Христианство и другие вероисповедания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианство и другие вероисповедания



Западные христиане не имеют таких же условий, как шри-ланкийцы. Тем не менее у них масса возможностей встречаться с людьми других вероисповеданий и изучать эти вероисповедания из первых рук. Очень важно, чтобы христиане не делали о них поспешных выводов без предварительного изучения. Вследствие определенных расхождений в посылах разных религий представляется весьма соблазнительным сравнение лучшего из своей религии с худшим из какой-либо другой. Иногда тех. кто утверждает. что и в других религиях существуют положительные черты, считают за предателей собственной веры.

Нет никакого сомнения в том, что история христианства содержит массу проявлений "религиозного местничества". Нежелание людей видеть положительное в других религиях приводит к тому, что всевозможные неточности и ложные утверждения начинают восприниматься как факты. Европейцы до сих пор страдают от карикатуры на ислам, популяризованной в средние века, а евреи служат предметом издевок как у рядовых христиан, так и у почтенных служителей церкви и теологов. Это является одной из главных причин многовековых гонений против евреев. Христианам сегодня

Христиан всегда обвиняют в навязывании новым верующим в розных уголках мира чуждой культуры. Но эта Африканская независимая церковь нашла способ проводить молитвы в соответствии с местными традициями.

Христианство: в центре - Иисус

усмотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! Мы теперь дети Божий, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист".

Первое послание Иоанна, 3; 1—3

слишком легко говорить о жестокости мусульман и идолопоклонничестве индуистов. в то же время десятиминутный разговор с мусульманином или индуистом заставил бы их взять свои слова обратно.

Естественно, христиане не единственные, кто неправильно истолковывает другие религии. Аналогично мусульмане по-своему интерпретируют христианство, но с развитием современных средств обмена информацией такое "лжесвидетельство" становится одновременно ненужным и опасным. Гораздо менее важно, что думает индуист о Христе или буддист о еврее, если им никогда не суждено встретиться друг с другом. Но сегодня они встречаются и будут встречаться впредь. Поэтому нельзя забывать, что никакая ложь не сделает чести Богу и невозможно защитить одну религию, унижая другие.

Причем такая политика унижения и оскорбления других религий уже заранее обречена на провал, поскольку те, кто более внимательно присмотрится к сути, скрывающейся за подобного рода пропагандой, очень скоро обнаружат, что именно их религия более всего и выставляется ущербной.

Конечно, изучать другие религии нужно и полезно, но рано или поздно это изучение должно прерваться. Даже специалисту в этом деле бывает часто не по силам разобраться во всех тонкостях альтернатив христианской веры. Ни одну из религий нельзя изучить достаточно глубоко, не читая манускриптов. Но значит ли это, что необходимо штудировать арабский, иврит или санскрит? Есть, конечно, много ученых, которые могут помочь нам в этом, и здесь будет уместным отметить, что христианские ученые более досконально изучили другие религии, чем ученые других религий изучили христианство. Однако неужели для того, чтобы что-то сказать о своей и о других религиях, нужно быть экспертом в этой области? Если поставить этот вопрос по-другому, могу ли я как христианин быть уверенным в том, что выбрав Христа, а не кого-то из его противников, я не совершаю большую ошибку? Или сама такая постановка вопроса свидетельствует о теологическом вульгаризме, а Христианская вера в действительности является лишь моей дорогой к Богу, которая не лучше и не хуже, чем многие другие.

Мнение, выраженное в этом последнем вопросе, имеет широкую поддержку, но совершенно очевидно, что за ним стоит. Если христианский путь является только одним из многих и вероятно не самым хорошим, тогда было бы высокомерным предполагать, что другие люди могут получить пользу от религиозного опыта, если этот опыт такой односторонний и ограниченный. Тогда евангелизм становится невозможным, и миссия должна ограничиваться службой, так как прокламации превратятся в "теологический империализм". В этом случае церковь должна ограничиться только биологическим ростом.

Более того, вся миссионерская деятельность прошлых лет должна быть поставлена под сомнение, включая ту, которая создала церкви в Европе и древние храмы на Ближнем Востоке. Короче говоря, разрушается сам фундамент церкви, поскольку мое бытие как бытие христианина является чуть больше, чем историческим недоразумением и покоится на иллюзиях — иллюзиях о том, что существовало послание, которое необходимо донести до конца света.

Если это следствие общепринятой точки зрения, как я могу быть уверен, что она ошибочна?

Суть вопроса конечно же в личности Иисуса Христа. Для христиан Нового Завета Иисус однозначно является воплощением воли и любви Бога. Иисус говорил: "Я еемь и истина и путь и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня".

И апостол Павел позже должен был писать в церковь Азия Минор. что "Он является образом незримого Бога... Он существует прежде всего остального, и все в нем сходится воедино".

Иисус является истинным центром истории человечества и той личностью, в которой Бог полновластно явил себя людям. Так нам говорит Новый Завет, но как иначе это можно подтвердить? Факты жизни, смерти и воскрешения Иисуса, свидетельства его последователей ужеРол» и значение христианства

многие столетия изучаются специалистами в области религии и историками. Если и возможно доказать, что Иисус действительно был посланником Бога, так только с помощью еще более убедительного довода, чем сам Иисус. И такое доказательство было бы непременно разрушено. Наиболее стройные и веские аргументы в пользу Иисуса, это не более чем призывы слушать и смотреть на него. Его жизнь и учение являются самоутверждающими — они сами себе доказательства, потому что только так они становятся безусловно обязательными для каждого человека.

Уникальность Иисуса Христа

Когда христиане рассматривают природу традиций других религий, они делают это основываясь на проявлении Бога в Иисусе Христе. Иисус является критерием того, что есть Бог. он — человеческий лик Бога. Христиане видят свою сущность и абсолютную защищенность в принадлежности к Богу через Иисуса. Они осознают, что личные недостатки и ошибки, хотя и являются источником боли и печали, все же не могут лишить их расположения Бога и привилегии осознавать то. что они служат Богу в претворении его планов в отношении всего человечества. Христиане постоянно молятся для достижения особого состояния любви и нежности, характерных для Иисуса, и надеются после смерти соединиться с ним в ином мире.

Христиане ищут отголоски и отражения духа Иисуса повсюду, включая общества, исповедующие другие религии, и всегда рады, когда им удается найти их, тому, что "Бог оставил о себе свидетелей", как говорил язычникам апостол Павел. Ведь для признания верховенства воли Иисуса требуется разум преданный, а не отгороженный.

Преданность Иисусу — это постоянная и полная открытость ко всем людям. Открытость Иисуса ко всем и каждому раздражала его религиозных критиков. Его изречения, отражавшие сущность человеческой доброты. которая была характерна для самаритян, не соответствовали теологическим установкам иудаизма.

Христианам не следует опасаться, что преданность Иисусу сделает их закрытыми для остальных людей, так как его собственный пример говорит совсем о противоположном.

Вместе с тем, христиане не могут оставаться лояльными к Иисусу и одновременно думать о возможности быть лояльными к кому-то другому. Они не могут оставаться христианами, не приняв идеи окончательного верховенства воли Иисуса. Если же они это сделали, значит. они на самом деле приняли свое решение как конечный довод, обычно основываясь на каком-то философском принципе. Конечно, я должен в итоге отвечать за все свои решения, но когда я увижу, откуда исходит слово Божье, я буду вынужден лишь подчиниться ему. Я не могу предаваться религиозным и философским размышлениям о нем. Я могу лишь ответить на него всем своим существом, потому что любовь — чувство, которое охватывает человека полностью, находится в самих корнях христианства. И люди способны отвечать любовью Богу только из-за того, что он выказал им свою любовь в Христе.

Религия перед судом

Иисус был в постоянном поиске формы чистосердечного ответа Богу, который иначе можно назвать "вера". "Когда Сын Человеческий придет, найдет ли он веру на земле?"— вопрошал он. Его неудовлетворенность религией тех дней была вызвана ее двуличностью, подверженностью манипуляциям и иногда даже циничностью. Здесь Иисус выносит обвинение не только религии того времени, но и всем существующим религиям, включая христианство в его историческом и современном виде. Самые резкие слова Иисуса адресованы фарисеям, писарям и духовным вождям его людей не потому, что он хотел разрушить еврейскую веру (и некоторые раввины предпринимали аналогичные нападки), а потому, что самое хорошее в человеческой религии коррумпировано изнутри.

Отчаяние и озлобленность не являются результатом влияния каких-то внешних факторов, и с ними невозможно бороться внешними средствами. потому что "ненависть, убийство, измена, воровство, лжесвидетельство и клевета,— говорил

1) начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога.

Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".

Евангелие от Иоанна 1:1-5 Христианство: и центр,- - Иисус

"ГТ

1 lpuxodume ко Мне, все труждаю-щиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго мое на себя; и научитесь от Меня; ибо Я кроток и смущен сердцем; и найдите покой душам вашим".

Евангелие от Матфея, 11:28-29

Иисус,— совершаются в сердце".

За пределами религии

Христианство в его исторической форме не уникально. Оно разделяет грешную природу человечества и становится наиболее уязвимым тогда, когда пытается отрицать сущность этой природы. Вместе с тем оно несет в себе идею уникальности Иисуса Христа и верховенства его воли для всех людей.

Иисус пришел не просто для того, чтобы дать новую религию или

философию, а для того, чтобы освободить человечество от душевного банкротства и разложения ценой своей жизни. Он провозгласил новый порядок, новую зарю человеческой расы, которая началась с его воскресения. Он призывает нас оставить тщетные попытки приблизиться и ублажить Бога и просто верить в него, того единственного, кто знает Бога. Он приглашает нас стать частью того общества, которое живет в этой вере и делит свою жизнь с Иисусом.

Православная церковь

Православная церковь — религиозная организация приверженцев православия. Оформилась в IV веке в Византийской империи. В отличие от католической церкви православная первоначально выступала в роли государственного учреждения, возглавлявшегося самим византийским императором.

Повседневное руководство православной церковью в Византийской империи сосредотачивалось в руках четырех патриархов: константинопольского, александрийского, антиохий-ского и иерусалимского. Константинопольский патриарх получил титул "вселенского", но по отношению к другим трем являлся лишь "первым среди равных".

По мере ослабления централизованной власти в Византии (с XIII века) александрийский, антиохский и иерусалимский патриархи обрели церковную независимость, а после падения Византийской империи (1453) они стали главами самоуправляющихся (автокефальных) православных церквей. В дальнейшем (преимущественно в XIX и XX вв.) образовались и другие православные церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Чешская и Американская. Финская и Японская православная церковь имеют статус автономных.

При всей независимости автокефальных церквей их связывает общность вероучения, основных норм церковной жизни и главных элементов обрядности, хотя богослужебный уклад каждой из них имеет национальные различия (в языках, на которых ведется богослужение, в культе местных святых имеются собственные религиозные праздники и т.д.).

Православная церковь — самая крупная из всех поместных — была учреждена на территории современных России, Украины и Беларуси в X веке в связи с принятием христианства как государственной религии, В соперничестве с римской церковью возобладала Византия, с которой Русь поддерживала более тесные отношения. Крещение Руси (988 год) произошло при князе Владимире Красное Солнышко.

Первоначально русская православная церковь находилась в сильной зависимости от константинопольского патриарха. Но после заключения флорентийской унии (1439) собор епископов русской православной церкви независимо от патриарха поставил митрополитом московским и всея Руси Иону (1448). Так было положено начало фактической самостоятельности (автокефалии) русской православной церкви. Важной вехой в истории православной церкви в России явилось учреждение патриаршества в 1589 году. Этим актом была закреплена и оформлена в нормах канонического права независимость русской церкви от константинопольского патриарха. Она стала автокефальной и юридически. Возросло ее международное значение.

БИБЛИЯ

Ричард Франс

Слово "Библия" в переводе с греческого значит "Книги". Множественное число играет существенную роль, так как Библия состоит из целого ряда книг, которые были написаны в течение более чем тысячи лет в разных культурных и исторических обстоятельствах и на различных языках. Между тем они рассматриваются христианами как единое целое.

Ветхий Завет

Библия состоит из двух неравноценных частей. Первая из них, значительно большая по объему, которая называется Ветхий Завет, представляет собой манускрипты иудаизма. Они содержат исторические описания и религиозные воззрения людей до того времени, когда появился Иисус как еврейский мессия.

Христиане всегда видели себя законными наследниками Йелигии древнего Израиля, именно поэтому они воспринимают еврейскую Библию как абсолютно "каноническую" или как часть Священного Писания. Без этих книг чисто христианские рукописи едва ли будут понятны.

Значительное количество более поздних еврейских рукописей включены в Римские католические издания Ветхого Завета, который иногда называют "подканоническим". менее значимым. чем еврейские манускрипты. протестантские Библии не включают в Ветхий Завет этих рукописей, которые иудаизм не считает каноническими. Иногда они печатаются после Ветхого Завета в качестве отдельного раздела, известного как Апокриф. Протестанты могут читать их ради интереса и в познавательных целях, не воспринимая их как Писание.

Новый Завет

Специфически Христианскими книгами Библии является Новый Завет,

Почти все, что мы знаем об Иисусе, записано на страницах Библии. Для христиан Ветхий и Новый Завет несут слово Божье, адресованное человечеству. Вот почему их читают вслух в церкви и изучают люди во всем мире. Библияэто наш путеводитель в жизни и наставление, которое приводит умы людей в гармонию с волей и помыслом Бога.Христианство: в центре - Иисус

Фрески и витражи, изображающие сцены из Библии, которые можно увидеть во многих древних церквях, предназначались тем людям, которые не умели читать. На этом витраже изображены три мудреца из рождественской истории, принесшие дары младенцу Иисусу, который сидит на коленях у своей матери.

который включает двадцать семь небольших по объему рукописей христианских авторов первого столетия от Рождества Христова. Хотя большинство этих авторов было еврейского происхождения, книги написаны на греческом, который был общепринятым языком в Римской империи.

Прежде всего они включают в себя четыре Евангелия, описывающих с разных позиций жизнь и учение Иисуса, а также Деяния апостолов. которые продолжают за Евангелием от Луки повествование о первых тридцати годах существования христианской церкви. Далее следуют тринадцать писем Павла, великого миссионера и предводителя людей и церкви, восемь других писем прочих христианских лидеров и Откровения Иоанна, представленные в форме еврейских апокалиптических писаний.

Рукописи Нового Завета, созданные в течение относительно короткого промежутка времени по сравнению со сроком написания Ветхого Завета, являются смешанными по стилю и содержанию, и даже литературные качества языка имеют существенные отличия. Различие интересов и личных качеств писателей очевидно даже при поверхностном чтении.

Вдохновение Библии

Христиане, однако, рассматривают Ветхий и Новый Заветы как единое целое и часто называют нх "Словом Божьим". Они говорят о вдохновении, которое исходит от Библии, не просто потому, что это величайшее литературное произведение, несущее духовное просветление, но потому. что она идет от Бога. Однако это не значит, что писавшие ее были просто пассивными проводниками божественных откровений, печать личности авторов книг совершенно очевидна. Но классическая христианская точка зрения состоит в том, что все, написанное ими на собственном языке и в их исторических реалиях, было продиктовано Богом и поэтому результат является Его словом, не меньше чем их собственным.

И хотя библейские писания должны переводиться с учетом исторического фона и литературной формы. все они, по убеждению христиан, провозглашают слово Бога, которое он адресовал своему народу.

Вот почему Библия, несмотря на ее многоликость, принимается христианами как единая целостность, последовательно раскрывающая не только деяния Бога, но его мысли и волю.

Авторитетность Библии

В теории все христиане принимают авторитет Библии: и для руководства в своих действиях, и для формирования своих убеждений.

На практике, однако, мнения на этот счет расходятся. Протестантское реформатство стремилось поставить авторитет Библии выше авторитета церковных лидеров и установившихся традиций. В среде протестантского христианства просветительство XVIII века утвердило новое отношение к человеческому сознанию как средству постижения истины, а Библия рассматривалась ими только в качестве исторического повествования о религии, а не как божественное откровение.

Сегодня, в то время как евангельское христианство принимает Библию в качестве верховного руководства. более либеральное протестантство все чаще подвергает сомнению ее важность. В римском католичестве со времени Второго Ватиканского Совета интерес к Библии значительно возрос.

Любая вера, которая считается христианской, должна основываться на Библии. Вот почему переводу Библии христианская церковь уделяет такое важное значение. Целые группы переводчиков работают в разных уголках земного шара для того. чтобы Библия стала доступной на родном языке даже самым малым этническим группам. Полностью Библия была переведена на 330 языков, а Новый Завет еще на 770, и перевод продолжается еще на 900 языков.

ХРИСТИАНСКИЕ ОБРЯДЫ

Колин Бучанан

Все организации имеют свои ритуалы. и религиозные не являются исключением. Новый Завет, с одной стороны, является историей религиозной жизни, включающей "культ"*, или обряды людей Бога. На его страницах описано возникновение христианских обрядов.

В книгах Деяний упоминается. что уже на самом раннем этапе в церковной жизни был установлен определенный ритм, который в общих чертах являлся тем, что теперь мы называем обрядами. (На самом деле, современный шаблон, по которому отправляется церковная служба, может вполне содержать те же элементы.) Верующие собирались на проповеди апостолов, на молитвы и "освящение хлеба".

Вечеря, или Последний Ужин Господа, являлась значительным событием в христианском поклонении. Поскольку сам Иисус руководил ею, есть основания полагать, что церковь соблюдала его еженедельно (а иногда и ежедневно) с самого начала.

В оригинале поминовение

Церковь из года в год отмечает все значительные даты и события христианской веры. На фотографии священнослужители Греческой православной церкви празднуют Рождество Христово в Вифлееме.

Иисуса, особенно его смерти и воскресения, которое символизировали "освященные" хлеб и вино, проводилось в контексте более крупной трапезы. По разным причинам эта традиция претерпела изменения в ходе первых 150 лет после воскресения. но остались ритуальные хлеб и вино.

Новый Завет также описывает то. что называется христианским "ритуалом инициирования". или крещением новых прихожан церкви. Это, бесспорно. было одним из способов приобщения их к жизни церкви.

Но в отличие от современных тайных религий оно проходило открыто и просто. Крещение заключалось в прилюдном омовении, что приобщало верующего и его домашних к смерти и воскресению Иисуса.

Сегодня баптистские церкви утверждают, что этот ритуал должен проводиться только для принятия собственной веры и только в таком возрасте, когда кандидат действительно может считаться верующим. Другие крестят не только взрослых и

 

Христианские обряды

способных принять веру самостоятельно, но и детей, и новорожденных из верующих;и. Цель состоит в том, чтобы эти дети воспитывались как христиане, но не исключается и то, что они сделают собственный выбор в более зрелом возрасте. Существуют свидетельства и о других ритуалах ранней церкви. Прихожане. например, пели псалмы и гимны. Для того чтобы отразить солидарность между миссионерами, старейшинами и диаконами, служившими в церкви, существовал ритуал "рукоположения" при назначении их на должность. Больных и немощных мазали специальным маслом и произносили молитву во их выздоровление. Собирались деньги для нужд других, более бедных церквей. Церковные саны распределялись между теми, кто имел "дар Божий" к практическому и духовному лидерству.

По-видимому, не существовало такого понятия, как "посещение службы". "Деловая" часть жизни церкви, включавшая помощь овдовевшим женам или противостояние голоду, была напрямую связана с "обрядовой ' частью молитв, песнопений и учения.

Установившиеся шаблоны

В последующие за апостольскими годы постепенно устанавливались определенные шаблоны и возникала более ясная структура лидерства, в которой епископ обычно главенствовал над приходом местной церкви. Епископы самостоятельно писали великую молитву благодарения, которую они произносили над освящаемым хлебом и вином. Эти молитвы в дальнейшем начинали постоянно использоваться на территории обширных регионов по мере того, как они копировались другими епископами.

По мере расширения конгрегации, они иногда выходили за пределы своих изначальных границ. Отдельные группы (даже во времена гонений) сооружали особые помещения для совершения обрядов. Они выработали еще более детальную программу церковного года — не только отмечая "неделю создания" (при этом празднуя как святой первый день недели вместо последнего). но и ежегодно отмечая следующие события: прежде всего Пасху (когда Иисус умер и воскрес), далее Пятидесятницу (когда сошел Святой Дух) и, наконец, Рождество (празднуя рождение Христа), а также "дни смерти" разных святых мучеников.

Христианские праздники

РОЖДЕСТВО ----Радостное празднование рождения Иисуса.

АДВЕНТ_________

Христианский год начинается с подготовительного периода перед празднованием Рождества Христова. В это время христиане особенно сильно ожидают второго пришествия Иисуса.

ПОСТ

Сорокадневный период, предшествующий Пасхе. Совпадает с тем сроком, который Иисус провел постясь перед началом своей миссии.

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

Траурное празднование распятия и смерти Иисуса.

ПАСХА

Величайший христианский праздник в ознаменование воскресения Иисуса. День празднования Пасхи (а поэтому и Страстной Пятницы, Вознесения и Пятидесятницы) меняется из года в год.

ВОЗНЕСЕНИЕ Празднование вознесения Иисуса на небеса сорок дней спустя после Пасхи.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Празднование дня сошествия Святого Духа на Апостолов десять дней спустя после вознесения Иисуса. В этот день празднуют также рождение церкви. Христианство в центре - Иисус

Мир Константина в 313 г. от Рождества Христова дал новый импульс строительству церквей и ассимиляции церкви и государства последовавшей за этим, не только поощрял празднование языческих праздников (как это случилось с Рождеством), но и начал формирование церковной организации по типу и подобию гражданских структур. Людей крестили целыми группами. родилась западная концепция "христианского мира". Впоследствии естественный консерватизм, присущий последователям любого института, имеющего свои ритуалы, способствовал тому, что в церкви продолжалось использование латинского языка, а не языка повседневного общения, у ведущих проповеди священников сохранился стиль одежды, характерный для четвертого столетия. на сооружение церквей привлекались архитекторы и многочисленные рабочие, в то время как другие стройки предавались забвению.

Восточные ортодоксальные церкви сохранили близость к духу четвертого и пятого столетий более, чем какие-либо другие. На востоке никогда не было реформатства или чего-то подобного Римскому католическому Ватикану II.

В средние века позиции священнослужителей в западной церкви значительно укрепились. Обет безбрачия еще более способствовал созданию атмосферы таинственности вокруг священников. Они были единственны Христианское поклонение выражается в особой службе, но общая концепция гораздо шире. Вся жизнь должна быть посвящена Богу и служению Ему. Поклонение Богу означает прославление Его во всех проявлениях жизни. Празднование венчания в церкви.

ми. кто играл активную роль в исполнении обрядов. Вера в их особенные, почти мистические, способности превращать хлеб и воду в плоть и кровь Христа, утверждала за ними роль духовных пастырей. Определенная часть простых должна была посещать службу и восхвалять Христа. Люди не понимали латыни, на которой читалась Библия и совершались молитвы. Они получали причастие только на Пасху и даже тогда, начиная с конца тринадцатого века, только хлеб.

Реформа

Реформатство, которое противостояло таким злоупотреблениям. было, по сути своей, движением "Слова". Оно было нацелено на возвращение к Слову Божьему, записанному в Библии, а также на отход от драматизма, многоцветное™ и движений в ритуалах и сосредоточению на Слове, чтобы сделать их более доходчивыми и понятными людям. Сами реформаты усиленно пытались возвести празднование причастия в центр церковной жизни, но устоявшиеся давние привычки прихожан были сильнее. Еженедельные молитвы в большинстве протестантских церквей были сфокусированы на проповедях. В лютеранских церквях было распространено пение гимнов, которое сопровождало службу и молитвы. Англиканская церковь установила свой спокойный и уравновешенный ритуал Книги Молитв, по которому на ежедневное чтение Библии, псалмов и молитв обращалось больше внимания, чем на проповеди.

Христианские обряды

Реформатство также породило более четкие традиции. Анабаптисты. например, поддерживали тех. кто был против крещения младенцев, и вместе с тем давали выход своим эмоциям. "ведомые Духом Божьим" во время общих молитв. В семнадцатом веке квакеры в буквальном смысле тряслись ("quaked" англ. — "трястись") во время молитвы.

Большие перемены начали сказываться на всем англоязычном протестантстве в восемнадцатом веке. Для евангельского возрождения, которое дало начало методизму, было характерно воодушевленное исполнение гимнов. Гимны были объективными в своем богатом содержании. однако в них выражались и личные эмоции по отношению к Богу. Древние метрические псалтыри уступали место гимнам Уаттса. Уэсли. Каупера и Топледи. Чаще стали праздновать и Вечерю.

Несмотря на гимны, протестантизм приобретал сходство с римским католичеством в своей серьезности и в том. что службой зачастую управлял священник или ведущий. Но в двадцатом веке в среде католиков и протестантов возникло литургическое движение, которое пользовалось широкой поддержкой в силу доступности и понятности службы и созданной вокруг него атмосферы братства во Христе.

В римской церкви это привело к реформам в литургии Вто-Його Ватиканского Собора. 1осле 1600 лет царствования латыни было разрешено вести службу на местных

 

языках. Появилось новое чувство, что служба — это не только одна лишь проповедь с соблюдением некоторых обязательных формальностей.

Как непосредственный результат такой открытости римской церкви возникли многочисленные обсуждения ее новой доктрины с целью устранения недопонимания. В области проведения службы, англиканская/ римская католическая международная комиссия в 1971 году приняла совместное заявление по вопросу Святого причастия. Многостороннее сближение позиций по вопросам церковной службы было ускорено докладом "Крещение, Причастие и Духовенство", подготовленным Всемирным Советом Церквей в 1982 году, на который церкви всего мира откликнулись в течение последующего десятилетня.

Движения XX столетия

Между тем количество радикально настроенных движений всегда было более многочисленно. В этом веке, например, мы стали свидетелями подъема движения пятидесятников. Это движение скорее направляется Духом. а не Словом. Характерная форма молитвы сопровождается широким выражением эмоций и раскованностью в движениях. В Южной Америке пятидесятники являются главной альтернативой католикам. Одним из параллельных движений, в действительности сходным, в последние три десятилетия стало

В христианстве, кок и в иудаизме, пение всегда занимало важное место. Со времен раннего христианства гимны исполнялись для прославления Бога, для выражения благодарности за все, что Он сделал, и для того, чтобы выразить личную веру человека. Молодые христиане в Восточной Малайзии исполняют песню в одной из церквей.Христианство: в центре - Иисус

"харизматическое движение", которое в начале часто называли "неопятидесятническим". Здесь пятидесятники вместо отделения от исторической церкви нашли себе надежное убежище внутри протестантства и даже римской церкви.

Сегодня лицо религии на земле продолжает изменяться. С крахом коммунизма ортодоксальная церковь стала активно проявлять себя в России и других восточно-европейских государствах. В это же время ислам и восточные религии проникают в Западную Европу, большей частью благодаря иммигрантам.

Христианство еще раз оказалось в роли миссионера на Западе. Но различные западные формы христианства сейчас уже не ограничены территориально. Новые церкви появляются в Азии. Африке и других регионах планеты. Одни из них также традиционны, как и западные церкви от которых они произрастают, другие более свободны и теснее соотносятся с местным культурным контекстом. Зачастую в них можно увидеть свежесть и жизнерадостность, которые так нелегко найти в западных церквях. Чисто миссионерская церковь

теряет былые позиции и выходит на новые рубежи реализма. прежде всего укрепляя, объединяя и поддерживая верующих в их каждодневной деятельности и жизни в целом. Там же, где молитва не приближает людей к Христу, церковь приходит в забвение. По-видимому, церкви в западном мире уже понемногу приходят к осознанию этого факта.

Движение пятидесятников и харизматические церкви выделяются своей неформальностью в ритуалах, которые зачастую имеют жизнерадостный характер и допускают свободное выражение чувств.

ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСТВА

Майкл Сэдгроув

Жизнь христианства — это вся жизнь, прожитая перед тем. как Бог явил себя в облике Иисуса Христа. Что делает эту жизнь действительно христианской, это ее отклик на Евангелие, "благую весть", что "Бог с помощью Христа достиг согласия с миром" (как говорит Павел в своем втором Послании к Коринфянам). Христианская жизнь — это жизнь, которая отражает и активно взаимодействует с волей Бога к примирению. И пока христиане будут видеть в Христе пример для себя, призыв христианства может быть выражен теми же словами, с которыми Иисус обращался к своим первым ученикам: "Следуйте за мной".

В течение столетий христиане боролись за то, чтобы воздать справедливость этому фундаментальному положению. В определенном смысле каждое поколение христиан вынуждено вновь задавать вопрос, что значит быть христианином в это конкретное время и в этом данном месте и обстоятельствах. Глубинная динамика христианства состоит в том. что оно, как кажется, имеет бесконечные возможности адаптации к обстоятельствам, о которых первые творцы Нового Завета не могли и подумать. Именно это разнообразие опыта христианского образа жизни (например, по сравнению с исламом) и составляет суть проблемы для тех, кто стремится к более однородному проявлению своей веры.

Основополагающими по содержанию и форме и наиболее значимыми для христианского характера являются Откровения апостолов. Молитва Господа и Десять Заповедей. С давних времен наставление новых верующих концентрировалось на этих текстах. Именно они всесторонне описывают христианскую жизнь, ее теологическую основу, духовность н конкретные проявления в том образе жития, который является исключительно христианским.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.091 с.)