Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эллинистический мир-государствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Насмешки над богами в пьесах Аристофана (около 450-385) в то время не вызвали сколько-нибудь существенной критики, несмотря на то. что в официальных государственных документах продолжали присутствовать посвящения богам. Но после поражения Афин в войне, против Сократа были выдвинуты следующие' надуманные обвинения: непризнание богов, почитаемых в государстве, и предложение новой божественности или просвещенного атеизма, отвращающего молодежь от исполнения ее гражданских обязанностей. Не совсем понятно, в чем состояли вклады в сферу религиозного развития у Платона (около 429-347) или у Аристотеля (384-322). Форма трактата Аристотеля более конкретна. чем диалоги Платона. Его обсуждение основной субстанции как базового компонента окружающего мира, послужило углублению осмысления природы Бога, по поводу чего в "Метафизике" есть ссылка на "неподвижного движителя" — Бога — как первопричину. Начало пятого века было ознаменовано беспрецедентным ростом религиозного словаря. От Геродота пошло слово, обозначающее "религиозный ритуал", а это почти "религия". и глагол со значением "соблюдать религиозные законы" в значении "поклоняться", то есть "исповедовать религию". С другой стороны. во времена Теофраста (371-287) слово со значением "бояться" или "почитать" по отношению к божеству уже приобрело такой негативный оттенок, что его употребление могло быть указанием на "суеверность" человека. Интересно, что это время не создало слов со значением "верить в богов". Правители, ставшие богами Эллинизация имела место даже до появления Александра Великого (356-323), хотя именно после покорения им громадной Персидской империи на востоке этот процесс начал приносить плоды. Александр основал примерно семьдесят городов по греческому образцу, большинство из которых назвал в честь самого себя — "Александрия". Удобные транспортные пути и легкость общения в "К лЭыло время, когда жизнь человека, подобно диким зверям, не имела правил, являясь слугой грубой силе; не было ни награды за добро, ни наказания за зло... И тогда некто мудрый открыл для людей страх перед богами, и этот благоговейный страх может остановить творящих зло, даже тех, кто делает это тайно... И теперь, если ты желаешь совершить какое-то зло, даже тайно, ты не избежишь наказания этих богов". Критий, фрагмент из "Сизифа" Древние религии Дельфы были местом обитания главных оракулов Греции. К оракулам обращались в основном по личным вопросам. пределах империи, где повсеместно употреблялся греческий язык, открыли Средиземноморский мир для восточных влияний, включая религиозные верования. Это была эпоха ослепительной роскоши для богатых и могущественных. На самом верху общества находились эллинизованные правители, объявившие себя божествами. Считалось, что Александр, чьи героические деяния не подлежали сомнению, после смерти был принят в общество богов, подобно Гераклу. Вскоре это привело к практике автоматического обожествления царей. Даже афиняне, в ответ на свое "освобождение" в 307 г. до н.э. царем Македонии Деметрием Полиор-кетом (336-283: "поглотитель городов"), провозгласили его Спасителем и Благодетелем, ввели его и его отца в культ богов города, с учреждением ежегодной выборной должности жреца, с первоочередным указанием его имени на всех городских указах и договорах. В гимне, сочиненном Дурисом из Самоса (около 340-260), этот "несущий свободу" Деметрий был отождествлен с богиней Деметрой с правом участия в торжественных процедурах "мистерий", назван потомком Посейдона (самого могущественного бога) и Афродиты и, более того, внимал молитве с заверениями в том, что пока "другие боги находятся или далеко, или не слышат, или не существуют. или не обращают на нас ни малейшего внимания: тебя мы видим лицом к лицу, не в дереве или бронзе. но истинного и по правде!"
Мистерии и культы исцеления Специальный термин "мистерии" впервые встречается у Геродота и трагиков, хотя они явно позаимствовали из городских церемониалов и храмовых праздников. Интересно. что секрет "мистерий" успешно хранился всеми, кто имел к ним отношение, независимо, посвященными или нет В эллинистические времена, однако, процедура посвящения е открыта для всех, говорящих на греческом, чистых в ритуальном отношении н имеющих средства, чтобы заплатить вступительный взнос. В конце концов, следует думать. что настоящие мистерии, то есть первоначальные мистерии в храме в недалеко от Афин (обычно его называли "Большим"), скорее всего заключались в самом посвященном. которому открывали нечто реальное, чем в ритуальном действе параферналин. В комплекс входили: "вещи сказанные", "вещи показанные" и "веши совершенные". Посвящение сулило счастье, возможно. просто в восхитительном лицезрении бога. Несмотря на то что сначала о благодатной жизни после смерти речи не было, религии мистерий отличались высокой степенью синкретизма и проявляли тенденцию к впитыванию восточных мифов, которые намекали, что это счастье продолжится после смерти, возможно, путем объединения с богами или путец обожествления самого человека. Но за этим не следовало никакой групповой организации, и за это счастье не требовалось давать никаких моральных обязательств — кроме соблюдения культовой чистоты и молчания о "мистериях "впоследствии Мифологический и ритуальный комплекс богини Деметры и ее дочери в Элеузнн был связан с выращиванием зерна. Празднования и процессии. служившие основой для посвящения. проводились в сентябре— октябре, в сезон пахоты. В отличие их греческих храмов, храм в и предназначался для большого собрания народа и мог вместить до 10000 человек. Еще один культ, культ Диониса. был связан с изготовлением вина. Празднования сельской Дионисии начинались со сбором винограда и первоначальной выжимкой. Следующий месяц веселье перемещалось в городское святилище. В классическую эпоху в это время там можно было ставить комедии ("песни веселья"). К концу зимы вино в чанах отстаивалось и светлело. Ранней весной устраивалась церемония, на которой молодое вино сначала пробовалось. предлагалось богу, а затем употреблялось священнослужителями из храма на болотах. Городская Дионисия отмечалась в марте—апреле. Характерной чертой этого периода являлось резкое снижение активности работ в деревнях. под городским контролем, разумеется. и хотя фаллические шествия от городских стен к святилищу, а затем обратно в Афины проводились только раз в году, они оставались непременным элементом праздника. Это был сезон постановки сложных наборов пьес — трех трагедий, одной пьесы о сатирах и конечно очередной серии комедий. Слово бога По свидетельству Геродота, самое древнее и в его времена единственное жилище оракулов во всей Греции находилось недалеко от Додоны, где рос огромный дуб. Сохранившиеся списки вопросов к оракулу из Додоны свидетельствуют о заботе людей о здоровье, включая благополучное разрешение от беременностей. Оракулы жили также в Амфиарее и Трофоиии. В каждом случае разного рода знамения подготавливали почву для веры в присутствие божества и принесения культовой жертвы, после чего вопрошающий, заснув на месте, получал во сне соответствующий ответ на свой вопрос. Простые люди приходили со своими частными проблемами. официальные лица советовались о государственных делах. Роспись на вазе со знаменитым Дельфийским оракулом представляет собой изображение жрицы (по имени Пития) в виде простой женщины. сидящей на треногом стуле, без всякой мистики. 615 известных ответов Дельфийских оракулов собраны из ответов современникам плюс пророчества времен Гомера, записанные более поздними авторами. Вопросы современников связаны большей частью с проблемами поклонения богам, законами, обычаями и жертвованиями. Остальные относятся скорее к личным делам и не затрагива Древние религии ют ни религии в строгом смысле слова, ни политики. Оракулы главным образом имели задачу давать простые советы по религиозным вопросам. Государство редко прибегало к их услугам в политически важных делах. Простых людей заботили главным образом здоровье и удача. Божественное исцеление: Асклепкос Храмовый культ Асклепиоса, бога исцеления, был. в принципе, установлен во времена большой необходимости, когда городам-государствам угрожали болезни. Он процветал благодаря щедрым дарам исцеленных богатых людей, хотя с бедняков платы не требовали. Он стал самым распространенным из всех новых культов, с главными центрами в Пергамо-не и Коринфе, а также в Эпидауросе и Косе. Кроме чистоты и свежего воздуха в курс лечения включались набор специальных упражнений, холодные ванны, отдых, лечение травами и диета, а также сон, вызванный внушением. Считалось, что к пациенту во сне является бог. Древние греки имели очень четкое представление о своих богах, включая их семейные отношения и характеры. В отличие от них, боги древнего Рима не были охарактеризованы так ясно. Но когда римляне покорили Грецию, они позаимствовали греческих богов, дали им новые имена и сделали их своими собственными богами. -
Ритуалы в Самотрасе были открыты для мужчин и женщин, свобод ных и рабов. Проводились как общие. так и индивидуальные обряды. Посвящение проводилось в несколько этапов. Первая степень проводилась в анакротоне. разделенном на основной зал, в который могли зайти даже непосвященные, и внутреннее святилище. Высшая степень посвящения проходила в отдельном здании. хироне. Это был зал со скамьями вдоль стен для зрителей. Надпись при входе на греческом и латинском гласила: "Непосвященным сюда входить нельзя". Посвящаемые раздевались и, как показано на рельефе, изображающем Деметру. поливающую водой обнаженного человека, проходили процедуру ритуального омывания. после чего получали пурпурное одеяние. Посвященный проходил в центральную часть зала и клялся хранить секрет перед алтарем, на котором приносили в жертву мелких животных. В более поздние (римские) времена, во втором веке н.э., зал был перестроен, чтобы соответствовать драматическим изменениям в процедуре. Апсида (арена) была переделана таким образом, чтобы можно было спуститься в расположенную под ней крипту. Нижнее помещение было
Слева: Нептун, рим ский бог морей, отождествлялся с греческим богом Посейдоном. Справа: Меркурий, равнозначный греческому богу Гермесу, был богом торговли и предпринимательства, а также посыльным других богов.
щупай и провозгласи римлянам, что по воле неба мой Рим станет столицей мира; в соответствии с этим они должны взращивать в себе военный дух и уверенность, и передать потомкам уверенность в том, что никакая человеческая сила не может противостоять римскому оружию". Ливии, "Ромул" 1.16 отделено от верхнего решеткой. Наверху зарезали быка или козла, и потоки его крови проливались на находившегося внизу посвящаемого или жреца. Синкретизм в Египте Интересной иллюстрацией дальнейшего смешения древних религий Ближнего Востока могут служить другие два культа. Культ Сераписа был введен в Египте при правлении Птолемеев как намеренное слияние греческих таинств с египетским культом бога мертвых, Осириса. Само название бога было составлено из двух имен, Осириса и Аписа, священного быка. Серапис стал олицетворением единого бога. К культовым центрам этого бога были приписаны специальные чиновники, в задачу которых входила пропаганда могущества и великих деяний бога. Другим культом был культ Изиды. первоначально являвшейся олицетворением трона фараона. Согласно древнему мифу, она была божественной матерью царя и держала его на коленях, тот же образ "мадонны с младенцем". Кроме того, она была связана с мифом о наследственности Осириса и Гора, повивальной бабкой которого она являлась. Под влиянием эллинистского синкретизма культы Сераписа и Изиды могли быть сведены вместе. Эти божества обладали силой избавления от войны, тюрьмы, боли, странствий, кораблекрушений, даже смерти, и считалось, что они направляли человечество, так как им приходилось иметь дело с разнообразными поступками как грешников, так и праведников. От них ждали, что они выделят праведникам, чья праведность была индивидуальным достоинством, справедливую долю от полученных ими жертв и славословий. Загадка Запада В то время как греческий мир вступил в железный век, сшитая на живую нитку конфедерация двенадцати укрепленных этрусских городов на северо-западе Италии пребывала на уровне культуры поздней бронзы. Этруски имитировали одновременно греческие вазы и бронзу Ближнего Востока, смешивая их темы. Таким же образом ими были заимствованы и смешаны греческие и восточные боги и мифы. Подобно грекам, этруски переняли семитический алфавит, на котором составлены их надписи. особенно на гробницах. Теперь, когда этрусские религиозные тексты утеряны, более поздние предания римской эпохи создали этрускам репутацию "народа, который более всех других отличался приверженностью к религиозным обычаям". Экспансия римской республики Рим — начало Историческим событием, ознаменовавшим начало действительного подъема Рима, можно считать разграбление города в 387 г. до н.э. галльскими мародерами, которые заодно помогли изгнанию этрусков. До этих пор Центральное Средиземноморье страдало от постоянного соперничества между обосновавшимися на юге Италии греками, финикийцами. чей центр располагался в Карфагене, и этрусками. Центром конфликта была Сицилия. Именно нарушение сложившегося баланса сил позволило Риму действовать быстро и, обнажив меч, основать колонии, построить дороги и в течение всего лишь одного столетия распространить свое владычество на всю Италию к югу от реки По. Распространение римского гражданства на покоренные народы изменило отношения между прежними противниками. Возникла новая мировая держава, римский дух которой явился религиозной основой государства. К существовавшим двенадцати этрусским и тридцати латинским городам в результате экспансии добавились 350 городов к югу от Апеннин и еще восемьдесят в долине По. Исторический образ Рима, сформированный между двумя разграблениями города — галлами в 387 г. до н.э. и готами в 410 г. н.э.,— лучше всего рассматривать с двух точек зрения: социальных структур, на которые опирался весь уклад городской жизни, и зданий, предмета археологии. в которых эта жизнь проходила. В первом случае в центре внимания оказываются армия, законы, население и религия. Архитектурные нужды каждого из этих элементов влекли за собой необходимость возведения соответствующих видовгородских строений. Ничего не планировалось, все просто росло.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.011 с.) |