Соперничество со светскими идеологиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соперничество со светскими идеологиями



Западная культура в форме материализма и потребительства сегодня является доминирующей во многих регионах планеты. Огромные торговые центры превратились для многих людей в храмы современности.

Для многих наших современников религия является не более чем абстрактным понятием. Их жизни, их общества формируются под непосредственным либо косвенным влиянием сугубо светских идеологий. До недавнего времени марксистская модель коммунизма безраздельно господствовала на обширных участках Земли, но, несмотря на то что эта идеология, похоже. утратила свое былое значение, она по-прежнему продолжает оказывать определенное влияние на умы. Большинство людей на Западе, отказавшись от старых религиозных истин в пользу науки и рассудка, вновь оказались дрейфующими по волнам очередной эпохи "постмодернизма" и способны только на субъективные оценки постулатов истины. Западная

культура, и в особенности культ потребления. распространились повсюду в мире, несмотря на тот факт, что даже приверженцы благ, которые несет эта культура, стали более полно осознавать и ее недостатки.

Именно в таком контексте оперируют все современные религии и который, несомненно, оказывает на них влияние. Великие вероучения столкнулись с вызовами как со стороны соперничающих религий, так и с угрозой, таящейся в необходимости преодоления глубокого разрыва между религиозным и светским мировоззрениями.

Настоящая статья начинается с краткого общего обзора западной культуры и заканчивается анализом двух наиболее важных светских идеологий современности.

Соперничество со светскими идеологиями

Западная культура

Тони Лэйн

В середине восьмидесятых годов по телевидению прошел цикл передач Джона Робертса под общим названием "Триумф Запада" в противоположность классическому труду Освальда Шпенглера "Закат Европы" (1918). Джон Роберте проследил пути развития западной культуры, показал ее поступательное движение по планете и, в конечном счете, превращение в общемировую культуру. Те регионы Земли, которые наиболее враждебно относились к Западу, обычно выражали подобное негативное отношение посредством западной же идеологии, а именно марксизма.

Однако с 1985 года ситуация претерпела определенные изменения. Марксистская модель коммунизма оказалась в состоянии, как представляется, глубокого и перманентного кризиса, когда даже единственная оставшаяся крупная "коммунистическая" страна (Китай) с энтузиазмом распахивает объятия капитализму. Поскольку кончина коммунизма никоим образом не предполагает некритичное принятие рыночной модели капитализма, наследники марксизма в настоящее время скорее заняты поисками путей регулирования и "смягчения" капитализма, чем поисками способов его упразднения. В то же время основным идеологическим оппонентом Запада становится воинствующий ислам. Однако в то время, как ислам и другие традиционные вероисповедания (такие как индуизм) могут оказать сопротивление западной культуре, в действительности они выступают как защитные механизмы, ограничивающие, и, в определенной степени, отклоняющие ее поступательное движение, но отнюдь не в качестве серьезных соперников на мировой сцене. Воинствующий ислам ограничен рамками мусульманского мира, тогда как западная культура не знает границ.

Но что подразумевается под западной культурой? Совершенно очевидно, что было бы ошибочным представлять ее как нечто однородное; некоторые составляющие ее многообразия рассмотрены в последующих статьях. Тем не менее существуют единые основополагающие принципы, присущие Западу, чье влияние заметно ощущается повсеместно в мире, несмотря на то что они разделяются далеко не всеми. Вот некоторые из них:

• Фундаментальным принципом западной культуры является примат индивидуума над обществом. Общество состоит из совокупности индивидов, преследующих различные цели и имеющих разные устремления. Права человека в своей основе видятся как примат прав личности над правами общества. (Много сказано о правах личности, однако мало говорится об ответственности личности перед обществом.) Люди оцениваются как индивиды, то есть скорее по своим отличительным признакам. чем по тому, что их объединяет. Общество, наподобие маоистского Китая, где все носят одинаковую одежду, выглядит в глазах западного либерала как нечто унылое, угнетающее и конформистское.

• Исходя из вышеизложенного, свобода изначально видится как свобода личности от принуждения общества. Индивиды должны быть свободны в своих убеждениях и поступках в той степени, пока это не ограничивает свободу других индивидов. Таким образом, западное общество, в отличие от большинства обществ в истории, не имеет законов, направленных против адюльтера и проявляет все большую терпимость к разводам. Свобода личности является высшей ценностью даже в том случае, когда в результате этого страдает общество. Западу удалось воплотить принципы этой либеральной концепции в Декларации прав человека ООН. Большинство на Западе легкомысленно полагают, что декларация является лишь утверждением истины, сформулированным в "чистом" виде, без налета культуры. не осознавая при этом, до какой степени она представляет собой образец западной традиции эпохи постпросвещения.

• Основной упор на свободу личности неуклонно приводит к принципу толерантности. Общество должно проявлять терпимость к самому широкому спектру религиозных и политических убеждений. В политике данный принцип выражается в функционировании многопартийных систем; эта западная концепция еще десять лет назад казалась присущей только самому Западу, однако сегодня она пытается утвердиться во всем мире.

• По отношению к религии это предполагает свободу вероисповедания и право личности на смену своих убеждений. Последнее положение, далеко не являясь всеобщей истиной, лишь недавно было принято на Западе после столетий религиозных конфликтов. Более традиционные общества, не приемлющие примата личности, проявляют значительно меньше энтузиазма в вопросе подобной толерантности.

Необходимо признать, что основой религиозной терпимости на Западе является либеральный агностицизм. Пестрота религиозных убеждений допускается в силу того, что религиозные верования не считаются слишком важным фактором,— в конечном счете, все религии ведут к Богу, если таковой существует. В конце жизненного пути каждый решает этот вопрос для себя лично, так как в любом случае истина остается сокрытой от нас.

Запад относится с терпимостью к религиозным верованиям как к убеждениям личности, так и в качестве аспекта культуры. Религия, которая заявляет права на истинность своих утверждений и объявляет, что бытие есть объективная реальность, но не личная система ценностей, находит холодный прием. Исламский фундаментализм, несомненно, является той религией, которая в наименьшей степени приемлет роль, отводимую ей западной культурой.

Другим, менее идеологизированным, но не менее важным аспектом западной культуры выступает материализм и потребительство. Современная наука развилась в идеологическом контексте западного христианства и продолжает процветать. особенно на Западе. Она дала жизнь современной технологии, которая достигла ошеломляющих успехов в производстве материальных благ.

Современные жилища на Западе (даже у бедных слоев населения) переполнены подобными благами, несущими комфорт (электричество и освещение), здоровье (медикаменты) и развлечения (телевидение), избавляющими человека от тяжелой, изнурительной работы (стиральные машины. компьютеры).

В последнее время экологи стали указывать на опасность технологической эксплуатации природы, хотя в данном случае решение проблемы, вероятно, кроется в создании технологий, реагирующих на потребности экологии, а не в возврате к дотехно-логическому миру. Развивающиеся страны проявляют больше заинтересованности (не совсем обоснованной) в западном материализме и потребительстве, чем в западной идеологии, несмотря на то что оба эти аспекта не могут быть полностью разделены.

И наконец западная культура является культурой развлечений. Технология привела к увеличению свободного времени человека, благодаря сокращению рабочих часов и применению трудосберегающей бытовой техники. Она также привела к появлению бесчисленного количества средств развлечения: телевидения, видео, компьютерных игр и т.д. Развлечение стало таким же обязательным (и столь же отупляющим?) явлением. как и другие наркотики, и оказало глубочайшее воздействие на культуру. Сегодня не существует более оскорбительного ярлыка, чем "тоскливый" или "скучный". Серьезнейшие аспекты жизни — образование, политика, религия —вынуждены подаваться в развлекательной упаковке для того, чтобы привлечь внимание, а это, в свою очередь. оказывает неоспоримое влияние на их содержание.

Имеются все указания на то, что влияние западной культуры продолжает возрастать и что она, по всей видимости. усилит, а не уменьшит, свое воздействие на умы людей в большом количестве стран мира. Все религии будут вынуждены считаться с этим процессом и реагировать на него.

Соперничество со светскими идеологиями

Коммунизм и посткоммунизм

Филип Уолтере

Советский Союз и Восточная Европа

В 1917 году революционная партия (большевики) от имени трудящихся захватила власть в России, и на протяжении последующих семидесяти лет страна следовала курсом марксистско-ленинского учения.

При Сталине власть партии сменилась единоличным руководством страной и. таким образом, установилась тоталитарная система социально-идеологического контроля.

В хрущевско-брежневскую эпоху тоталитарная система эволюционировала в авторитарный режим, при котором руководство страной ожидало от населения проявлений не революционного энтузиазма, но пассивности и продолжало раздавать обещания о неуклонном росте жизненного уровня.

Аналогичным курсом следовали и коммунистические правительства, пришедшие к власти в ряде государств Восточной Европы после второй мировой войны, что было вызвано вмешательством Советского Союза во внутренние дела этих стран. В конечном счете эпоха сталинского контроля сменилась более дифференцированными подходами к означенным государствам: сущность и жесткость установленных там режимов стала зависеть от культурных, политических и религиозных традиций этих стран.

Надежды на возможность эволюции традиционной Советской модели социализма и перехода к "социализму с человеческим лицом", появившиеся было в 60-х годах, рухнули после подавления "Пражской весны" 1968 года в Чехословакии с помощью вооруженных сил; эта дата также знаменует конец какого бы то ни было значимого христианско-мар-ксистского диалога в Восточной Европе.

В посткоммунистической Москве,сердце бывшего Советского Союза, марксизм уступает место коммерции и потребительству. На некоторых пластиковых пакетах изображен серп и молот, на другихзвездно-полосатый флаг США. В 70-80-х годах во многих странах Восточной Европы установилось своего рода молчаливое согласие между правящей верхушкой и народом; в обмен на гарантированный мир, социальную стабильность, продовольствие, жилье и работу граждане должны были оставаться политически пассивными и подчиняться решениям властей. Практически отсутствовала возможность реализации личной ответственности, и полагалось лишь минимальное поощрение. а в иных случаях и наказание — за проявление личной инициативы.

Характеризуя период 60-70-х годов, необходимо отметить, что он явился временем экономического роста Советского Союза и стран Восточной Европы. Однако к 1980 году стало очевидно, что коммунистическая экономика базировалась на устаревших предприятиях тяжелой промышленности и эксплуатации природных ресурсов до такой степени, которая становилась все более неприемлемой для развитых стран и что наметилось ее серьезное отставание от экономики западных государств. В то же время бурный рост информационных технологий, жизненно важных для современной экономики, был явно несовместим с авторитарными методами контроля советского образца. Юрий Андропов в 1982-1984 гг. предпринял попытку добиться роста производительности труда и искоренения всепроникающей коррупции. Подобные же попытки характерны и для первых лет перестройки, начатой Михаилом Горбачевым в 1985 году.

Неореализм Кремля стал фактором решающего значения для будущности Восточной Европы: отныне коммунистическим странам Восточной Европы дозволялось "идти своим путем". С этого момента события 1989 года, включая падение Берлинской стены, стали лишь делом времени. Восточноевропейские лидеры испытали глубокую горечь и разочарование, почувствовав себя преданными после осознания того факта, что единственное и решающее оправдание существующего положения дел, а именно вмешательство Советского Союза, было устранено.

Китай

В Китае идеологический и бюрократический контроль за населением, проводимый под знаменем маоизма, еще более укрепился во время Культурной революции (1966-1976). В конце 1970-х гг. экономический прагматизм привел к развитию экономики смешанного типа с привлечением западных инвестиций. Однако если и имелись ожидания того, что данный процесс может сопровождаться развитием плюрализма в идеологии. все они оказались похороненными в результате ответных мер правительства на студенческие волнения 1989 года: бойня на площади Тяньаньмень еще более укрепила контроль над страной престарелых партийных лидеров.

Африка и Латинская Америка

В Африке, как, впрочем, и других странах третьего мира, коммунистические правительства как правило приходили к власти в результате войн за независимость. В ряде случаев имело место прямое вмешательство Советского Союза; в брежневские времена странам третьего мира, чьи правительства называли себя марксистско-ленинскими и были готовы поддержать Советский Союз на международной политической арене, предлагалась массированная помощь со стороны СССР.

В Латинской Америке коммунистические правительства Чили и Никарагуа, избранные прямым голосованием, вызвали враждебное отношение США.

Неореализм Горбачева, практиковавшийся с 1985 года и приведший к стремительному сокращению экономической и политической поддержки ряда марксистских режимов стран третьего мира, оказался для последних фатальным.

Крах коммунизма

Мирные революции 1989 года, трансформировавшие коммунистические страны Восточной Европы, подпитывались. в широком смысле, из двух источников.

Во-первых, творческая интеллигенция и верующие объединились в борьбе за права и свободы личности, систематически попираемых коммунистическими системами. Они получили поддержку папы Иоанна Павла II, Соперничество со светскими идеологиями

поляка по происхождению, который в своих речах с момента избрания его на престол в 1978 году ни на мгновение не переставал отстаивать честь и достоинство трудящихся.

Они обратились к "общечеловеческим ценностям" и отстаивали существование всеобщих истин, вступив, таким образом, в противоречие с марксистским догматом, рассматривающим ценности в зависимости от экономических и политических реалий. Они обращались к каждому гражданину с призывами преодолеть лицемерие и двуличие, заключающиеся в противоречии между тем, что говорится и думается.

Светские и религиозные активисты говорили в унисон: "жить по правде" (Вацлав Гавел), "жить не по лжи" (Александр Солженицын).

Во-вторых, рядовые граждане стремились, чтобы их государства как можно скорее присоединились к капиталистическому Западу, чтобы получить возможность воспользоваться всеми благами рыночной экономики. Во время перемен звучали голоса, призывающие к поиску "третьего пути" для Восточной Европы: постепенного внедрения принципов рыночной экономики не отказываясь при этом от социальных гарантий, которые, несомненно, предоставляла коммунистическая система. Однако никто так и не попытался реально последовать "третьим путем": свободный рынок реализовался в Восточной Европе, а вскоре и в посткоммунистическом Советском Союзе в своем "чистом" и "несмягченном" виде.

Реакция

Возвращение реакции не заняло много времени. В течение четырех лет после 1989 года коммунисты вновь пришли к власти, сначала в Литве, а затем и в Польше. Необходимо признать. что никто не собирался повернуть время вспять и восстановить прежнюю систему со всеми присущими ей недостатками: однако наряду с этим получил широкое признание тот факт, что абсолютно свободный индивидуализм представляет собой шаткую основу строительства истинно демократического и плюралистического общества. Именно в посткоммунистический период как на Востоке, так и на Западе вновь развернулись дебаты между "либералами" и "коммуналистами" (общинниками) в области политической философии.

Другим феноменом стало возрождение национализма в Восточной Европе, что частично объясняется попытками группового самосознания и самоутверждения в мире внезапно утраченных ориентиров и ценностей. В своих крайних проявлениях неонационализм выразился в форме агрессивного расизма и антисемитизма. Кроме того, в различных частях Восточной Европы и России начали появляться неофашистские партии. спекулирующие на недовольстве экономическими неурядицами, трудностями и ощущении предательства национальных интересов, и подталкивающие людей к поиску козлов отпущения.

Будучи единственным легальным институтом, предлагающим в эпоху коммунизма альтернативную марксизму-ленинизму систему убеждений в Восточной Европе, церковь оказывала поддержку и защищала группы и отдельных индивидов, находившихся в оппозиции к существующему status quo.

Однако в посткоммунистический период роль церкви стала значительно более проблематичной, так как наряду с триумфом она вынуждена была и защищаться. Должна ли церковь принять участие в социальных и политических дебатах наряду с другими соперничающими системами убеждений — либерализмом и национализмом — или она выступит в роли борца с крайними проявлениями индивидуализма, своекорыстием и материализмом свободного рынка и будет отстаивать традиционную систему ценностей?

Наряду с этим события 1989 года приветствовались теологами освобождения стран Латинской Америки. Теология освобождения зародилась в конце 60-х годов нашего столетия, именно в то время, когда в Восточной Европе был прерван христианс-ко-марксистский диалог. Христиане Латинской Америки, озабоченные проблемой улучшения положения бедных слоев населения, отчетливо видели, что им придется приложить много усилий для изменения структуры экономической эксплуатации, и применили марксистский анализ в качестве инструмента для достижения этой цели.

Религия в современном мире



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.033 с.)