Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Будда — просто хороший индус?

Поиск

Вульф Метц

Всем известно, что Сид-дхарта Гаутама, которому было предназначено стать Буддой, являлся выходцем из религиозного мира индуизма. По мнению Альберта Швейцера, происхождение Будды является ключом к пониманию его мышления. Согласно такому толкованию, Будда для индуизма такой же реформатор, каким был Лютер для римского католицизма. Также как Лютер бился над вопросом прощения грехов, Гаутама старался решить проблему освобождения от мучений бесконечного перерождения.

Недостаточно, однако, просто заявить о том, что Будда стремился лишь внести изменения в традиционную форму индуизма. Он был основателем истинно новой религии. Действительно, его учение включает некоторые основополагающие идеи древней индийской религии — прежде всего, доктрину реинкарнации и закон кармы. Индуизм и буддизм можно поставить рядом с точки зрения вечного мирового закона. Различия между ними начинаются с вопроса о необходимости слияния индивидуальной души (атма-на) с источником жизни (брахманом), что категорически отрицает Будда.

В Индии Будду считают девятым воплощением, аватарой, индуистского бога Вишну. Вместо этого лучше было бы обратить внимание на его решительный разрыв с индуизмом и прежде всего его отказ от индуистских священных писаний. Кроме того, он отбросил кастовую систему и отрицал существование Бога как верховного существа.

Конечно, по мере

развития буддизма, в него вошли многие элементы, диаметрально противоположные первоначальным намерениям Гаутамы. Многие из них были заимствованы все из того же индуизма.

Живые религии Востока

Буддизм

На карте мира

Вульф Метц

Странно, но буддизм не смог удержаться на своей родине, в Индии. Начиная с седьмого века н.э., он неуклонно приходил в упадок под натиском индуизма, который больше соответствовал религиозным нуждам простого народа. С одиннадцатого века он уже не играл никакой заметной роли на индийском субконтиненте. Однако в последнее время стараниями д-ра Амбедкара к буддизму начало обращаться значительное количество представителей низших каст и отверженных. Их число оценивается приблизительно в пять миллионов.

В других регионах, где сначала находил точку опоры буддизм, позднее он был вытеснен исламом. Раскопки и памятники культуры в Центральной Азии, особенно в Восточном Туркестане, свидетельствуют о расцвете буддизма, которому в де

□ Буддизм тхеравада П Буддизм махаяна, включая разновидности

вятом веке внезапно пришел конец. На островах Индонезии буддизм усиливал свое влияние начиная с восьмого века, но в шестнадцатом веке эта территория стала полностью исламской. Буддизм тхеравада, древнейшее течение религии, занимает сегодня ведущие позиции — являясь кое-где даже "государственной религией" — в Шри-Ланке (бывший Цейлон) и странах Индокитая: Мианма-ре (бывшая Бирма), Таиланде, Кампучии и Лаосе. В других регионах Дальнего Востока распространена менее радикальная школа буддизма, махаяна, или ее разновидности. Это касается Китая, Тибета, Кореи, Японии, Вьетнама, Монголии, Ладака, Непала, Бутана и Сиккима.

Чрезвычайно трудно оценить число последователей буддизма во всем мире. Религиозные условия в Китае, Тибете и Монголии, а также в Японии неясны либо запутанны. Одна из причин состоит в том, что с незапамятных времен буддизм вступал в разнообразные альянсы с другими религиями. Не всегда

легко определить, где кончается буддизм и начинается синтоизм или даосизм! Общепринятая цифра составляет около 200 миллионов, исключая Китай (религиозные меньшинства других континентов вообще не идут в счет). Существуют предположения, что "неизвестное количество" в Китае превышает названную цифру по крайней мере в два раза. Таким образом, общее число приверженцев буддизма в мире может достигать 600 миллионов человек.

Гаутамой. есть нечто совершенно отличное от интеллектуального понимания, которое обычно имеют в виду западные ученые, используя слово знание. Для буддистов этот термин означает чисто религиозное знание, знание, которое выходит за рамки рассудка и интеллекта.

Но откуда исходит знание Будды? История его жизни однозначно доказывает, что оно не является результатом влияния извне, будь то учеба, священные тексты или божественное откровение. Путь, указанный другими, может лишь подвести человека к цели просветления, но никто не освободит его от необходимости приложить собственные усилия, чтобы постичь высшую истину.

В то же время нельзя определенно утверждать, что Гаутама сам осуществил свое спасение. Это позволяет некоторым ученым говорить о неизвестном феномене, не поддающемся объяснению. Он не может быть осуществлен по желанию или приписан какому-либо божеству.

Вследствие этого некоторые считают буддизм "атеистической религией". Чудеса в ней почти не играют роли, даже сам Будда всего лишь человек, пробужденный из мрака жизненных ошибок, себялюбия, алчности и невежества. Следовательно, он стоит намного выше остального человечества, на таком духовном уровне, который наделяет его магической силой. Хотя сам "Просветленный": буддизм

     
   
   
   
   
   

/. Внутреннее помещение Мраморного Храма в Бангкоке.

2. Буддийские мальчики часто проводят несколько месяцев в монастыре в качестве учеников.

3. Пагода Шведагона. в Рангуне, где, как считается, хранятся волосы Гоутамы.

4. Монахи очищают статую Будды во Вьентьяне, Лаос.Живые религии Востока

Я м

прошел через множество перерождений и везде искал создателя этой Жизни, но не нашел; нестерпимо мучительно рождаться снова и снова. Теперь, когда я вижу тебя, о Создатель дома, ты не построишь дом снова. Все балки сломаны, опорный столб разрушен, арзум, нацеленный на достижение нирваны, добился освобождения от желаний".

Гаутама, увидевший свет озарения; Дхаммапуда 153—4

Теоретически, Буддой становится достигший просветления. В храме Ват По в Бангкоке хранятся 394 позолоченных статуи будд.

Будда — уникальное явление в истории. многие стремятся достичь его статуса, хотя знают, что цель эта доступна лишь единицам. Следуя по пути Будды, они должны направить все силы на получение истинного знания, что позволит им самим стать Буддами.

Фатальный закон

Во вторую ночь просветления Будда познал закон, управляющий бесконечным циклом рождения, смерти и перерождения. Термин дхарма, использованный ранее для описания учения Будды, обозначает также и этот закон.

Согласно Будде, каждая часть Вселенной — не только человечество — подвержена изменению и разложению. Все. что создано, должно исчезнуть. Более того, ни человечество, ни весь мир не являются совершенными системами, независимыми от других систем. Они состоят из множества индивидуальных элементов, которые находятся в непрерывном движении. постоянно разъединяясь и соединяясь в новые комбинации.

Перегруппировка элементов не происходит хаотически, она подчиняется строгом законам. В случае с людьми решающим фактором служит

закон кармы, первоначально открытый индуистами. Карма в значении "действие", или "поступки" — это качество, выражающееся в мыслях, словах и поступках человека. Она определяет природу перерождения каждого индивида: праведные поступки автоматически влекут за собой благоприятное перерождение, плохие соответственно неприятное. Таким образом, каждое перерождение обусловлено кармой предыдущей жизни. Таков моральный порядок мира, избежать которого никому не удастся.

Дхарма — в смысле закона — означает не только свод моральных правил, но и совокупность физических законов, управляющих вселенной; составляющие ее части тоже называются дхармами. Примерами таких отдельных дхарм могут служить четыре компонента творения: земля, вода, огонь и воздух; цвета и звуки; органическая жизнь; чувства, эмоции, сила воли, сила разума, совесть. невежество; слава, красота, богатство, верные и ложные учения;

"Просветленный": буддизм

Учение Будды

Ричард Драммонд

Карма

Закон кармы, или причины и следствия, действует как в моральной, так и в физической сфере человеческой жизни. Люди связаны с этим циклом результатов хороших и плохих поступков.

Реинкарнация

Через реинкарнацию, или перерождение, все люди пожинают урожай хороших или плохих последствий своих поступков. Двойственность поступков их тела, их слов и мыслей в предыдущих жизнях определяет условия их перерождения.

Освобождение от кармы

Правильное понимание человеком своего положения, закованного в цепи кармы, и соблюдение правильных условий, может изменить ситуацию. Это не означает устранение кармы, а лишь внутреннее освобождение от ее власти и переориентацию жизни. Начнется новый процесс, в

ходе которого может быть создана "хорошая карма" и ее благоприятное действие испытано на себе и на других.

Четыре Благородные Истины

Опыт Будды обобщен в Четырех Благородных Истинах.

• Первая состоит в том, что универсальный человеческий опыт страдания, умственного и эмоционального, равно как и физического, есть следствие прошлой кармы.

• Вторая заключается в понимании, что причина страдания в страстном желании или привязанности к неправильным вещам, или к правильным вещам неправильным образом. Основная проблема человека в неверной расстановке ценностей, придании вещам или людям значения, которому они не могут соответствовать. Ничто в материальном мире не заслуживает совершенного почтения и в абсолютном смысле не может служить опорой существования.

• Третья истина в том, что страдания можно прекратить. Гаутама объявил о возможности решения вечной проблемы человечества.

• Четвертая истина одновременно является Благородным Восьмеричным Путем — способом решения этой благородной задачи.

Благородный Восьмеричный Путь

• Праведное знание.

• Праведное отношение.

• Праведная речь.

• Праведное действие.

• Праведная жизнь (или занятие).

• Праведное усилие.

• Праведное сознание.

• Праведное самообладание.

Восемь пунктов Пути можно объединить в три тематические группы:

• Первые два относятся к мудрости и пониманию.

• Следующие три имеют отношение к этике поведения.

• Три последних касаются умственной дисциплины.

Нирвана

Целью жизни является нирвана. Ее нельзя считать уничтожением самосознания. Наоборот, нирвана представляет собой трансформированную форму сознания, будучи при этом независимой реальностью с собственной динамикой развития. Она радикально отличается от материального мира, это вечное, абсолютно надежное прибежище.

Дхарма

Дхарма — это путь к нирване, "квазиперсонатг-ный" динамизм, придающий внутреннюю силу и качество жизни.

Будда считал дхарму восхитительной и учил, что сущность религиозной жизни "состоит в дружбе, привязанности и интимных отношениях с прекрасным".

сексуальность, сон. голод, болезнь; взросление, старение и смерть.

Невозможно провести систематизированную классификацию всех дхарм. Основная трудность заключается в том. что физический мир и все. что его составляет, происходит от взаимодействия этих отдельных компонентов. То есть впечатление, что человек представляет собой независимое единство, на самом деле иллюзия. Человек — это бурный поток дхарм, который постоянно изменяется и после смерти перестраивается. чтобы сформировать новую индивидуальность.

Таким образом, учение Будды не признает индуистскую концепцию персонального "Я" (атмана), которое не изменяется на протяжении всего

цикла перерождений. Тут уместно спросить, являются ли тот, кто умер и тот, кто родился на основе его кармы, в действительности двумя разными существами. С одной стороны, это так, ибо здесь нет "бессмертной души", чтобы соединить обоих. Но в то же время новая инкарнация неразрывно связана с конкретной предшествующей жизнью с помощью кармы, которую она наследует и которую будет с этого момента выражать.

Все есть страдание

В третью ночь медитации под деревом Бодха Гаутама открыл Четыре Благородные Истины. Они составляют ядро буддийской философии. • Первая истина заключается в зна 231

Живые религии Востока

Буддизм в южной Корее попал под влияние современных китайских и японских течений.

Два молодых буддийских монаха.

нии страдания. Это означает, что всякое индивидуальное существование есть несчастье и боль. Ранние тексты приводят слова Будды по этому поводу: "Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание; беспокойство, несчастье, боль, разочарование и отчаяние есть страдание; невозможность получить желаемое есть страдание".

• Вторая истина касается причины страдания. Источник страдания и всего существования (так как это одно и тоже) заключается в желании и невежестве: "Но в чем состоит благородная истина причины страдания? Она в желании (танха), которое является причиной перерождения; желании, связанном с жаждой и привязанностью, которое проявляется то здесь, то там; желании чувствовать, желании быть, желании разрушить себя".

• Третья истина связана с освобождением от страдания. Страдание должно быть полностью уничтожено; не должно остаться никакого напоминания о нем. Основная цель буддизма в окончательном освобождении от страдания. Это означает освобождение от бесконечного цикла перерождений (самсары) и погружение в благостное состояние нирваны.

• Четвертая истина указывает путь освобождения от страдания. Для этого нужно следовать Благородным Восьмеричным Путем, который является основой учения Гаутамы и определяет буддийский образ жизни.

Восемь указателей на пути к свободе

Восьмеричный Путь таков:

• Праведное знание, или воззрение. Это, конечно, предполагает признание Четырех Благородных Истин.

• Праведное отношение, или мышление, означает стремление ума к доброй воле, миролюбивости, отказу от чувственных желаний, ненависти и злобы.

• Праведная речь — ложь, болтовня и сплетни ставятся вне закона: речь должна быть умной, правдивой, направленной на примирение.

• Праведное действие охватывает весь спектр морального поведения. Особенно тяжелыми проступками считаются убийство, воровство и супружеские измены.

• Праведное занятие означает, что способ заработать себе на жизнь не должен приносить вреда другим людям.

• Праведное усилие — злобные порывы следует подавлять, а добрые поощрять. так, чтобы человек мог развить в себе благородные мысли, слова и поступки.

• Праведное сознание, или внимание, предполагает тщательное взвешивание мыслей, слов, поступков и эмоций, не поддаваясь на позывы желания.

• Праведное самообладание достигается путем напряженной концентрации, которая позволяет святому человеку освободиться от всего, что тянет назад в его поисках.

По сути своей Восьмеричный Путь обращает внимание на три вещи: мораль (праведная речь, праведное действие, праведное занятие); духовную дисциплину (праведное усилие, праведное сознание, праведное самообладание); и самосозерцание (праведное знание, праведное отношение). Стоит отметить, как далеки эти правила от строгости или суровости. Это срединный путь, избегающий крайностей, будь то аскетизм и умерщвление пло232

I

i

Живые религии Востока

ти. или чрезмерная чувственность, или необузданность. Такой средний путь нельзя назвать компромиссом; он предлагает требуемый стиль жизни, одновременно практичный и сбалансированный.

Нирвана: где кончается желание

Как уже говорилось, согласно концепции дхармы, единство и независимость человеческой натуры всего лишь иллюзия. Реальность составляют постоянно меняющиеся комбинации различных элементов, из которых составлен мир. Вера в себя отрицается; понятия "Я" и "мое" не имеют отношения к истине.

Человек, осознающий эту истину, не станет больше цепляться за воображаемое "Я". В самом деле, именно

такое ложное отношение к жизни является основной причиной страдания. Западному уму трудно уразуметь смысл концепции "не Я" (ан-атман); тем не менее, она считается наиболее важным вкладом буддизма в область религиозной философии.

Исключительно запутанным образом с ан-атманом связана идея нирваны. Само слово произошло от глагола, означающего "улетать по ветру", и означает конечную цель всех религиозных поисков буддизма. Нирвана обычно характеризуется, как "ничто", но такое определение крайне неаккуратно. Трипитака, ранний буддийский текст, описывает ее так:

"Нирвана — это место, где нет земли, воды, огня и воздуха: это не бесконечное пространство, и не мес От памяти к письму

Вульф Метц

После смерти Гаутамы возникла необходимость упорядочить его учение и собрать его в связной форме. Поэтому через несколько месяцев в Раджагрихе был собран Совет, решения которого были пересмотрены через сто лет на втором Буддийском Совете в Ве-сали. Решающим собранием, однако, явился Третий Синод, собранный в Паталипутте в 253 г. до н.э., примерно через двести лет после смерти Гаутамы, под покровительством императора Асоки. В течение девяти месяцев тысяча монахов занималась проверкой, обработкой и окончательной классификацией ушедших в прошлое традиций. На этой стадии материал находился все еще в устной форме; лишь в первом веке до н.э. на острове Цейлон были записаны первые буддийские тексты.

Основное собрание рукописей, канон, называется палийским каноном, по названию языка, на котором он написан. Он включает основную часть учения консервативных буддистов тхеравадинов; другие течения располагают дополнительными манускриптами. Популярное название палийско-го канона, Трипитака, или "тройная корзина", указывает на то, что он состоит из трех частей, которые первоначально были записаны на пальмовых листьях и хранились в корзинах.

Первая часть называется Виная-питака, "корзина устава". Вместе с материалами о жизни Будды и возникновении монашеской общины она содержит правила поведения для монахов.

Вторая часть называется Сутта-питака. Сутта на языке пали соответствует санскритскому сутра, что означает "направление", или "книга поучений". В ней рассматривается учение Будды и монахов, а также содержатся 547 легенд и истории о предыдущих перерождениях Будды.

Последняя ее часть, Абхидамма-питака ("корзина чистого знания"), состоит из семи книг, возможно, составленных в третьем—первом веках до н.э., написанных в сухом академическом стиле, предназначенных для специалистов, а не для широкой публики.

В дополнение к па-лийскому канону существует много других важных буддийских манускриптов на языках пали, санскрите, китайском и других азиатских языках. Из наиболее выдающихся следует назвать "Вопросы царя Милинды" (Милиндапаньха), написанный в первом веке н.э.; сборник догматов "Путь к Очищению" (Ви-суддхимагга), составленный Будцахагхоссой в пятом веке; и "Краткое изложение значения чистого знания" (Абхидхам-маттха-сангаха), которое написал Аннуруддха в одиннадцатом веке.

Буддисты махаяны кроме канонических текстов тхеравадов признают еще множество дополнительных текстов. Среди них можно перечислить "Описание рая Сукхава-ти" (Сукхавативьюха); "Лотос Закона Справедливости" (Садхармапун-дарика), используемая японской сектой Тэндай; "Откровения учения в Ланке" (Ланкаватара); и, конечно, интереснейший "Путеводитель к Совершенной мудрости" (Прад-жнапарамита-сутра), исчерпывающее руководство о том, как стать Буддой.

Одни из этих книг написаны с практическим уклоном, другие имеют философскую направленность. Целые философские школы собирались для обсуждения различных учебников или сутр, а затем писали собственные руководства (шастры), чтобы дать еще одно тщательное обоснование буддизма или представить новое его толкование. "Просветленный": буддизм

то. где нет ничего: не граница между различимым и неразличимым; не этот мир и не другой; она там. где нет ни солнца ни луны. Я не могу сказать, что она приходит и уходит, или стоит на месте, или затухает или начинается. У нее нет основания. нет продолжения и нет остановки. Это конец страдания".

Вы, конечно, обратили внимание. что в описании употребляются только негативные определения!

Интересно то, что нирвана тоже считается дхармой. Это единственная из известных буддизму 170 дхарм, которая не изменяется и ни от чего не зависит (все остальные взаимозависимы), потому что она не создана силой порыва или желания.

Нирвану можно ощутить путем медитации перед смертью. Однако это не будет полным ощущением. так как несколько дхарм еще действуют.

Два варианта правды

Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь составляют сердце буддийского учения. Однако сразу после смерти Гаутамы среди монахов общины возникли споры относительно правильности толкования некоторых других аспектов вероучения. Самое позднее, к началу Второго Буддийского Совета (в Весали, 383 г. до н.э.). произошел раскол течения. В нем выделились две влиятельные группы: строгих консерваторов тхеравадинов и более либеральных махасангхиков, "членов великой общины".

Тхеравада означает "учение древних". и тхеравадины гордятся тем. что придерживаются первоначального варианта учения Гаутамы в том виде, как оно изложено в ранних буддийских текстах. Группа получила непочтительное, по их мнению, прозвище "хинаяна", что значит "малая колесница", взятое из канонического текста их соперников, где мир сравнивается с горящим домом. Для спасения жильцов приезжает повозка, запряженная всего одним животным, в которой есть место только для истинно верующих, но не для остального человечества.

Тхеравада особое значение придает индивидуальным усилиям к спасению и признает божественную помощь в этом вопросе. Она отрицает любые ритуалы и изображения; не

приветствуются даже статуи Будды: в самом деле, какой смысл молиться Будде, если его поглотила нирвана.

Это суровое духовное учение действительно соответствует взглядам самого Будды и его ранних последователей, которые считали, что стать Буддой почти невозможно, даже достижение статуса святого человека (архата) требует неимоверных усилий. Не стоит говорить, что подобная суровость не может удовлетворить потребности широкого круга верующих. Поэтому даже в тех странах. где течение обладает значительным влиянием, оно неизбежно должно было адаптироваться к требованиям простого человека, допустить поклонение духам и демонам и разрешить присутствие в храмах статуй

Вьетнамский буддист.

Живые религии Востока

Буддийский монах в Шри-Ланке.

богов и других сверхъестественных существ.

Дальнейшее развитие течения ма-хасангхиков привело к рождению движения махаяны (большой колесницы), которое сформировалось к началу первого века до н.э. В этой концепции нашлось место для спасения не только горстки избранных, отличающихся высшим моральным совершенством, но и для всего человечества. Кроме того, буддизм махаяны отличается человечностью, великодушием и снисходительностью к простым верующим.

Наряду с признанием основных канонических книг школы тхеравада махаяна использует многочисленные дополнительные сочинения, иногда более популярные, чем старые тексты, так как они развивают и модернизируют первоначальное учение Будды. В то время как буддизм тхе-равады предполагает, что спасение доступно лишь монахам (бхикшу) — и по этой причине в странах тхера-вады буддисты стремятся хотя бы часть жизни провести в монастыре — то "большая колесница" допускает спасение всех.

Особенностью махаяны является доктрина бодхисаттвы — человека, предназначенного к просветлению и достижению статуса Будды. Бодхи-саттва откладывает переход в нирвану для того, чтобы спасти как можно больше людей на Земле. Он дает торжественный обет помогать каждому, даже в будущих реинкарнациях. Таким образом, он вбирает в себя других — что несложно, если не верить в собственную реальность. От очевидного различия между собой и другими можно избавиться в процессе медитации.

Жертвенная любовь бодхисаттвы достигает таких высот, что он может полностью отказать себе в предназначенной нирване для того, чтобы бесконечно продолжать творить добро для других. В этом смысле бодхисаттва стоит неоспоримо выше учителя: он становится в некотором роде спасителем и избавителем. От него можно ждать помощи не только в поисках спасения, но и в повседневной жизни. Он поможет нуждающемуся в любой ситуации.

Тхеравада не считает Сиддхарту Гаутаму единственным Буддой; как. впрочем, не считал и он сам. Ранние тексты упоминают о шести его предшественниках и еше одном. Майтрейе. который должен будет прийти. В поздние списки тхеравады включены двадцать восемь Будд, хотя самым важным из них считается Гаутама.

В этом вопросе махаяна придерживается совершенно иной точки зрения. Есть столько Будд, сколько песчинок в пустыне. Важно отметить, что всех их объединяет абсолютное существо. Дхармакая. И если считать его реальным, то Дхармакая может быть отождествлен с Адибуд-дой, изначальным Буддой, просветленным вечностью.

Адибуддой были выделены из себя и посланы в мир пять "медитирующих Будд", или Дхьянибудд: "Просветленный": буддизм

Одна цель, много путей

Вульф Метц

На одном из ранних этапов своей истории буддизм разделился на два основных направления: тхераваду, строгое, канонизированное учение древних, и махаяну, либеральное, открытое для нововведений течение. Проходили века, и по мере распространения религии по свету, возникло много других разновидностей буддизма:

Ваджраяна

Первой среди них стала ваджраяна. Слово вадж-ра первоначально означало удар молнии бога Индры; позднее оно стало употребляться в значении особой субстанции, которой свойственны яркость, прозрачность и неразрушимость алмаза. Поэтому ваджраяна обычно переводится как "алмазная колесница.

Это странное, тайное течение зародилось в Индии в середине первого века н.э., а оттуда распространилось на Непал, Тибет, Китай и Японию. В силу его секретности оно почти не изучено. Его можно охарактеризовать как разновидность махаяны, окутанную оккультным, мистическим и магическим туманом. В основе ее прослеживаются корни древнейшей индийской философии тантризма, оказавшего влияние как на буддизм, так и на индуизм.

В результате образовалась религия, которая в некоторых отношениях напоминает ранние христианские ереси гностицизма, хотя подобное сравнение не стоит заводить слишком далеко. Несомненно то, что она сильно отличается и от тхеравады, и от махаяны.

Ваджраяна стремится проникнуть за внешние проявления вещей и найти проход в пустоту, где человек может слиться с абсолютом. Для достижения цели используются довольно специфические средства:

• Мантра, магическая фраза, повторяемая без перерыва. Считается, что ее сила уходит далеко за пределы Вселенной. Мантру можно записать на бумаге и положить в "молитвенную колесницу", движение которой вызывает распространение магической силы заклинания. Наиболее известная мантра "Ом мани падме хум" используется буддистами Тибета. "Мани падме" означает "алмаз в лотосе", а "ом" и "хум" выражают власть над сверхъестественными силами.

• Мудра, или символический жест, так же важна, как мантра. Ваджраяна располагает набором особых движений, главным образом рук, выражающих стремление личности слиться с божеством. Кроме того, ваджраяна приобрела сильный эротический элемент, особенно характерный для Тибета. Он получил название шактизм, от индийского шакти, вечной женской силы. Верующие, совершая ритуалы, больше похожие на оргии, приобщаются к вселенской женственности и осознают изначальную связь вещей. Не стоит говорить, что эта школа презирается остальными, более строгими сторонниками буддизма.

• Мандала, в значении "круг медитации",— это круглая или многосторонняя диаграмма, представляющая конкретные

отношения космического и духовного характера. Размышление о мандале и концентрация исходящих от нее сил позволяют ощутить присутствие божества.

Как во всех религиях подобного направления, в ваджраяне необходимо руководствоваться наставлениями гуру и быть готовым полностью посвятить себя делу веры.

Ламаизм

Ламаизм — это ведущая школа буддистов Тибета, практикуемая тибетскими монахами как в своей стране, так и в соседних землях. Первоначально ламой считался духовный учитель высокого ранга, но позднее так стали называть любого монаха.

Возникновение ламаизма датируется седьмым веком н.э., когда правитель Тибета решил ввести в стране буддизм (в форме ваджраяны). Сначала сторонники традиционной религии Бон оказывали ему сильное сопротивление. Однако в конце века индийский миссионер Падмасамбха-ва смог создать в своем монастыре смешанный вариант двух религий, который вскоре получил широкое распространение.

После одиннадцатого века ламаизм пришел в упадок, главным образом по причине несоблюдения правила целибата и развившейся в связи с этим семейственностью высших кругов. В четырнадцатом веке Цзонхава реформировал учение, а основателями новых правящих династий стали два его любимых ученика. Один из них считался реинкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, а другой, Будды Амитабхи. От них пошла система двойственного правления; с одной стороны, далай-лама, "лама великий, как океан", который осуществляет фактическое управление, с другой, панчен-лама, "алмаз учености", духовный глава движения. После смерти верховного ламы по всей стране рассылаются гонцы в поисках ребенка, ставшего реинкарнацией ушедшего ламы. Такая практика "трансформации тела" получила название хубилган.

Аннексия Тибета Китайской Народной Республикой (1956) и бегство далай-ламы XIV в Индию (1959) радикальным образом изменили положение ламаизма в Тибете. На сегодняшний день, однако, появились определенные признаки возрождения религии. Более того, нынешний далай-лама, получивший в 1989 г. Нобелевскую премию мира, проявил себя превосходным дипломатом, представляющим свою родину во всем мире.

Дзэн-буддизм

Дзэн-буддизм, особенно популярный в Японии, зародился в Китае под названием чань, что по-китайски означает "медитация".

Впервые буддизм пришел в Китай в первом веке н.э., но столкнулся с довольно сильной оппозицией, в частности, в лице конфуцианства. В 526 г. в Китай пришел Бодхидхар-ма, двадцативосьмилетний лидер индийской секты медитаторов, который основал первую школу чань. Движение Живые религии Востока

чань росло и становилось все более независимым от родительской школы махаяны. Наиболее значительным событием с той поры стал перенос в двенадцатом веке учения Бодхидхар-мы в Японию.

Центральное место в китайском и японском дзэн занимает подчиненная строгим правилам практика медитации. Особенно сильно ценилась она у воинов-самураев, стремившихся к развитию самодисциплины. Принципиальным средством достижения просветления (сатори) служит медитация в позе лотоса (сидя со скрещенными ногами, причем каждая ступня лежит на противоположном бедре).

Кроме медитации сидя (дзадзэн) большое значение имеют головоломки (коаны). Эти вопросы, не имеющие ответа, служат цели радикального изменения способа мышления изучающих дзэн и помогают им достичь сатори. Вот примеры типичных коанов:

"Если ты встретил на улице кого-то, кто постиг истину, ты не можешь пройти мимо молча и не можешь заговорить с ним. Как ты поступишь при встрече?"

"Когда ты хлопаешь в обе ладоши, образуется звук. Теперь послушай, как хлопает одна ладонь!"

Посредством коанов разум ставится на грань абсурда. Бесполезно искать на них рациональные ответы, для их решения необходимо предельное ментальное напряжение. Практика дзадзэн и коанов должна проводиться под руководством дзэн-мастера, который контролирует и дисциплинирует ученика.

Два течения дзэн, школы Риндзай и Сото, расходятся по вопросу, является ли сатори внезапным или спонтанным ощущением, или его можно развивать постепенно. Для обеих школ, тем не менее, характерно однозначное отрицание индивидуализма и превосходства разума. Дзэн — это интуитивная религия.

Дзэн-буддизм накладывает заметный отпечаток на общество, где он практикуется. Особенно это выражается в привлечении выдающихся личностей, которые могут пытаться применить его философию в политической сфере. Физические выражения духа дзэн можно наблюдать в таких занятиях, как чайная церемония, дзюдо, икебана (составление букетов), ландшафтная архитектура, рисование, каллиграфия, стрельба из лука и фехтование.

Японские секты

Японские секты, основанные на смешении идей буддизма и традиционного синтоизма, многочисленны и разнообразны. С 621 г., когда Шотоктайши принес в Японию буддизм, история зафиксировала огромное разнообразие способов религиозного поклонения, основная масса которых уходит корнями в традиционную японскую культуру.

• Секта Тэндай была основана в 805 г. и построена по китайской модели. Ее цель в поощрении каждого вступить на путь Будды.

• Секта Шингон основана в 806 г., для нее характерна склонность к мистицизму и медитации ("шингон" — японский перевод санскритского "мантра")

• Секты Амиды сравнительно далеки от традиционного буддизма. В двенадцатом веке монах Генку из Хонэна основал секту Джодо, утверждавшую, что только через Будду Амида (японский эквивалент Амитабха) человек может получить искупление и вступить на "чистую землю". Спасения нельзя достичь собственными усилиями, а только вымолить у Амиды. Под влиянием Генку Шинран Шонин основал секту Шин, которая еще категоричнее выражает мнение о бесполезности

человеческих усилий достичь спасения. Он устранил различия между монахами и мирянами, отверг целибат, взяв себе жену, и внес большой вклад в борьбу за права женщин.

• Нитирэн, монах тринадцатого века, основал секту, которая позднее получила его имя. Его версия буддизма делает ударение на важности исторического Будды, как воплощения изначального Будды. Просветление состоит в осознании, что человек, мир и Будда в конечном итоге едины. Другой особенностью учения Нитирэна является смешение религиозных и националистических элементов.

• Сока гаккай ("общество создания ценностей") — это секта мирян, возникшая на рубеже этого века, после провозглашения в 1899 г. в Японии свободы вероисповедания. Подобно движению нитирэн, от которого она откололась, не признает других религий и первостепенное значение придает долгу и морали. Особое внимание придается построению "общества удовлетворенных потребностей". Сока гаккай насчитывает к настоящему времени более двадцати миллионов членов. "Просветленный": буддизм

Амитабха, "тот, кто неизмеримого света"; Вайрокана "тот. кто лучеза-Лкшобхья, "тот. кто бес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.54 (0.014 с.)