Наука, искусство и культура в исламе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука, искусство и культура в исламе



Лотар Шмальфус

Ислам дал миру не только знаменитых военачальников и государственных деятелей, ярких поэтов, музыкантов, архитекторов и строителей, но и мусуль-. манских философов и естествоиспытателей. достижения которых в период между девятым и четырнадцатым столетиями заложили краеугольный камень современной науки, на котором строилась наша цивилизация. Мусульмане, приступая к изучению мира, нуждались в "сверхъестественном" стимуле. Считая Аллаха Непостижимым, Недоступным, ислам учил, что и творение его также непостижимо. Такой стимул и появился у Мамуна, бывшего в 813-833 гг. халифом Багдада. Во сне Маму-ну явился дух Аристотеля, доказавшего ему. что между религией и разумом противоречия нет. Поэтому не обремененный больше никакими колебаниями Мамун распорядился построить Дом мудрости. В этой библиотеке надлежало собрать образцы всех имеющихся в мире книг.

Труды греческих, персидских и индийских ученых были собраны вместе и переведены на арабский язык, а извлеченное при этом знание — исследовано, воспроизведено и развито; отправной точкой и основой исламского знания явилось греческое учение, что за зримым хаосом Вселенной скрыт порядок, подвластный человеческому разуму и подчиняющийся общим законам. Таким образом, научная деятельность решает в первую очередь философские задачи, открытие основных законов Вселенной.

Мусульманские врачи продолжили дело своих предшественников в Древней Персии, обогащая их опыт и знания. Они открыли принцип кровообращения. разработали методы лечения оспы и проводили операции без боли, применяя анестезию. Труды великого Авиценны (Ибн Сины, философа и врача) служили в качестве важнейшего учебника в университетах Европы до XVII столетия.

В области математики исламские ученые усваивали знания индийцев. От них переняли десятиричную систему счисления, а также — заимствовали ноль. Они именовали его сифр, "пустой". Леонардо Пизанский (он учился у арабов), перевел это иноземное понятие как сифи-рум, а затем оно превращалось от зефиро до зеро. Именно арабы создали алгебру как раздел математики, используя символы для представления неизвестных величин.

С древнейших времен арабы пользовались звездами для ориентировки в пустыне. Когда они в восьмом веке познакомились с сочинением Птолемея, то тоже занялись исследованиями небосвода. Названия звезд и астрономические термины, такие как зенит, надир и азимут, служат свидетельством их вклада. Ученые все свои знания по географии вложили в атласы и путеводители, нанося на карты главные дороги всех известных им стран, а также названия и расположение крупных городов, расстояния их друг от друга. Они вычислили окружность и диаметр Земли.

Мировое влияние

В период расцвета своей культуры знание мусульман простиралось на все области без исключения. В Европе они вызывали огромный интерес. При любом контакте Запада с Востоком Запад учился. Центром арабской философии и науки стал двор Фридриха II Штауфена в Сицилии. В Леванте рыцари-крестоносцы приобщились к восточному образу жизни. Но прежде всего контакт этот происходил в исламской Испании. Уже в десятом веке города процветали. В Кордове было свыше 500000 жителей и 700 мечетей, 300 общественных бань и 70 библиотек. Улицы и площади были мощеными и ярко освещались ночью. В продаже имелось все, что доставляло радость: марципан, мыло и духи, кофе, чернослив, матрасы, шляпы и куртки, а также апельсины, спаржа. Влияние арабов распространя329

Люди Писания

Во всем мире настиле мусульманской архитектуры сказались веяния розных стран. Мечеть на Яве.

лось по всей Европе. Артисты, например, певцы из Андалузии привозили свои песни и заодно арабские инструменты — лютню, гитару, горн и флейту. Благодаря таким мусульманским философам как Аверроэс (Ибн-Рушд) и Авиценна (Ибн-Сина) Западом был заново открыт Аристотель.

Ислам вбирал в себя все изящные искусства, каллиграфию, архитектуру. Он перенимал культурное наследие у народов. им покоряемых, и преобразовывал его, создавая новую

культуру. Исламскую архитектуру можно видеть в Кордове. Гранаде, Марракеше и Каире, в Стамбуле и Дамаске, Агре и Дели. Отражая форму и стили разных стран, она несет объединяющее исламское начало. В особенности чуток "исламский" стиль к декоративности,— он стремится превратить природный облик вещей в абстракцию.

Коран учит, что между предметом и его образом существует волшебная связь. Возможно, именно поэтому на Востоке оказалось под запретом изобразительное искусство.

С момента разграбления Багдада монгольскими захватчиками и вместе с общим упадком исламского мира прекратилось и развитие искусства, культуры и науки в исламских странах.

Наука, искусство, культур.! в исламе

Архитектура Альгамбры в Гранаде восходит к тринадцатому веку, когда значительная часть Испании была мусульманской.

еликолепия исламского искусен ва возможно воочию увидеть в мечетях всего мира.

т

* ft!

Люди Писания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.005 с.)