Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Релятивизм, терпимость, открытостьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из главных философских ответов на плюрализм считается предложение о том, что не существует абсолютной истины, универсальных ценностей, морали или веры. Это так называемый релятивизм. Его смысл в том, что правдивое и ошибочное, правильное и неправильное, хорошее и плохое время от времени меняются местами в зависимости от людей и условий. То, что делают люди в одной системе, есть правильно для них, но не все правдиво, хорошо и правильно для каждого. Подобное отрицание любой идеи Религия в современном мире о том. что существуют абсолютная истина и универсальные верования, делает истину только относительно истинной, а моральные ценности имеющими силу только в определенном культурном окружении. Если бы люди не были способными жить и работать вместе, должен быть какой-тот консенсус: они не могут просто позволить друг другу делать все, что захочется. Способом совладения релятивизма с многообразием плюрализма является терпимость. Мы должны жить и давать жизнь. Такой открытый подход предоставляет другим свободу придерживаться своих собственных взглядов столько, сколько мы свободны их придерживаться и практиковать то, во что мы верим. Опасным в таком подходе является неспособность распознания того, как тяжело находиться вне каких бы то ни было систем верования и представлять себе, что они в равной степени обоснованны. Мы делаем суждения, выбирая между верованиями и моральными системами, и это необходимо для нас. чтобы выжить в мире соперничающих мировоззренческих установок. Также еще важно признать, что терпимость имеет границы, ибо как мы можем оставаться терпимыми к нетерпимости? Рациональность и объективность Когда мы сталкиваемся с многообразием вероучений, религий и идеологий, мы пытаемся найти в них смысл. Это означает, что мы допускаем факт того, что они имеют смысл и что мы оказываемся способными находить в них смысл. Люди — рациональные существа, они способны понять другие идеи или вероучения. Именно эта рациональная черта человека делает возможным существование знания и науки. Она тем более важна, когда мы сталкиваемся с различными религиями или идеологиями. Мы должны использовать силу нашего разума для того, чтобы воспринять то, о чем говорится, какое мировоззрение нам, предлагается, почему одни убеждены в данной точке зрения, и дает ли она или нет точную и правдивую картину реальности. Как только мы принимаем факт универсальности образа мышления человека, мы отдаляемся от идеи о том, что религия и идеология просто напросто персонифицированы, т.е. представляют собой полностью субъективные элементы мышления. Вместо этого они основываются в некоторой степени на фактах, которые должны быть проверены, приняты или отвергнуты. Существует объективная основа для религиозных и идеологических установок, которые нам необходимо принимать с полной серьезностью, поскольку мы есть люди. В ином случае, мы — даже меньше, чем люди. Почему нас это волнует? Почему нас так волнует, чтобы религии и идеологии воспринимались серьезно? Как мы можем проверить их рационально и объективно? Сам факт, что они имеют место и значат многое для миллионов верующих, является хорошей причиной для того, чтобы взвешивать их очень осторожно. Также важно и влияние, которое они оказывают на окружающий мир ради добра или зла. Во имя религии и систем веры, таких как коммунизм, были совершены ужасные деяния, наряду с заметными достижениями. Исходя из этих соображений, нам необходимо подумать, что же может быть таким могущественным, способным возносить людей на такие высоты или опускать их на немыслимые глубины. Но понимание, осмысление и оценка разных религиозных направлений и мировоззренческих систем имеют и некоторые другие аргументы в свою пользу. Фундаментальный поиск Универсальность религии История человечества является в некоторой степени хронологией попыток поиска религиозной истины и чувства определенности. Религии и религиозные ритуалы возникли во всех культурах. Это не удивительно, ибо религиозные, духовные измерения являются частью нашего человеческого облика. Кажется, нет другой обоснованной причины универсальности религии кроме универсального стремления выплеснуть, выразить, кто же мы есть на самом деле. Музыка, искусство, литература и этическое поведение находят свою первоначаль Плюралистическое общество
ную основу в религиозных импульсах. Чувства благоговения, чуда, духа и то, что Рудольф Отто назвал "чувством угрозы", находятся глубоко внутри нас и находят свое выражение по-разному. Религии и идеологии представляют собой не просто способ выражения потребности поклоняться кому-либо, но дают различные оценки того, что означает быть человеком, а что есть божественно. Именно эти различающиеся картины человеческой природы и природы божественного нуждаются в понимании и оценке. Это не одно и то же, что позволяет нам сопоставлять и сравнивать. критиковать и оценивать их с точки зрения правдивости и обоснованности. Универсальность морали Релятивизм дает серьезную трещину. если выдвигается постулат о том, что не существует универсальных моральных ценностей. В процессе реагирования на вызовы, бросаемые нам плюрализмом и релятивизмом, стало ясно, что сам факт того, что мы можем иметь и на самом деле ведем моральные дискуссии и владеем аргументацией, указывает на то, что мы в целом имеем представление о том, что считается моральным и аморальным, и мы способны принять решение, выбирая между соперничающими образами того, что есть мораль. Более тщательное изучение морали показывает, что вместо абсолютного различия наблюдается набор общих ценностей. Наверное, каждая культура, религия и моральный кодекс имеют какие-то правила, регулирующие отношения отцов и детей, сексуальное поведение, правдивость, святые обязанности в жизни, а также, что принадлежит личности или группе людей, а что нет. Конечно, существует много различных выражений подобных правил, но они являются всего лишь вариациями на тему. Эта тема — общая основа морали. Только путем прямого использования различных моральных установок, юридических Сегодня мы живем в глобальной деревне, и проблема плюралистического общество остро встает перед человечеством. Ради будущих поколений мы должны искать новые подходы к проблеме совместного проживания, к наведению мостов между различными культурами, расами и религиями и установлению взаимопонимания между ними.Религия в современном пире и религиозных кодексов мы сможем разглядеть меру и степень этого общего основания. Проверка на правдивость Религии и идеологии не допускают тот факт, что они просто дают устаревшую оценку окружающего нас мира, человека, божества и морали. Они убеждены: все, что ими толкуется, точно и основано на фактах, которые могут быть изучены и подвергнуты проверке другими. Если мы хотим быть справедливыми к подобным системам вероучения, мы должны исследовать такие притязания на предмет объективности и правдивости. Для того чтобы осмыслить то, о чем толкуют религии и идеологии, мы должны захотеть применять на их собственных условиях, а также проверить их, основываясь на их собственных установках. Это будет означать очень осторожное разграничение между тем, что имеет объективные основания, и тем, что представляет собой просто субъективный вкус или чьи-либо личные пристрастия или предрассудки, До тех пор. пока мы не изучим каждую из религиозных установок, мы не сможем сделать ни огульные суждения, ни объявить религию или мировоззренческую систему нонсенсом. Претензии на истину лежат в самом корне всех религий и идеологий, и подобные претензии зачастую основываются на исторических фактах. Существует направление, которое предлагает подход, где религия является скорее нормально существующим ответом на жизнь, а не исторически обоснованным взглядом. Религии имеют притязания не только на прошлое, но и на будущее тоже. Эти притязания должны быть изучены и получить соответствующую оценку. Как это сделать? Первый тест называется согласованность. Этот способ помогает нам сделать суждение о том, имеет ли смысл данное мировоззрение или оно самосогласующееся. Если даже оно не имеет никакого смысла, мы не можем ничего с этим поделать, тем более судить о его правдивости или ошибочности. Второй тест называется соотношение с реальностью. Различные религии и идеологии будут давать абсолютно разные оценки окружающего мира, людей в нем, истории, религиозного опыта, прошлого, настоящего и будущего, а также моральных ценностей и духовной реальности. Каким же образом все представленное соотносится с реальностью? Соотносятся ли предложенные картины людей и божественной реальности в мире с нашим собственным опытом? Здесь существует опасность принятия того, что нам уже известно, и возникновения потребности во всем. что может вписаться в эту схему. Если мы так поступим, мы никогда не добьемся какого-либо продвижения вперед или перемены в области знания или опыта. Вместо этого мы должны быть преисполнены желания исследовать и проверять картину и оценки, которые нам предлагаются то ли путем воображения или в открытую, отдавая себе отчет об ограниченности нашего собственного опыта и мировоззрения. Третий тест называется прагматическим. Это может означать, что мы пытаемся разглядеть тот способ, которым идеология или религия изменяет или трансформирует людей и ситуации. Эта способность развивать и наполнять чем-то людей, а также показывать всему сообществу то, где человечество должно процветать. вместо того чтобы быть подверженному злу и унижениям, является одним ключевым способом проверки обоснованности и ценности системы мышления и жизни. Наличие различных религий и мировоззрений в нашем мире делает всем нам удивительное приглашение понять и сделать определенные суждения о них как отдельных способах жизни и соперничающих системах. Все религии не могут быть правдивы, ибо их притязания и то, что они толкуют, зачастую находятся в противоречии друг с другом. Будучи разумными существами, мы способны найти смысл в подобных притязаниях, проверить их и в свете тех суждений решить для себя, хотим мы или нет следовать в каком-то одном направлении. И тогда истина в своей объективной реальности становится субъективно реальной для нас. То, во что мы верим своим собственным умом, также становится частью нас самих и радикально влияет на всю нашу жизнь. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ ИЙ Анжела Тилби и Джон-Дэвид ЮлГлоссар Глоссарий А АБДУ, Мухаммед (1849-1905). Лидер исламской реформы в Египте, который преподавал в ортодоксальной академии Аль-Азхар. Он старался уравновесить фундаментализм Улама с современными знаниями, веря, что судьба и сознание взаимодополняемы. АВГУСТ. Официальный титул римского императора. Впервые его принял Октави-ан, правивший с 31 г. до н.э. по 14 г. н.э. Он объединил и умиротворил империю, что позже облегчило распространение христианства. АВГУСТИН (354-430 гг.) Епископ в северной Африке, который обратил мандеев в христианство. АВГУР. В римской религии член Коллегии авгуров, занимавшийся предсказаниями и толковавший различные предзнаменования. В основном. предсказания основывались на наблюдениях за полетом птиц. АВРААМ, ИСААК и ИАКОВ Три патриарха, которые постоянно упоминаются в иуда-истских литургиях как правопреемники Божьего Слова и Благословения. Согласно традиции, они похоронены в могиле в пещере Махпелах в современном городе Хеврон. АБСОЛЮТ. Термин Бога. или Богоподобного, часто предпочитаемый теми, кто проповедует доминирующую идею Бога в абстрактном и не персонифицированном понятии. АБУ БАКР. Тесть Мухаммеда. традиционно считающийся одним из первых, кто изменил верования Мухаммеда. Он был избран халифом после смерти Пророка и правил два года, сражаясь с племенами. которые пытались выйти из мусульманского сообщества. Он начал составлять Коран. АБХИДХАММА ПИТАКА Манускрипт буддистов тхера-вада по технике тренировки ума, цель которой — исключить собственное "Я". Это ключевая работа по буддийской психологии. АГАПЕ. Греческое слово "любовь", оно пришло к нам для выражения христианского понимания божественной любви, которая не зависит от какой-либо значимости или привлекательности объекта любви. Христианство учит проявлять любовь к ближнему. АГНИ Индийский бог огня в ведические времена (см. Веды). Как жертвенный огонь Агни существует между богами и людьми и особенно следит за порядком и соблюдением ритуалов. АД. Место, куда после смерти попадают грешники. Религиозные учения расходятся во мнениях по поводу того, является ли это наказание временным или постоянным. В христианской религии это означает полное отделение от Бога. АДВАЙТА ("Недвойственность"). Монистская (см. Монизм) доктрина Шанкары, которая говорит, что вся реальность в основе своей однозначна и производна. АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ. Христианская секта, появилась из многочисленных религиозных групп девятнадцатого века, которые верили в неминуемое возвращение Христа. Они соблюдают еврейскую субботу вместо воскресенья и почитают Библию. Проповедуют исключительно сдержанный образ жизни. АДИ ГРАНФ. Священная книг сикхизма. Считается вечным и неизменным гуру для сикхов, а также центром Дома Сикхов и Гурдвары. АДОНИС. Греческий бог растений, религиозные ритуалы в его честь включали женскую скорбь о его смерти, а также великую радость при его воскрешении. Миф описывает его как прекрасного юношу с Кипра, которого любила Афродита и который был убит медведем на охоте. Имя происходит от семитского (финикийского) "господин', у него много общего с Таммузом. АЗИР. Раса богов в скандинавской мифологии. Может происходить от корня, обозначающего "ветер". АИД. 1. Греческий бог мертвых и правитель подземного царства. Он был связан с флорой, а также с накоплением богатства. Поскольку считалось плохим знаком произносить это имя вслух, его часто называли Плутоном ("богатым"). 2. Греческое название подземного мира, царства мертвых. В христианстве иногда это слово употребляется для обозначения места, куда отправляются проклятые.— ад. АКВИНСКИЙ. Фома (1225-1274). Теолог и философ-доминиканец, чьи учения сформировали основу официальной римско-католической теологии (т.е. богословия). Он учил, что существует разница между верой и разумом, настаивая на том, что можно доказать существование Бога. но что доктрины Триединства и Инкарнации должны быть отнесены к вере. АКИБА, Рабби (50-135). Иудейский учитель, который разработал метод Мишнах о повторяющейся передаче учений. Он начал работу над систематизацией доступных Глоссарий интерпретаций Торы, основываясь на трудах Джудах ха Нази. Он также был известен тем, что использовал Мид-раш, глубоко исследуя каждую деталь древнееврейских текстов. АЛИ. Двоюродный брат и зять Мухаммеда, был избран четвертым халифом в 656 г. Началась война между Али и правителем Сирии, который заявлял, что "Али замыслил убить Утмана". В 661 г. Али был убит, и его сын Хасан отказался от претензий к халифату. АЛЛАХ. Всевышний Бог. объявленный Мухаммедом. Аллах — единственный; больше богов нет. Как чистый, неделимый дух Аллах является создателем и вседержителем всего того, о чем говорится в священных откровениях Корана. АЛХИМИЯ. Мистическая наука о химии, которая искала пути превращения основных металлов в золото, универсального средства от болезней и секрета бессмертия. Ее изучение прошло от эллинистического Египта через арабов до средневековой Европы. Алхимия является также важной составляющей даосизма. АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111). Ортодоксальный мусульманский эксперт, который отказался от своей должности и стал суфи (см. Суфизм). Известен своим противостоянием нападкам греков на ислам и защищал учение Корана. Также защищал взгляды суфистов на Бога, но отрицал возможность человечества самосовершенствоваться духовно. АЛЬБИГОЙЦЫ. Катары. жили на юге Франции, особенно процветали в конце XII — начале XIII веков. Их понимание религии — дуализм, который сравнивали с манихейством, хотя, вероятно, они не были связаны друг с другом. Они рассматривали Христа как Ангела, чье учение было извращено католическими клерикалами. Их наиболее консервативные представители, "наилучшие" отказывались от брака и избегали употребления мяса. АЛЬ-РАХМАН и АЛЬ-РАХМИН. ("Всепрощающий" и "Вседающий"). См. Прекрасные имена Господа. АЛЬ-ХАЛЛАДЖ (умер в 922 н.э.). Суфи-мнстик. Он принес себя в жертву, сказав: "Я — настоящий", что было воспринято как обращение в другую веру. Он считал Иисуса из Назарета наивысшим примером человеческого духовного совершенства и в момент своей смерти простил всех своих врагов по примеру Иисуса. АМАТЕРАСУ. Японская богиня солнца, верховная богиня в синто. Она представляет силу света, роста и возрождения. Ее символом является зеркало. Императоры Японии всегда просили у нее снисхождения. АМЕША СПЕНТАС/АМАХ-РАСПАНДС. В учении Зара-тустры — "многочисленные бессмертные", которые окружали Ахура Мазда, а также носили его черты. В позднем учении Заратустры они создали духов, подобных Ангелам, которые помогали ему в борьбе со злом. АМИДА. Японское слово для Амитабха. АМИДАХ. ("Стоящий"). Главная иудейская молитва, также известная как Восемнадцать Добродетелей, которая произносится стоя. Сегодня она состоит из Девятнадцати Добродетелей, включая молитву за возрождение Израиля и установление мира. АМИТАБХА. ("Начальный огонь"). Небесный Будда, почитаемый в Китае и Японии (где он носит имя Амида). В верованиях он живет в "чистой земле" на далеком Западе, куда попадают все верующие в него после своей смерти (см. Джодо Шиншу). АМРИТСАР. Сторона Золотого Храма, святейший алтарь в религии сикхов, построен Арджамом, пятым гуру. АМУН-РА. Верховный бог Нового Египетского Царства (XVI-XVIII вв. до н.э.). Он является собирательным образом бога, несущим черты бога солнца Ра и тибетского бога Амуна. АНАЛЕКТЫ. Одна из четырех книг так называемых канонов Конфуция. Содержит в себе суть учения Конфуция и, вероятнее всего, была составлена 70 лет спустя после смерти Конфуция. АНАНДА. Один из наиболее выдающихся членов Сангхи Будды. Традиционно он считался двоюродным братом Будды. Множество изречений Будды было адресовано ему, включая слова успокоения незадолго до смерти Будды. Он помогал канонизировать буддийские манускрипты. АНАТТА. Буддийский термин, обозначающий, что в конечном итоге "души" нет (см. Душа). Все живые существа — это не что иное, как череда умственных (ментальных) и физических состояний. Анатта является одним из трех Знаков Бытия. АНГЕЛЫ. Духи в иудаизме и христианстве, посланники Бога. На них возложены две миссии: восхваление Господа и поддержка и наставление людей. В исламе имя Глоссарий архангела Гавриила связывается с Кораном. АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Всемирно распространенная церковь, которая, главным образом, признает первенство среди равных архиепископа Кентербе-рийского. Она (церковь) включает в себя как католические. так и реформистские элементы и сохраняет институт епископов. АНГРА МАЙНИУ/АХРИ-МАН. В верованиях Заратус-тры — главный дух, которому противостоит Ахура Мазда. Он постоянно творит зло и находится на службе у друд-жи ("лжи"). Позднее он стал главенствующим в иерархии сил зла. АНДРИАМАНИТРА/ЗАНА-ХАРИ. ("Благоухающий Господь"). Верховный Бог, почитаемый в первобытной религии на Мадагаскаре. АНИККА. Буддийский термин. обозначающий все непостоянное и изменчивое. которое отличает все существующее. АНИМИЗМ. Термин, ранее употреблявшийся для обозначения дописьменных религий. Был упразднен, т.к. его значение "духовный" приводило к заблуждениям. АНТРОПОСОФИЯ. Духовная система, предложенная Рудольфом Штэйнером. В ней делается акцент на тройственность человеческой натуры: физической, эфирной и астральной, и предлагается программа для духовного образования, включающая в себя технику медитации. АНУ/ДАНУ. Кельтская богиня земли и изобилия, мать всех ирландских богов. Христианская св. Анна наследовала некоторые из легенд о ней. АНУ. Бог неба в древней шумерской религии и Верховный Бог в шумерском пантеоне богов. Его дела не касались рода человеческого, а его "полномочным представителем" в делах людских был бог Энлиль. За 2000 лет до н.э. считался Царем богов и Отцом. Его женой была Иштар. АНУБИС. Бог Древнего Египта с головой шакала, который готовил души к суду и взвешивал их. Известный как "бальзамировщик". он следил за мумифицированием и охранял могилы и кладбища. АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ ЖАНР. Жанр в христианстве и иудаизме со скрытым смыслом. указывающим на неизбежность праведного суда. Примером этого жанра в Библии могут служить откровения Даниила. АПОКРИФ. Произведение^ с библейским сюжетом, найденное в Греции как версия древнееврейского манускрипта. содержащая отступление от официального вероучения и поэтому отвергнутая Джам-иийским Синодом в 100 г. н.э. Римско-католическая церковь признает его. в то время как ортодоксальная и протестантская церкви отрицают. АПОЛЛОН. В древнегреческой и древнеримской мифологии — бог Солнца, мудрости, покровитель искусств (особенно музыки), бог-воитель, бог предсказаний и медицины. Он был вдохновителем Дельфийского оракула. АПОСТОЛ 1. "Тот, кто послан". Имя, данное 12 ученикам Иисуса из Назарета, а также Павлу. "Апостольская эра" — наиболее влиятельное время христианской церкви. 2. Титул пророка Мухаммеда. АРАБСКИЙ ЯЗЫК. Один из семитских языков, связанный с древнееврейским. Язык Корана, а также большинства мусульманских молитв. Так как ислам распространился и на неарабские народы, арабский язык повлиял на развитие их языков, например, африканских, таких как суахили и хауса, которые представляют сейчас смесь арабского языка и местного диалекта. АРЕС. В древнегреческой мифологии бог войны, возможно, заимствованный у фракийцев. АРИАНИЗМ. Учение в христианской ереси в IV веке, которое отрицало Христа, говоря о том, что Сын Господа был выдуман и не является вечным. Это учение было признано ересью на Соборе в Никее в 325 г. н.э., но процветало до Константинопольского Собора 381 г. н.э. АРИАНЕ. Слово, обозначающее кавказское племя, которое захватило Индию 2000 лет до н.э. и которое в большой степени повлияло на язык и культуру коренных жителей. Родственные ему народы осели в Иране и Месопотамии. АРИСТОТЕЛЬ (384-322). Греческий ученый и философ, который преподавал знания по каждой области наук, действенных в то время. Его работы характеризуются полным. логически выстроенным исследованием. Его работы были снова открыты в средние века и положили начало теологическому учению Фомы Аквинского. а также гуманизму эпохи Возрождения. АРТЕМИС/АРТЕМИДА Греческая богиня — покровительница девственности, охоты. диких зверей, а также богиня Луны, плодородия и деторождения. В г. Эфесе в Малой Азии ей поклонялись как Богине-Матери. (То же, 414 Глоссарий что в древнеримской мифологии Диана.) АРТУР. Легендарный кельтский герой, история которого, вероятно, восходит к временам римско-британских предводителей. Легенды о нем постепенно переросли в христианские постулаты, в которых он представлялся как средневековый идеал христианского короля. АРХЕТИПЫ. Термин, изобретенный К. Г. Юнгом для обозначения прообраза, первичной формы, образца. В его философии архетипы — структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе всех психических процессов. Он верил в то. что концепция Бога — это архетип собственного "Я" и объект исследования каждого индивидуума. АСГАРД. Место обитания богов в скандинавской мифологии. Это горная страна, поднимающаяся из Мидгарда и отделенная от него мостом из радуги. АСКЕТИЗМ. Учение и практический метод, заключающийся в достижении нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей и подавления чувственных влечений и желаний. Включает в себя соблюдение поста (т.е. соблюдение диеты, отказ от гурманства) и медитацию (т.е. тренировку умственных способностей). АСКЛЕПИЙ. Греческий бог врачевания, чей культ существовал в Эпидауросе (Эпидав-ре). Он был убит Зевсом за возрождение к жизни умерших. Змеи почитались им. и предполагалось, что змея — одна из его инкарнаций. Его культ пришел в Рим в III в. н.э. АСОКА (270-232 до н.э.). Индийский царь, который унаследовал империю в северной Индии. Он возродил брахманистское управление государством, которое требовало от него проводить политику империалистической экспансии и стать последователем Будды. Он приказал высечь наставления Будды на скалах и каменных стеллах по всей стране. Благодаря его примеру и влиянию буддизм распространился по всей Индии и за ее пределами. АССАССИНЫ/УБИЙЦЫ Члены мусульманской секты Исмаила. которая переживала расцвет в XIII в. н.э. Считают, что они одурманивали себя гашишем (отсюда и их название), а затем шли убивать своих врагов. АСТРАЛЬНЫЙ МИР Согласно теософии и спиритизму, средний мир, куда сознание человека переходит в момент смерти. Считается. что некоторые могут попасть туда усилием воли. АСТРОЛОГИЯ. Наука о влиянии звезд на характер и судьбу человека. Положение планет в знаке Зодиака в момент рождения — ключевая характеристика в астрологическом анализе. АТАНАСИУС (296-373). Епископ Александрийский, который упорно противостоял учению арианизма и разработал христианскую доктрину Триединства и Инкарнации. АТАРГАТИС. Сирийское имя Богини-Матери. Особенно была почитаема римским императором Нероном. Ее отождествляли с Венерой. АТАТЮРК, Кемаль (1881-1938). Основатель и первый президент Турции. Он отменил законы ислама и халифата (см. Калиф) и ввел программу ориентирования страны на Запад, включая римское право. АТЕН. Бог Солнца в египетской религии. В период реформ фараона Ахенатена ему поклонялись как одному из главных богов. АТМАН. В санскрите слово, обозначающее душу или собственное "Я". Упанишады учат, что это то же самое. что Брахман, т.е. душа едина с божеством. АФИНА. Одна из главных богинь греческого Олимпа. дочь Зевса, вооруженная "с головы до ног" — богиня войны. Она была покровительницей Афин, ремесел. Обычно изображалась в полном вооружении, с совой на плече и с нарисованной на щите головой Горгоны. В римской мифологии — Минерва. АФРИКАНСКИЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ЦЕРКВИ. Африканские церкви, которые появились в последние 100 лет и проповедуют своеобразный синтез христианства и традиционных первобытных верований. Многие имеют пророческие (т.е. предсказывающие будущее) или харизматические (т.е. популярные) основы и делают акцент на духовность, а также общение с предками. Некоторые из них фокусируются на националистических амбициях. АФРОДИТА. Греческая богиня любви и покровительница красоты и сексуальной привлекательности. Ее культ пришел с Ближнего Востока. Греки считали ее тщеславной и жестокой, а римляне отождествляли ее с Венерой и почитали как мать Энея — предка римлян. На Кипре ее почитали как Богиню-Мать. АФТЕРЛАЙФ (жизнь после смерти). Любая форма существования сознания после смерти тела. АХ ПАЧ. Бог смерти у майя. Его также называли "Влады415 Глоссарий кой семи адов" и изображали в виде скелета, которого сопровождали собака и кричащая птица. АХЕНАТЕН. Имя. принятое Аменофисом IV, фараоном Египта в 1353-1335 до н.э., в честь бога Атена ("диск солнца"), чей культ он возвышал среди всех остальных во время краткосрочной реформы египетской религии. Он построил новую величественную столицу возле Эль-Амарны. АХИМСА. В индийской философии состояние ненасилия, обычно по отношению к живым существам, и отсюда — склонность к вегетарианству. Доктрина была выработана в сектах джайнизма, буддизма и индуизма. В верованиях джай-нов насилие влечет за собой жестокую кару Кармы. Махатма Ганди применял данную идею в политической борьбе — идею ненасильственного несотрудничества. АХКИН. Один из 8 или 12 верховных жрецов майя. Они были стражами искусства письма; вели сложный календарь майя, были специалистами в лечении, совершали жертвоприношения и предписывали способы обожествления. АХРИМАН. См. Ангра Май НИУ. АХУРА МАЗДА/ОХРМАЗД/ ОРМУЗД. (Мудрый Господин). Имя Заратустры как Бога. Его определения сравнимы с Варуна, ведическим богом неба. Он требует этической и ритуальной чистоты и судит человеческие души после смерти. Его символом является жертвенный огонь. АШВАГОША Буддийский писатель и поэт I в. н.э., который жил на северо-западе Индии при королевском дворе. В своих поэмах он описывал жизнь Будды до момента его вознесения. АШКЕНАЗИ. Одна из двух основных групп в иудаизме. которая возникла в средние века. Свои традиции ведет от палестинских иудеев, живущих в северной и восточной Европе. Они создали свой язык — идиш, который является смесью древнееврейского. славянского и немецкого языков. АШРАМ. В индуистской религии храм либо монастырь. Создан, чтобы обозначить общий дом дли приверженцев гуру. Является центром совершенствования верующих и местом, где передаются послания гуру. АШШУР. Главный бог в древней Ассирии, бог войны. Его женой была Иштар. Б БАБИЗМ. См. БЕХАИЗМ. БАЙЯМ. Верховный Бог и создатель мира в верованиях аборигенов юго-восточной Австралии. БАЛЬДР. Сын Одина и Фригги. самый мудрый и прекрасный бог в скандинавской мифологии. Он был убит благодаря козням Локи, но не мог быть перенесен в Асгард. потому что Локи отказался оплакивать его. Его имя означает "господин", и его можно сравнить со средне-восточными умирающими и воскресающими богами Адонисом и Таммузом. БАПТИЗМ. Таинство посвящения в христианскую церковь. Омовение водой во имя Триединства символизирует одинаковость человека со смертью и воскресением Христа, смертью за грехи и возрождением для новой жизни. В случае с младенцами обещания даются от имени ребенка для последующей конфирмации (т.е. миропомазания). БАПТИСТСКИЕ ЦЕРКВИ. Разновидность протестантизма. признающая единственным источником веры Священное Писание и утверждающая принцип оправдания верой, отвергающая культ святых, иконы и большинство христианских таинств: выступает за крещение во взрослом возрасте, БАР-МИЦВА ("Сын заповеди"). Церемония, во время которой еврейские мальчики в возрасте 13 лет посвящаются в таинство заповедей иудаизма, после чего считаются взрослыми членами общества. БАРФ, Карл (1886-1968). Швейцарский теолог-кальвинист, который выступал против либерализма в теологии и провозгласил центральной идеей теологии Слово Господне. БАТ-МИЦВА ("Дочь заповеди"). Церемония, во время которой еврейские девочки в возрасте \& лет посвящаются в таинство заповедей иудаизма. после чего считаются взрослыми. БЕХАИЗМ. Течение персидского учения бабизма. Баб ("ворота" — умер в 1850) говорил, что он занял место Мухаммеда и возглавил новую веру. Один из его последователей. известный как Бехаулла (1817-1892), развил его учения в универсальную религию, основанную на новом писании — Китаб Ак-дас. Самые большие сообщества бехаистов находятся в Индии, Африке и Южной Америке; в США также существует многочисленная коммуна. БЕЛЕНОС. ("Яркий"). Кельтское божество весны и про416 Глоссарий буждения природы, которое отождествлялось с Солнцем. Ему посвящено празднование Бельтана. Его сравнивают с Аполлоном. БЕЛЬТАН. Весенний кельтский праздник, от которого произошло празднование Майского дня. Название означает "Сияющий огонь". Народ зажигал священный огонь и танцевал вокруг него, отмечая тем самым приход лета. БЕНАРЕС/ВАРАНАСИ/ КАШИ. Это самый святой город в индуизме, который 8асположен на берегах Ганга. вляется центром поклонения Шиве и местом ежегодного паломничества миллионов верующих. Будда произнес здесь свою первую проповедь, как считается, в Парке оленей, недалеко от города. БЕНЕДИКТ (около 480-550 г. н.э.). Монах и реформатор, написал Устав монашеской жизни, которому следуют до сих пор католические монахини и монахи. БЕССМЕРТНЫЕ. Различные существа, населяющие Царство Великой Чистоты в соответствии с учением даосизма. Лучше других известны "восемь бессмертных", которые изображаются в китайском искусстве и театрализованных представлениях. БИБЛИЯ. Свод книг, составляющих Священное Писание. Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового Завета, содержащего собственно христианское учение. Оба Завета представляют собой объединенное Послание Господне о спасении душ. БЛАВАТСКАЯ. Елена Петровна (1831-1891). Основательница теософского общества в 1875 г., которая провозгласила себя носительницей "древней мудрости" после того, как провела 7 лет в Тибете, учась у различных Махатма (т.е. особо почитаемых великих людей). Ею написаны книги, защищающие спиритизм и другие оккультные науки. БЛАГОДАТЬ. В буддизме плоды добрых деяний, которые могут быть направлены на благо других существ. Идея получила свое развитие в махаяне. в которой считается, что Бодхисаттвы накопили почти бесконечный запас благодати, которую они могут передавать верующим. БОГ (Общее понятие). Некое существование с божественной (священной) силой, Господь, главное небесное создание. божество. БОГ (Собственно имя). Создатель и вседержитель; некий абсолют, от которого зависит все. БОГ СОЛНЦА В религии древних инков создатель Манко Капак, первый инка и отец всех правителей инков. Одним из его имен было Инти. БОГИНЯ. 1. Бог в женском обличье. 2. Верховное Существо, понимаемое как женщина в современных языческих религиях. Почитатели Богини заявляют, что они продолжают традиции древней религии поклонения Богине-Матери, которая была воплощением природы. БОДХ ГАЙЯ. Место всепоз-нания (озарения) Будды. Обычно считается, что он просидел 7 дней под фиговым деревом и осознал сущность бытия. Дерево, которое явилось свидетелем этого события, называется Бодхи. Существует несколько версий этой легенды. БОДХИ. В различных школах буддизма "пробуждение", или "изначальная мудрость", или "озарение". БОДХИХАРМА. Традиционно считается первым учителем дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. переселился из южной Индии в Китай. Он ввел методы острых (перекрестных) вопросов и парадоксов, которые отражены сегодня в японском дзэн. БОДХИСАТТВА. В буддизме махаяна существо, достигшее совершенства и имеющее право погрузиться в нирвану, но отказывающееся от этого из-за любви к живым существам и стремления помочь им в совершенствовании. В популярной религии Бодхисат-твам поклоняются как символам милосердия. БОЖЕСТВЕННОСТЬ КОРОЛЕЙ. Вера в то, что короли и королевы являются потомками богов и правят под их влиянием. Ритуальная чистота божественности короля гарантирует благосостояние народа. Представления о божественном происхождении королей существуют и в не
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.115 (0.015 с.) |