Славянские религии: боги страха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянские религии: боги страха



За первое тысячелетие нашей эры славяне из своих коренных мест в Польше и Белой Руси распространились по всей Восточной Европе. Они были представлены многочисленными племенами, которые с течением времени организовались в крупные группы. Из них только западные славяне, проживавшие ранее к востоку от Эльбы, и русские оставили следы религиозных верований. Однако, во что они верили, точно сказать трудно, и мнения ученых по этому вопросу расходятся очень широко.

Бог грома

Итак, остается только гадать, в чем же была суть религии русских до образования в девятом веке великого княжества. Наиболее популярным богом был. вероятно, Перун, бог грома и молнии, и несомненно, высшее существо.

Его положение, возможно, укрепилось, когда, примерно в 980 г., Владимир Великий — выходец из викингов — построил для него два культовых центра: один в Киеве, другой в Новгороде. Деревянная статуя Перуна в Киеве была установлена на холме возле княжеского дворца вместе с некоторыми другими богами. Фигура была украшена головой из серебра и бородой из бронзы. В жертву этому богу приносили скот и даже людей. Когда в 988 г. Владимир

Жинял крещение, идола стащили в ienp, а священную рощу уничтожили. Совершенно очевидно, что культ Перуна развился под влиянием скандинавского культа Тора; Киев, фактически, был колонией викингов.

Среди других русских богов можно назвать Сварога и Даждьбо-га, отца и сына, которые вместе представляли солнце и огонь. Общий элемент в их именах, бог (сравните с индийским бхага) обозначает "богатство" и одновременно "бог". В качестве бога, именем которого произносились торжественные клятвы, упоминается Волос. Возможно. он был повелителем скота и пастбищ.

Вампиры и оборотни

Народные поверья в России. Польше и Югославии, возможно, сохранили черты древней славянской религии. Наибольшую известность получили вампиры, мертвецы, высасывающие кровь у живых, и оборотни, человеческие существа, превратившиеся в волков. Русалками становятся преждевременно умершие девушки. Злые духи поселяются в багниках и болотниках, плохих людях. Очень часто упоминаются вилы, речные девы, прекрасные и коварные.

Западнославянские храмы

В западной части славянских земель поклонение старой религии продолжалось до 1168 г.. когда датский король Вальдемар I разрушил храм в Арконе. на реке Рюгер. В отличие от русских, западные славяне строили в честь своих богов храмы, возможно, очень поздно и возможно, под влиянием германских племен. Служители храмов, похоже, пользовались большим авторитетом. В Арконе, например, только жрецу позволено было заходить внутрь храма, где он совершал возлияния и во время урожая приносил в жертву мясо. Он также занимался прорицаниями; например, определял знамения по поведению белой лошади, посвященной верховному богу, Свантевиту ("священному богу").

Западнославянские боги были чрезвычайно воинственны и всеведущи. Последнее качество отражалось в их многоголовых или многоликих статуях. Так, статуя Свантевита имела четыре головы, две из которых смотрели вперед, а две назад. У Три-глава из Штеттина (современный Szczecin) было три головы, Рюгевит в Гарце на Рюгене имел одну голову с семью лицами (и семь мечей на поясе), Порсевит из того же храма был украшен пятью головами, и так далее. Идея многоголовых богов является чисто славянской. Даже в позднем сербском фольклоре присутствует трехголовый ночной всадник Троян (возможно, названный в честь императора Траяна).

Иногда в храмах содержались ценные предметы. Статуя Триглава была сделана из золота (однако статуя Свантевита в Арконе была деревянной, и ее впоследствии разрубил на куски и сжег христианский король Вальдемар). В храме бога

воины Яровитз хранился священный шит. который выносили для молебнов о даровании победы в предстоящих битвах. Рядом с храмами располагались священные рощи. В Штеттине Триглаву принадлежал священный дуб с расположенным рядом источником. Бог Провен, почитаемый в храме в Ольденбурге, владел целой рощей священных дубов, ого?оженной деревянным забором. ам в окружении своих подданных князья правили суд. сидя под дубом подобно германским королям.

Религии прибалтийских народов: долгое существование

Древние религии прибалтийских народов — латышей, литовцев и вымерших древних пруссов — продолжали существовать до самых недавних времен. Так. например, священные рощи в Латвии были вырублены только в восемнадцатом веке, а культ Перконса (в Литве Перкунаса), бога грома и плодородия, тесно связанного со славянским богом Перуном, продолжал преобладать в Латвии до 1750 г. Что касается Литвы, то ее народ принял христианство фактически лишь в пятнадцатом веке. Таким образом, признаки исповедания этих древних местных религий можно было наблюдать до самого конца предыдущего столетия.

Прибалтийские религии представляют особый интерес в силу того, что они предположительно очень тесно связаны с первоначальной индоевропейской религией Персии и Индии. Богу неба Дивсу соответствует индийский бог Дьяус, а Перкуна-су — индийский Парджанья.

Характерной чертой прибалтийских религий является множество божеств женского рода (в отличие от славянских, где заметен явный недостаток в богинях). В них присутствует целая толпа "матерей", среди которых Мать Земля (Земес матэ) и Мать Огонь (Угунс матэ). Солнце (в Латвии Сауле) представлено в виде прекрасной девы с золотыми волосами. которая правит запряженной лошадьми повозкой. Лайма и Мара (святая Мария) являются важными богинями судьбы и покровительницами людей. В жертву Лайме приносят собак, овец и свиней, за что она благословляет поля и скот.

Кроме Дивса, который считается многодетным крестьянином, существуют другие боги неба, например. Усинш. Последний связан с наступлением весны и считается покровителем лошадей.

В числе земных богов следует назвать Земес дивса, бога земли, который постепенно превратился в покровителя домашнего хозяйства крестьян, и бога плодородия Юмиса. которому посвящен осенний праздник урожая, где он представлен в виде последнего снопа.

Первобытные религии

МИР ДУХОВ

Гарольд Тернер

волнений, пожаров и землетрясений, которые в их глазах представляют собой силы зла. Им приходится иметь дело с соседними враждебными племенами или со злыми людьми в своей общине. Смерть всегда находится рядом и часто приходит слишком рано.

Именно поэтому первобытные племена чувствуют себя беззащитными. слабыми, окруженными злыми силами, не способными справиться

Сохранившиеся первобытные религии на карте мира.

Когда нам говорят о первобытных предрассудках, колдовстве и заклинаниях, фетишизме и мумбо-юмбо. сразу приходят на ум первобытные племена, вовсе не имеющие религии как таковой. В действительности же многие первобытные племена более религиозны, чем народы развитого Запада. Они живут в тесном контакте с природой и ощущают ее таинственные силы. Они зависят от природных катаклизмов, штормов и на Мир духов

с трудностями жизни и достичь долгожданного счастья. Они с легкостью убеждают себя в существовании вокруг них невидимой сверхъестественной силы и разрабатывают собственные религиозные системы, чтобы попытаться наладить с ней контакт.

Связь с человеческими потребностями

Таким образом, религии первобытных племен связываются с реальными потребностями людей и приобретают все признаки настоящей религии. Для них характерны реальный взгляд на жизнь, скромная оценка человеческих возможностей и чувство зависимости от мира духов. Как говорят в племени нуэров в Судане: "Мы все муравьи перед богом".

Большинство людей западного мира попросту презирают первобытные религиозные обычаи, так как они слишком отличаются от их собственных — там не строят церквей, нет воскресных служб, нет священных писаний, псалмов и символов веры. Доходило до того, что некоторые ученые, как, например. Чарльз Дарвин, заявляли об отсутствии у подобных племен религии вообще. В отдельных случаях это, может быть, и верно, но большинство из 200-300 миллионов людей современных первобытных племен на самом деле чрезвычайно религиозны. За последние сто лет с помощью тщательного изучения их миссионерами, антропологами и другими учеными удалось значительно лучше понять сущность подобных религиозных систем.

Религия одного племени

Большинство общепринятых терминов, используемых для описания этих религий, либо оскорбительны, либо неточны. Людям не нравится, когда их религию называют языческой, дикарской, примитивной или основанной на предрассудках, а такие определения, как анимистская, дописьмен-ная, традиционная или этническая, не могут считаться адекватными. Слово "предрассудок" применимо к некоторым традициям и верованиям, которые не успели окончательно отмереть после распада религиозной системы или ее замены другой религией. Религию следует четко отличать от магии, которая

Древняя религия Тибета называется Боен. Подобно многим первобытным религиям, оно учит, что горы, такие как Канченджанга, служат священным обиталищем богов.

Первобытные религии

Фетиши — это неодушевленные объекты, в которых, кок известно, живут духи. Фетиши из Бенина (бывшая Дагомея) свидетельствуют о влиянии колониального прошлого страны.

является попыткой людей использовать потусторонние силы в своих корыстных целях. Магия — это своего рода религия наоборот. Могут возникнуть проблемы даже с использованием термина "племенные религии", так как слово "племенной" в некоторых частях света считается неприличным.

Некоторые ученые стали применять термин "первобытные". Он используется для обозначения религий. возникших прежде появления так называемых "мировых" религий, таких как христианство и великие азиатские религии, которые возникли позднее, имеют обычно священные писания и рассматриваются применительно к народам всего мира. Первобытные религии не являются религиями для всех народов и не имеют миссионерской направленности, что часто характерно для мировых религий. Это религии одного племени или народа, которым известно, что другие народы имеют своих собственных богов и системы верований. Термин "первобытный" имеет также значение первичный, или базовый. Обычно первобытные религии имеют те же основные черты, что и все остальные религии.

Духовные силы

Основой первобытных религий является вера в мир духов, полный сил и существ, намного превосходящих силы человека. В мире мы не одни. За рядовыми вещами и повседневными событиями стоит невидимая сила. Иногда она проявляется в виде силы, проникающей во все на свете, но особенно сконцентрированной в необычных явлениях или необычных способностях человека. Такая сила называется "мана".

Признаком этой силы служат пол-чиша духов, проживающих в самых различных местах или просто блуждающих вокруг. Одни духи могут быть добры к людям и получать за свою помощь благодарственные молитвы и приношения; другие могут строить различные козни и быть постоянной помехой; некоторые бывают злобными духами, настоящими демонами и представляют опасность, их следует избегать или задабривать. Для обозначения этого явления мы используем термин "анимизм" (от латинского "дух"). Подобные верования подчеркивают, что человек не может один управлять всем и что духовные силы тоже заняты своим делом.

Мир духов

Для некоторых первобытных религий характерно существование духовных сил другого типа, которых можно назвать богами. Эти силы управляют определенными сферами окружающего мира или человеческой деятельности. такими как охота, земледелие, война или обработка металлов. В нигерийском племени йоруба бог Огун. например, одновременно ведает вопросами войны и обработки металлов. У таких основных богов часто есть храмы или святилища, специальные жрецы и праздники, и почитаются они гораздо больше духов.

Верховный Бог, Небесный Бог

Во многих первобытных религиях над всеми остальными силами царит один верховный бог. Иногда этот бог может считаться универсальным Богом для всех народов. Например, для североамериканских индейцев таким богом является Великий Дух. а для новозеландского народа маори — бог Ио. Такой бог обычно считается создателем мира.

В некоторых случаях верховного бога интересуют вопросы праведности жизни людей, он общается с ними через второстепенных богов. Иногда считается, что он рассержен на человечество и покинул этот мир или же находится так высоко и окружен такой таинственностью, что достичь его невозможно. Такой Верховный Бог, или Небесный Бог, может не иметь храмов, жрецов. организованных ритуалов или жертвоприношений, и поэтому посторонним наблюдателям его не так легко заметить.

Живые мертвые

Большинство первобытных племен верит, что души умерших продолжают жить. Эти "живые мертвые" общаются с теми, кто продолжает жить в этом мире. Живым следует почитать духов предков, полагаться на их защиту и указания, а также возносить молитвы верховным ду-хам-покровнтелям. Иногда культы такого типа называются "культами предков"; в самом деле, выдающихся предков возводят в ранг богов. Но обычно подобные культы ограничиваются убежденностью в постоянном присутствии предков, которых следует более уважать, нежели поклоняться, и помнить о них по крайней мере на протяжении жизни нескольких

поколений, считая скорее живыми. чем богами.

Сны и видения

Понятия первобытных религий о потусторонних силах основаны не на священных писаниях и символах веры, а на мифах. Это мифы о великих деяниях духовных сил в процессе сотворения мира и передачи людям различных природных ресурсов и навыков. необходимых для поддержания жизни — охоты, рыболовства, возделывания земли, добывания огня, изготовления посуды и постройки жилищ. Мифы отличаются от обычных сказок прежде всего длиной и сложностью, а также наличием в них информации о религиозных воззрениях и жизненной философии. В них можно найти глубокое понимание человеческой природы и основных жизненных проблем человечества.

Отдельным людям дано общаться с миром духов путем видений в состоянии транса, пока они одержимы духами, которые могут на короткое время контролировать поведение человека и говорить их устами, возможно, на непонятном языке духов. Особенно удобно общаться с духами в снах. Когда сны кажутся необычными или слишком яркими, люди просят объяснить им. что хотели сказать им духи: предупредить, дать указания или вознаградить.

Встреча Нового Года

Еще одним способом общения двух миров являются ритуалы. Иногда их описания встречаются в древних мифах: сочетание ритуала с мифом может применяться в сложных церемониях поклонения или на больших праздниках. В этих случаях мифы разыгрываются в лицах так. чтобы зрители могли еще раз почувствовать свою причастность к могуществу богов и приобщиться к священному процессу обновления жизни.

Некоторые из наиболее важных ритуалов связаны с Новым Годом. когда старый, изношенный и испорченный мир отбрасывается и заменяется обновленным творением богов. чистым, как в самом начале существования. Ритуал может включать такие церемонии, как тушение старых очагов, в которых огонь поддерживался на протяжении целого года. и добывание нового огня путем высекания кремнем или каким-нибудь

««л

1 е, кто умер, никуда не ушли: Они здесь, в густых сумерках.

Мертвые не живут под землей: Они в шорохе. листьев, Они в скрипе стволов, Они в бегущей воде, Они в спящей воде, Они в хижине, они в толпе, Мертвые не мертвы.

Те, кто умер, никуда

не ушли, Они в груди

женщины, Они в ребенке, который плачет, Они в поленьях, которые горят.

Мертвые не живут

под землей:

Они в умирающем

пламени, Они в плачущих

травах, Они в стонущих

скалах, Они в лесу, они

в доме, Мертвые

не мертвы".

Ости Нуар "Песни теней"

Первобытные религии

Деревянная фигура для отпугивания "демонов болезни" с Никобарских островов к северу от Суматры.

другим способом, которому людей первоначально научили боги. Хотя в этих церемониях может быть предусмотрено очень много веселья, в них все равно присутствует глубокое религиозное осознание испорченности и порочности людей и их мира и необходимости регулярного обновления из животворных источников.

Убийства для богов

Молитвы и жертвоприношения богам совершаются главным образом во время ритуальных обрядов. Некоторые из молитв настолько красивы и духовно глубоки, что их можно было

бы использовать в мировых религиях. Остальные молитвы имеют эгоцентрическую направленность и включают просьбы о богатстве и успехах в повседневных делах. Жертвы богам приносятся не всеми племенами, но многие первобытные религии имеют тщательно разработанные системы жертвенных ритуалов. определяющие перечень жертв. приносимых путем убийства, сжигания. возлияния или другими способами. а также яств, съедаемых в ходе разделения с богом торжественной трапезы.

Знахари

Для соблюдения многочисленных религиозных обрядов многие первобытные племена пользуются услугами своего рода специалиста, роль которого лучше всего отражает термин "знахарь". Он может исполнять обязанности жреца, медиума, предсказателя. лекаря и травника, шамана; но не колдуна, чародея или волшебника. Жрецы ухаживают за святилищами и организуют празднества; медиумы становятся одержимы потусторонними силами; предсказатели искусно истолковывают знамения и приметы, объявляя волю богов; лекари могут знать целебные процедуры и средства (эти люди первыми стали применять хинин, кокаин, морфий и другие наркотики); шаманы специализируются на путешествиях в состоянии транса в мир духов, где постигают его тайны. Многие из этих обязанностей требуют длительного обучения, но еще более важным является природный дар. или особое божественное призвание. Через таких людей боги осуществляют повседневный контроль над своими сделками с этим миром.

Несмотря на то что многие первобытные религии отмерли в результате натиска на развивающиеся районы мира современных верований. часть из них сумела замечательным образом выжить и приспособиться к переменам. Их никогда не следует рассматривать как детские религии примитивных племен или как безумные пережитки дикарей, управляемых "колдунами". Они представляют собой серьезные попытки взрослых людей создать и сохранить систему духовных мировоззрений, которая поддержала бы их как в жизни, так и в смерти. Очерки-исследования первобытных религий

Очерк 1: Азия

Барбара Боул

Первобытные племена Азии не делают различия между священными и бытовыми понятиями. Их религиозные концепции выражаются в ритуальных обрядах с участием всей общины.

Эти концепции и обряды не являются результатом словесных верований. В этом они отличаются от понятия религии. которое мы привыкли наблюдать в ведущих верах мира.

Ключ к пониманию мировоззрения азиатских племен заключается в "отношениях" с богами

.'.ми. с другими людьми, с природой.

Разделить эти отношения невозможно: они составляют единое целое. Каждая группа племен практикует религиозные обряды. подходящие только для них и условий их проживания, целью обрядов является стрем-восстановить идеальный, "изначальный" порядок. Вследствие этого обряды различных племенных групп, разбросанных по просторам азиатского континента н окружающих островов. разительно отличаются друг от друга.

Духи

В религии народов Сибири безраздельно господствуют шаманы. Они верят в верховного бога, стоящего выше добра и зла. Избранные духами из определенных семей, мужчины и женщины шаманы проходят суровые тренировки. Их души во время экстатического транса покидают тела для общения с духами и возвращаются с инструкциями, как исправить ошибки и восстановить гармонию между людьми, миром духов и всем сущим на земле. Такая гармония нт основой их верований. Подобные верования исповедуют айны на севере Японии, жители горных районов Тайваня и до некоторой степени народность хакка.

Группы кочевых племен

По мнению многих ученых, предками кочевых племен были древние азиатские племена, сохранившие на протяжении веков традиционный образ жизни. В настоящее время они проживают небольшими группами в отдаленных районах среди покрытых лесами холмов, куда, возможно, их в давние времена оттеснили более высоко организованные иммигранты. К ним относятся малочисленные племена в западной части центральной Индии и в Нагпуре. Их также можно обнаружить на Андаманских островах и в отдаленных лесных, болотистых районах на побережье Кампучии. Возможно, несколько лучше известны небольшие группы семангов-не-гритосов и их соседей, сеноев. населяющих джунгли на холмах северной и центральной части Малайского полуострова. а также аэты-негритосы островов Лусон. Минданао и Миндоро на Филиппинах. Другие группы кочующих охотников-собирателей можно найти в центральном Калимантане, на Целебесе и в восточной Суматре.

Такие группы могут состоять из одного старейшины и его семьи или из нескольких семей. Недостаток пищи определяет размеры группы. Еда всегда делится поровну — коренья. клубни, листья и лесные фрукты, а иногда пойманная в ловушку или заколотая рыба. Охота за мелкой дичью проводится с помощью лука и стрел, за исключением племен Малайского полуострова, где изобретенную сеноями духовую трубку и отравленные стрелы переняли их соседи семанги.

Земля и обряды

Занимаемый участок земли и растущие на ней деревья имеют огромное религиозное значение. Как бы далеко ни уходила группа. она все равно регулярно возвращается к месту, которое считает своей собственностью. Многие, подобно малайским жителям холмов, сеноям — более известным как рабы (сакан),— на один из сезонов каждого года переходят на подсечное земледелие. Во время своих собирательских походов они продолжают жить во временных укрытиях, но переход к земледелию требует устройства базовых лагерей на целый сезон. Это приводит к изменениям в религиозном отношении к земле и духам.

Сенои, как и остальные возделыватели холмов, окружены всевозможными табу и запретами на работу. С помощью целого набора обрядов они призыва-вают на помощь духов, чтобы те обеспечили им хороший урожай в течение всего сезона, до самого праздника жатвы. В исполнении обрядов участвуют все члены общины. Например, в первый день сева все находятся в "карантине". Также и болезнь одного затрагивает всех; ведь душа больного ушла из группы и ее следует вернуть. Чтобы отогнать зло и призвать назад блуждающую душу, шаман использует силу определенных трав, которые духи не переносят.

Табу

В случае серьезной болезни вся группа участвует в табу и Первобытные религии

ритуальных обрядах, заключающихся, возможно, в круглосуточной игре на музыкальных инструментах и экстатических танцах. В конце концов, когда принесена кровавая жертва, дух изгоняется. Если больной умирает, группа приступает к другому набору очистительных обрядов.

Смерть, как и рождение, полны опасности, и группа должна изолировать себя как для собственной безопасности, так и для безопасности соседей. Если какой-то член группы нарушит табу, то за этим следует наказание в виде ужасающих тропических штормов. Их насылает верховный бог. но сенои почти ничего не знают об иерархическом делении духов. Для них присут В каждой деревне бонтоков есть платформа совета общины. Под каждым прислоненным камнем погребена по меньшей мере одна голова, добытая в прежних экспедициях охотников за головами.

ствие духов предков есть явление неясное и нежелательное. Племена с более сложными социальными структурами и сравнительно передовыми экономическими укладами практикуют более сложные виды обрядов. Для правильного их исполнения требуются специалисты по ритуалам. Хотя некоторые обряды могут исполняться для одного человека, они требуют присутствия широкого круга

Когда кондхи приносили человеческие жертвы, под жертвенными столбами они помещали эмблемы. Это эмблема клана леопарда, в пасти которого находится жертва.

участников. Примером этому могут служить кондхи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.044 с.)