Рождение и ранние годы жизни Иисуса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рождение и ранние годы жизни Иисуса



Несмотря на свою провинциальную неприметность, семья Иисуса имела благородных предков. Как уже было сказано выше. Он родился в Вифлееме, в царстве царя Давида. Ввиду перенаселенности города, обстоятельства рождения были не совсем подобающие: описание Лукой ребенка в колыбели, сделанной из яслей и поставленной в хлеву, превратилось в одну из самых известных историй в мире.

Но вместе с очень обыденными обстоятельствами рождения Евангелие упоминает и тот факт, что оно было далеко не обычным. Ангелы объявили новорожденного долгожданным спасителем, и утверждалось также, что зачатие произошло волей Божьей.

Такое объединение земной простоты и неприметности с чудотворностью является типичным для Евангелия, где Иисус предстает и как

обыкновенный человек и вместе стем исключительно как Сын Божий.

Практически ничего неизвестно о детстве Иисуса и его жизни до достижения им тридцати лет. Он явно получил хорошее образование по книгам Ветхого Завета, по всей видимости. в местной школе при синагоге. Однако воспитание его не было академическим, он учился на плотника.

Событием, которое подвигнуло Иисуса к проповедничеству, стала деятельность одного из его родственников, Иоанна Крестителя, жившего в Иудее. Иоанн обратился к Израилю с призывом вернуться к Богу и крестил в реке Иордан тех, кто отвечал на его призыв. Он привлек на свою сторону множество последователей, в том числе Иисуса, который был крещен и начал проповедовать самостоятельно. Когда Иоанна заключили в тюрьму. Иисус вернулся обратно в Галилею, продолжая проповедовать среди людей.

Целительство ипроповеди

Как повествует Евангелие. Иисус "проповедовал, учил и исцелял", и именно в такой ипостаси представал он перед своими современниками в течение примерно трех лет.

Он и его ближайшие последователи не имели своих жилищ и странствовали группой, принимая предлагаемые подношения и помощь. Иисус часто говорил об опасности впасть в зависимость от вещей и постоянно призывал своих последователей к почти безудержной щедрости.

С самого начала Иисус был хорошо известен как целитель. Евангелие упоминает о многочисленных случаях, когда он излечивал различные болезни и недуги с помощью простого слова или прикосновения, а зачастую одним только словом. У него не было какого-то специального ритуала, он не выбирал себе пациентов, и скорее всего, это был ответ его внутренней энергии на физическую потребность окружавших его людей. О нем также упоминают как об эк-зорсисте, человеке, изгоняющем демонов своим словом. Толпы жителей Галилеи следовали за ним, как из-за его целительского дара, так и из-за его учительских способностей.

Большая часть деяний Иисуса связана с исцелением, но есть и ряд примеров, где он проявляет сверхъестественные способности влиять на природу. Все это опять же было ответом на фактические потребности. а не произвольной демонстрацией силы: и тогда, когда он небольшим количеством пищи накормил голодную толпу, и когда усмирил разразившийся на озере ураган с помощью одного лишь слова. Евангелие представляет его как одного из тех, кто никогда не изменял своим принципам, чтобы завоевать репутацию чудотворца, и чей личный авторитет не ограничивался одними словами. Все это неизбежно производило глубокое впечатление на окружавших его людей.

Как и вокруг многих других еврейских учителей, вокруг Иисуса быстро сформировалась группа преданных последователей, так называемых "учеников". Иисус требовал от них беспрекословной преданности как идеалам, которые он проповедовал, так и себе лично, и призывал полностью положиться на Бога в удовлетворении своих насущных потребностей. Ученики Иисуса выступали как его глашатаи, проповедуя и

исцеляя самостоятельно. Его постоянно сопровождала группа из двенадцати учеников. Иисус посвящал много времени личному общению с ними, готовя их к продолжению его миссии. Он говорил им, что вскоре будет убит, и надеялся, что они станут ядром нового общества, созданного его трудом. Еще он учил их отличать себя от других людей и одновременно стремился сделать из них своих последователей.

Оппозиция

Пока Иисус был по крайней мере вначале, популярен среди простых людей в Галилее, у него очень быстро появилась оппозиция в лице местных религиозных лидеров. Его поведение во многих случаях было необычным. Он отказывался признавать барьеры, разделявшие людей на разные классы, общаясь с представителями тех из них, которые подвергались гонениям. Завоевав репутацию "друга сборщиков налогов и грешников" Иисус несомненно представлял угрозу для еврейского религиозного истеблишмента.

Женщины играли необычно важную роль среди его последователей, но далеко не все из них были уважаемы в обществе. Ему казалось, доставляло удовольствие переворачивать общепринятые стандарты своим лозунгом: "Первые станут последними и последние станут первыми".

Он не разделял характерное для евреев отвращение к самаритянам — презираемому безродному меньшинству. Он даже сделал самаритянина героем одной из наиболее популярных своих историй, причем за счет уважаемых еврейских клерикалов.

Несмотря на то, что Иисус редко бывал за пределами еврейской территории, он доброжелательно отнесся и к вере воина, который не был евреем, и к вере женщины-сирийки, заявив даже, что нееврейская нация, джентайлы, вытеснит евреев из Царства Божьего. Иисус намеренно отвергал благоустроенную жизнь и не скрывал своего презрения к роскоши. Неудивительно, что религиозный истеблишмент считал его неудобным.

Он был так же радикален и в религиозных вопросах. Он вступал в споры с религиозными авторитетами по поводу обязательного соблюдения шабата. дня отдыха, и заявлял, что ритуальные очищения значат гораздо меньше, чем чистота сердца. Его смелая интерпретация законов Ветхого Завета уходила значительно дальше внешнего следования правилам к более глубокой и требовательной этике.

Он объявлял о воле Бога с независимой уверенностью, которая пронеслась через столетия изменяющихся традиций и поставила его на путь противоречий с библейскими схоластами и фарисеями, чей бессердечный легализм он категорически отвергал.

Иисус также не удовлетворял и саддукеев — правящее духовенство. Он учил, что еврейская нация уже созрела для Суда Божьего, и предсказывал неизбежное крушение идеалов, на которых была создана национальная религия. Символическим жестом он "очищал" храмы, изгоняя оттуда торговцев, чье присутствие там поощрялось священниками.

Более того, его последователи с энтузиазмом пообещали нарушить то хрупкое равновесие, которое сложилось в отношениях с Римом. Все это, можно быть уверенным, не уменьшило популярности Иисуса среди простых людей, которые вскоре стали принимать его за долгожданного Спасителя и даже хотели, чтобы он

"Яг

. готов поверить, что Иисус был великим учителем морали, но я не верю, что он Бог". Это единственная вещь, о которой мы не должны говорить. Человек, который был просто человеком и говорил такие вещи, которые говорил Иисус, не может быть великим учителем морали. Он или лунатик, или дьявол из преисподней. Вам делать выводы. Или этот человек был и есть Сын Божий, или он cyt.tacuiediuuu, или даже хуже того. Вы можете считать его дураком, вы можете плевать на него иу бить его как демона, или вы можете пасть у его ног и называть его Господом и Богом. Но давайте оставим всю эту чушь о том, что он — великий учитель людей. Он не дал нам ясно понять это. Он и не собирался этого делать".

К. С. Льюис, "Обыкновенное христианство"Христианство: в центре - Иисус

Олажеииы нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:

Так гнали и пророков, бывших прежде вас".

Нагорная проповедь, Евангелие от Матфея

стал их предводителем в восстании против Рима. Но Иисус дал им понять, что его идея спасения не является политической. И поэтому число его последователей постепенно снижалось по мере того, как ожидавшие воинственного мессию расставались со своими иллюзиями. Один из двенадцати учеников Иисуса в конце концов предал его, а остальные так и не поняли действительных намерений Иисуса до самой его смерти.

Смерть и Воскресение

Оппозиция Иисусу достигла своей критической точки во время традиционного празднования Исхода в Иерусалиме. Иисус въехал в город в намеренно мессианской манере — и хотя на миролюбивом осле, а не на боевом коне, он был с энтузиазмом встречен толпами людей, которые. вероятно ожидали, что он объявит себя их национальным вождем. Вместо этого он организовал демонстрацию против религиозного режима и вступил в несколько очень жестких словесных перепалок с представителями духовенства, но не выказал никаких намерений противостоять Риму.

Впоследствии он был арестован еврейскими лидерами с помощью Иуды, одного из своих разочаровавшихся учеников, был предан суду по еврейским законам и обвинен в богохульстве за то, что он утверждал, что является мессией и Сыном Божьим. Иисусу был вынесен смертный приговор, но по римским законам требовалось подтверждение римской администрации. И для большей убедительности Иисусу было предъявлено обвинение в призыве к восстанию. Это обвинение было подготовлено религиозными лидерами якобы при общественной поддержке и передано римскому губернатору. Таким образом, по иронии судьбы Иисус, потерявший своих сторонников в результате отказа от вооруженной борьбы против Рима, был казнен как политический бунтарь — "Еврейский Царь".

Иисус был распят на кресте, эта варварская казнь применялась в Римской Империи исключительно к рабам и бунтовщикам. Тело Иисуса после смерти было перенесено его последователями в расположенный неподалеку склеп, выдолбленный в скале.

Крест по праву стал символом христианства. В этой смерти со всей ее жестокостью и несправедливостью сфокусирована идея спасения, и Иисус уже готовил своих учеников к восприятию этой идеи, хотя они едва ли полностью понимали его.Но крест сам по себе не могиметь такой важности. И только дальнейшие события придали ему эту значимость.

Два дня спустя ученики Иисуса обнаружили, что склеп пуст. В том, что они не поняли сути происшедшего, нет ничего удивительного — они и раньше не понимали многого об Иисусе. Но значение этого события стало понятно им позднее, после целой серии встреч с самим Иисусом, живым и реальным, но более не связанным ограничениями во времени и пространстве. Он мог внезапно появиться и исчезнуть даже в закрытой комнате.

В течение нескольких недель они встречали его при различных обстоятельствах, он являлся им поодиночке, но чаще появлялся перед целыми группами людей. Он снова объяснял им смысл своей жизни и смерти, цель миссии, на которую он их наставлял. Потом он покинул их, и они начали проповедовать миру, что Иисус, победивший саму смерть, был Господом и Спасителем. Именно воскресение Иисуса сформировало основную идею раннего христианства, когда почитался Господь, восставший из мертвых.

Чему учил Иисус

Евангелие обобщает проповеди Иисуса в Галилее в Его призыве: "Время пришло. Царство Божие уже близко. Покайтесь и примите благую весть". Это обобщение является очень удобным для развития некоторых основных положений послания Иисуса.

"Время пришло".Ветхий Завет указывает на то, что справедливость Господа восторжествует и придет спасение, когда совершатся чаяния народа Израиля и обещания Бога. Иисус видел свою миссию в реализации этих чаяний. Другими словами насколько бы мало он ни разделял общую идею о политическом освободителе, он видел себя мессией, посланным спасти народ Божий. Он называл себя Сыном человеческим, перекликаясь с персонажем книгиИисус

пророка Даниила из Ветхого Завета. который являл собой наивысшее спасение и триумф истинно Божьих людей.

• "Царство Божье уже близко". Царство Божье, а если более точно. "Властвование Божье", является деятельным процессом, а не просто местом или сообществом людей, это понятие и составляет центральную часть учения Иисуса. Оно означает. что Бог правит всем и воля его исполняется. Поэтому он призвал люден прийти в Царство Божье, принять Божью волю и жить в его власти. Он учил людей жить в ожидании наступления дня, когда Царство Божье, уже провозглашенное Иисусом "ваше есть царствие сие", найдет свое воплощение и когда каждый признает Бога как владыку: "Пришло царствие твое", тогда сам Иисус возвратится в ореоле славы и разделит всеобщее и вечное покровительство своего Отца.

• "Покайтесь". Обращение Иисуса первоначально было адресовано его собственным людям в Израиле. Он призывал их вернуться к подлинной вере в Бога. Он предупреждал о суде Божьем в случае их отказа сделать это. В его обращении чувствовалась настоятельность, и по мере того как его призыв находил все меньше откликов, он стал говорить о том. что Бог обратится к другим народам и призовет их к себе вместо народа Израиля. В конце концов. после своего воскрешения он отправил своих учеников призывать все народы в Царство Божье. Требования Бога абсолютны, и непослушание или неверность не будут пропущены.

• "Покайтесь и поверьте в благую весть". Теперь пришло время спасения. Иисус проповедовал это не в политическом смысле, но в смысле восстановления истинных взаимоотношений с Богом. Те, кто покаялся. найдут прощение и новую жизнь. И когда Иисус предсказывал свои страдания и смерть, он видел это как средство такого восстановления, он был слугой Бога, которому пророк Исайя предсказал: "Чьими ранами исцелены будем".

И так пришел он "для того, чтобы

Иисус говорил своим последователям, чтобы они шли в мир и учили людей. Это группа молодых верующих в одной из церквей на о. Ява иллюстрирует тот факт, что христианство является всемирной религией людей всех наций и языков.

XL Господь так возлюбил мир, что отдал за него своего Сына для того, чтобы каждый, кто верит в Него, мог иметь жизнь вечную".

Иоанн 3:16

КУтец и Я есть единое целое".

Иоанн 10:30Христианство: в центре - Иисус

"Я еемь хлеб

жизни; приходящий ко мне не будет алкать".

У1 свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни".

S1 дверь овцам... кто войдет мною, тот спасется".

S1 еемь пастырь добрый: полагает жизнь свою за овец".

У1 семь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек".

У1 еемь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня".

Яе

. еемь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без меня не можете делать ничего".

Речи Иисуса о себе, из "Евангелия от Иоанна"

отдать свою жизнь как выкуп за многие другие", для установления "нового кровного братства" новых людей Бога, освобожденных от греха, как Израиль был освобожден от рабства в Египте, которые станут Божьими избранниками. Это было центральным моментом учения Иисуса, призыв к покаянию, объединению в Братстве Божьем людей, прощенных и обновленных всеискупающей смертью его самого. Его знаменитое этическое учение отходит на второй план, поскольку изначально оно является этикой для учеников, которые через него приходят в Царство Божье.

Для них жизнь нова. Она сфокусирована на Боге, одновременно их Царе и их Отце, так как Иисус учил своих учеников во всем полагаться на Бога с детской доверчивостью. Их отношения между собой должны были складываться, как между членами одной семьи, вдохновляемыми бескорыстной и бесхитростной любовью. В таком новом обществе многие устоявшиеся стандарты будут пересмотрены, а заботы о материальном благополучии будут поглощены всеобъемлющим устремлением увидеть возникновение Царства Божьего. Это этика другого мира. Но она имеет глубокую связь с миром этим. Иисус предполагал, что они будут "светом в мире", показывая этому миру, какой должна быть жизнь. Они должны быть, как Бог — их Отец.

Кто был Иисус?

Его называли пророком, человеком, посланным Богом. В его проповедях, учении и целительстве он соответствовал этой роли, и будучи таковым, он был одним из целого ряда достойнейших людей Божьих, живших до и после него. Но христиане верят, и его собственная жизнь и учение подсказывают, что он был гораздо больше, чем это.

В его обращении к Израилю был явный оттенок окончательности. Это не было просто одним из его пророческих предупреждений, но было последним призывом Бога. Отвержение этого призыва означало бы окончание эры народа Израиля как избранной Богом нации, принятие же его означало бы появление новой нации людей Божьих, в которых все устремления и чаяния Бога реализуются в максимальной степени.

Критерием было не только то, что прозвучало в ответ на обращение Иисуса, но то, какова была реакция на самого Иисуса. Он призывал к вере и преданности себе и представлял себя как окончательного арбитра людских судеб. Он не только провозгласил идею прощения и спасения: своей собственной жизнью, страданиями и смертью он реализовал ее. Он явился не только провозвестником этой идеи, но и ее сердцем. Он призывает людей к Богу, но он сам является этой дорогой к Богу.

Во время земной жизни Иисуса его ученики лишь в малой степени поняли все это. но этого было достаточно для появления у них чувства стойкой преданности Иисусу. После его чудесного воскресения они немедля стали говорить о нем больше, чем о человеке, и почитать его так же, как его Отца. Хотя еще при жизни Иисус подготовил для них путь к такому пониманию, говоря о себе как о Сыне Божьем в исключительном смысле и о Боге как о своем Отце, в понимании, отличном от того, что вкладывали в это слово его ученики.

"...Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить сам от себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит так же". Почитание Иисуса-человека как сына Божьего возникло не из слепого преклонения перед ним после его смерти, но как результат впечатления, которое он произвел на своих учеников за три года своей деятельности. Его воскресение лишь усилило это впечатление и укрепило его. Нисколько не сомневаясь в его человеческой сущности, они осознали, что пребывали рядом с Богом.

НОВАЯ ОБЩНОСТЬ ЦЕРКВИ

Тони Лэйн

Христианина нельзя рассматривать как приемного ребенка Бога, но как того, кто вступил в отношения с Богом как Отцом. Но и это еще не все. Существует неизменная общая черта у всех христиан.

Христианин — это один из членов семьи Божьей, церкви.

Что такое церковь?

В обычном понимании "церковь" означает особое здание, сооруженное для отправления религиозных обрядов. Конечно, церковь не является только зданием, но есть одна вещь, которую христиане всех направлений и возрастов делают вместе: они собираются для совместного поклонения и молитв. Ни одна организация, которая не проводит массовых поклонений, не может рассматриваться как церковь. На самом деле "пойти в церковь" означает пойти на массовую молитву, даже если этой молитве случится происходить в школьном коридоре.

Церковь — это своеобразный институт. "Ходить в церковь" значит приобщиться к работе этой организации. Не соглашаясь с таким взглядом, христиане зачастую утверждают, что церковь — это и сообщество и институт, несмотря на то, что она представляет из себя нечто, гораздо большее, чем просто институт.

Церковь — это "люди Бога" и одновременно очень человечная группа людей, живущих в самой истории. Как и любая другая группировка, она не может избежать определенной структуризации и распределения власти. "Политики от церкви" являются непременным следствием общественного исторического характера церкви, даже если они часто служили иллюстрацией ее падшей и грешной сути.

Новый Завет

Как описывается церковь в Новом Завете? Это, пожалуй, лучше всего видно из некоторых словесных образов, применявшихся в отношении церкви в ранних памятниках письменности.

Церковь в Новом Завете всегда используется в отношении людей Божьих как в узком смысле, когда имеется в виду какое-то локальное объединение, так и в широком смысле, подразумевая людей Бога всех времен.

Церковь также называют "телом Христа". На церкви лежит вызывающая благоговение ответственность служить представителем Христа на Земле. "Тело Христа" подчеркивает элемент единства между Христом и его церковью. В описании деяний апостолов Иисус спрашивает Саула, в чем причина его гонений против церкви и против него самого. Еще одна иллюстрация, которая проясняет как различия между Христом и церковью, так и их тесное единство: это изображение церкви как "невесты Христа". Используются и другие образы, например, церковь как здание или храм, которые нуждаются в постройке или наставлении. Но более всего церковь является новым сообществом людей Божьих, которое

1 о, что вы ходите в церковь, делает вас христианином не больше, чем то, что вы ходите в гараж, делает вас автомобилем".

Билли Сандей

"Я, : знаю, что в церкви есть свои глупости и бессмыслицы, но я так же люблю ее, как люблю свою мать несмотря на ее слабость и морщины".

Э. Стэнли Джонс

"Мы неходим в церковь; мы есть церковь".

Эрнст СауткоттХристианство: в центре - Иисус

Быть христианином значит быть членом семьи Божьей, частью нового общество церкви. Стираются все границы расовые, культурные и сексуальные, в Иисусе мы все едины.

призывает и включает в себя все народы.

Новый Завет содержит определенное учение о церкви. Это основополагающее учение должно быть трансформировано в реальное сообщество в других исторических, культурных и политических условиях. Неизбежно, что с изменением окружающих условий будет изменяться и форма, которую примет церковь. Сравните подвергавшуюся гонениям церковь в языческом Риме, церковь под властью "Христианского императора". церковь в средневековом феодальном обществе, церковь в Индии или Пакистане, церковь в Китае времен культурной революции или церковь в США. Очевидно, что формы церкви будут существенно отличаться в этих различных условиях. Но каждая из них должна стараться сохранить верность собственно библейскому представлению церкви и быть ее достойной инкарнацией.

В этом случае церковь не будет только теоретическим идеалом, но реальным единством человеческих существ с многовековой историей, с ее славой и бесславием. Церковь была вынуждена постоянно адаптироваться для того, чтобы выжить и продолжать действовать. Сила церкви заключается в ее способности непрерывно обновляться и возрождаться даже (и особенно) в наиболее тяжкие для нее времена.

Начало

Самые первые церкви, в период первого сорокалетия или около этого после воскрешения Иисуса, были исключительно еврейскими сектами, иудаистскими группами, параллельно с другими, такими как фарисеи и саддукеи. В отличие от других объединений, церковь в своем послушании Христу открывала двери не только для евреев, но и для других национальностей (джентайлов), предоставляла им членство, не требуя соблюдения некоторых обрядов, например, обрезания. Джентайлам был открыт доступ в еврейскую церковь в качестве "дружественных Божьим (еврейским) людям". Но в 70-х годах н.э. Иерусалим был покорен Римом и церковь была распущена. Самой важной церковью стала римская, расположенная в столице империи. В конце первого столетия церковь была организацией джентайлов где евреи составляли меньшинство.

В течение следующих двух столетий и после этого церковь пережила многочисленные гонения, жертвами которых стали многие и многие христиане, однако, в подтверждение слов Тертуллиана кровь мучеников стала семенем церкви. Церковь неуклонно росла и достигла таких размеров, когда римские правители стали воспринимать ее как серьезную угрозу себе и вследствие этого предприняли несколько официальных попыток гонений.

Именно в это время христианам приходится определять характер церкви. В качестве обобщения они использовали четыре слова, эти слова впоследствии стали частью Символа веры: "единая, святая, католическая и апостольская церковь".

Этими словами можно суммировать понимание церкви, которое сформировалось в течение нескольких первых столетий.

Апостольская церковь

Церковь является апостольской. В течение второго столетия церкви пришлось серьезно противостоять многочисленным конкурентам.

• Это были и гностические группы (сходные с современным Движением Нового Века), которые пропагандируют совершенно иную картину христианства, предлагая свои собственные письменные документы

и традиции.

• Был также учитель по имени Мар-цион, который отвергал Ветхий Завет и предлагал его собственную, радикально переработанную версию.

• Была также и харизматическая группа, известная как монтанисты, пропагандирующая новые откровения, которые заменяли части Нового Завета.

В противовес всем этим группам доминирующая церковь утверждала, что будет твердо придерживаться веры, которая раз и навсегда была дана Христом его апостолам. Это та вера, которая была описана в Новом Завете и обобщена в апостольских традициях — в учении, преподаваемом в церквях, которые были основаны апостолами, и которое, в конце концов, получило воплощение в вероучениях.

Святая Церковь

Церковь является святой, созданной специально для Бога отдельно от грешного мира. Но что делает ее святой? Могут ли те, кто совершил серьезный грех, такой как предательство или измена, быть вновь допущенными в церковь, и не перестанет ли церковь быть святой после этого? Такие вопросы разделяли христиан в этот ранний период. Сторонники жесткой линии утверждали, что святая церковь не допускает тех. кто, будучи крещеным, совершает такие серьезные грехи.

Их оппоненты, которые в то время одержали победу, утверждали, что невозможно отличить истинных учеников Христа от тех, кто просто

<Сгр

1 о, что в некоторых уголках мира церковь считается более мечтой, нежели реальностью, является позором для христиан, с которым они никогда не должны примириться".

Джон Р. У. Стотт

Христианство: в центре - Иисус

притворяется таковыми. Они ссылались на прощение царя Давида (после измены и убийства) и на апостола Петра (который отрекся от Христа).

Церковь — это скорее школа для грешников, чем клуб для святых. Христиане — это те, кто излечивается от греха, кто нуждается в ежедневной молитве "Прости нас, грешных", а не те, чье излечение уже закончено. Святость церкви не зависит от положительных качеств отдельно взятого христианина, но основана на Христе и "средствах добродетели" (таких, как таинство крещения и святого причастия).

Как же быть с чистотой церкви? Если церковь смешанная и только одному Богу известно, кто истинно принадлежит ему,— где тогда находится эта истинная церковь, союз верных учеников? Ответ на этот вопрос попытался дать в IV веке Августин. Он проводил различие между "видимой церковью", смешанной, которую мы наблюдаем в жизни, и "невидимой церковью", объединением истинных христиан. Последняя "невидима" только в том понимании. что одному Богу известны ее границы. Им не делалось никаких предположений, что человек может принадлежать к "невидимой" церкви вместо "видимой".

Понятие смешанной церкви получило первоначальное развитие в противовес жестким попыткам изгнать из церкви недостойных. Далее оно послужило основой для последующей концепции церкви, включающей в себя все общество, где все принадлежат церкви и чувствуют ее духовную заботу, почти как в системе национального здравоохранения. Лекарство от греха доступно всем, но не все хотят излечиться.

Объединенная и всемирная церковь

Время от времени сторонники жесткой линии отходили от существующей церкви и создавали свою собственную церковь. Главенствующая же церковь выступала против этого и настаивала на единстве. Она утверждала, что существует только одна видимая и организованная церковь. вне которой не может быть спасения. "Бог не может быть отцом тому. у кого нет матери — Церкви", сказал Киприан в III веке.

В конце концов церковь стала восприниматься как католическая. Это слово означает "универсальная". Поскольку существует только одна церковь и поскольку Евангелие принадлежит всему человечеству, церковь является всемирной. Слово "Католическая" (с заглавной буквы) использовалось по отношению к главенствующей церкви, от которой откололись различные течения и секты.

Христианский мир

Поворотным моментом в истории церкви стал год 312. когда император Константин принял христианство. Начиная с этого времени почти все римские императоры были христианами, несмотря на то, что зачастую они скорее походили на грешников, чем на святых.

Церковь из гонимого меньшинства превратилась в почитаемое меньшинство, а затем — в правящее большинство, которое распространило свое влияние на все общество. Так возник христианский мир — христианская Европа. Всех людей, рождавшихся в этом обществе, крестили и воспитывали, как христиан. Такое понимание сущности церкви преобладало на протяжении почти 1000 лет. И хотя оно перестало отражать реальное положение вещей в Европе, его влияние до сих пор ощущается на структурах и роли церкви, а также на ее понимании людьми.

Сегодня стало модным интерпретировать принятие христианства как величайшее зло, которое произошло с церковью. Невозможно отрицать, что за этим последовало множество неблагоприятных событий. Слияние религии с этническими и национальными чертами привело к бесчисленным ужасам, выразившимся в тех конфликтах, которые мы можем наблюдать в сегодняшней Европе. Но это привело и к определенным положительным результатам. Например, современное миссионерское движение с распространением христианства по всему миру полностью обязано своим появлением христианскому миру. И тот факт, что понятие христианского мира не имеет смысла в настоящее время, не говорит о том, что оно не имело смысла никогда.

Разделение церкви

Видимое единство церкви было нарушено расколом между западной латинской церковью (римской католической) и восточной греческой (ортодоксальной). Этот раскол происходил медленно, в течение многих столетий. Гораздо более серьезное разделение церкви имело место в XVI столетии во время протестантской Реформации.

В римской католической церкви сложились такие неблагоприятные условия, что многие стали считать ее фальшивой церковью, которую было необходимо разделить.

Протестантские реформаторы вначале держались единым фронтом, но потом разделились на две противостоящие друг другу группы лютеран и реформистов. Невозможность остановить этот процесс привела в дальнейшем к еще более глубокому расколу среди протестантов, который с течением времени лишь усиливался.

Реформаторы и радикалы

Протестантизм послужил причиной для изменения определения церкви. Истинная церковь отличалась от фальшивой своим апостольством. Но реформаторы облекли это не в форму преемственности в деятельности, уходящей во времена апостолов (католический взгляд), а преемственности в учении апостолов. Истинная церковь была той, где проповедовалось Слово Божье и совершались крещение и причастие так, как завещал Христос. Если церковь не удовлетворяла этим критериям, что, по мнению реформаторов, относилось к Римской католической церкви, она должна быть реформирована, даже если это подразумевает ее разделение.

Реформаторы до сих пор строго придерживаются понятия единства церкви. Отход от истинной церкви считается грехом и духовным самоубийством. Реформаторы считали, что они не уходят из католической церкви, а реформируют ее. Их целью было создание общенациональной церкви, охватывающей все население государства, которое они рассматривали как католическую церковь на своей территории.

Но после первой победы принципов разделения над общей доктриной дальнейший раскол стал неизбежным и не заставил себя долго ждать. Протестанты вскоре привыкли к разделению между различными национальными церквями (лютеранская церковь в Дании и реформистская церковь в Голландии). Им потребовалось больше времени для того, чтобы примириться с существованием разных церквей в какой-то одной местности (например, лютеранской и реформистской церквей).

Были сторонники и более радикальных реформ. Анабаптисты, в отличие от реформаторов, отвергали католическое видение святости церкви. По их мнению, церковь существовала для исключительно приверженных ей людей. Это полностью отвергало мысль, что церковь может объединить все общество в целом. Святость церкви должна была, по их убеждению, поддерживаться с помощью дисциплины. Церковь должна отвергать всех нечестивых и нераскаявшихся в своих грехах. Она должна быть "объединенной" для добровольно преданных ей послушников. Анабаптисты указывали, что и в Новом Завете говорится именно о такой церкви. Их оппоненты из числа католиков и протестантов, в свою очередь, утверждали, что, по Ветхому Завету, церковь должна существовать исключительно для всей нации.

В настоящее время изменившиеся обстоятельства несколько сблизили эти различные точки зрения. Римская католическая церковь пересмотрела свой традиционный тезис о видимом единстве церкви. Теперь она выступает не как единственная церковь, но как истинная церковь Христа. Ни у кого не вызывает сомнений, что истинные христиане есть во многих различных церквях. В определенном смысле это является огромным завоеванием.

Церковь едино, но между ее ветвями есть глубокие противоречия. Экуменическое движение сегодня пытается объединить все церкви. В реальной жизни христиане различных направлений работают и молятся вместе, но достижение организационного единства более проблематично.

Христианство: в центре - Иисус

Христиане различных течений способны жить и работать вместе, а разные церкви перестали обвинять друг друга в антихристианстве. Но за это было дорого заплачено.

В течение 1500 лет церкви удавалось поддерживать тезис Нового Завета о ее видимом единстве. Сейчас это единство превратилось в свободный рынок конкурирующих между собой течений. Такая конкуренция может, в свою очередь, сказаться на повышении эффективности, к удовлетворению "клиентов", но при этом будут принесены в жертву идея апостола Павла об объединенном во Христе человечестве и молитва Христа о единстве (Евангелие от Иоанна, гл. 17).

Движение к единству



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.56.11 (0.021 с.)