Homo Sapiens (человек разумный)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Homo Sapiens (человек разумный)



Неандертальцы жили в Европе, на Среднем Востоке, в Северной Африке и в Северной Азии. Затем происходила медленная замена их другим видом — ч Homo Sapiens, нашим прямым предком, который расселился по различным континентам еще перед концом нижнего палеолита. Сибирские люди монголоидного типа пришли в Новый Свет около 60 000 лет тому назад или, возможно, даже раньше, а в Австралию представители Homo aple попали из Индонезии более чем 30 000 лет тому назад. Это значит, что главные предметы религий охотников Америки и Австралии восходят к нижнему палеолиту. Можно даже предположить, что тотемизм и верования в некое высшее существо возникли в этих религиях так же давно.

Лет до Рождества Христова

В начале верхнего палеолита, около 30000 лет тому назад, неандертальцы исчезли в Европе и их место заняли современные люди. Homo sapiens. Главными периодами верхнего палеолита были ориньякский (от 30 000 года до Рождества Христова), солютрейскнй (20 000 назад) и мэдленский. (Названы периоды по именам пещер и стоянок, где жили древние люди).

Именно в это время религиозные образцы, которые в более ранние периоды мы видели лишь мельком, обретают вполне различимую форму. Взгляд на мир по-прежнему остается взглядом народов, главное занятие которых — охота. Но взгляд этот уже становится несколько различным в разных частях Евразии. Развитие же религии в Африке. Южной Азии. Австралии и Америке того времени — еще скрыто от нас.

Погребальные обычаи дают нам ясное представление о вере в загробную жизнь. Например. в некоторых пещерах возле Метона на юго-востоке Франции найдены скелеты в скорченном. как плод в утробе матери, положении. Они были окрашены окисью железа и имели украшения из рядов нанизанных ракушек и браслетов. Их также снабдили различными инструментами из кварцита и кремневыми ножами. Скелеты, найденные в Италии и России, свидетельствуют. что вместе с умершими погребали самые ценные предметы из их собственности. Нет сомнения, что делалось это для того, чтобы мертвые могли взять их с собой в мир иной.

Мать-Богиня

Именно в это время появились известные фигурки Венеры, изготовленные из слоновой кости и камня. (Гравелтский период, 25 000 лет до Рождества Христова.) Их находили в разных местах, от Франции до Восточной Сибири. Самой известной из них является Венера из Вил-лендорфа (Австрия). Все эти фигурки имели следующие характерные черты строения: части тела, выполняющие сексуальные функции и функции деторождения — груди, бедра, ягодицы. половые органы — были чрезмерно увеличены. В то же время лицу, рукам и ногам уделялось мало внимания. Предполагалось, что эти фигуры с толстыми ягодицами олицетворяли собой простых смертных женщин, и они лишь изображены в характерной для того времени манере. Однако вряд ли это так. Тот факт, что акцент в

Великолепные рисунки на стенах пещер, сделанные ранее 10000 года до Рождества Христова, были найдены на нескольких стоянках в южной Франции и северной Испании-Являются ли они просто формой самовыражения собирателя-охотника или эти пещеры использовались (как это предполагается) в религиозных целях?

фигурах делается на половые органы, дает веские основания предполагать, что эти Венеры олицетворяют собой божества, отвечающие за плодородие, плодовитость и рост. Здесь мы впервые имеем действительные изображения богини-матери. Было лн это одно божество или же это были различные богини? Возникает вопрос, вызывающий недоумение. Как могла богиня-мать, предшественница Иштар, Цибнлы и Артемиды (богинь плодородия, материнства и любви) занимать столь важное место в культуре охотничьих племен? Однако ответ прост. В недавно изученных северных культурах Евразии женщины имели сходных богинь материнства. охраняющих их в период беременности и деторождения.

Многие сибирские племена верили в повелительницу диких животных, их мать, давшую им жизнь. Знаем мы и то, что женщины играли важную роль в каменном веке как матери, хранительницы очага, собирательницы кореньев и ягод.

Доказывают ли эти фигурки тот факт, что понятие "мужской бог" было введено позднее понятия "богиня"? Такое заключение неоправдано. Насколько мы можем утверждать, до появления городов-государств на Среднем Востоке, Верховное Существо никогда не изображалось в искусстве. Нелегко было изобразить рассеянного повсюду небесного бога.

Мы знаем, что инструменты, подражающие реву быка, использовались для имитации голоса Верховного Существа или голосов умерших предков в некоторых примитивных охотничьих племенах (в Австралии, Южной Африке, Бразилии. Калифорнии). Некоторые продырявленные каменные пластинки с украшениями, найденные в пещерах верхнего палеолита. также могли применяться в качестве инструментов для имитации рева быка, символизирующего присутствие Верховного Существа или же других сверхъестественных существ. Однако мы не можем утверждать это с полной уверенностью.

Пещерная живопись

Самыми выразительными художественными творениями верхнего палеолита являются гравировки-картины на стенах пещер. Впервые они появляются в ориньякскую эпоху и получают полное развитие в мадленскую. Их центры находятся на юге Франции и на севере Испании. Самые известные и многочисленные наскальные рисунки сделаны с 15 000 до 11000 г. до Рождества Христова: например, рисунки пещер в Дордони (Ляс-ко), Арьеже (Нио, Пещера трех братьев, Монтеспан) и рисунки в Северной Испании (Альтами-ра). Четыре пятых всех изображенных фигур — животные. Это, главным образом, лошади и бизоны, т.е. копытные животные холодных равнин. Северный олень появляется на более поздней стадии, в то время когда заканчивал свое продвижение ледник. Композиции, состоящие из прекрасных, реалистично изображенных сцен с животными, объяснялись по-разному. Достаточно разумным выглядит такое объяснение: изображенные животные относятся к охотничьему ритуалу или охотничьей магии, хотя и существуют на этот счет современные спекулятивные версии иного рода. Охота была главным занятием человека эпохи палеолита. и для того, чтобы она была удачной, церемониал наверняка являлся частью охотничьего искусства. Точно так же аналогичные церемонии существуют и поныне среди людей, традиционно занимающихся этим промыслом.

Лишь примерно 4 процента нарисованных животных поражены стрелами (или имеют раны, нанесенные стрелами). Значит ли это, что изображенные фигуры не могут быть связаны с охотничьей магией? Вовсе не обязательно. У первобытных народов охотничьи церемонии часто очень сложны, а настоящая магия — показывающая ожидание удачной охоты — является только частью всего церемониала. Древние люди были убеждены: уже одно лишь наскальное изображение животного могло привести к его добыче. Почему церемониалы, связанные с животными, происходили в пещерах, часто в едва доступных их местах. Ответить на этот вопрос нелегко. Но, возможно. здесь есть какая-то связь с тем, что в широко распространенных рассказах этих племен, записанных даже еще в нашем столетии, говорится, что животные произошли из-под земли или же когда-то укрывались в пещерах. На некоторых наскальных рисунках изображены люди, замаскированные под животных. Вполне вероятно, что это исполнители ритуалов, танцоры или чародеи, или же мифические существа. Большую известность приобретало изображение колдуна из Пещеры трех братьев: человеческое существо с рогами северного оленя, с длинной бородой, лапами медведя и лошадиным хвостом. Эта фигура интерпретировалась как изображение шамана или бога пещеры. Но его размещение на картине — над большим количеством животных — дает основания считать более вероятным следующее объяснение: он был господином, повелителем животных.

Все эти версии, конечно, условны. Существует множество картин, не поддающихся такому легкому объяснению: пиктографические изображения безголовых животных (например, скульптура медведя), женщин, танцующих вокруг мужчины с обнаженным фаллосом и т.д. Однако такие изображения создают впечатление, что в религиях верхнего палеолита особенное внимание уделялось животным и половой плодовитости.

Начиная с конца палеолита или с мезолита мы имеем свидетельства того, что уже тогда совершались акты жертвоприношения повелителям северных оленей. Так. это имело место в северной Германии. Северных оленей погружали в озеро (возле нынешнего Гамбурга), привязав к ним камни. Менее вероятным кажется предположение, что эти погруженные в воду олени были запасами провианта.

 

Лет до Рождества Христова

В эпоху неолита камни стали уже не просто раскалывать, а обтачивать и полировать. И. что еще более важно, около 10 000 лет тому назад люди стали жить уже не только охотой и сбором плодов, кореньев, но и начали обрабатывать землю. Население Земли в то время составляло около 10 миллионов человек. Климат изменился, таял лед. более теплая погода дала человеку новые возможности добывать себе "хлеб насущный".

Обработка земли

Земледелие зародилось, возможно. вследствие сбора семян женщинами. Этот новый образ жизни создал предпосылки для быстрорастущего населения группироваться в одном месте — жить в селениях, занимаясь гончарным делом, ткачеством. Деревенская жизнь оказала огромное влияние.

Период неолита обеспечивает нас археологическими материалами едва ли не во всех уголках мира. Можно назвать. по меньшей мере, три довольно удаленных друг от друга места, где начали вести обработку земли, т.е. стали заниматься сельским хозяйством. Один из таких центров находится на Среднем Востоке, точнее, на горных склонах Полумесяца Плодородия (полукруглый участок плодородной земли на территории от Израиля до Персии, колыбель нескольких цивилизаций: шумерской, вавилонской, финикийской, древнееврейской, ассирийской). Здесь выращивались пшеница и кукуруза. Разводили домашних собак и коз. Приручение животных постепенно развивалось в пастушеское кочевничество. На севере, где были широкие открытые пастбища. примерно в 900 г. до Рождества Аристова, зародилась верховая езда на лошадях.

Еще один центр земледелия находился в Юго-Восточной Азии, там выращивали корнеплоды. такие, как батат. Поблизости. в Ассаме (северо-восточная Индия) в качестве основной сельскохозяйственной культуры начали выращивать рис. Вскоре он распространился в Китае и соседних с ним районах.

Третьим таким центром была Америка, где примерно около 5000 лет до Рождества Христова начали выращивать кукурузу.

Религии населения этих трех земледельческих центров распространялись и оказывали достаточно сильное влияние на верования народов эпохи неолита в соседних районах. Процесс этот охватывал все большее пространство. С появлением пастушеского кочевничества контуры веры в некое Верховное Существо стали приобретать новые очертания.

Смерть и погребение

Если мы сейчас сконцентрируемся на западных Азиатско-Сре-диземноморских районах в период неолита, то увидим, как археологические находки согласуются с картиной, описанной выше. В то время люди жили в деревнях или в селениях. За пределами этих деревень находились кладбища, хотя умерших в некоторых случаях хоронили под полом домов. Могилы содержали дары и приношения. такие как бусы, ракушки, утварь вроде гребней из слоновой кости. женские фигурки, символизирующие служанок в мире ином или богинь-хранителей.

Чем ближе мы подходим ко времени развитых цивилизаций. тем больше могилы различаются по классу или рангу. Общественные различия развивались по мере того, как политическая организация, основанная на родственных связях, сменялась организацией. основанной на территории. а излишек продуктов дал возможность некоторым людям стать относительно богатыми и важными. Этот процесс был отражен в погребальных традициях. Предание земле теперь становится обычным: тело умершего предается земле, как зерно, чтобы взойти опять уже в ином мире. Со временем все чаще при погребении используются гробы. Ближе к концу неолита иногда практикуется кремация, вероятно, это связано с представлением, что в загробной жизни будет жить дух человека. а не тело.

В некоторых ранних погребениях неолита головы умерших были отрезаны и уложены в виде круга, лицом к центру. Это, кажется, последний пережиток старой традиции палеолита. Мы не знаем, какие верования стояли за таким порядком погребения. Возможно, круг был символом Вселенной.

Женское и мужское

Многие женские фигурки с увеличенными ягодицами, изготовленные из кости, глины и терракоты, свидетельствуют о значении культа плодородия. Фигурки из Румынии (5000 г. до н.э.) изображают мать со своим ребенком, позднее этот мотив становится излюбленным в египетской религии и в христианстве. Кое-где встречаются и статуэтки с фаллосом, скорее всего представляющие собой мужских партнеров богинь плодородия. Однако женских статуэток намного больше. Это отражает возвышенное положение женщины, а также богини в земледельческом обществе, где родословная велась по матери. Функции Матери-Богини теперь приспособлены к нуждам земледелия: она представляет собой богиню Земли и растительности.

Другие божества плодородия также изображались иногда в качестве масок животных, иногда как скульптуры. Серпентины вокруг богини подразумевают. что она была богиней змей, позднее, в критской культуре, изображение этой богини поднимает руки, держащие змей. Змея была символом плодородия в разные времена в Европе, на Среднем Востоке, в Индии и в Китае (дракон).

Еще одно божество представлено в виде чучел быков с человеческими масками (в Балкан27

Развитие религии

ском районе). Культ быка распространился на Средиземноморье и Средний Восток. Бык здесь — символ плодородия. В исторические времена он связан с такими богами как Ваал и Дионис. В зороастрийской религии изображен сверхъестественный повелитель фигурок быков, а Митра (Персия) изображен убивающим быка. Бои быков в Юго-Западной Европе — это, вероятно, отголоски античных ритуалов в поклонении культам быков.

Жрецы и храмы

Это было время, когда обычными становились храмы из дерева, камня и глины. Случайные места жертвоприношений ранней охотничье-кочевой культуры заменялись большими зданиями для богослужений. Здесь хранились алтари, сосуды, предметы с надписями, вазы с изображениями ритуальных сцен, скульптуры из глины, а позднее из меди и золота. Все это использовалось в ритуалах.

На Украине археологи нашли остатки храмов и глиняные модели храмов. Например, в домике Южного Буга русские ученые открыли храм (в Сабатиновке, Молдавия), возраст которого восходит к 500 г. до н.э. Он занимает площадь в 70 кв. м. Это большая прямоугольная комната, с полом, покрытым глиной.

В задней части комнаты был глиняный алтарь, на котором находились 16 женских фигурок. Эти женщины имели увеличенные ягодицы и сидели на стульях со спинками в виде рога. Рядом располагался стул из глины. предназначенный, вероятно, для высшего священника.

Европейские и западно-азиатские события в период неолита (в религии) имели свои параллели в Восточной Азии. Они связаны с периодом неолита в Китае. Но проследить за событиями в Юго-Восточной Азии намного труднее. В Америке же религия плодородия земледельцев представляла из себя просто перенос умозрительного мира с охотника на земледельца: охотничьи и земледельческие ритуалы не слишком различались в постколумбовской Северной Америке. Однако некоторые мифологические темы, связанные Матерью кукурузы, указывают на связи с Индонезией. В обширных областях земледельческой Америки период неолита продолжался до прибытия Колумба и даже позднее.

Памятники периода мегалита

В конце эры неолита в Европе были сооружены строения из больших камней — мегалиты. Большинство из них были погребальными строениями: на островах и побережье Средиземноморья и Западной Европы найдены склепы (дольмены), состоящие из большого плоского камня, поддерживаемого опорами. и проходов, ведущих к могилам.

Кроме мегалитических склепов существуют громадные камни. расположенные рядами. Их называют менгиры. Примером служит аллея менгиров у Карна-ка в Бретани (Франция). Нам не ясно их назначение, но, возможно. они обозначали маршруты ритуальных процессий. Некоторые крупные строения, такие как каменные здания Хал Тар-ксьен на Мальте, очевидно, были храмами. Скульптуры из известняка, найденные в них, имели реальные человеческие черты. Они могли изображать богов, богинь и их жрецов.

Другие строения эпохи мегалита производят впечатление астрономических строений. Вероятно, они помогали определять лучшее время для земледелия. Стоунхендж на равнине Солсбери в Англии, например. имеет вид круга из песчаниковых валунов, некоторые камни расположены специально для наблюдения восхода солнца в летнее солнцестояние. Какие бы функции ни выполнял бы Стоунхендж, он также был и местом поклонения. Археологи предполагают. что здесь поклонялись богам и богиням плодородия.

Памятники мегалита найдены повсюду: от Британии на западе, до Ассана (Восточная Индия) на Востоке, они расположились в Юго-Восточной Азии в Полинезии, а также, по мнению некоторых ученых, достигли даже Нового Света. Конечно. египетские пирамиды и пирамиды майя в Юкатане (Мексика) похожи. И те, и другие служили погребальными камерами. По всей Евразии и Америке астрономы и историки распознали каменные конструкции, служившие обсерваториями и мегалитическими календарями. Если это так. то скорее всего астрономией занимались в религиозных и церемониальных целях.

Великие цивилизации

Мегалитические памятники, так же. как и находки, принадлежащие бронзовому веку, примерно того же времени, являются ступеньками к эре великих цивилизаций, или "высоких цивилизаций". Эти цивилизации возникли в наречных равнинах Египта, Месопотамии и других районов Ближнего Востока примерно в 3000 г. до н.э. Они знакомят нас с эпохой письменности. Характеристиками этих новых царств являются: городская жизнь, центральная политическая власть, большие излишки товаров, жесткие классовые различия. В религиозной жизни их отличают святые цари, иерархия священников, разработанные ритуалы, массовые приношения в жертву и внушительные храмовые здания. В их религиях множество богов и богинь (обычно расположены в иерархическом порядке с верховным богом во главе), их царство мертвых имеет различные уровни.

Мегалитический памятник Стоунхендж относится к началу бронзового веко. Полагают, что эти сооружения имели астрологическое и религиозное значение.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

Роберт Броу

Что собой представляла первая религия человечества? Ответы на этот вопрос различны и зависят от позиции, которую занимают авторы в вопросе о происхождении человека. Те из них. кто разделяет точку зрения, изложенную в первых главах Библии, отмечают, что религия не была создана людьми и не явилась результатом эволюционного процесса. С момента своего создания мужчина и женщина знали единственного Бога-творца. который их сотворил, и со времен грехопадения они поклонялись этому Богу, принося ему жертвы. Согласно такому взгляду монотеизм и принесение в жертву животных, как это показано в Библии, являются первейшими характеристиками религии в ее первоначальной форме. Бог есть Бог, и грешные люди не могут получить к нему доступ благодаря собственным заслугам.

В подтверждение подобной точки зрения зачастую указывается, что древнейшие памятники литературы Греции, Египта, Китая и Индии, а также традиции многих рас и народов свидетельствуют, что с древнейших времен в жертвенном поклонении люди использовали животных вместо себя. Как мы увидим далее, в определенный момент истории Будда в Индии. Конфуций в Китае. а также греческие философы высказались против того, чтобы священнослужители приносили в жертву животных. Таким образом, в основу главных нехристианских религий мира были положены иные принципы. Вполне очевидно, что мы должны самым серьезным образом относиться к тем свидетельствам об исходной религии человечества, которые содержатся в древнейших исторических документах, составивших текст Библии.

Эволюция религии

Тем не менее существует и другая точка зрения, которая отрицает все вышесказанное: люди произошли от обезьяноподобного предка. Поскольку у животных нет религии, понадобился длительный период перехода от стадии нечленораздельного обезьяньего лепета и страха перед мраком неизвестности к стадии, которую Буке называет "аннматической", с характерной для нее "верой в смутную. могучую, страшную и непостижимую силу".

Аниматическая стадия далее развивается в "анимическую", которая представляет собой религию удаленных племен, основанную на чувстве страха перед духами. Затем приходит черед политеистической стадии, увековеченной в греческой мифологии. Согласно этому краткому изложению истории религии Израиль снискал себе славу тем. что ему удалось свести все многообразие богов окружающих его наций к одному племенному богу. Таким образом, единый Бог-творец древнееврейских пророков в сочетании с философским монотеизмом Платона расчистил-таки путь к более совершенной религии.

Рассмотренную точку зрения разделяют многие исследователи со времен Дарвина. Поскольку теория эвоПроисхождение религии

люшш считалась доказанной, было весьма привлекательным вывести из нее эволюцию религии. Единственный вопрос, который оставалось решить, заключался в том. каким образом вписать в эту схему Библию. Эту задачу удалось решить внешне весьма убедительно с помощью документальной гипотезы Вельхаузена. согласно которой текст ветхозаветного писания необходимо перестроить таким образом, чтобы привести его в соответствие с теорией эволюции религии.

Однако предпринятая Вельхаузе-ном попытка реконструировать текст Писания в настоящее время себя дискредитировала. Сейчас мы также располагаем данными, свидетельствующими о том, что монотеизм и религия, включающая сложную систему свяшеннослуження, существовали задолго до времен Авраама. Таким образом. вновь утверждается теория восходящей эволюции религии, согласно которой монотеизм возник в тени глубокой древности. Как было показано антропологами во главе с венским ученым Вильгельмом Шмидтом. религию сотен разрозненных племен, существующих в современ-е, нельзя считать первобытной в смысле первоначальности. У этих племен сохранились представления о Высшем Божестве, так как не испытывают страха перед ним. Вместо принесения жертв они заняты решением более насущной проблемы творения злобных духов джунг-розы шамана оказались для й более значимыми, нежели спокойный и негромкий голос Бога-Отиа.

Мы видим, таким образом, что нет оснований считать аксиомой точения. в соответствии с которой религия эволюционировала из анимакой стадии. Некоторые антро-поли полагают, что монотеистические представления относятся к более ранней исторической стадии, чем анимизм. Результаты проведенных ими исследований дают основания предполагать, что анимизм племен связан не с тем. что их жизнь осталась неизменной с древнейших времен. Имеющиеся свидетельства скорее указывают на то, что люди со временем отошли от истинных знании о Боге. Живя в оторванности от божьих пророков и религиозных книг, они лишили себя радости совместной жертвенной трапезы в присутствии Создателя и стали приносить жертвы духам, дабы откупиться и умилостивить их.

Итак, имеющиеся исторические свидетельства снова возвращают нас к библейскому ответу на заданный нами вопрос. Люди, согласно Библии. были созданы по образу Бога. они исповедовали монотеизм и приносили в жертву животных. Однако возникает вопрос: как все это можно соотнести с данными об эволюции. обезьяньим лепетом, пещерными людьми и вообще картиной, представленной в сотнях учебников?

Свидетельства

Для начала попытаемся избавиться от некоторых ошибочных представлений, чтобы непредвзято взглянуть на ранний этап религиозной истории. Даже в том случае, если бы было убедительно доказано, что Бог создал человечество посредством мутаций и селекции, отсюда еше не следует, что этот процесс был случайным. Христиане считают, что, независимо от конкретного набора использованных средств (а задачей науки как раз и является выяснение этих вопросов), Богом был намечен план, определена цель и осуществлен сам процесс создания человечества.

Назначение науки состоит в описании процессов, а не в целеполага-нии. Физики и биологи вправе заявить. что научный взгляд на жизнь и материю не позволяет им с очевидностью установить наличие каких бы то ни было целей. Они превысят свои полномочия, если потребуют веры в чистую случайность в противовес вере в творца. Какое бы решение ни принималось, начиная от веры в Бога и кончая верой в слепую случайность, эволюционная наука в оценке этого решения должна быть строго нейтральной.

По мере того как ученые осознают связывающие их ограничения, становится не менее важно, чтобы и христиане, со своей стороны, не выходили за пределы того, что написано в первой книге Библии "Бытие". Адам представляет собой первое существо, которое может разговаривать со своим Создателем, поклоняться Богу и совершать собственный выбор. Любые другие человекоподобные существа типа пещерных людей, неандертальцев и им подобных. которые, возможно, обладалиспособностью к прямохождению в течение тысяч или миллионов лет. являются по этому определению животными и. следовательно, не созданы по образу Бога.

Жертвоприношения

В соответствии с Библией, первые люди являлись монотеистами, когда же они впадают в грех, то пытаются восстановить свои отношения с Богом через жертвоприношение животных. Теория эволюции, со своей стороны. предполагает, что прежде чем стать подобным Богу, человек должен долгое время пребывать в животном состоянии. В Библии описана супружеская пара, созданная по образу Божию, которая затем пережила духовное падение, оказавшись в нашем теперешнем состоянии. Говоря об Адаме и Еве, мы, конечно, задаемся вопросом о природе человека вообще.

Прежде чем мы приступим к раскопкам кургана религиозной истории, нам придется расчистить еше одну площадку. Даже если мы и допускаем, что на ранних этапах истории существовали монотеисты, приносившие в жертву животных, все же не следует рассчитывать на то, что древняя история предоставит в наше распоряжение вещественные доказательства существования такой религии. Большинство древнейших алтарей невозможно будет опознать даже в случае их обнаружения.

Кроме того, истинный монотеизм несовместим с использованием идолов в богослужении. Идолопоклонничество всегда свидетельствует о распаде монотеизма и приходящей вслед за этим политеистической путанице. Данные о различных способах захоронения умерших также не подтверждают факта существования либо отсутствия религии. Следовательно, нам не приходится полагаться на какие-либо дополнительные свидетельства присутствия религии до тех пор, пока она не выйдет из первоначальной стадии. К тому времени, когда начинает развиваться профессиональное жречество, появляется археологическое свидетельство в виде храмов, изображений идолов и алтарей замысловатой конструкции. Кроме того, имеются также литературные памятники этой эпохи, на которые могут опираться в своей работе исследователи.

Древняя литература

Библейские постулаты, касающиеся вопроса происхождения религии, порой звучат совершенно неубедительно. Поскольку у нас нет возможности изучить религию первобытных людей, то данный вопрос так и останется до конца невыясненным.

Все, что мы можем сделать, так это показать, что первоначальный монотеизм дает объяснение многих исторических фактов, связанных с эволюцией религиозных взглядов.

Если бы мы могли оказаться в древнем мире, где-нибудь в 1500 году до нашей эры, то увидели бы обычных мужчин и женщин, которые приносят в жертву животных в честь своего бога или богов. В одном из первых литературных индийских источников, санскритской Веде, описываются кочевые арийские племена, которые двигаются на восток по равнинам Инда и Ганга. Вождь племени с простотой Авраама совершает жертвоприношение.

После того как эти племена арийцев обосновались в Индии, свя-щеннослужение у них получило дальнейшее развитие, и Веды пелись жрецами как гимн, когда во время жертвоприношения священный дым поднимался к богу. В этих гимнах Бог имел разные имена: "солнце". "священный сын", "буря". Но что интересно — во всех своих обращениях арийцы превозносили бога как высшего правителя Вселенной. Такое обращение называется геноте-изм. У бога есть несколько имен, как и в современном христианстве, но все же это один и тот же бог. только в разных обликах.

Генотеизм переходит в политеизм, когда имена бога становятся все более персонифицированными и он как бы разделяется на несколько богов, которые начинают враждовать между собой. Примерно к 1000 веку до нашей эры ведическая (санскритская) литература видоизменилась в политеистскую, но что касается ранних арийцев, то они должны были быть все-таки монотеистами.

Боги и мифы

Первоначальный создатель-бог арийцев был хорошо знаком среди всех индоевропейских народов. Его первым именем было Дьяус Питар ("божественный отец"), что то же, что у греков Зеус Патер, или латинское

Происхождение религии

Деус. Другим именем было "небесный", "неземной", а также "друг". Бог еше назывался "солнце", "всемогущественный", "хранитель порядка". Священный огонь (санскритское agni, латинское ignis, греческое hagnos). общий для всех обрядов жертвоприношения, имел особую притягательность и стал вскоре наделяться божественными качествами. Мало-помалу в божественных историях стали появляться такие понятия. как любовь, ревность, война и даже пьянство. Так и возникли различные мифологии. Земля стала называться божьей невестой, которая привлекала поклонение как "божественная королева". Позже к ней обращались в обрядах, связанных с плодородием. Даже если бы не было священных писаний, таких как, например. книги пророков Ветхого Завета, остается фактом то, что политеизм неизменно присутствует в любой религии. В таких распространенных вероучениях, как иудаизм. ислам и христианство, имеются все свидетельства того, как быстро может быть разрушен монотеизм.

Ранние семиты Вавилона. Ассирии и Сирии в своих обращениях к богу также приносили в жертву животных. Но вместо добавления к богу разных его мифологических родственников. друзей и врагов семиты стремились превратить бога в заступника рода, который помогал им одерживать победу в войне. Вавилонский Бел соперничал с сирийским Риммо-ном. в то время как в книгах пророков Израиля постоянно подчеркивалось, что может быть только один бог-творец, не аммонский Молех, и моабский Чемош, и израильский Яхве как один среди многих. Израиль всегда был монотеистским. хотя там и были искушения думать о боге как об одном среди многих местных богов (Канаанит Баал означал "господин", или "муж"). Много было написано об именах бога, но как бы он ни назывался — Элохим ("могущественный"). Яхве ("он был. он есть, он будет"), Адонай ("господь") — он всегда был един. Магомет проповедовал ту же истину об Аллахе, хотя в исламе понятие "един" тоже имеет много имен.

Цивилизация и наука

Семиты не были первыми, кто господствовал на Ближнем Востоке. Заслуживает интереса народ шумеры, чья цивилизация прцветала до 2500 года до нашей эры. Они поддерживали отношения с жителями на севере Индии в долине Инда, у которых также были большие города, процветавшие примерно до начала 1500 года до н.э., а затем захваченные кочующими арийскими племенами. Мало известно об этом народе долины Инда, поскольку их манускрипты до сих пор еще не расшифрованы. Известно только, что они. как и шумеры, были в религиозном отношении политеистами. Шумерские боги были склонны к обману, они боролись друг с другом за власть, что свидетельствовало о постепенном упадке, в который приходила цивилизация шумеров. Шумеры были легкой добычей для семитов

Многие древние народы приносили в жертву животных, чтобы приблизиться к Богу. В ноше время жертвоприношение животных играет важную роль в индуизме и других вероучениях.

на западе и арийцев в Индии, так же как позднее, в XI веке н.э., индуистский политеизм был покорен исламом. Мы не можем доказать, что первоначально шумеры были монотеистами, но можно с большим основанием предположить, что их наука и цивилизация явились продуктом времени, когда они знали бога Ан, единого Бога-творца.

Исторические свидетельства

Если наше понимание истории является правильным, то вполне очевидно, что семиты и индоевропейцы должны были иметь свою монотеистс-кую веру, когда уже другие нации перешли к политеизму. Египетские жрецы, например, продолжали практику жертвоприношения животных, но все же в их религии господствующее положение занимал политеизм. Мннойская цивилизация Крита также имела в основе своей религии жертвоприношение, однако в ней явно просматривается дегенеративное суждение о богах.

Начальная история религии Китая трудно поддается изучению. Китайский рукописный шрифт, лишенный фонетической основы, не дает нам лингвистических ключей к определению названий (имен) бога. Наступательное продвижение в Китай даосизма и конфуцианства разрушило древние китайские культы. Теперь мы можем лишь с определенной степенью приближенности рассуждать о каком-то небесном боге Шанг-ти или Хао-Тьене, К нему взывали посредством жертвоприношений "киао". "хси-ан", "хсиен". Эти обряды отправлялись на открытом воздухе, и подобно как при библейских жертвоприношениях, они включали убийство какого-нибудь животного, обрызгивание его кровью, а затем сжигание туши на алтаре. Несмотря на развитие даосизма, конфуцианства, а позднее и христианства, в некоторых храмах Китая продолжали периодически совершать жертвоприношения вплоть до прихода к власти коммунистов.

Таким образом, вопрос об изначальном монотеизме с характерным для него жертвоприношением животных, который впоследствии переходит в политеизм, так и остается до конца не разрешенным. Однако этот вопрос легче рассматривать в контексте периодически повторяющихся исторических циклов, чем в поступательном эволюционном процессе самой религии.

Вся библейская история и, в частности, история христианства представляет Бога как творца, который указал нам путь к прощению и любви через жертвоприношение, и всеэти жертвоприношения обретают свое значение и исполнение в смерти Иисуса Христа.

Жрецы и их деятельность

Почему институт жрецов получил такое распространение в Древней Индии, Китае, Греции и Риме, а также других цивилизациях, даже в средневековом христианском богослужении?

Прежде всего следует описать картину обряда, основанного на жертвоприношении в его простейшей форме. Для современных людей сама идея приношения в жертву животных вызывает мысли о каком-то темном, суеверном ритуале. Важно понимать, что до возникновения джан-низма и буддизма в VI веке до н.э. люди употребляли в пищу мясо, как это принято во многих странах в наше время. Если животных нужно убивать, они должны быть убиты, и среди большинства рас принято выпускать кровь из туш животных. Это можно видеть в наши дни в бойнях. Подобная картина во многих из нас вызывает только неприятные ощущения, а у древних это было священнодействием. Когда мы читаем о тысячах животных, приносимых в жертву при Соломоне, то мы можем просто сказать: "Он устроил большой праздник для своих людей".



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.035 с.)