котором часто говорят как о

Повелителе животных. Среди находок представлены символы плодородия, лингам и йони (в виде мужских и женских половых органов), до сих пор почитаемые в народных формах индуизма.

Вера ариев

В середине второго тысячелетия до н.э. арийские (буквально "благородные") племена наводнили Индию, принеся с собой свой язык и традиции, которые в огромной мере повлияли на древние религии, верования и обряды, хотя и никоим образом не вытеснили их. В Индии их язык развился в то, что сейчас называется санскритом,— родственным греческому, латинскому и другим языкам индоевропейской семьи. Их религия тоже, похоже, имела тесные связи с Грецией времен Гомера. Во всяком случае в пантеон арийских богов входят боги "Илиады" и "Одиссеи" — олицетворение основополагающих сил природы. В то время как древняя религия долины Инда, по-видимому, включала в себя ритуалы йоги, самоотречения и очищения — которые до сих пор определяют лицо каждого "святого человека" в Индии,— арии, судя по всему, больше внимания уделяли реальному миру. Первоначально они были кочевниками (возможно даже, что они пришли из Прибалтики). Живые религии Востока

Арии ценили "открытость" природы — деревья, поля, небо и так далее. Подобно грекам времен Гомера, свои жертвы они приносили богам, представлявшим силы природы. Характерной чертой их ритуальной практики являлось принесение в жертву животных. Если местом религиозных собраний для древних почитателей богов служили берега рек, то арии собирались вокруг огня и там проводили свои церемонии.

К сожалению, археологи не располагают находками периода раннего арийского поселения. но все же существуют литературные памятники (написанные, вероятно, примерно в 800 г. до н.э., но отражающие многовековые устные поэтические традиции). Ведические тексты ("vid" обозначает "знание") сохранили для потомков свидетельства древних верований арийских племен.

Песни знания: Ригведа

Ригведа ("песни знания") является самым древним из подобных свидетельств. Многие из религиозных гимнов этого сборника могли быть созданы, когда ведические племена обосновались в центральной Азии. Но большинство, вероятно, все-таки

датируется периодом после заселения Индии. В более поздние времена их стали считать откровениями Брахмы (всеобъемлющего источника всего живого), полученными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши). Считалось, что мудрецам дарована возможность постижения знания, которое считалось бессмертным (отсюда термин санатана — "вечная" — дхарма) и божественным. Позднее было проведено различие между тем. что было получено в результате откровения (шрути). и тем. что лишь сохранялось в памяти (смрити) и. следовательно, несло в себе не прямое, а опосредованное вдохновение.

Боги

Ригведа состоит из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одному конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Самым популярным является Индра, который изображен в виде воина, победившего силы зла и положившего начало миру. Бог Агни персонифицирует священный огонь (от латинского ignis) и таким образом связывает небо и землю, передавая брошенные жрецами в огонь

приношения небесным богам.

"Пусть Агни. превозносимый древними и современными оракулами. приведет богов сюда".

Божественные родители, Небо и Земля, символизируют безграничность природы. Их союз является свидетельством неразрывной связи двух миров, небесного и земного. Варуна (греческий Уран) командует всеми богами, так как он отвечает за соблюдение правил проведения обрядов (рита) и соблюдение божественных законов (дхарма). Он управляет космическим порядком и следит за соблюдением законности как на небесах, так и на земле.

Веды проводят различие между понятиями Души мира (пуруша) и сущности (пракри-ти). Первое отождествляется с космической жертвой, которая вызвана необходимостью поддержания порядка в жизни. Без жертвы не может быть жизни, поэтому различные части Мировой Души служат базой для поддержания общественного по^ядка в человеческом обществе. е уста (брамины) отвечают за духовный порядок, руки ее (раджи, позднее получившие название кшатрии) управляют, бедра ее составляют землевладельцы. купцы и банкиры (вайшья), а

Индуизм за пределами Индии

Раймонд Хаммер

Начиная с VII века н.э. индуистская культура начала распространять свое влияние по всей юго-восточной Азии, хотя для этого ей пришлось часто вступать в конфликт с буддизмом, который также начал свое распространение из Индии в третьем веке до н.э.

Индуистское влияние продлилось около.восьмисот лет, но потом начался конфликт с исламом — особенно на островах Индонезии — и индуизму пришлоЬь отступить везде, кроме

Бали, где он сохраняет свои позиции до сегодняшнего дня. Свидетельством индуистского влияния, и особенно цикла Рамаяны, служат скульптуры Ангкор Ват в Кампучии.

Куда бы ни отправлялись индийцы, они несли с собой свою культуру и религию, и это распространение затронуло Северную и Южную Америку, Тихоокеанский бассейн и Африку, а также Великобританию. Индуистские свами и гуру обосновались в различных частях Европы и Америки, а группы Харе Кришна вообще стали обычным явлением по всему миру.

Со времен подвижничества Е. Блаватской в прошлом веке и Чикагского Конгресса Религий в 1893 г. индийская религиозная мысль и практика получили широкое развитие. Особую популярность приобрели йога и посещение ашрамов (общинных центров благотворительности и медитации). Движение

Новой Эры возродило концепцию реинкарнации, восстановило статус гуру и возродило практику общинной благотворительности и йоги. Общество Трансцендентальной Медитации тоже черпало свои силы из йогических сутр, подчеркивая важность индуистской идеи перерождения. Для многих людей на Западе индуизм — это прежде всего возможность углубиться в недра сознания, современная версия тенденции Упанишад. Развитие религии индусов

стопами ее служат рабочие, ре-местеники и крестьяне (шудра). (Скорее всего, шудра — это покоренное местное население. попавшее под иго арийских завоевателей.)

Власть жрецов

Приоритет класса жрецов связан с решающим значением, которое придавалось жертвоприношениям и магическому применению религиозных песнопений. Только жрецы могли организовать общение людей с коемнчес-силами и обеспечить продолжение жизни. Доминирующее влияние жрецов не могло быть достигнуто без борьбы, так как правящий класс не мог просто уступить свою власть. Только по мере усложнения обрядов и церемоний жрецы получили возможность укрепиться в верхних эшелонах власти.

Но наряду с этим Веды отражают усиление тенденции, которая должна была привести к появлению Упанишад (Веданты, конца Вед), с которыми придет конец существующему миру. В древнем мифе о сотворении мира бог Индра играет роль конкретного создателя сушего из небытия. В более поздних версиях Единый Бог. описанный в виде конкретного лица, уступает место Тому — безличному выражению созидательной силы.

Может возникнуть вопрос: "Кто может знать точно, кто может однозначно объяснить: откуда это взялось и из чего возникло творение... сделал это он или он не делал этого?... только он знает, а может быть, даже он не знает".

Из предыдущего абзаца можно понять, почему философские рассуждения о конкретном и абстрактном легче вести в негативном. чем в позитивном ключе, и почему релятивизм был взят за основу во всех попытках описания абсолютной истины.

Классы и касты Из четырех классовых групп. описанных в мифе о сотворении мира, развилась идея о том. что иерархическая структура общес

тва является частью божественного замысла природного порядка. Классы (варны — цвета) послужили основанием возникновения большого количества родовых групп (джати). которые разделяли семьи на группы в зависимости от выполняемых функций в жизни общины. Хотя в последнее время кастовые системы были объявлены правительством вне закона, система продолжает оставаться неотъемлемой частью индийского общественного строя. Вопросы брака и питания полностью зависят от классовых и кастовых порядков. Первые три класса отрезаны от четвертого фактом своего "двойного рождения", Бог Шива — один из трех главных богов индуизмаразрушитель. Этот непальский барельеф изображает сцену убийства им злого демона.

или "посвященности". Они носят священую нить как знак превосходства. Более того, родовые группы подразделяются на "чистых и "нечистых", подчеркивая тем самым значение ритуальной чистоты или нечистоты. которые зависят от смешения с другой группой.

Скорее всего, презрение к шудра возникло во время нашествия арийцев, которые считали их цветными (варна), так как их Живые религии Востока

Эпическая поэма Рамаяна рассказывает историю Рамы, шестой инкарнации Вишну. Рома был великим героем, посвятившим жизнь освобождению Земли от злодеев.

темная кожа отличалась от светлого цвета самих арийцев. Возникшая позднее концепция цикла перерождений включала понятие о том, что для шудра спасение возможно лишь в будущей жизни, так как они пока не вошли в число "посвященных".

Бунт в храме!

К 600 г. до и. э. доминирующее

влияние жрецов в обществе воспринималось на севере Индии как должное. Жреческий ритуал жертвоприношения и соответствующая мантра (словесное выражение), совершаемые по правилам, записанным в жреческих учебниках, преобладали во всей жертвенной системе. Именно в эту пору внутри индуизма возникли движения джайнизма и буддизма (см. соответствующие статьи). Одновременно с этим упанишады изменили значение ведических традиций. которые были признаны "откровением". Они сформировали обязательный компонент нового синтетического учения, которое должно было возникнуть и получить название индуизм.

Джайны

Как Махавира (?599-527 гг. до н.э.), предполагаемая фигура, с которой связано возникновение джайнизма, так и Будда (примерно 563-483 гг. до н.э.). основатель буддизма, принадлежали к небольшим городам-государствам республиканской системы правления, возникшим среди арийских племенных союзов. Они происходили из благородных семей правящего класса, который в те времена занимал лидирующее положение в обществе.

Джайны верят в то. что Махавира был двадцать четвертым "создателем потока" (пророком) в современную эру космического упадка. (Цикличность истории считалась непреложной истиной.) Он, как и после него Будда, с тридцатилетнего возраста начал путешествовать в поисках "освобождения", или "спасения". Нашел он его в возрасте сорока двух лет, когда его душа обрела совершенство (ке-валин), и он получил название победитель (джина). (Название "джайн" является производным от "джина".) Он умер в Паве (возле города Патна, в штате Бихар) после того, как проповедовал свое учение в течение тридцати лет.

Махавира был большим реалистом. чем брахманы. Он отрицал откровение и основывал свою религиозную систему на логике и опыте. Он придерживался несколько пессимистических взглядов на человеческое общество и придавал большое значение освобождению. На его взгляд, человеческая душа была опутана повседневными проблемами и нуждалась в возобновлении своей ритуальной чистоты и достижении таким образом бессмертия. Она могла достичь освобождения только после разрыва с заключенными в ней действиями и их последствиями. Каждая душа рассматривалась как реальная индивидуальная сущность. Таким образом, джайнизм утверждает множественность живых существ и Развитие религии индусов

Реформаторы и лидеры

Раймонд Хаммер

Моя жизнь — это моя миссия.

Ганди

На протяжении последних 200 лет западная культура и основополагающие верования христианства оказали сильное влияние на индуизм. Довольно значительный период времени наиболее образованные индусы были склонны приобщаться к религиям иностранных завоевателей. Индусская вера и обряды без изменений сохранялись в деревнях, но в городах наиболее богатые слои населения были склонны к умалению значения индийской культуры и литературы и отмежеванию от народных религиозных обрядов.

Раинохан Рой {1772— 1833) за попытки реформировать индуизм и вновь утвердить ценности индийского народа получил прозвище "отец современной Индии". Он заявлял, что все, что было ценного в этике христианства, уже существовало в индуизме. Рой родился в семье браминов, и в молодые годы выказал блестящие способности к учебе: изучал индусские и буддийские тексты на санскрите, владел персидским, арабским и греческим языками и был прекрасным математиком. Он организовал "Брахмо Самадж" (общество почитателей Бога) и в качестве программы общества выбрал те отрывки из классических индусских произведений, которые больше всего соответствовали идее этического монотеизма. Хотя он не питал неприязни к христианству и глубоко уважал личность Христа, но отрицал все, что называл "догматической скорлупой", приветствуя лишь то, что считал "гуманитарным посланием". В результате его популярности возобновилось широкое изучение Вед и Упани-шад и была заложена база для распространения индуизма среди индийской интеллигенции.

Шри Рамакришна

Другой заметной фигурой периода индуистского ренессанса был Шри Рамакришна (1836—86), выходец из семьи бенгальских браминов. С раннего возраста он испытывал религиозный экстаз и вошел в число служителей культа Кали. В состоянии мистического транса он искал общения с Божественной Матерью и в двадцать лет стал верховным жрецом расположенного неподалеку храма Кали. Позднее, однако, он попал под влияние философии ведантов и решил достичь спасения в сочетании путей веры и знания. Он считал, что во всех религиях присутствует универсальная правда, и обнаруживал присутствие Бога в различных воплощениях — Божественной Матери, Ситы, Рамы, Кришны, Магомета и Иисуса Христа. Во время общения с представителями других религий он был готов приспосабливаться к их одежде, пище и манере проведения обрядов. Наибольшего влияния он достиг среди представителей прозападного среднего класса Калькутты, которые, в свою очередь, под влиянием его глубокой веры и безупречной честности вернулись к почитанию своих индуистских корней.

"Я дитя Бога", утверждал он; сын царя царей; кто может связать меня?... Я не связан, я свободен".

Миссия Рамакришны была создана после его смерти, в 1897 г., с тем, чтобы продолжить его миссионерскую, общественную и просветительскую деятельность. В 1909 г., когда просветительская, благотворительная и миссионерская стороны ее деятельности были отделены от монашеской (связанной с ашрамами — открытыми монастырями или скитами), она была реорганизована. Миссия подчеркивает универсальность индуизма (облегчая тем самым миссионерскую работу среди представителей Запада) и приспосабливает его к условиям развивающегося государства.

Вивекананда

Рост влияния движения Рамакришны и выход его на международную арену стали возможны во многом благодаря Вивекананде (1863— 1902). Настоящее его имя было Наренда Нат Датта, и он собирался изучать юриспруденцию в Англии, когда был обращен Рамакришной. После двенадцати лет аскетического воздержания он стал известен как религиозный учитель (свами), апостол, распространявший по миру учение Рамакришны. Его заслугой можно считать усиление общественной деятельности и религиозного образования, а его пламенные речи вызывали среди молодых представителей индийской элиты волну нового идеализма и стремление посвятить себя делу борьбы за

судьбы миллионов бедняков и голодных индийцев.

На Всемирном Конгрессе Религий в Чикаго в 1893 г. он преподнес миру величие традиций индуизма. Индийцы не только получили возможность гордиться своей культурой, но более того, впервые представители Запада, разочаровавшиеся в ценностях западной цивилизации и отвернувшиеся от христианства западного толка, обратились к Индии в поисках религиозных ценностей и новой духовности. (Теософское Общество Елены Блават-ской стало одной из групп, попавших под сильное влияние, которое оказал Вивекананда.)

Основным постулатом его учения стало утверждение, что каждый человек несет в себе божественный потенциал и в его силах освободить неограниченную силу внутри самого себя и помочь другим сделать то же самое. В его учении смешаны идеи теизма и монизма, что характерно для многих разновидностей индуизма, хотя лучше всего для определения его сущности подходит термин "панентеизм" (т.е. все в боге).

"Он во всем; он все. Каждый мужчина и каждая женщина являются ощутимым, благословенным, живым Богом. Кто говорит, что Бог неизвестен? Кто говорит, что его нужно искать потом? Мы нашли Бога вечного. Мы живем в нем вечно".

Вивекананда был готов смириться с кастовым делением общества, считая его частью природного порядка, но отрицал понятие привилегий, 177

Живые религии Востока

происходящих из кастовых различий. Вместо этого он проповедовал равные возможности для всех.

Рабиндранат Тагор

Современником Вивека-нанды был Рабиндранат Тагор (1861-1941), нобелевский лауреат 1913 г. в области литературы, чьи поэмы цитировались в элитных британских художественных салонах времен короля Эдуарда. Однажды Неру сказал, что "Тагор был прежде всего человеком мысли", в отличие от Моханды Карамчанда Ганди (1869-1948), о котором он отзывался, как о человеке "целеустремленного и неудержимого действия".

Ганди

Ганди испытывал на себе влияние Вивекананды и однажды заметил: "Моя жизнь — это моя миссия". Правдой для него был Бог, а отказ от насилия (ахимса) был средством достижения реализации Бога. Его жизнь была посвящена достижению независимости Индии и повышению престижа страны. Его индуистские взгляды отличались широтой охвата. Хотя он уважал ведантские традиции и испытывал особую привязанность к Бхагаватги-те, его вариант индуизма включал, по его словам, "все, что я знаю лучшего из ислама, христианства, буддизма и зороастризма".

С другой стороны, его учение нельзя рассматривать в отрыве от трех главных концепций индуизма: дхармы (долга), карма-йоги (дисциплины действия) и мокши (духовного освобождения). Он толковал Бхага-ватгиту как самоотверженное действие (ана-шакти), считая Арджуну тем, кому в процессе

страдания приходится соблюдать спокойствие и проявлять щедрость. Ненасилие не должно рассматриваться, как пассивность — это своеобразный способ действия. (Тут можно провести параллель с христианским отождествлением страданий Христа и проявления высшей божественной силы — освобождения человечества от греха и смерти. Определенное значение имела привлекательность для Ганди символа креста Христова и то, что его любимым гимном был "Когда я вижу чудотворный крест".)

Ганди отвергал кастовую систему. Он рассматривал ее как язву на теле индуизма. Его особое внимание привлекали внекастовые группы неприкасаемых, для которых он требовал не только прекращения их статуса отверженных, но и признания их привилегированными детьми Бога (хариджанами). В своем уединенном жилище (ашраме) он требовал от своих последователей соблюдения тех же обетов, какие соблюдал сам: стремление к правде, ненасилие в виде действенной любви, отказ от сексуальной жизни (сам он не вел ее с 1906 г.) и бедность.

Ауробиндо Гхозе

Еще одной влиятельной личностью недавних времен являлся Ауробиндо Гхозе (1870-1950). Его учение тоже носит следы западного влияния, подчеркивая взаимное обогащение культур Востока и Запада. Сын получившего образоввание в Англии бенгальского врача, он учился в Кембридже, но затем обратился к индийской культуре и политике. Подобно Ганди, он попал под влияние Рамакришны и Вивекананды и толковал ведические традиции в свете их учений. Находясь в тюрьме за свою политическую активность, он объявил, что услышал голос Вивекананды, который направил его на занятия йогой. Хотя он считал всех людей воплощением Бога, выраженным в их сознании, первым шагом к национальному возрождению Индии он считал распространение универсальной истины индуизма по всему миру.

"То, что мы называем религией индусов, на самом деле есть вечная религия, потому что она является универсальной религией, включающей все остальные".

Если это так, то не лишены основания некоторые карикатурные определения индуистского подхода, вроде: "Все религии равны, но в индуизме чуть больше равенства, чем во всех остальных!"

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ

Кроме перечисленных реформаторов созданием различных популярных сект занимались многочисленные харизматические лидеры. Они имели влияние среди приверженцев индуизма как в Индии, так и за ее пределами. Большинство из них не выходят за рамки традиций бхакти, хотя в некоторых случаях наблюдаются попытки связать бхакти с ведантским пониманием индуизма.

Сваии Нарайян

Примером может служить гуджурати по имени Гханшьяма (1781— 1830). Будучи лидером секты сатсангов, он был известен под именами Свами Сахайянанда и Нарайяна. Последнее имя указывает на его претензию на божественность. Искусный проповедник и превосходный

организатор, он привлек огромное количество последователей. На своих приверженцев он оказывал гипнотическое влияние и готовил их к гонениям и страданиям. Среди гуджурати его называли "гуру Нанак", и когда пенджабцы стали сикхами, большое число гуджурати присоединились к секте Свами Нарайяна. В Свами они видели авторитетного учителя и центральный объект поклонения. Секта Свами Нарайяна достигла значительного влияния среди индийцев восточной Африки и уже оттуда проникла в Британию.

Сай Баба

Еще одно движение, распространенное главным образом среди гуджурати, связано с именем Сай Бабы (умер в 1918). Это тоже характерный пример бхакти, но достаточно необычно в нем то, что Сай Баба считался аватарой Шивы. Его наследник, Сатья Сай Баба (родился в 1926), считается аватарой Шивы и Сай Бабы. Он собрал огромное количество последователей. По мере того как иммигранты распространяли движение на Запад, возникла концепция существования единой расы и, соответственно, единой касты. Иногда можно услышать утверждения, что движение Сай Бабы не является ни новой религией, ни своеобразной формой индуизма, а духовным путем, по которому может следовать приверженец любой религии, ибо цель этого пути состоит в исполнении всего.противопоставляет ее единой первичной реальности (монизНесмотря на то что существование сверхъестественных существ полностью не отрицается. джайнизм в своей основе атеистичен, ибо отрицает как концепцию сотворения мира, так и любую возможность влияния провидения на мир. Важным элементом является путь познания и джайнистский анализ правильности поведения. (См. статью о джайнизме.)

Первой из пяти добродетелей считался отказ от насилия (ахнмса), который Альберт Швейцер назвал "почтением к жизни". Он был одобрен буд-н в настоящее время стал основополагающим элементом индуизма в интерпретации Махатмы Ганди. Остальные добродетели джайнизма включают правдивость, честность, целомудрие и непричастность к мирским событиям.

Будда

Если попытаться отделить исторические события от легенд, то Будда, Сиддхарта (его имя) Гау-тама (фамилия) отверг культы жетвоприношеннй и кастовую и стал проповедовать новый путь освобождения и спасения, который он связывал с "погашением" (нирваной).

В погашении нуждалось прежде всего желание действовать, которое держало человека пленником цепи перерождений. Если желание было причиной мук и страданий, которыми отмечен человеческий удел, то, несомненно. достичь освобождения и нирваны невозможно, не оставив перед этим желания.

Подобно врачу, он не только анализировал симптомы человеческого недуга, но и предписывал лекарство. В качестве последнего он указывал на "средний путь", опробованный им на собственном опыте. Он убедился, что в этом мире ни чувственная жизнь, ни аскетизм отшельников не приносят удовлетворения. Его учение положило основу Восьми Благородных Шагов к нирване (см. далее статью о буддизме).

Послание Будды было сохранено общиной его учеников, и буддизм быстро распространился — сначала по югу Индии, а оттуда на Шрн Ланку и Бирму. Школы буддизма разрастались. и к началу первого столетия до н.э. оформилось течение махая-на (большая колесница).

Буддизм махаяны был отчасти приспособлен к взглядам индуизма и к взаимодействию с ним. Будда стал считаться инкарнацией абсолютного Будды в его возрасте (т.е. историческим

воплощением), а дхарма стала буквально отождествляться с брахманами в смысле абсолютного и вечного закона Вселенной. Великий буддийский мыслитель Нагарджуна ввел понятие приспособленного учения. которое допускало существование многочисленных религиозных подходов, так как ни один из них не мог претендовать на полный охват реальности.

Упанишады

Хотя идеи джайнизма и буддизма оказали на индуизм большое влияние, более поздние проповедники индусской веры не считали их ортодоксальными учениями. В отличие от них существовало другое полусекретное учение, которое распроранилось среди жрецов, остававшихся верными ведическому наследию. но во многом изменивших индуизм будущего. Это учение получило название Упанишады (упа — рядом, ни — внизу. шад — сидеть), потому что к нему приобщались лишь те. кто сидел рядом с учителями.

Учителя не занимались произнесением молитв или ритуальными приношениями. Их больше заботило постижение сути Вселенной, реальности (брахмана), лежащей в основе всего остального существования. В то же время они занимались иссле"Арджуна, будь уверен: никто из тех, кто платит мне поклонением преданности, не будет потерян навсегда. Потому что, кто бы ни делал меня своим убежищем, хотя бы он был низкого происхождения, или женщиной, или ремесленником, или даже крестьянином — ему суждено вступить на Высший путь..."

Бхогават Гита IX.31, 32

"Если бы люди думали о Боге столько, сколько они думают о мирской жизни, кто бы не смог достичь спасения (мокши)?

Упанишады Майтри 6.24

В сердце этого феноменального мира, во всех его изменчивых формах, обитает неизменный Бог. Поэтому обойдите изменчивое и, наслаждаясь внутренним, перестаньте обращать внимание на то, что

другие считают ценным.

Первый стих Упанишод Иша

' Ты есть Вечный среди вечных, сознание всех умов, единство в разнообразии, конец всего желающего.

Понимание и опыт Твои

растворяют все ограничения

Из Упанишад Шива-ташватора

Развитие религии индусов

"Самосознание всеведуще, всепонимающе, и ему принадлежит слава.

Сознание живет в сердцах всего, в божественной цитадели Брахмана. Нет места, которое оно бы не наполня п

по.

Из Упанишад МиндахаЖивые религии Востока

Вид громадных индуистских храмов захватывает дух. Гопуром, башня при входе в храм Минакши в Мадуре. Минакши - супруга бога Шивы.

дованием человеческого сознания и пришли к выводу, что основа человеческой индивидуальности (атмана) является не чем иным, как реальностью, опоясывающей весь космос.

Подобно джайнам и буддистам они старались преодолеть ощущение беспокойства и тщетности человеческого существования. скоротечности и непостоянства жизни.

Но суть постоянства они искали не только вне человека, но и внутри его. Их путь к спасению заключался в знании и духовном прозрении.

Подобно жреческим учебникам. каждая из Упанишад связана с одним из четырех ведических сборников. Они представляют собой теоретические трактаты, в которых с помощью иносказаний выражаются взгляды на реальный мир. В каждой книге по религии индусов приводится пример притчи о Светакету, описанной в Упанишадах чандойя. Светакету попросили отделить от дерева плод смоковницы, а затем разрезать его на все более мелкие части, пока он не увидит ничего. Отец напомнил ему. что ничего не происходит из ничего и что даже в бесконечно малом продолжает присутствовать сила, которая проходит через всю Вселенную и является основой всего сущего.

"Верь! — сказали ему.— Это духовное дуновение (брахман), которое является корнем всего сущего, и это то. чем являешься ты, Светакету!" "То, чем являешься ты" выражает единство человеческой индивидуальности (души) с единой реальностью. Кроме того, ему предложили убедиться в невозможности отделить соль от воды в соляном растворе. Соль полностью растворяется в воде. Таким же путем. объяснили ему, реальность внутри человеческого "Я" (ат-ман) сливается с абсолютной реальностью (брахманом).

Радхакришнан подчеркивал различие между субъективными и объективными сторонами Упанишад. Он указывал, что Светашватара (один из пророков) "видел правду благодаря своему дару созерцания и благословению бога'. Из этого следует. что правду нужно подтверждать не только логическими построениями, но и собственным опытом.

Несмотря на то что Упани-шады рассматривают всеобъемлющие понятия, они содержат значительное количество конкретного материала, который впоследствии можно перенести в религиозные обряды (бхакти). Нам говорят, что "брахман существует во всем и вне всего — нерожденный, чистый, величайший из величайшего, не имеющий ни дыхания ни разума", и при этом брахман "всегда присутствует в сердцах всех существ — он убежище для всех и их конечная цель". "В брахмане заключено все, что двигается и дышит". Брахман составляет "объект обожания". "Познать" брахман значит определить свое существование внутри него.

Возраст эпоса

В период с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э. проходил процесс созда180

Развитие религии индусов

ния того, что сейчас называют классическим индуизмом. Хотя на это же время приходится период наиболее широкого распространения в Индии буддизма и джайнизма, именно тогда происходило развитие ортодоксальных ведических традиции. В это SieMfl были написаны сутры. ни представляют собой сборники афоризмов, применяемых в качестве комментариев к Ведам и Упанишадам. Но еще большее значение для развития популярной религии имело то событие, что в это время в религию пришла практика бхакти (поклонения одному из богов), то есть то, что первоначально уже являлось когда-то неотъемлемой частью религии, снова получило право на существование Кроме того, расширилась область синтеза арийских и не-арнйских традиций. Ведические божества были либо заменены старыми богами, либо отождествлены с ними. Например, Рудра, могущественный бог ведических гимнов, был отождествлен с Шивой, танцующим богом, чьи статуэтки числятся в списках находок при раскопках в долине Инда.

Легенда н история

Это было время перенесения на бумагу древних преданий. То. что возникло и передавалось в качестве местных легенд, стало рассматриваться как основное свидетельство индийских взглядов на мир. Несмотря на ряд исторических ссылок на события далекого прошлого, эпические произведения в основном посвящены непрекращающейся борьбе добра со злом, космосу и хаосу в людских делах. Они вселяют уверенность в утверждение порядка и в наличие пути через трясину сомнения и замешательства.

Основой сюжета как Рамаяны (в которой 24 000 двустиший), так и Махабхараты (90000 двустиший) служит цикличность истории мира. Вначале миром правят справедливость и порядок (дхарма). Потом, в течение четырех эпох, нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново. В поэмах выражена необходимость отыскания смысла и цели даже во времена беспорядков.

Любящий муж и верная жена: Рамаяна

Действие Рамаяны происходит во вторую эпоху, когда порядок, несмотря на сильные потрясения. оставался достаточно прочным. Это история о том, как в результате интриг Рама был изгнан с трона, а его верная жена Сита похищена и увезена на Шри-Ланку. Бог-обезьяна. Хану-ман. символ верной службы и изобретательности, помогает освободить Ситу, построив из обезьян мост от Индии до Шри-Ланки. Рама служит олицетворением справедливости и считается одним из десяти земных воплощений (аватар) Вишну. Постепенно развилось понятие, что боги посылают одну аватару в каждую эпоху. (Это же понятие о существовании ряда эпох. или эонов, и появлении спасителя в каждой из них характерно и для учения буддизма.)

Для народного индуизма характерно, что история Рамы является не только сказкой, знакомой каждому с малых лет. но и руководством в повседневной жизни. Раму вспоминают перед началом любого предприятия и благодарят после его успешного завершения. Его подвиги стали примером для подражания и поощрением к соблюдению правил поведения.

Сита, в свою очередь, стала образцом верной жены, которая так привязана к супругу, что готова, когда придет время, взойти на его погребальный костер, чтобы быть сожженной вместе с ним. Ситу чтут за добродетельную почтительность, покорность, скромность и приветливость.

Одной из общих для всех индуистских верований черт является уважение к коровам. Корова - священный символ праматери, источника и продолжательницы жизни.

Живые религии Востока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.162.113 (0.119 с.)