Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минойско-микенская цивилизация

Поиск

Новой технологией, завершившей толчок к развитию цивилизации, явилось развитие обработки металлов. Золото и серебро до сих пор использовались лишь изредка в качестве украшений. Но теперь (3000-2000 г. до н.э.) открытие способов плавки и изготовления сплавов — особенно бронзы и олова — сделало возможным изготовление намного более прочных орудий труда, чем прежние, что позволило очищать и обрабатывать более трудные земли.

Ремесло кузнецов стало экономически выгодным. Оно тоже внесло большую лепту в создание представлений и мифов о сотворении мира. Искусство обработки камня получило новое применение в архитектуре и скульптуре, возникла возможность направить мастерство гончаров на удовлетворение эстетических потребностей человека. Их место в качестве источника возникновения представлений о силах и целях, определяющих жизнь человека в новую

эпоху, занял труд рудокопов и кузнецов — часто шумный и грязный — извлечение с помощью огня прочных и блестящих металлов из казалось бы хрупкой, похожей на землю руды.

Ранний бронзовый век

Развитие технологии обработки металлов привело к возникновению новой специальности, из рутины сельскохозяйственной деревенской жизни с традиционными гончарным и ткацким промыслами выделилась новая группа ремесленников. Возникла необходимость в специальном религиозном оформлении тайны получения металла из руды, производственных секретов переплавки, изготовления сплавов, отливки и ковки.

Памятников религиозной значимости, относящихся к периоду раннего бронзового века, найдено немного. Гораздо богаче на находки в этом отношении группа островов, называемых Циклады. Наибольшую известность из Цикладских находок получили мраморные статуэтки. Чаще всего встречаются два вида: женщина в полный рост (часто раскрашенная золотой и красной красками, стоящая прямо, на голове выделен только нос, руки скрещены под грудью, иногда беременная) и укороченный "в форме скрипки" вариант, на котором выделено только ожерелье и характерные черты пола. Известны также несколько мужских обнаженных фигурок в позах, аналогичных женским, несколько сидящих фигурок, играющих на лире или свирели, а также несколько терракотовых статуэток в форме животных. Хотя большинство статуэток не превышают двенадцати дюймов (тридцати сантиметров) в высоту, существует также несколько экземпляров в полный рост. Чтобы уместить их в могилу, им переламывали шею и ноги, так что перед похоронами они могли стоять где угодно. Возможно, эти Цикладские могилы имитировали жилище или домашний алтарь.

Минойский Крит

Средний бронзовый век, который приблизительно совпадает с первой половиной второго тысячелетия (2000-1550 гг. до н.э.), похоже, явился эрой перемешивания народов. Группы индо-европейских племен появляются не только в Анатолии (хетты) и в Эгейском бассейне

Греция и Рим

(греки), но также и на большой части Евразийского континента, от Индии на юго-востоке до Гебридских островов на северо-западе.

Средне-эллинский период был отмечен на материковой части страны прибытием первой из нескольких волн "греков", которые были потомками микенцев позднего бронзового века. Археологические раскопки свидетельствуют о бедности как городов (не было даже стен), так и захоронений (без предметов утвари).

От тех же веков на Крите сохранились свидетельства существования целых комплексов царских дворцов. Правители дворцов, считается, были "теократами". так как раскопки не выявили отдельных зданий, которые можно было бы характеризовать как "культовые". Но в 1979 г. во время раскопок небольшого поселения у Анемосфилии. недалеко от Кноссоса. были впервые обнаружены остатки маленького мннойского храма, разрушенного землетрясением, которое одновременно стало причиной очевидного акта человеческого жертвоприношения,— явления, неожиданного для этой культуры, но, может быть, предпринятого в отчаянной попытке задобрить разбушевавшегося "потрясателя земли".

Минойцы, похоже, поклонялись быкам и приносили их в жертву. У них были специальные "прыгуны через быков", которые в религиозных целях исполняли опасные акробатические номера над острыми рогами. Такие номера часто изображались на настенных росписях, печатях и в малых формах из бронзы и терракоты. Эти церемониальные игры проводились в просторных центральных внутренних дворах дворцов.

Во дворцах были также подземные залы "крипты с колоннами", декорированные обоюдоострыми топорами, главными религиозными атрибутами минойской религии, возможно. потому, что они использовались при принесении быков в жертву. (Слово "лабиринт" происходит от labrys, лидийского названия обоюдоострого топора.) Такой топор был скорее инструментом плотника, чем оружием. Имеющиеся экземпляры были найдены в комплекте с другими плотницкими инструментами.

Иногда крипты соединялись со складскими помещениями. Под полом одной из них в Кноссосе был

Обоюдоострый топор был религиозным символом минойцев. Он мог использоваться в обрядах жертвоприношений животных.

обнаружен склад храмовых принадлежностей, заполненный фаянсовыми статуэтками людей со змеями в руках. Змеи использовались в качестве домашних сторожей и стали священными животными богини-покровительницы дома.

Минойские печати с изображением культовых сцен являются еще одним важным источником изучения минойской религии.

Микенская цитадель

Минойская эпоха закончилась катастрофой, возможно, совпавшей с небывало сильным извержением вулканического острова Тера, примерно в 1450 г. до н.э. Это событие полностью описано в Като Закро. Из дворцов не были восстановлены ни Фаистос, ни Маллия. Один только Кноссос был отстроен заново, хотя и с меньшей пышностью, и явно уже другими людьми.

Народ древних минойцев вынужден был бежать из засыпанных пеплом долин. Те немногие, кому удалось спастись, расселились на отдаленных холмах в горной и западной частях острова.

Поздний бронзовый век или позд-не-эллинская эра принадлежит ми-кенцам как на материковой части. так и на островах, включая Крит. Эпоха средней бронзы на континенте проходила под влиянием минойской культуры, но среди находок позднего бронзового века появляются строители гробниц-толосов. До нас не дошли сведения об образе жизни этих аристократических воинов-правителей. хотя они вполне могли жить в тех местах, где позднее должны

"Мы должны посвятить Посейдону... чтобы он проникся к нам жалостью и не сбросил на наш город огромную гору".

"Одиссея" 13.180-183 Древние религии

"По, Locpeduue моря, темного, как вино, есть земля, название которой Крит, прекрасная, плодородная, омываемая морями страна, и живут в ней многие народы, и нет им числа; и есть там девяносто городов... и есть Кноссос, город великий, место, где царем был Минос, и каждые девять лет продлялось его царствование, и беседовал он с Зевсом".

"Одиссея" 178-179

19.172-174, были появиться микенские дворцы. Толосы представляли собой подземные сводчатые склепы в форме улья, с входом в виде длинного, плавно понижавшегося туннеля, с насыпанным сверху земляным курганом.

Основными предметами были вещи похороненного воина. Среди мелких предметов найдены изображения рыб. животных и птиц, сцены поединков героев с товарищами или с чудовищами, а также женские изображения в минойском стиле, с обнаженной грудью, ухаживающих за домашними животными или растениями. На золотых кубках из могилы Вафейо есть сцены охоты и спаривания пойманных огромных быков.

Микенские дворцовые комплексы представляют собой не города и не дома, а скорее укрепленные центры для защиты расположенных в долинах деревень. Что больше всего отличает их от минойских прообразов, это место расположения на высоких цитаделях и массивные защитные стены. Известны пять таких поселений на материке: Тебы, возле современного города с этим названием; Афины, разрушенные в пятом веке для возведения акрополиса; Тирин и Пилос, оба хорошо сохранившиеся; и Микены, лучший образец, хотя часть самого дворца сползла вниз по склону. От названия Микены и вся цивилизация получила название "Микенская".

Новым элементом эпохи поздней бронзы стали первые письменные тексты, язык которых получил название "линия бета", был расшифрован в 1952 г. и оказался архаической формой греческого.

Тексты на "линия бета" придали исследованиям совершенно новый размах. К настоящему времени таблички найдены только в Кноссосе, Пилосе, Микенах и Тебах. Они включают описи людей и их занятий. скота и продуктов продовольствия. полезных земельных наделов, тканей, кораблей, мебели, металлов и военного снаряжения, и списки, как считают, "долевой выплаты дани и ритуальных приношений".

Из текстов видно, что предметы потребления могли служить как данью, так и жертвами и что сбор их производился посезонно. согласно установленному графику, что приход отличался от суммы обложения и, что самое главное, что существовали

разного рода чиновники, а также боги, известные по именам или названиям.

Большое значение придавалось Посейдону, а также "Богине" соответствующего города. Называются Зевс, Гера, Арес. Гермес. Афина, Артемида, Дионис и некоторые другие классические боги. Среди большого разнообразия чиновников, занятых в этом административном комплексе, "жрица" и "жрец" упоминаются крайне редко.

Эпические поэмы Гомера

С окончанием бронзового века и крушением микенской цивилизации начинается провал. Дворцовая бюрократия исчезла. Земли по обе стороны Эгейского бассейна наводнили переселенцы и захватчики. Некоторые племена просто восстанавливали силы и со временем отправлялись дальше. Совершенно невозможно установить, какие племена произошли от старых, какие от новых или смешанных с местными племен, хотя, с точки зрения генеалогии, это было бы необычайно интересной задачей.

Образцов керамики этого периода почти нет. Нет ничего, что бы отражало религиозные отклики тех людей на окружающий мир — ничего. за исключением "эпической интерлюдии": непревзойденной поэзии Гомера. которую многие греки впоследствии рассматривали чуть ли не как священное писание.

Язык эпической поэмы своеобразен тем. что он, определенно, не являлся ни разговорным диалектом, ни эквивалентом какого-либо из исторических диалектов, известных по надписям или более поздней литературе. Он, тем не менее, был создан. чтобы на нем рассказывали.

Почти 28 000 строк Гомера, из которых состоят "Одиссея" и чуть более длинная "Илиада", составляют дошедшее до нас наследие этой эпической формы с ее строгим размером.

Боги Гомера

Боги изображены, по существу, в человеческом виде, но они не стареют, и они бессмертны. У богов есть сила (даймон), позволяющая изменять свой облик, размеры и свойства за пределы человеческого обличья, которое они могут принимать. Их сверхъестественный статус Греция и Рим

понуждает к опасению, страху, сты-1И почитанию. В ответ люди должны молиться, упрашивать, клясться. приносить в жертву добычу, совершать возлияние зерном или вином. Многие из этих действий могут быть вполне естественно связаны с ежедневными домашними обязанностями. Сообщение между богами и людьми может быть непосредственным либо через посредника (включая бога, переодетого другом человека). а также во сне. У богов можно попросить совета через агента, хорошо разбирающегося в божественных вопросах, проще всего через птиц или путем толкования снов. Молния. гром или падающие звезды тоже могут служить знамениями. Места, где обитали оракулы, такие как Додона с ее могучим дубом, под которым люди слушали голос Зевса, играли меньшую роль.

Жизнь по Гомеру представляет специфическую ношу, которую люди должны брать на себя, хотя иногда это просто наваждение, насланное богами, чтобы показать свое могущество. Живые существа стараются объяснить ход событий, как посланную богами судьбу — даже если, как Елена говорит Гектору: "Так выйдет. что в грядущем мы превратимся в песни для будущих людей". Подарками и молитвами богов можно убедить изменить ход событий. Иногда бог может выполнить просьбу, а может просто отвернуться в знак отказа. Потому что боги — даже сам Зевс — в такой же степени связаны судьбой. Что угодно может быть даровано, кроме возможности избежать смерти, которая является конечным предназначением человека. В этих рамках происходят все события, религиозные в том числе. Хотя боги управляют действиями людей, они не создают и не меняют природы человека.

Герои

Герои ищут славы, почета и известности, полагая, что достижение этих целей намного дороже самой жизни.

Большое значение имеют похороны мертвых. Они требуют этой пос-и почести, даже если их души немедленно отправились в царство мертвых (Анд), иначе они станут проклятьем бога, насланным на живых. Похороны, по Гомеру, должны

были включать кремацию (воин должен быть сожжен в полных доспехах). после чего сожженный должен был быть каким-либо образом погребен под громкие причитания. Над могилой следовало насыпать курган И поставить камень с указанием профессии покойника. Похоронные обряды обычно сопровождались атлетическими состязаниями, такими как гонки на колесницах, кулачные бои, борьба, ближний бой с мечом и щитом, метание тяжестей, метание копья — и заключение пари на победителей.

Гнев богов

Другой стороной героической жизни являются самонадеянность, непомерная гордыня, жестокость и пересту-пание через закон. Хотя невозможно доказать, что в любом конечном смысле, кроме смерти, грех требует вознаграждения, тем не менее существуют намеки на какие-то высшие уровни справедливости и благопристойности. которые богам нравятся больше, чем жестокость или излишние восхваления над телами зарезанных. Поскольку судьбой все определено, гнев богов, как и гнев людей по отношению друг к другу, должен проявляться в определенном порядке. И все же их всеразрушаю-щий гнев можно отвратить с помощью молитвы, возлияния (жертвенного отливания вина) и принесения жертвы. Боги могут обидеться на превратное суждение, отказ или пренебрежение правилами проведения похорон, хамское поведение в доме хозяина и убийство гостя. В конечном итоге, ценности общества защищаются богами.

Сочинения Гесиода

"Теогония" Гесиода не позволяет глубоко проникнуть в суть его религиозных убеждений. Большая часть "Работ и дней" содержит специфическую сезонную информацию относительно работ, особенно сельскохозяйственных, которые следует проводить в определенные сроки. Кроме того, много внимания уделяется ритуалам домашнего пользования или значительности примет в конкретные дни месяца. Остальную часть составляют скупые моральные наставления и правила хорошего тона, проиллюстрированные несколькими широко известными притчами. Заключитель 1 ак как нас трое, братьев, рожденных Реей от Хроноса: Зевс, я, и третий из нас Лид, повелитель мертвых, то все было разделено на три части, и каждый получил свою долю: я, когда тянули жребий, вытянул серое море, чтоб жить там навечно; Аид вытянул жребий туманов и тьмы, и Зевс получил бескрайнее небо, облака и прозрачный воздух. Но Земля и высокий Олимп принадлежат всем троим".

"Илиада" 15.187-193 Древние религии

\Jmmyda ты поспешил к горному хребту и достиг Криса, под снежным Парнасом, подножье горы обращено было к западу, и пустая узкая долина бежала под ней. Там властитель Феб Аполлон решил поставить храм... И бесчисленные народы воздвигли вокруг этого места храм из тесаного камня, чтоб вечно служил он темой для песен".

Гомер, "Гимн Аполлону" 281-286, 298-299

ные слова поэмы: "Но лишь тот человек удачлив и счастлив, который, зная все вышесказанное, просто работает. безупречен перед бессмертными, наблюдает за приметами птиц и избегает дурных поступков". Религиозный долг требует не пренебрегать тем. что должно быть сделано. и избегать того, чего не следует делать.

Храм и город-государство

Микенская эпоха закончилась в разрушительной ярости, вызванной человеческими стараниями примерно в 1100 г. до н.э.. и вместе с ней не только дворцы и искусство их возведения. но и письменность "линия бета" канули во тьму. Новая страница в истории классической Греции открывается уже в новом мире с приходом алфавитной письменности.

Основной проблемой становятся катастрофические темпы уменьшения численности населения. Если в тринадцатом веке до н.э. существовало 320 известных поселений, причем многие из них были крупными центрами, то в одиннадцатом веке лишь сорок, и все мелкие.

Единственное, чего не коснулись глобальные перемены, так это технологического наследия в повседневных мирских заботах смешанного типа сельского хозяйства, строительства, плотничного дела, кораблестроения, прядения и ткачества, гончарного дела и металлургии. Происходивший одновременно с этим переход от бронзы к железу, вместо того чтобы дать толчок развитию здоровой конкуренции между трудолюбивыми соседями, повлек за собой "ненавистные битвы проклятой войны".

Греция была поделена эллинами на, как минимум, двенадцать самостоятельных государств, а греческий язык на пять основных диалектов. Неудивительно, что в конце концов в Греции появилось не менее 158 независимых городов-государств. Большинство из них были довольно маленькими (в среднем от 80-160 км2) и не могли содержать больше 10000 населения. Колониальная экспансия еще добавила к ним значительное количество городов-государств в различных районах Средиземноморского бассейна.

История их представляется цепью

непрерывных воин с заключавшимися время от времени перемириями. которые позволяли перевести их враждебность в плоскость атлетических состязаний на четырех великих Панэллинских празднествах. Согласно преданию. Олимпийские игры начались в 776 г. до н.э. Питийские, Истмнйские и Немейские игры начали проводиться не позднее чем два века спустя. На Анатолийском берегу Эгейского моря другая группа из двенадцати городов-государств проводила Панонийские праздники в честь Посейдона, так же как все греки Аттики ежегодно собирались в день рождения богини Афины, покровительницы Афин, на Панафинейс-кие праздники в ее честь.

Праздники требовали соответствующего оборудования. "Помещений для культовых представлений" в ранние века еще не существовало. Когда после всех катастрофических перемен снова занялись строительством храмов, за основу были взяты три образца: овальная деревенская хижина, трон и комната ритуального очага микенского дворца, и удлиненная форма дома правителей периода 900-700 гг. до н.э. Примером самого древнего из известных храмов этого типа может служить храм Геры Ак-райа в Перачоре, построенный в начале восьмого века.

Религия городов

К началу шестого века до н.э., если воспользоваться словами Льюиса Мамфорда, "новый бог захватил Акрополис и незаметно смешался с подлинным божеством". Он имел в виду прежде всего сам город (полис). Подобно тому, как люди, путем войн, постепенно втягивались в политическую жизнь, городское собрание (екклезия) внедрялось во все, что имело отношение к религии. Свидетельством такого очеловечивания религии явилось развитие скульптурного изображения совершенного человеческого тела, равно как общественные надписи и указы тех времен.

И все же целый ряд основных слоев населения оставался за кругом участников городских собраний: женщины, дети, многочисленное сословие рабов, состоявшее из попавших в зависимость бедняков и захваченных в войнах пленных, и постоянно проживавшие иноземцы. Греция и Рим

Это значит, что фактически не более чем одна пятая часть всего населения могла принимать участие в политической и, следовательно, в религиозной жизни. Тем, кто был лишен этого права, приходилось искать какой-нибудь другой путь выражения своих религиозных убеждений.

Самым ярким выражением официальной религии города может служить сама планировка и архитектура города. Возвышающаяся над городом величественная цитадель (акропо-лис); бывшая когда-то микенской крепостью и царской резиденцией. теперь покинута — оставлена богам. Новый город занимает все пространство долины, которая обеспечивает его экономику. Центром жизни стала базарная площадь (агора), чье назначение свидетельствует о том, что основой этой обновленной городской жизни является экономика, и чья архитектура отвечает требованиям проведения массовых собраний. Тут нет места богам, хотя общественные надписи проникнуты должной степенью уважения и почитания официальной религии. На некотором расстоянии от городского центра, возможно даже, что на месте старого акрополиса, возведены изысканные, тщательно ухоженные храмы, по виду больше похожие на склад сокровищ и символ богатства города.

Рост числа храмов характерен для этой новой эры роста городов-государств, эры закона и порядка. Для увековечения мифических событий. отражающих незыблемость существующего порядка, широко использовались декоративные искусства. Победа над могучими нецивилизованными силами воплощалась в победе лапитов над кентаврами или их легендарных потомков над амазонками. Окончательная форма греческой мифологии — это одновременно и конечный продукт процесса создания греческих городов-государств. Их природа хорошо прослеживается в строго упорядоченной, "образцовой", храмовой архитектуре.

Еще одним, индивидуальным, видом памятников, начиная с "геометрического" периода стали мемориальные камни (стелы), особенно те. что устанавливались над могилами. Благодаря им имена и титулы, происхождение и поступки людей увековечивались для истории. Богам посвящались самые различные сооруже Греческая архитектура процветало в шестом веке до н.э. Храм в Хатре исключительно хорошо сохранился.

SI - благородная Деметра, помощь и радость бессмертным богам и всем смертным. Но придите сейчас, дайте людям построить мне великий храм и под ним алтарь под крутыми стенами города, выше Каллихорона, на высоком холме. Я лично представлю обряды, чтобы потом вы могли угождать мне их правильным исполнением".

Гомер, "Гимн Деметре" 268-274

ния, но стелы предназначались только людям.

Стили храмов

Историю храмовых стилей можно разделить на три последовательных "канона": дорический, ионический и коринфский. По мере совершенствования стилей все более изящной становилась форма колонн и все более богатыми их украшения. По этому поводу уместно вспомнить описание, сделанное Гизеллой Рихтер: "Обрамлением центрального зала служили портики с колоннами, почти всегда спереди, а часто и сзади; боковые стены центрального зала оканчивались пилястрами. Ряды колонн располагались спереди, сзади, а иногда и по всему периметру, образуя колоннаду: иногда колонны ставились и внутри здания для поддержки крыши". Крутые скаты крыши создавали треугольное пространство с обоих концов фронтона, который часто украшался основным мифологическим мотивом данного храма.

Даже самые крупные храмы по размерам невелики: лишь немногие превышают тридцать метров в ширину и чуть больше чем два раза по столько в длину. Внутренний зал, открытый только с одной стороны, не мог обеспечить легкий одновременный доступ большому количеству людей. Основным назначением его, несомненно, было предоставить место для большой статуи почитаемого бога.

Живопись и скульптура

Техника росписи сосудов развивалась от более ранних, черных, к красным изображениям. В обоих случаях преобладают экземпляры, изготовленные в Афинах. Некоторые формы сосудов с черной росписью были предназначены исключительно для ритуального использования: для погребальных жертвований или других целей в процессе похорон, либо для использования в брачных церемониях.

То, что темой изображения являлся бог или миф, еще не дает гарантии чисто культового предназначения сосуда. Мир, отражаемый рисунком на сосуде, представляет собой круг и отражает планировку города-государства. Более того, наряду с менадами — неуемными служительницами Диониса — и сопровождающими их сатирами с началом развития техники красного рисунка все чаще появляются изображения женщин самых разных сословий, чаще всего в домашних сценах.

Храмы редко появляются на этих рисунках, но алтари и сцены принесения жертвы показаны довольно часто. Вызванных богов можно увидеть крайне редко, а их слуг невозможно отличить от слуг в домашних сценах. Ввиду отсутствия строгих правил церемонии брачную процедуру символизируют изображения предметов брачного ритуала. Похоронная тема обычно представлена выставлением тела и плачем женщин — с ритуальным приветствием подходят только мужчины. Странные предметы хермы — колонны из неотесанного камня, редко с какими-либо деталями, кроме головы и возбужденного пениса, выставленные в городе на каждом шагу, обычно у дверей жилых домов — изображены во всех видах, начиная от их изготовления и заканчивая актом поклонения, небрежно исполняемым прохожими. Примерно так же часто встречаются изображения несущих ритуальный фаллос участников какой-нибудь пирушки, посвященной обычно богу Дионису. Эротические сцены, как гетеро- так и гомосексуальные. считались вполне уместными даже на мемориальных досках.

Мировоззрение греков

Хотя пятый век до н.э. часто называют переломным столетием для человеческой цивилизации, его достижения базировались на результатах всего послегомеровского периода. Точкой отсчета следует назвать не только момент начала нового века, но также жизнь и смерть одного человека, Сократа (469-399 гг. до н.э.).

До Сократа считалось, что все вещи созданы из одного или нескольких из четырех основных компонентов: воздуха, земли, огня и воды. Полностью сохранившимся примером культурного исследования досокра-товских времен могут служить труды Геродота (около 490-430), который разделил весь известный мир на пять интеллектуальных компонентов. Греки были настроены против египтян. ливийцев, скифов и персов, и всех вместе считали "варварами" — то есть неспособными выучить греческий язык и, соответственно, постичь

Греция к Рим

цивилизованный, греческий образ мышления. Понимание досократовс-ких мудрецов находилось в плену предполагаемой связи между природой и установленным порядком вещей, но кризис, сопровождавшийся разрушительными войнами между городами-государствами. разорвал эти связи.

Литературным отражением Пелопоннесской войны стали произведения двух групп афинских авторов. Первая состоит из написанных метрическим стихом пьес. В них описаны действия богов по отношению к людям, особенно в условиях нарастающего ужаса всеобщей войны. Начиная с чувства собственного достоинства, разделяемого всеми греками перед лицом персидских нашествий, все заботливо хранимые претензии греков на исключительность их общества были подвергнуты сомнению Эсхилом (525-456), Софоклом (497-405) и Эврипидом (485-406) в период, когда Афины, чья демократия стала приобретать имперские амбиции по отношению к соседям, боролись со Спартой, чей милитаристским одержал победу над свободой других городов-государств.

Вторая группа писателей (прозаиков) получила название "софисты". Они учили риторике, "искусству убеждения'. Самым крупным автором пятого века, в сохранившихся трудах которого представлено это течение, является Тацит (около 455-400).

Оба вида художественного анализа. в стихах и прозе, приходят к мысти о роли иррационального в делах люден вообще и в политике силы в частности. Ибо и Тацит и Эврипид предлагают к рассмотрению патологию человеческой натуры в состоянии стресса. Дела людей нельзя до бесконечности сваливать на богов, хотя, возможно, удача или необходимость в какой-то степени несут ответственность за таинственное прошлое, которое привело к настоякатастрофическому положению вешен как на общественном, так и на персональном уровне. Когда человеческая природа поднялась, чтобы совершить что-то — неважно что,— ее невозможно отвратить от этого ни законом, ни страхом наказания. Подобный, несколько скептический. подход сопровождался сознанием. что Олимпийские боги далеко не всегда являли собой образец этического поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.44 (0.014 с.)