Религия жертвенного очага, деревни и города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия жертвенного очага, деревни и города



Так же как миф о городе городов Риме призван был определять политическое самосознание римлян, так нмиф о самобытности их религии должен был определять их индивидуальные и религиозные воззрения. Это ясно выразил Цицерон (106-43): "Если мы сравним себя с другими народами, во многих отношениях мы окажемся равными или даже уступим им, за исключением религии, в отношении которой мы их намного превосходим". "Религия" (religio) — чисто латинская концепция: в Гре-шш не было точного эквивалента этого понятия.

Латинские авторы могли говорить о человеке как о "религиозной натуре. свободной от предрассудков". или утверждать, что "пристойно быть религиозным, но не быть суеверным". противопоставляя позитивные и негативные элементы веры. С другой стороны, во времена поздней республики был широко развит скептицизм по отношению к все еще практиковавшимся старым религиозным формам. Авторы, имея в виду плен религиозных обязанностей, могли утверждать, что религия это то, от чего душа (Лукреций) или сам человек и его семья (Ливии), должны освободиться.

Документальные свидетельства предоставляют мало материала о раннем уровне развития домашней религии римлян. Независимо от мифов, связанных с конкретным божеством. главной заботой римлян было закрепление за богами конкретных обязанностей, и именно обязанности. а не устаревшее отождествление, являлись объектом поклонения. Сельскохозяйственные боги могли быть просто расписаны по основным видам работ: Вервактор (первая вспашка, или перекопка стерни, Редаратор (вторая вспашка), Импорцитор (поперечная вспашка). Инситор (сев), Обаратор (присыпание семян). Окка-тор (боронование). Сарритор (окучивание). Субрунцинатор (прополка). Мессор (сбор урожая), Конвектор (перевозка). Кондитор (хранение), Промитор (использование). В таком

Дома в Помпеях, засыпанные при извержении Везувия в 79 г. н.э., являются ярким памятником домашней, общественной и религиозной жизни римского города.

Древние религии

Богам в храмах прислуживали их собственные жрецы. Простому человеку почти не приходилось иметь с ними дела, so исключением праздников, когда следовало приводить в хром жертвенных животных.

же духе старинный "Календарь Нумы" определяет дни каждого месяца. в которые можно (или нельзя) заниматься определенными делами и проводить встречи, а также устраивать разнообразные праздники.

Деревенская религия базировалась на экономике сельского хозяйства и, естественно, попала в зависимость от религии этрусков и других народов, так как Рим начал развиваться слишком поздно для того, чтобы создать что-нибудь, кроме мифа о своем собственном возникновении. Этот миф стал основой государственной религии, которая в качестве главного божества признавала сам город. Римляне понимали необходимость принятия в свой государственный культ некоторых иностранных богов, особенно греческих, и они модифицировали этих богов, чтобы те соответствовали их функциональным нуждам. Ливии (59 г. до н.э.-17 г. н.э.) утверждает, что первый праздник публичного принесения жертвенной трапезы в дар размещенным на ложах (лекцистерниум) статуям греческих богов проводился в Риме в 399 г. до н.э. В отличие от греков, которые соединяли богов по принципу божественного супружества, римляне не долго думая свели Аполлона с его матерью Латоной, а Меркурия с Нептуном. Лишь только в 217 г. до н.э. традиционные "Двенадцать Олимпийцев" были разбиты по правильным парам, но уже под латинскими именами и в римской интерпретации, чтобы не смешивать иностранных богов с собственными.

Поклонение трем самым старым божествам — Юпитеру, Юноне и Минерве — проводилось во внушительных размеров храме на Капитолийском холме. Отсюда пошло название "Капитолийская Триада". Храм был посвящен Юпитеру Лучшему и Величайшему {Jupiter Opti-mus Maximus): ему принадлежал центральный зал святилища, по бокам которого располагались: справа Юнона, слева Минерва.

В оставшиеся века до н.э. ряды богов пополнялись в зависимости от возникновения тех или иных общественных потребностей или в случаях прихода бедствий, как например, культ Эскулапа (греческий Асклепи-ос) был учрежден, чтобы преодолеть эпидемию чумы в 293-291 гг., или культ Кибелы. призванный в 204 г..

 

чтобы противостоять военной угрозе со стороны Ганнибала. На переломе эры Август (63 г. до н.э.-И г. н.э.) все еще характеризовался как "глубоко почитавший наиболее древние и укоренившиеся веры и с презрением относившийся к остальным". Проведение подобного различия между старым и новым очень характерно. Верховный жрец, pontifex maximus, поддерживал консерватизм; непредубежденность взлелеивалась viri sac-rijaciundis. религиозными чиновниками. отвечавшими за внедрение новых идей в самый подходящий момент

Рим мог принимать элементы иностранных верований, но таким же образом мог и подавить или вовсе изгнать уже существующие

:.: Официальным Указом сената от 7 октября 186 г. до н.э. были строго ограничены празднования вак-ий и ряд сопутствующих ритуалов. Это относилось не только к

но и к союзным государствам н было вызвано предполагаемой угрозой образования тайных обществ или проведения тайных ритуалов.

В число легальных обществ Римской империи входили различные ассоциации жрецов, прорицателей и предсказателей, фламе-нов. или специальных жрецов конкретных богов, и девушек-весталок.

Что касается отношения между домашней и общественной религиями в Риме. то наиболее метким продолжает оставаться наблюдение. сделанное еще в 1911 г.

У.У. Фаулером: "Ни в одном другом известном нам древнем государстве гражданин не отказывался столь категорически от общения с государственными богами, предписанными ему конституционной властью. Его обязательная роль в проведении государственных религиозных ритуалов была просто равна нулю, и весь его религиозный долг в дни религиозной значимости состоял в том, чтобы не заниматься общественным трудом и не производить беспорядВерования и философия

В 45 г. до н.э. Марк Туллий Цицерон написал книгу "О природе богов". составленную в форме диалога

а

... в философии есть много вещей, которые не получили пока удовлетворительного объяснения, в частности, такой неясный и необыкновенно трудный вопрос, касающийся природы богов, вопрос исключительной важности как для понимания человеческой души, так и для упорядочения рел игии."

Цицерон, "Природа богов" 1.1

Для отвращения сил зло римляне использовали колдовство. Бронзовая рука, покрытая магическими символами.Древние религии

Римские императоры позднейших времен считались божественными. Камея изображает коронацию императора Августа, который сидит рядом с богиней Рима.

между представителями нескольких интеллектуальных течений современности: скептиков, эпикурейцев и стоиков. Два важных течения отсутствуют: перипатетики (если стоики действительно отличались от Аристотеля в тогдашнем его понимании) и циники.

Важность различных подходов заключается в простом факте, что религия до той поры не имела ярко выраженного интеллектуального содержания. Стержнем ее движения были исключительно ритуалы: делай так, не думай так. и, конечно, о "верь так" речи еше не было. Ведь до первого века до н.э. не был даже отчеканен словарь понятий о вере. Ценность такой практической религии можно определить довольно прямо: "Люди называют Юпитера лучшим и величайшим не потому, что он делает нас справедливыми или побуждает быть мудрыми, а потому, что он делает нас здоровыми, богатыми и процветающими".

Для относительно небольшого числа тех, кто увлекся дискуссией или смог прочитать, или для более широкой аудитории, кому философские взгляды излагались странствующими проповедниками, следует пояснить: началась трансформация, благодаря которой религия стала означать интеллектуальное осознание бога, богов и мира. Некоторые философии начинаются с трех основных вопросов: "Что есть природа мира?". "Как я познаю мир?". "Как я должен жить в мире?". Хотя, с теологической точки зрения, в них разработаны различные системы ответов, во всех ответах используются сходные предпосылки:

• Материя является единственной реальностью.

• Чувства являются единственным источником познания.

• Отсутствие волнений и беспокойств является основой счастья или удовольствия.

По мнению эпикурейцев, боги существуют, но им дела нет до этого мира. Позиция стоиков состоит в том, что миром правит божественная рациональность (logos), выражение судьбы и провидения, родственная человеческому разуму. Скептицизм был побочным продуктом академии Платона, питавшийся общими предпосылками. Он обращен к тем, кто "не спешит судить о вещах, которые Греция и Рим

хороши или плохи по природе своей или которые следует или не следует делать, и поступая таким образом, он противостоит догматическим наклонностям и. не вынося резких суждений в чью-либо пользу, следует обычаям повседневной жизни", достигая в результате желаемого состояния покоя. Циники "подобны собакам" (kunikos), потому что подменяют мир образом жизни, начисто отрицая все существующие ценности. Они уравняли идеальную жизнь с жизнью природы. Не имея ничего. кроме нищенской сумы и посоха, упиваясь пренебрежением ко всем правилам приличий, они бродяжничают. не имея ни еды, ни жилья, хотя и часто занимаются миссионерством, проповедуя на уличных перекрестках.

Империя — римский мир

Когда Вергилий (70-19 гг. до н.э.) написал в честь императора Августа "Энеиду", в которой назвал его прямым потомком основателей Рима. Август не только восстановил жилище Ромула. но и — строго соблюдая установленные приличия.— безропотно взвалил на себя обязанности древней должности верховного понтифика pontifex maximus, поставив тем самым собственную персону во главе всей религиозной истории города. Результатом явился храм Рима и Августа в Остии. В течение всей истории империи все, даже старые государственные боги, за исключением главных — Юпитера. Юноны и Минервы — уступали дорогу безудержно растущему культу власти имперского дома.

Обожествление в римском стиле

Республиканский Рим, даже во времена диктаторов, избегал конституционного закрепления абсолютной власти эллинистских царей. Прецедент был создан римским сенатом в 44 г. до н.э.. после убийства Юлия Цезаря, когда он был внесен в список богов. Обожествления его последователя, Августа, потребовал ряд провинций, особенно восточных, еще при его жизни, когда божественные почести уже оказывались ему в некоторых местах. Несмотря на то что попытка сената обожествить Августа следовала прецеденту, его наследник

Тиберий (42 г. до н.э.-37 г. н.э.) категорически противился этому. После коронации Калигулы имя Августа было помещено в текст государственной присяги между "Зевсом Спасителем" и "святой Девой нашего города" (Афина Паллада). Тексты таких присяг выбивались на бронзе (за счет присягавших) и выставлялись для всеобщего обозрения.

Смесь религий в имперском Риме

Разрушительное извержение Везувия началось утром 24 августа 79 г. н.э. и к вечеру погребло под слоем пепла два цветущих города. Помпеи и Геркуланум, а также прибрежный курорт Стебию. По словам Марцна-ла, "даже для богов это было слишком". Многие города древнего Средиземноморья были разрушены или засыпаны, но в процессе веков ни один так хорошо не сохранился.

Находки религиозного характера в Помпеях можно разделить на две основные группы. Во-первых, здания: официальные здания, бесчисленные домашние святилища и придорожные алтари. Кроме того, произведения искусства, особенно фрески, и надписи всех видов, включая граффити. а в Геркулануме вдобавок огромная библиотека папирусов, главным образом религиозной философии таинственного эпикурейца Филодерма (около 110-40 гг. до н.э.).

Процветали семейные культы. Почти в каждом доме и мастерской было свое личное святилище (лара-рий), где обычно хранились бюсты предков и другие традиционные домашние боги (лары и пенаты). Под руководством главы семьи в этих святилищах проводились простые ритуалы, являвшиеся частью повседневной жизни, а также отмечались дни больших семейных торжеств, например. совершеннолетие наследника. Было найдено большое количество мемориальных досок и статуй, изображающих различных второстепенных богов — Фавна. Сильвана, Флору, Приапа и других. Эти боги главным образом заботились о плодородии и плодовитости, благополучии и достатке. Повсеместно изображались гирлянды фруктов и рога изобилия Icornucopiae). Также популярно изображение фаллоса, или в одиночестве, или неимоверных размеров на маленьком божке, часто с

ССг-р

1 рудно сказать, чего больше в событии рождения божественного Цезаря, радости или пользы; мы можем рассматривать его как начало всего сущего, если не в смысле мира природы, то в смысле пользы. Нет ничего такого, что было подвержено распаду или упадку в несчастном государстве, чего бы он не исправил, и благодаря ему обновилась вся Вселенная, которой пришлось бы удовлетвориться собственным разрушением, если бы не родился всеобщий благодетельЦезарь Август. Рождение бога явилось началом благой вести (евангелия) о нем всему миру".

Выступление римского проконсула перед провинциальной ассамблеей Азии, 9 г. до н.э. Древние религии

Тайное знание: гностики

Эдвин Ямаучи

Гностиками называли последователей ряда религиозных течений эпохи раннего христианства, которые полагались на спасение через "тайное знание" (гносис). 06 этих течениях, получивших название гностицизм, нам известно из работ отцов церкви второго столетия, которые рассматривали различные виды гностицизма как еретические извращения христианства.

Другим источником информации, хотя и значительно более поздним, стали труды мандеев. Мандеи, проживающие в наши дни в Иране и Ираке, являются единственными сохранившимися наследниками древних гностиков.

В 1945 г. в Наг Хам-мади (Верхний Египет) был обнаружен бесценный тайник с двенадцатью сборниками копт15 000 или немногим более мандеев, проживающих в южном Ираке и Иране, являются единственными уцелевшими представителями древнего гностицизма. Их священные тексты, написанные на восточно-арамейском диалекте, называемом мандейским, являются важным источником для изучения учений гностиков.

Самые древние тексты записаны на свинцовых амулетах и относятся к третьему веку н.э., за ними следуют магические сосуды шестого века н.э. Основные реских рукописей. Захороненная примерно в 400 г. н.э. коллекция содержит пятьдесят три трактата, включая работы связанных и не связанных с христианством гностиков.

Дохристианский гностицизм

На основе этих открытий современные ученые стали рассматривать гностицизм как религиозный феномен, который мог быть независим от христианства.

Несмотря на недостаточность конкретных свидетельств раннего периода, некоторые ученые сделали предположение о дохристианском происхождении гностицизма.

Самым безопасным выводом из имеющихся в наличии свидетельств может быть то, что гностицизм в рудиментарной форме существовал в

лигиозные рукописи датируются не раньше шестнадцатого века, большинство же из них относятся к восемнадцатому и девятнадцатому векам.

Познание жизни

Главная священная книга, "Гинза", рассматривает вопросы сотворения Вселенной и поведения души после смерти. "Книга Иоанна" свидетельствует о почитании мандеями Иоанна Крестителя. Христа, однако, мандеи считали лжепророком. "Харан Гаваита" содержит пересказ леконце первого века н.э. Слишком уж рискованно на основании изучения полностью разработанного учения второго века пытаться восстановить ранние тексты.

Духи и демоны

Ранним гностическим течениям свойственен ярко выраженный дуализм — противостояние между превосходящим Богом и невежественным "демиургом", или создателем (часто напоминающим карикатуру на Бога в Ветхом Завете). Материальное творение рассматривается как зло. Тем не менее в телах избранных "духовных" личностей, предназначенных для спасения, заключены искры божественности.

"Духовные" личности не знают о своем небесном происхождении. Бог посылает им спасителя, часто Христа, который

генды о их миграции из Палестины.

Согласно их дуалистическому мировоззрению, мир создал Птахиль с помощью злобного Духа (Рухо). Гносис (знание) жизни {Мандо-дихайя) являет себя человечеству в виде трех божественных духов (утхрас). После смерти душа мандея оставляет "смердящее" тело и возносится в мир света.

Мандеи соблюдают сложные ритуалы. "Мас-бута" — магический очистительный ритуал крещения. После смерти

лишь только кажется смертным, чтобы принести им спасение в форме гносиса. Пробужденные таким образом "духовные" вырываются из заключения своих тел в момент смерти и отправляются в путь через планетарные сферы враждебных демонов для воссоединения с Богом. Поскольку спасение не зависит от веры или деяний человека, а только от осознания "духовности" своей природы, некоторые гностики позволяли себе крайне вольное поведение. Большинство гностиков все же придерживались исключительного аскетизма в отношении секса и женщин, полагая создание женщины источником зла, а воспроизводство детей не чем иным, как увеличением количества душ в тенетах сил зла.

отмечается праздник священной трапезы (масикта), которая призвана помочь душе на ее пути в мир света. У мандеев существует высокоразвитый этический кодекс с акцентом на брак и рождение детей, что совершенно необычно для гностиков.

Предметом спора многих ученых является происхождение мандеев из дохристианской Палестины. И все же убедительных свидетельств существования мандеиз-ма ранее второго века н.э. не существует.

Мандеи: уцелевшие гностики

Эдвин Ямаучи

ПО

Греция и Рим

весами для измерения величины.

Официальные культы были более сложными, но таких находок гораздо меньше. В Помпеях было десять храмов, но три были разрушены при предыдущем землетрясении в 62 г. н.э. и стояли неотремонтированны-ми, пока их не засыпало. Один был переделан для нужд частного общества; два были посвящены имперскому культу, один — недавно вступившему члену, Веспасиану (9-79 гг. н.э.), другой — Фортуне Августе. О недвусмысленном отношении народа к последнему культу свидетельствуют граффити: "Мать цезаря Августа была просто женщиной!' Из оставшихся четырех храмов только один, посвященный триединым, Иси-де, ее супругу, Серапису, и их божественному сыну. Харпократу, имел приличный вид благодаря поддержке населения. Настенные фрески изображают религиозные обряды. проводимые бритоголовыми жрецами в белых одеяниях.

Кроме зданий религиозного назначения сохранились дома богатых и бедных, в которых встречаются не только предметы роскоши и различных эстетических вкусов и стилей, но также фрески или мозаики на религиозные темы. Наиболее значительна в этом отношении состоящая из шестидесяти комнат "Вилла Мистерий": на трех стенах одной из комнат. почти в полный рост, изображены разбитые на десять групп двадцать девять фигур, исполняющих сложный вакхический ритуал. Это был чисто женский обряд. Трудно сказать, какое место этот огромный дом или его эффектные декорации занимали в религиозной жизни города, возможно, где-то между горсткой больших храмов и многочисленными домашними святилищами.

Сохранившиеся развалины римского порта Остии представляют совершенно иной набор религиозной смеси, включая (к третьему веку н.э.) не меньше пятнадцати "мит-рей" — святилищ бога Митры (см. "Митраизм").

Философская религия

Таким образом, можно сделать вывод, что римская религия была сложной смесью различных источников. Позднее, в третьем веке н.э. эта смесь была систематизирована, а из религиозных и философских ее составляющих возникла новая смесь, получившая название неоплатонизм. Основателем ее был Плотиний (205-269), а Порфирий (232-305) стал ее толкователем. Этот возрожденный платонизм явился смесью элементов, взятых из учений самого Платона, Пифагора, Аристотеля и стоиков. Мир-ум, Мир-душа и Природа — три нисходящих уровня реальности между Первоеди-ным, который есть основа существования и источник ценностей, и Голой Материей. Все эти компоненты заключены в природе человека, чье назначение состоит в достижении единства с Единым в виде некоего восторженного союза. Этот трудно достижимый союз мог возникнуть в результате продолжительных усилий воли и познания. У Плотиния мало конкретных ссылок на религиозные обряды и конкретных богов, хотя его последователи включали в свои работы гимны некоторым богам. В результате получился философский эквивалент "мистерий'.

Подпорка для падающего государства

Из тридцати пяти римских императоров со 192 по 284 гг. н.э. только три правили более десяти лет, и только один умер естественной смертью. Все остальные были умерщвлены насильственно руками армии или соперников, и, по меньшей мере, в двенадцати случаях не процарствовав и года. Соответственно, мало кто из этих прожил достаточно долго или умер таким образом, чтобы удостоиться обожествления. Большинство императоров, даже самые могущественные. предпочитали править под эгидой какого-нибудь старшего божества. так как хорошо понимали. что объявление о своей божественности вряд ли продлит им жизнь. Самого сильного покровителя избрал император Аврелиан: Sol Invictus. Непобежденное Солнце.

Было всего лишь делом времени. когда государство обратится к единой, гибкой религии. Это случилось в 313 г., когда Лнциний и Константин выпустили совместный "Миланский эдикт". Поклонение Христу, как и все другие религии, могло проводиться открыто; и христианская церковь, одна из всех соперничавших культов, была выделена для "получения вознаграждения от наших

Следовательно, во всех обширных империях, провинциях и городах мы видим, как всякий народ исполняет свои собственные обряды и почитает местных богов... но римляне все как один".

Октавиан, "Минуций Феликс" 6.23

1 е, кто будут заниматься изучением богов, должны с детства получить хорошее образование и не должны воспитываться в окружении глупых идей; они должны быть от природы добры и умны, чтобы иметь что-то общее с предметом".

Саллюстий, "Касательно богов и Вселенной" 1

щедрот". Преимущество над всеми остальными вариантами в глазах высшей власти она получила только благодаря своей организованности, так как, по словам Арнольда Тойнби, христианство "было уникально тем, что само для себя создало всемирную исполнительную структуру. вместо того чтобы позволить каждой местной группе обращенных идти собственным путем".

Конец античности

Переплавка Римской империи в христианство длилась, во всех отношениях, больше, чем столетие, несмотря на то, что Теодосий I в 381 г. объявил все остальные религии вне закона. Между тем старые формы продолжали кое-как влачить свое существование. Изначально термин "язычник" {paganus) обозначал сельского. в отличие от городского, жителя; и в прежних условиях христианство. пока не стало государственной религией, не делало больших успехов. К тому времени термин стал обозначать всех гражданских в отличие от солдат, и уже в этом виде получил дополнительный "религиозный" смысл.

Остатки древних религий еще продолжали некоторое время существовать. Недолго правивший Юлиан (361-363). философ, как Марк Аврелий, был последним императором нехристианином. В 382 г., после того как алтарь победы убрали из зала заседаний сената, городской префект Симмах обратился к императору Западной империи Грациану со страстной просьбой не прекращать те "традиции предков", которые "способствуют укреплению статуса общественного почитания и на протяжении такого долгого времени доказали свою полезность".

На востоке страны в 415 г. толпа монахов-фанатиков растерзала женщину по имени Ипатия. возглавлявшую кафедру философии в Александрийском музее, положив таким образом конец замечательной философской школе. Иначе получилось в 529 г. при закрытии по указу императора Юстиниана Афинской академии.

Последним руководителем школы неоплатоников был Дамаскнй из

Дамаска, который с шестью последними учениками эмигрировал в более безопасную в религиозном и политическом отношении Персию, забрав с собой последние крохи интеллектуальных религиозных традиций Греции.

На более уязвимом уровне старые традиции вымерли при замене одних мифов на другие в процессе обучения. но сохранились в натуре человека и ее отклике на реальные события сельскохозяйственной экономики. На уровне фундаментальных предположений мало что имело значение, ибо. как говорил Саллюстий. есть "универсальные понятия, под которыми я подразумеваю те. с которыми. при правильной постановке вопроса, согласятся все; таким понятием является то, что каждый бог хорош и спокоен, и неизменен".

Сам Рим, как столица, продержался не намного дольше. Как только он показал свою уязвимость перед нашествием визиготтов в 410 г., вопросом времени стал перевод правительства империи в более безопасное место.

Разграбление города после 9 века ускорило идеологический кризис государства. недавно принявшего христианскую религию. Августин из Гиппо (354-430) в своей книге "Город Бога" тщательно просеял всю религиозность древнего города и его империи; все. что было полезного, было обращено в христианскую веру, остальное следовало отбросить навсегда. Город, сильно уменьшившийся в значении и размерах. стал христианским Римом. После того как правительство Западной империи было переведено на север в Равенну, и затем, когда в 476 г. Западная империя перестала существовать, единственным крупным чиновником в городе остался его епископ. Переход Рима в другие руки подытожил епископ Лев Великий. занимавший этот пост с 440 по 461 гг.. когда взял себе реанимированный титул Pontijex maximus ("Великий Понтифик"). Христианская церковь стала конечным наследником древней религии, которой был сам город, и таким образом было провозглашено главенство церкви над Римом.

Манихейство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.94 (0.049 с.)