Очерк 11: Коренное население Северной Америки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Очерк 11: Коренное население Северной Америки



Дж. У. Е. Ньюбери

Вопреки установившемуся мнению. в настоящее время происходит возрождение первобытных религий во многих частях света. Подгоняемое западным христианством и материализмом чувство превосходства, позволившее европейской цивилизации распространиться по всему земному шару, в двадцатом веке было дискредитировано. Местные верования — презираемые. запрещенные, почти уничтоженные — достигли своей низшей точки к концу девятнадцатого века. Их пламя было потушено. Но пренебрежение к земле. обществу и духовности поставило сегодня под угрозу само существование человечества. Возрождаясь. как феникс из пепла, первобытные племена снова стали собираться в ритуальном

вспоминать свои заброшенные учения, вызывать к жизни древние традиции. Поступая таким образом, они, возможно, закладывают фундамент того, что сами называют "четвертым миром", новым началом истории.

Жизнь одна

Эти люди ищут мудрость в прошлом. в многовековом опыте рода, в традициях. На их собраниях часто употребляется выражение "говорят, что...". При этом имеется в виду учение предков. Учителем является старейший. Он ближе всех стоит к важнейшим истинам прошлого. Для этих людей жизнь одна. Все священное реально — и особенно остро эта реальность ощущается в определенное время. в определенном месте. Но священное неотделимо от места и времени, называемого повседневностью. Священна сама жизнь. Все в мире в какой-то

степени "одухотворено". Все стороны жизни открыты для духов.

Единый Великий Дух

Североамериканские племена поклоняются Единому Великому Духу. Их образ мыслей и действий подчинен концепции круга, основного, по их мнению, элемента природы: форма солнца и луны, вращение звезд вокруг них. круговорот времен года. поведение птиц и животных. "Все стремится быть круглым". Эта форма присутствует во всех их действиях — в мифах, церемониях, искусстве и структуре общины.

Неотъемлемая часть круга — его центр. Из этой точки круг

О

создается. Это символ Великого Духа. Он выражается во всех танцах вокруг костра, барабана или шеста и в церемониях, как, например, курение священной трубки.

Две реальности

Важное место во взглядах на мир у первобытных племен занимает понятие о двойственности жизни и природы. Коренные жители Северной Америки представляют ее в виде разделенного круга, характерного для многих форм искусства и ремесленных изделий.

Природа представлена парами: свет и тьма, жара и холод,

мужчина и женщина, хорошее и плохое и так далее. Они не противостоят, но дополняют друг друга. Обычно пары изображены в виде зеркальных отражений. Двойственность присутствует также в мифах, в виде двух сыновей Матери-Земли. в тотемах западного побережья, в двуглавом змее, кото-^ый наказывает и защищает: в 1тице-Гром, грозной и ласковой, или в церемониях, таких как танец Солнца вокруг раздвоенного шеста.

Но при этом два — это всегда две половины целого: круга. Они разные, но обладают всепобеждающим качеством всегда находиться в равновесии, в гармонии. Человеку свойственно находить удовлетворение не в конфликте, а в согласии.

Примером тому могут служить коренные жители Арктики — иннуиты. Белые пришельцы жалуются на суровую, безжалостную природу и. отправляясь на север, экипируются всеми достижениями современной технологии, помогающими победить климат. Со своей стороны. иннуиты живут лицом к лицу с природой и, если их не трогают пришельцы, совершенно довольны. Они достигли гармонии с окружающим миром и считают Первобытные религии

льды и снега своими друзьями, а не врагами.

Три шага действия

"Я — тебе, ты — мне", с точки зрения североамериканских ин дейцев, это основа всех здоровых отношений. Ее можно выразить в виде треугольника, наложенного на круг.

Первобытные люди склонны искать поддержку, которая помогла бы успеху их предприятий. Эта помощь привлекается путем проведения церемоний, действие которых происходит в три этапа. Пример: общине могавков угрожает засуха. Посевы вянут. Помочь могут духи грома: дождя надо просить у них. Как поступить? Надо исполнить танец дождя. Община собирается па поле. Звучат барабаны и трещотки. Начался танец. Пропели молитву. Побрызгали водой. Пошел дождь.

Такое же "я — тебе, ты — мне" между потребностью человека, небесной силой и конкретным действием можно найти во всех обрядах, связанных с просьбами о даровании исцеления, руководства или силы.

Четыре силы

Коренные племена в Северной

О

Америке, как и везде, считали структуру мира и управляющих им сил четырехсторонней. Выражалось это в виде символического круга с четырьмя точками по окружности.

Хромой Олень, современный индеец племени сиу. поясняет: "Четыре — самое священное число (вакан). Оно означает четыре стороны света... четыре ветра... времени года... цвета... четыре вида материала, из которых создан мир (земля, воздух. вода, огонь). Есть четыре добродетели, которыми должен обладать человек... Мы, сиу. все делаем по четыре..."

В эту четверичную схему собрано и классифицировано все многообразие жизни. Она собирается в одно целое (круг) согласно "великому закону жертвования", который гласит, что каждая часть зависит от остальных и дополняет их. "Один умирает. чтобы мог жить другой". "Колесо" — это модель всех ритуалов. потому что оно символизирует многообразие жизни в ее целостности.

Эта концепция единства в многообразии и многообразия в единстве служит основой для достижения в жизни гармонии и равновесия, в которых первобытные люди видят залог здоровья. мира и благополучия на всем свете.

Семь Дедов

"Тайна семерки" лежит в глубинах древней мудрости и обнаружена во всех древних культурах всех частей света. Для первобытных племен Северной Америки также характерно подобное отношение к числу семь. Мы знаем о семи священных обрядах сну. семи пророчествах (или кострах) Оджибва Мидеви-вина и семи остановках на многовековом пути переселения племен на запад. Мы знаем также о семилетних и семь раз по семилетних циклах, и о семи Дедах.

Семь Дедов происходят из мифологии Оджибва. Их символом служит посох веры, подвешенный в центре ритуального круга. Посох изготавливается из трех прямых палок, связанных посередине.

Посох имеет шесть концов-точек, обозначающих четыре стороны света, плюс "верхнюю" силу (небо) и "нижнюю" силу (землю). Есть еще седьмая точка, место пересечения. Именно в ней заключено Я. внутренняя сила. Это не значит. что "Я" центр всего, но что все силы подвластны мне, протекают сквозь меня, и с ними я тоже могу быть силой. Они приходят ко мне в видениях и снах, в вере и ритуалах.

Четыре четверти круга

И, наконец, простой, разделенный на четыре четверти круг, символ целостности. Во время церемоний, когда жгут аромат-' ную траву, пьют воду, курят трубку, каждый из участников произносит слова: "Вся моя родня". Все связаны с каждым и каждый со всеми. Они знают, что вокруг них целый мир. который принимает участие в их нуждах и молитвах.

Очерк 12: Анды

Лесли Хоггарт

Горные хребты Анд простираются почти на всю длину западного побережья Южной Америки от Колумбии до юга Чили. Это самая протяженная горная цепь на всех континентах, около сорока пяти ее заснеженных вершин возносятся на высоту более 6080 метров.

На горах и в долинах живет множество племен, каждое из которых имеет свой язык и культуру, религиозные верования и обряды. Высокогорные районы сильно отличаются от пологих восточных склонов, по которым реки стекают в леса бассейна Амазонки. Физические условия оказывают огромное влияние на образ жизни и религию. Но некоторые основные концепции характерны для всех: вера в богов, духов, в священные места и предметы, обладающие сверхъестественной силой и влияющие на все стороны жизни.

Туземные племена сконцентрированы в горных районах Эквадора. Перу и Боливии. Цивилизация инков процветала до самого прихода в 1533 г. испанских завоевателей. На этой земле до сих пор проживают около десяти миллионов индейцев. Основную группу составляют племена кечуа, но не менее миллиона индейцев аймара проживают на высоте 3648 метров на горном плато, протянувшемся на сотни миль от юга Перу до Боливии. Языки этих двух групп различны, но в образе жизни и религии у них много общего.

Жертвы для духов Жители Анд занимаются в основном земледелием в долинах и разведением овец, лам и альпака в горах, на высотах около 4250 метров. Их жизнь заполнена упорной борьбой за выживание в суровых условиях высокогорья. Чтобы обеспечить безопасность и благополучие, люди стараются жить в гармонии с окружающей природой.

Чтобы получить хороший урожай и приплод животных, избежать болезней и стихийных бедствий, в течение всего года проводятся религиозные церемонии. Эти церемонии включают сложные ритуалы, состоящие из

Индейцы племени тукано готовят галлюциногенные средства в расписных горшках.

Первобытные религии

Индейский шаман из Перу

молитв, приношении, возлияний, и даже жертвования животных, предлагаемых духам этих мест.

Горные племена считают, что им дает и поддерживает жизнь Мать-Земля, Пачамама. На высоких, покрытых снегом пиках живут "Апус". Это боги, управляющие всей жизнью округи. Духов невысоких холмов называют "Аукис". и они не так могущественны. как Апус. Каждый Апус и Аукис носит имя горы или холма, на котором живет. Они являются верховными богами индейцев. Но гром, град, дождь, огонь, источники, реки и необычного вида скалы и камни тоже очень важны. Все они живые, содержат в себе жизненную силу и требуют знаков почтения в виде приношений.

Апус, Аукис и Пачамама применяют свою силу для повышения урожаев, плодовитости скота и управления жизнью общин. Они могут проголодаться, рассердиться, обидеться или оскорбиться, и люди должны позаботиться о том. чтобы отдать им

должное и поддерживать с ними хорошие отношения.

Ударенный молнией

Август знаменует начало сельскохозяйственного сезона. Считается. что в это время Пачамама "оживает". Она готова принять семена; пришла пора провести церемонии для повышения урожая. "Сервируются" заранее заготовленные щедрые порции коки, еды и питья, и жертвенный дар, состоящий из неродившегося детеныша ламы или другого животного, листьев коки, животного жира и других предметов сжигается в специальном месте. Произносится молитва. подобная следующей: "Пачамама. отдаю тебе должное тем, что служу тебе в августе, в начале года. Ты, которая насыщает меня, прими это подношение. Ты кормишь меня, как мать, своей грудью, или как птица кормит птенцов. Милостиво прими это и защити меня от беды, не дай горю и болезням подойти ко мне близко, и пусть я хорошо проживу еше один год".

Подобные молитвы, сжигание жертвоприношений и, в некоторых местах, убийство жертвенных животных, проводятся на церемониях, обеспечивающих плодовитость скота.

Во время болезни люди обращаются к пако (знахарю и медиуму), чтобы он открыл причину несчастья. Пако действуют по-разному: одни прорицают, читая знаки на листьях коки, другие связываются с духами напрямую, Подлинным пако считается человек, переживший удар молнии, и. следовательно. избранный богами на должность жреца.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Живые религии Востока

Живые религии Востока

БЕССМЕРТНОЕ УЧЕНИЕ: ИНДУИЗМ

Раймонд Хаммер

1зм является больше культурой, нежели вероучением".

Радхакришнан

Религиозная традиция, которую мы называем индуизм, является результатом пяти тысяч лет развития. Само название, однако, возникло примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести различие между верой индийского народа и их собственной.

Индуизм — персидский эквивалент слову "индиец". Сами индийцы. однако, предпочитают говорить о бессмертном учении или законе (санатана дхарма), подчеркивая неземное происхождение их верований, возникших в результате божественных откровений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.102.228 (0.036 с.)