Тораджи — обитатели гор острова Целебес



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тораджи — обитатели гор острова Целебес



Вплоть до начало нашего века народ тораджи был почти полностью изолирован от всего цивилизованного мира в горох Целебеса.

Гробы тораджи имеют форму лодки, кок и их дома.

Погребальная церемония у тораджи может продолжаться несколько месяцев, в кульминационный момент зарезают множество священных быков.

Очерк 2: Океания

Алан Типпетт

Верования Океании (в данном очерке ограничена Меланезией и Полинезией; Австралия рассматривается особо) варьируются от иерархии верховных богов до целой армии малопонятных духов, лесных бесов, сказочных героев, обожествленных предков и тотемизма. Одни народы придают значение религиозному опыту, другие формальным ритуалам. Ритуалами, в свою очередь, могут быть и простые песнопения, и сложнейшие культовые церемонии. Проводить обряды может и простой, многоцелевой деревенский жрец, и целитель (шаман), и предсказатель, и пророк, и член могущес твенной жреческой касты — и, наконец, колдун. Обычно колдун является антиобщественным элементом. Деревенский жрец или целитель в борьбе с ним может использовать контрволшебство.

Магия и религия переплетаются, но имеют совершенно разные цели и исполнителей. К примеру, многие островные общины отбросили старые религии с иерархией верховных богов. жрецами и храмами и приняли христианство. Однако им никак не удается освободиться от привычки к колдовству и домашней магии.

Сотворение мира

Точки зрения на сотворение мира совершенно различны. Одни народы верят в то, что земля существовала всегда. Другие склоняются к мифам о сотворении мира и почитают Верховного Бога (или Богиню). Во многих вариантах, однако, он или она завершили творение и ушли на покой и не пользуются таким почтением, как боги дома и сада. Кроме богов-творцов часто можно встретить богов отдельных сфер, таких как бог моря, воплотившийся, скажем, в акулу, обращаться к которому принято перед морским путешествием или рыбалкой.

Духи итотемы

Одни духи существовали всегда или были тенями — духи мертвых, однажды живших на земле

В Папуа Новой Гвинее многие племена не затронула западная цивилизация. Одно из таких племен мельпа.

людей, которых не удалось надлежащим образом проводить в мир иной, или рассерженных неприятными воспоминаниями о земном пребывании. Они отличаются от героев легенд, недавних и приснопамятных обожествленных предков, пользу от которых можно получить с помощью специальных ритуалов, либо живых мертвых, все еще принадлежащих к роду или клану.

Тотемизм распространен далеко не повсюду и не всегда означает одно и то же. Под тотемами обычно понимают земные или морские создания, деревья или растения, или даже природные явления, особым образом связанные с богами, отдельными людьми или группами. Их судьба связана с верованиями и ритуалами. и выживание группы зависит от этих священных связей. Тотемизм ограничен цепью табу и выражается в символических представлениях, например, песнях и танцах. В некоторых местах тотемы связаны в основном с семейными делами, но иногда касаются военных вопросов или даже отношений с другими членами общины.

Сила и традиция

Существует вера в динамическую силу добра и зла, мана, которая зависит от намерений использующего ее человека. Эта сила передается, контролируется и преодолевается в соответствии с законами логики, и от нее зависит проведение религиозных и магических ритуалов. Мана может быть вызвана с помощью ритуала или задета слу- чайно. Здоровье, длительность жизни, плодородие, безопасность, успех, хорошие урожаи и торговля зависят от правильногоОчерки-исследования первобытных религий

использования мана. Злоупотребление ею опасно.

Религия, и особенно обряды находят применение в каждой стрессовой ситуации или в момент социального или политического возмущения. Они помогают поддерживать равновесие в группе.

Кроме того, обряды используются также в праздниках плодородия, смены времен года, первого урожая, церемониях отправления в путешествие (включая погребальные церемонии), церемониях встреч и проводов, торговых обменов, церемониях перед началом войны и после победы, а также (в дохристианские времена) в охоте за головами, каннибализме и других местных обычаях.

Духи могут иметь или не иметь постоянное место жительства, но всегда существует точное место и способ подхода к ним для получения совета или жертвоприношения. Боги и духи могут воплощаться в мифы, животных и людей, поселяться в

предметах, которые требуют почитания или могут дать совет. Священные места обычно устраиваются у скал, в рощах или зданиях и защищены табу.

Многочисленные волны переселенцев принесли в религию Океании новые черты. Например, на островах Фиджи можно обнаружить культы змеи, культы предков и тотемизм. Зачастую старые названия богов земли заменяются именами более поздних пришельцев.

Мертвые

Хотя, похоже, все племена Океании верят в жизнь после смерти, взгляды на нее коренным образом различаются. Для одних существуют несколько уровней загробной жизни. Для других знаменитые предки, память о которых еще жива, становятся богами и могут оказать помощь там. где они раньше преуспевали,— войне, магии или сельском хозяйстве. Иногда в честь одного из предков возникает сильный культ, поддерживаемый длинной

Кукаилимоку, гавайский бог войны. Эта деревянная статуя в высоту превышает шесть футов.

Племя мельпо периодически отмечает праздник свиньи, когда убивают десятки животных, чтобы выполнить социальные и религиозные обязанности группы.

Первобытные религии

Очерк 3: Меланезия

Карл Лелигер

родословной и древними мифами. Часто мертвые отправляются в места ожидания, или проходят через серию страшных судов. Кое-где можно обнаружить "место мертвых", оборудованное для одной деревни или района, которое не соответствует общему для всего племени поня тию о "небесах", доминирующему в данном регионе.

Выживание

Как долго просуществует первобытная религия в Океании, вопрос спорный.

Большая часть региона к настоящему времени обращена в христианство, великие религии Тонга, Маори и Фиджи исчезли Тем не менее островки анимизма, магии и колдовства умудрились выжить даже в урбанизированных центрах Океании, а первобытные религии по-прежнему остались в горных районах больших островов. Обряды, связанные с рыбной ловлей, приусадебным земледелием, товарообменом и повседневным домашним хозяйством все еще применяются в западной Меланезии. Папуа Новой Гвинеи иЗападном Ириане.

До сих пор применяются и вызывают страх даже у образованных людей многие формы колдовства. Колониальные правительства запретили каннибализм. охоту за головами и другие формы ритуальной жестокости, подорвав тем самым основы прежних верований, но первобытная религия сумела приспособиться к этим переменам и продолжает сосуществовать с местными формами христианства.

Грузовые культы в Меланезии связаны с ожиданиями новой эры, когда придет коней страданиям и наступит эпоха процветания. В них смешаны разнообразные элементы как первобытного, так и христианского учений. Представленные здесь предметы грузового культа включают фотографии британской королевской семьи.

Меланезия включает в себя часть Тихоокеанского бассейна от западной оконечности Новой Гвинеи до Фиджи на востоке, от северных островов Папуа Новой Гвинеи до Новой Каледонии на юге, и включает Новую Гвинею, острова Торресова пролива, Соломоновы острова. Новые Гебриды и Новую Каледонию. Ее обитатели, численность которых составляет примерно 5 миллионов человек, говорят не менее чем на 1200 туземных языках.

Более чем столетний период тесного общения с чужеземными культурами и христианством изменил первобытную религию Меланезии, но не везде ослабил ее жизнестойкость и распространенность.

Взглядына мир

Меланезийцы не делают различия между религиозным и мирским, между природным и сверхъестественным. Их религию можно считать специфическим взглядом на мир и существующие внутри него отношения, включая людей, богов, духов, тени, магические силы, тотемы, землю и природные образования. животных, деревья, растения и все физические объекты, каждый из которых является в некотором смысле потенциальным источником силы.

Отношения между людьми и духами предков являются, в целом, наиболее важными, так как в центре жизни находится "сообщество людей и духов, которые в равной степени являются живыми". Это сообщество, вместе с кланом, родом и связью с территорией проживания, обеспечивает индивидуальность и безопасность человека, дает ему смысл жизни, чувство времени и понятие о будущем. Все ритуалы, проводимые при рождении, вступлении во взрослую жизнь, женитьбе и смерти, направлены на поддержание этих отношений.

Первобытная религия меланезийцев нацелена на обеспечение жизни, плодородия, достатка. контроля и равновесия во всех отношениях между людьми и духами преимущественно вэтом мире, а не в следующем. Однако, как и во многих других религиях, не все ее обряды соответствуют этим идеалам.

Очерки-исследования первобытных религий

Новые мифы: грузовые культы

Карл Лелигер

Новые религиозные движения в Меланезии стали широко известны после Тихоокеанской войны (1942-1945 гг.) под названием "грузовые куль-n"(corgo cults), именно такой термин часто применяется для их высмеивания и осуждения. Такое и другие подобные названия часто приводили к полному непониманию сути этих движений. Ученые оправдывают использование этого термина тем, что указывают на существование термина kogo kolt в ломаном меланезийском английском, и что половина этих верований включает грузовой миф (или легенду). До современного периода колонизации вМеланезии уже существовали новые религиозные движения, много их возникло и во время колонизации, все они вырастали иа корнях меланезийской культуры и первобытной религии. Для оправдания происходящих перемен и представления оснований для энергичного обновления эти движения создают специальные мифы.

Новаяэра

Обычно кто-то провозглашает, что во сне или видении потусторонние силы сообщили им, что мессия (иногда) или предки и души умерших скоро вернутся на кораблях, самолетах и грузовиках и привезут с собой множество товаров. Их возвращение ознаменует начало новой, удивительной эры, в которой меланезийцам суждено восстановить свою индивидуальность, достоинство и честь.

Иногда "пророка", его последователей и

целые общины охватывают массовые конвульсивные припадки, или экстатический транс. Для подготовки к новой жизни следует резать свиней, уничтожать урожай и запасы пищи, рассеивать богатство. Следует также строить хранилища для новых богатств. Особое внимание должно быть уделено кладбищам, которые следует подготовить к возвращению предков.

Движение объединяет ранее разделенные или враждовавшие группы, хотя нельзя сказать, что к нему присоединяется все население региона. В отличие от первобытной религии новое религиозное движение выходит за границы клана или деревни. Когда, в конечном итоге, предки не появляются, находятся уважительные причины, но значение мифа в целом не подвергается сомнению. Движение может возродиться снова в любой момент.

Характерные черты

Движения характеризуют следующие черты:

• Элементы первобытной религии;

• Элементы христианства;

• Вера в возвращение мертвых, а иногда в приход мессии;

• Вера в грузовой миф;

• Вера в то, что меланезийцы станут белыми, и наоборот;

• Насилие или угрозы в адрес белых;

• Попытки восстановить контроль местного населения над политической и экономической жизнью;

• Объединение разобщенных групп населения.

Ни одно движение не имеет всех этих черт. Наиболее распространенная черта — вера в грузовой миф — присутствует более, чем в половине из них; насилие или угрозы в адрес белых меньше, чем в половине; вера в приход мессии примерно лишь в одной шестой. Однако для всех характерна сверхъестественная способность к выживанию и возрождению.

Даже если в движениях используются христианские ритуалы и библейские истории, корни их все равно тянутся из глубин первобытной религии. Колониальная администрация, европейская технология и культура, христианские миссионеры и мировые события тоже оказали влияние на их подъем. Эти движения можно считать ответом традиционного уклада жизни на возникшие трудности. Когда меланезийцы не могут сравняться с пришельцами в мощи оружия и богатстве, то, чтобы выжить, они прибегают к традиционным средствам, мифам и ритуалам. Им трудно смириться с фактом, что человек или группа людей не сможет получить ничего из товаров, еды, силы и знаний, принадлежащих другим.

Совместная жизнь

Среди огромного многообразия меланезийских мифов можно выделить пять основных тем:

• Разделение человечества на две группы как результат выбора, сделанного двумя прародителями;

• Расставание двух братьев, один из которых глуп или враждебен (есть надежда на их

встречу и воссоединение, и так же будет со всеми людьми);

• Потеря рая в результате неповиновения или неблагодарности одного человека или общины;

• Бурный конец современного мира;

• Прибытие легендарного мессии с предками и начало новой эры.

Все эти темы основаны на совместном проживании людей и духов и вере в то, что все люди принадлежат к одной семье, что они равны, но в результате какой-то ошибки или несчастья в прошлом возникло разделение и неравенство.

Опасные для правительства

Эти религиозные движения не только обращают в свою веру деревни и кланы, отделяя их от первобытной религии. Их социальное, экономическое и политическое влияние обычно было столь очевидным, что колониальные и постколониальные администрации, миссии и церкви испытывали перед ними страх. До 1960 г. было несколько движений, ставивших перед собой политические цели.

Независимо от их отношения к "грузовому" вопросу целью новых религиозных движений является не просто достижение богатства и благополучия, но налаживание нормальных человеческих отношений, освобождение, восстановление прав человека, его индивидуальности, достоинства, уважения к нему и равенства. Термин кодо/ cargo символизирует спасение.

Ограничение интересов кругом семьи и клана, подозрительность и враждебность между группами и внутри них, а в некоторых районах и между полами, способствовали расцвету грубых и бесчеловечных обычаев.

Мифы илегенды

Первобытная религия Меланезии включает множество сказаний о переселениях и других событиях, легенд и мифов, песен, молитв и заклинаний, передаваемых только устно. Часть этого репертуара известна только посвященным мужчинам, или взрослым женщинам, или служителям культов, например, жрецам. Особенно священное знание доверено только посвященным преклонного возраста. Существуют разные версии сотворения мира, но в них уделяется мало внимания его первопричине и природе. Многие верят в то, что важнейшие элементы культуры — социальная, экономическая и политическая жизнь — были созданы для людей или подарены им богами.

Боги и духи

Не все меланезийские племена верят во всемирного бога, или в могущественного бога или богов, или в то, что бог или боги интересуются делами людей. Но некоторые верят в то, что боги были создателями мира и продолжают заботиться о нем. Многие верят в разнообразных духов, включая злых демонов и колдунов (распространено не очень широко), которые могут нанести человеку вред или убить. Духи предков почитаются повсеместно; некоторые общины ожидают возвращения мертвых, другие боятся этого. Одни общины считают души недавно умерших опасными; другие верят в их доброе отношение к живущим. Они уверены в том, что сложные ритуалы в честь умерших — оплакивание, предложение еды. танцы, обмены свиньями, едой и ценными вещами — заставят мертвых охранять живых. Тотемы: животные, птицы, рыбы, деревья, растения в местах, где в них верят, иногда почитаются как предки, а иногда считаются просто эмблемами.

Ритуалы имагия

Ритуалы бывают разными, от простых обрядов, связанных с повседневной деятельностью (охотой, огородничеством, рыбной ловлей), до сложных церемоний. празднований и циклов празднований, длящихся днями, неделями и даже месяцами и годами. В самых важных церемониях главную роль играют посвященные мужчины; женщинам и молодежи разрешается исполнять лишь второстепенные обязанности. Во многих обрядах

и праздниках особое внимание уделяется свинье. Наиболее важные ритуалы сопровождаются табу на еду. питье и секс. Одни племена верят, что ритуалы побуждают духов или богов к действию; другие убеждены, что боги вольны действовать, как им заблагорассудится.

В большинстве общин находится место для магии. Колдун — важная персона во многих меланезийских племенах; смерти часто считаются его рук делом, так как смерть обычно должна быть кем-то вызвана. В каждой меланезийской общине есть люди, исполняющие специальные ритуальные обязанности, временные, постоянные или наследственные.

Для меланезийцев святилищами могут служить природные образования, такие как пещеры, озера, реки и скалы, а также искусственные постройки, от простых хижин до больших искусно возведенных зданий, как, например, дома духов предков у племени сепиков.

Поведение

Одни племена не видят связи между этикой поведения и религией; у других духи и боги строго следят за поведением человека. Нравственность поведения является предметом особого интереса бога Датагаливабе племени хули в южном нагорье Папуа Новой Гвинеи.

Очерки-исследования первобытных религий

Очерк 4: Корея

Харви Конн

Традиционная религия Кореи. синкё, получила название "безымянная религия". Она представляет собой не стройное здание постоянных верований. а скорее религиозный способ видения мира и священной связи с ним человеческой души. Подобное верование принято называть "анимизмом'. Подобно всем религиям она имеет пять магнетических точек.

• Я и космос. Человечество развивается вместе с миром. Силы природы, управляющие жизнью и смертью, плодородием и бесплодием, олицетворяются и обожествляются. Этот мир становится религиозной ареной, населенной духами неба и земли, воды и деревьев.

• Я и образец. Миф о Тангуне, легендарном основателе Кореи. подчеркивает значение космической нормы, которой должны соответствовать корейцы. Сын неба Унг превратил медведицу в женщину. Женщина-медведица не могла найти никого, кто бы женился на ней. Унг сменил обличье. женился на ней и стал отцом ее ребенка, Тангуна. Этот миф ежегодно вспоминают в национальный праздник "открытия дня неба" (Kaechonjol). Подобные истории характерны для жизнеописаний легендарных племенных вождей и мифических основателей современных родовых кланов.

• Я н предназначение. Как

нам примириться с тем. что мы являемся активными существами и. одновременно, жертвами судьбы или предназначения? Синкё заимствует ответ из до-конфуцианских корней, где небо, человечество и природа

*

Инь и Янь представляют взаимозависимые мужскую и женскую жизненные силы.

составляют гармонию противоположностей. Противоположности дополняют друг друга. Они составляют две великие силы. Инь и Янь, небытия и бытия. Инь отрицательна, пассивна. слаба и разрушительна. Янь положительна, сильна и созидательна. В их действии и противодействии достигается и затем многократно восстанавливается гармония. Индивидуальность человека происходит от этих противоположностей. Инь — это женщина, мать, мягкая, темная, влажная. Янь — мужчина, отец. сильный, твердый, яркий.

Из этих противоположностей рождается система, называемая "геомансия". Вопрос "Где мы будем жить?" становится религиозным вопросом поддержания гармонии противоположностей путем выбора хорошего дома или хорошей могилы. Дом или место захоронения, к примеру, должны быть устроены в соответствии с космическим соотношением Инь — Янь и в гармонии с пятью компонентами мира: деревом, металлом, огнем, водой и землей. Взаимодействующие потоки этих сил не должны быть нарушены.

• Я и спасение. Частое нарушение гармонии вынуждает религию синкё дать ответ на стремление людей к спасению. Когда весной проводится вспашка рисовых полей, крестьянский оркестр успокаивает духов земли музыкой и ритуалами. Когда устанавливается центральный столб в новом доме, в него бросают еду и льют вино, а один из членов семьи поет: "Пожалуйста, праотец и праматерь домашнего столба, благословите нас удачей, долгой жизнью и множеством сыновей!"

Жизнь покрыта проклятием. тенью, омрачающей космическую гармонию. Обратный путь к "потерянному раю ' лежит через ритуальное жертвоприношение. Камень, брошенный на простой алтарь, убережет ноги от повреждений в пути. Плевок на алтарь является очистительным знаком и отгоняет злых духов. Перед тем как захоронить тело умершего, следует задобрить духов земли. Грех состоит не в нарушении отдельным человеком воли отдельного бога, а в совместном нарушении космического единства.

Главную роль в восстановлении единства часто играет "му-данг". Это всегда женщина, чьей важнейшей задачей является излечение умственных и физических болезней. Подобно сибирским шаманам, она проводит обряды общинных жертвоприношений. вымаливает земледельцам хороший урожай, рыбакам благополучное плавание и богатый улов. Она приносит сыновей бесплодным женщинам. вызывает духи мертвых после похорон или проводит их в царство блаженных. Она усмирит духи тех, кто умер насильственной смертью или от несчастного случая. Она занимает привилегированное положение в общине.

Для синкё характерен глубокий ужас перед смертью, нарушающей космическую гармонию. Примерно 2000 лет назад корейцы хоронили мертвых со всем их имуществом включая золото и серебро.

Начиная с третьего века н.э. в Корее стало расти влияние конфуцианства, результатом чего стало изменение взглядов синкё на мир духов. Конфуцианская концепция сыновнего почтения, как суммы всех добродетелей, укрепила, а может, даже создала ранний корейский культ предков. При погребении и ежегодно в дни поминовения умершим родственникам стали предлагать еду, надеясь на благожелательное отношение предков к потомкам.

• Я и верховное существо. Корейцы читают о богах в великой книге с картинками, которую мы называем космосом. Особое место среди духов природы занимает дух неба (Хананим или Хануним). Не являясь верховным богом, он, по поверьям, приносит солнце и дождь. Гроза, засуха и другие бедствия — это наказание им за грехи. Благодаря его милости мы живем и дышим. Во времена национальных бедствий царь обращался к Хананиму и каялся в своих грехах и грехах своего народа. В некотором смысле небесный отец Хананим был дедом Тангу-на, легендарного героя Кореи.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.043 с.)