Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Германские племена: смертные богиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Римский историк Тацит, примерно в 98 г. н.э. описывая "германцев' своего времени, полностью осознает всю пропасть между ними и цивилизованным народом римского общества. но при этом испытывает зависть к их силе и простоте. Как все римляне. ои отдает должное воинственности германцев, их влечению к битвам и постоянному кровопролитию, но вместе с тем он восхищается строгостью семейной морали целомудренного и по сути моногамного народа. Подобно другим римским авторам, он отождествляет германских богов с их. как он полагает, римскими эквивалентами и выделяет из глубин германской веры триаду Меркурия (наиболее почитаемого бога). Марса и Геркулеса. Он отмечает также культ женского божества, который. по его мнению, происходит от культа Исиды. С помощью сложного ритуала перед битвой вызывается Геркулес. а бог войны контролирует установление справедливости. С некоторым удивлением Тацит отмечает, что степень наказания за преступление устанавливается жрецами. Ритуалы поклонения божествам, считает он, напоминают римские, но включают непонятные процедуры, связанные, к примеру, с лошадьми. Женщины также играют роль в вопросах "святости и прорицания", что позволяет им иметь определенное влияние в германском обществе. Германские божества В упомянутую Тацитом триаду входили, вероятно, Вотан. Тиваз и Тор. Германские племена исповедовали в основном многобожие, и нам известны имена многих богов. Тем не менее за более чем тысячелетний период, отделяющий Тацита от исландского писателя Снорри Стурлусона и исследователя позднего шведского варварства Адама из Бремена, три, самое большее, четыре божественных имени упоминаются таким образом. словно в них заключен весь германский божественный мир. Постоянно присутствуют двое: бог. известный южным народам под именем Вотан или Водан (чье имя увековечено в календарном дне среда Украшенная богатой резьбой Франкская шкатулка содержит множество сцен из северной мифологии. Сценка изображает трех норн, которые ухаживали за Иггдрасилом, древом жизни. Древние религии Самым эффектным из подвигов бога Тора было схватка с Мидгардом, змеем, опоясывавшим землю. Тор пытался поймать его с рыбацкой лодки. "Wednesday"), а северным — как Один; и бог грома Тор. памятью о котором стал четверг "Thursday". В ранних списках непременно присутствовал Тиваз (отсюда вторник "Tuesday"), бог законности, но в литературе Севера его потомок Тир переместился уже на вторые роли. Однако достаточно видная роль отведена там богу плодородия Фрейру (откуда и пятница "Friday") вместе с его женской копией Фрейей или без нее. Согласно Стурлусону, боги по своему происхождению разделены на две группы, ранее враждовавшие, но теперь объединившиеся: асов (включающих Одина и Тора) и ванов (включающих Фрейра). В то время как некоторые ученые согласны со Стурлусоном, считая, что эти события имели под собой историческую основу, а именно покорение почитавшими асов племенами тех племен, чьими богами служили ваны, с частичным принятием религии побежденных, другие ученые считают противостояние активных, агрессивных богов (асов) и обслуживающих, производительных богов (ванов) основным принципом всей германской и, возможно, всей индоевропейской религиозности. Аристократический Один Северная религия, о которой (благодаря Стурлусону и другим создателям саг) известно немного больше, чем о верованиях родственных им племен. таких как саксы, изменялась в зависимости от социального состава и рода занятий верующих. Культ Одина исповедовали настоящие викинги, вожди и воины. Один приносит победу — но, непостоянный и капризный, может забрать ее назад. С помощью валькирий он собирает героев в свой громадный дворец Вальхалле, где дни проводятся в битвах, а ночи в пиршествах. У него один глаз (второй он отдал за глоток из источника мудрости и понимания); девять дней и ночей он провисел на древе мира Иггдра-сил, чтобы научиться читать спрятанные руны. С ним связан целый набор преданий о мудрости, поэтичности, героических подвигах, смене обличья, удушении и смерти, и некоторые мрачные истории о ритуальных убийствах с помощью петли и копья наводят на размышления о древних формах поклонения этому богу.
Другие племена, зависевшие от сельского хозяйства, не могли пренебрегать культом Фрейра. Адам из Бремена поведал о величественном фаллическом изображении этого бога, украшавшем храм в Уппсале примерно в 1070 году. Молот "черного Тора" Наибольшим почтением из всех богов пользовался, по-видимому. Тор. В Уппсале его трон стоял между тронами Одина и Фрейра; а в эпоху позднего северного варварства "черный Тор" (по цвету его изображений') был. кроме всего прочего, врагом "белого Христа". Его символ, молот, использовался в свадебных обрядах и в качестве защитного знака. подобно тому, как христиане использовали знак креста: по свидетельству археологов, так же как христиане клали в могилу крест, традиционные варвары клали туда молот. Тор, подобно ведическому Индре, является богом грома, полным хаотической энергии и неизмеримой силы. И если царственные особы считали своим покровителем Одина. то простым людям приятнее было искать дружбы с Тором. Скандинавские боги
Во многих легендах Тор ассоциируется с Локи. странным, одновременно притягательным и отталкивающим обманщиком. Именно Локи хитростью вызвал смерть сына Одина. Бальдра. честнейшего из богов. Легенда о Бальдре прекрасна, но слишком мало существует свидетельств поклонения этому богу. Гибель богов Нет нигде и признаков Верховного Бога. Из хаоса божественной энергии отбирались для поклонения те боги, от которых быстрее можно было ждать благосклонности. Богам тоже суждено погибнуть — настанет день Рагнароок, день гибели богов, когда каждый падет в смертельной битве, и с ними погибнут земля и человечество. Затем возникнут новые небо и земля, и Бальдр восстанет из мертвых, и мужчина и женщина. укрывшиеся в кроне древа мира, дадут начало людям нового мира. В конце концов Иггдрасил, самообновляющееся древо мира, станет могущественнее Одина, великого бога, который висел на его ветвях. чтобы выведать его секреты. КОЧЕВНИКИ СТЕПЕЙ Аке Хулткрантц Примерно 3000 лет назад безбрежные степи юга России населяли редко разбросанные индоевропейские племена: киммерийцы к западу от Каспийского моря, персы к востоку от него. Где-то в это время или вскоре после него северные персы, или скифы, превратились в народ кочевых всадников Это событие повлекло за собой потрясающие исторические последствия. Они не только захватили в седьмом веке до н.э. киммерийские земли. так что ИХ владения протянулись от современной Румынии до Туркестана, но и открыли путь между Востоком и Западом, по которому религиозные верования и формы искусства ("анималистский стиль") устремились на открытые степные пространства. Долгие века после исчезновения скифов этот путь в Китай оставался основной связующей нитью между религиозными верованиями Запада (христианством) и Востока. Примерно по этому же маршруту проходил знаменитый шелковый путь (начиная с первого века н.э.). Греческий историк Геродот (пятый век до н.э.) предоставил ряд интересных сведении о религии скифов. Основными божествами были Небесный Отец, Папа, и его супруга Мать-Земля, Апи. Среди других богов. тоже, естественно, небесных созданий, следует назвать богов огня и войны. Изображений богов, алтарей или храмов не существовало. Боги получали s качестве жертвы животных, обычно лошадей. Животных душили. а их мясо готовили на огне, разведенном на их костях. Кусок мяса бросали в огонь. Бога войны представлял водруженный на кучу хвороста железный меч. В жертву ему приносили большое количество скота и лошадей. а также пленных, чьей кровью орошался божественный символ. Геродот упоминает и о прорицателях. которых, однако, убивали в случае неудачи. Когда умирал царь, его тело помещали на повозку и длинной процессией в сопровождении жен и слуг объезжали все подвластные земли. В конечном итоге его хоронили в деревянной камере вместе с несколькими дворцовыми слугами (которых душили), лошадьми и золотыми кубками. Над местом захоронения насыпали громадный земляной курган. Осиротевшие потомки очищались, проходя через палатку. заполненную дымом от брошенных на раскаленные докрасна камни конопляных семян. Это первое из имеющихся описаний религии кочевников-всадников. В главных чертах оно довольно точно соответствует сведениям о более поздних религиях кочевых скотоводческих народов. Культура кочевников распространилась на монгольские и тюрко-татарские племена к востоку от скифских земель и на плоскогорья Средней Азии. Там воинственная религия равнин слилась с традиционными верованиями охотников. с их культами повелителя животных и шаманизмом, и сформировался новый тип религии. Кочевники степей Монголы: чувство изумления Прекрасную иллюстрацию такого типа религии представляют монголы Средней Азии. Возникнув как племена на северо-востоке Азии, сначала они изгнали из Монголии тюркские племена, а затем создали империю. простиравшуюся от реки Амур до Волги и далее — величайшую империю. когда-либо виденную миром (тринадцатый и четырнадцатый века н.э.). Примитивное начало, кочевой образ жизни и патриархальный уклад общества — все получило отражение в их религии. Тс нтри Верховным богом был Тенгри, это имя служило одновременно для обозначения бога и голубого неба. Ему адресовались молитвы одиноких просителей на горных вершинах и в его честь воскуривали можжевельник. Подобно другим кочевым богам, Тенгри не изображался на картинках. Он не создавал мир. Во всей Средней Азии начало мира связывалось с двумя создателями, добрым духом (но не Тенгри) и дьяволом. История создания мира по такому образцу была распространена по всему свету, от Европы до Северной Америки, и иногда сочеталась с мифом о потопе, а иногда с мифом о первобытном море. Ко всему прочему, слово "тенгри" обозначало все "божественное", чудесное и удивительное, и этим же именем назывались девяносто девять богов, которые были заняты конкретными вопросами покровительства стадам. Например, Атага-тенгри приносил удачу в разведении лошадей, другой тенгри оберегал коров, следующий — яков. Манакантенгри охранял от диких животных. Такие природные образования. как горы, реки и озера, тоже служили предметами поклонения. Горные вершины и перевалы являлись обиталищами духов, и каждый прохожий должен был выразить им почтение, положив камень на "обо", кучу сложенных камней. Священной считалась и земля, и в честь Матери-Земли совершались возлияния. Чингисхан Умершие цари и прародители племен имели свои святилища. Чингисхан. могущественный правитель монголов (умер в 1227 г. н.э.), считался божественного происхождения. В военном лагере его статуе, поставленной на повозку, приносили в жертву лошадей. Иногда о нем говорили, как о самом Тенгри, иногда, как о зачинателе всех культурных и религиозных традиций. Потомки приносили жертвы и другим почившим великим царям: чаще всего на их могилах закалывали лошадей. Монголы Золотой Орды в южной России подвешивали на шестах лошадиные шкуры над могилами своих великих вождей. У входа в жилища монголы выставляли домашних идолов (онго-нов). которым предлагали молоко. Онгонов изготавливали из замши. Существовала еще "мать огня". которой регулярно приносили жертву маслом. В конце года она получала еще кость овцы и выслушивала ритуальные гимны в свою честь. Считалось, что огонь обладает силой очищения. Шаманизм Племенные вожди были еще и шаманами. то есть искусными лекарями и прорицателями, пророчествуя в состоянии транса. Шаманизм, наследие древнейших времен, был тесно связан с культом почитания предков — духи предков покровительствовали шаманам — и с изгнанием злых духов. Многие обычные жертвоприношения производились также шаманами. Из числа монгольских и тюркских племен, наводнивших Европу в Скифы были одними из первых людей, оседлавших лошадь. Древние религии Чингисхан был величайшим правителем монголов. Его империя простиралась от гор Кавказа до реки Инд, от Каспийского моря до Пекина. первом тысячелетии нашей эры, можно выделить гуннов, веривших в Тенгри. и мадьяр (венгров), за их веру в верховного бога и шаманизм.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.124 (0.009 с.) |