Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вера света и тьмы: манихейство

Поиск

Эдвин Ямаучи

Персидский пророк Мани (216-276 гг. н.э.) основал дуалистическую религию, которую провозгласил окончательным, универсальным откровением.

Пророк Мани Найденный в 1970 году небольшой греческий пергамент, "Колонский кодекс", подтвердил достоверность арабских легенд о том, что Мани воспитывался среди эл-хаситов, еврейских христиан-баптистов. В возрасте двадцати четырех лет Мани выступил против элхаситского крещения водой и стал проповедовать спасение путем тайного знания (гноси-са).

Мани проповедовал в Месопотамии, Персии и Индии. Он пользовался благосклонностью персидского царя Шапура из династии Саса-нидов. Сын Шапура, Бахрам I, однако, преследовал Мани. После двадцати шести дней в цепях Мани умер в тюрьме.

Для пропагандирова-ния своей веры среди неграмотных одаренный художник Мани составил специальную книжку в картинках. Кроме того, он написал семь книг, включая "Шапура-кан", посвященную царю Шапуру, и "Живое Евангелие", где Мани провозглашался параклетом, предсказанным Христом. Хотя ранних текстов на сирийском и среднепер-сидском языках очень мало, зато у нас есть тысячи страниц мани-хейских текстов на коптском, найденных в Египте в 1930 г. Еще одно более позднее собрание манихейских текстов (восьмого и девятого веков н.э.) пришло к нам из китайского Туркестана.

Свет и тьма

Учение Мани утверждает существование двух независимых начал, света и тьмы. В первую эпоху свет и тьма существовали раздельно; во вторую эпоху они смешались; и в эту, последнюю эпоху, они снова должны разделиться.

Христос послан, чтобы освободить в людях частицы света. Правоверные манихейцы должны придерживаться принципов аскетизма до самой смерти, когда заключенные в них частицы света вознесутся по Колонне Славы (Млечному Пути) в рай.

Среди манихейцев существовало резкое

разделение между элитным кругом "избранных" (электов) и основной массой мирян "слушателей" (аудиторов). Слушатели вели жизнь обыкновенных людей. Они приносили ежедневную дань фруктами, огурцами и дынями — считалось, что в них содержится много света — избранным. Манихейцы были рьяными миссионерами и несли свою веру в Африку, Европу и даже в Китай. В четвертом веке они представляли серьезную угрозу христианской церкви, в числе их слушателей был даже Августин. Часть их дуалистских верований была унаследована группами еретиков, процветавшими в средние века, в частности, паа-ликианами, богомилами и альбигойцами.

Древние религии

ДРЕВНИЕ БОГИ: РЕЛИГИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Эндрю Уоллс

Найденный в торфяном болоте "человек из Толлунда" пролежал там 2000 лет. Он подвергся ритуальному удушению, возможно, в качестве жертвы богине плодородия.

Религия северных народов лежит в основе всего современного европейского образа жизни и мышления. Северная Европа играет значительную роль в истории христианства в силу того, что среди ее народов начало массового обращения в христианскую веру происходило в тот период. когда в других регионах вера стала заметно ослабевать. Но в целом вера входила в северный мир поздно и проникала в него медленно. Галлия (современная Франция) и Испания. расположенные ближе к сердцу Средиземноморья, думали долго, наблюдая. как быстрые шаги обращения в новую веру оставляли следы на этом сердце, со всей его греческой и римской наследственностью. Проникновение в Британию шло еще медленнее; принятие христианства некото рыми кельтскими племенами быстро захлебнулось в непрерывных волнах германских нашествий.

 

Прорыв в Дании произошел только в 960 г. н.э.: еще позже в Норвегии. Исландии и на Оркнейских островах; и лишь в начале двенадцатого века в Швеции. Мысли же и поступки, воспитанные древними верованиями, продолжали жить веками — возможно, живы и сейчас — в тесном неудобстве с библейской верой. Древние, "первобытные", верования Запада были частью подсознательного процесса формирования современной Европы и иногда всплывали на поверхность — как в случае, когда нацисты искусственно реанимировали мифологию тевтонов, придав ей совершенно новый смысл.

Северные народы

В данном случае нас интересуют две группы народов, под чьей властью находились земли к северу от Средиземноморской цивилизации, кельты и германцы. Первоначальная родина кельтских племен находилась, похоже. на месте современной Баварии. Но примерно к 300 г. до н.э. они расселились на восток и запад по широкой дуге от Ирландии до Анатолии. Галлы Цезаря и если не галаты Павла, то во всяком случае их соседи были кельтами. Следовавшие одна за другой миграции покрыли Британские острова. Римская власть покорила многие из этих племен, и в разной степени ассимилировала их с римской культурой; остальные остались нетронутыми.

 

Расы и языки

Давление кельтов веками оттесняло германские племена в северные земли. Римляне наверняка заблуждались, когда пытались провести различие между этими варварскими племенами. Но с упадком римского могущества начали набирать силу различные германские племена, и Темные Века стали свидетелями их неудержимой экспансии. В данном случае нас интересуют прежде всего племена из Германии (расселившиеся в кельтской Британии) и Скандинавии, знаменитые своими смелыми путешествиями и неистребимым грабительским инстинктом. По расе, языку и структуре религии они близко родственны, хотя нам известно гораздо больше о религии скандинавов, чем о германской.

Наши знания, очень отрывочные и очень неполные, проистекают из четырех следующих источников:

Древние авторы

Такие авторы, как Полибий, Цезарь и Тацит, дают отчет читателям средиземноморских стран об образе жизни неких "варварских" племен, которые являлись или были раньше врагами Рима. Часто их труды написаны в стиле антропологов девятнадцатого века с акцентом на необычность предмета, смешанным с завистливым восхищением этими "благородными варварами". Естественно. они пытаются использовать выражения, которые, по их мнению, будут понятны читателям, но по сравнению с другими источниками они выглядят достаточно неплохо.

Мифы и сказания

Легенды о "мире ином" сохранялись в устных преданиях и были записаны уже в христианский период. Скандинавские мифы, сохранившиеся в Исландии (где христианство было принято в 1000 г. н.э.) благодаря гениальному писателю Снорри Стурлу-сону (умер в 1264 г.). и отраженные в других сагах и поэмах (особенно следует отметить живую, но вызывающую разочарование "Волюспа"). представляют самое полное из имеющихся описаний системы верований любого древнего, не имевшего письменности народа; но даже тут следует проявлять осторожность, принимая все сказанное с одинаковой верой или считая отражением

одинаковой религиозной обстановки.

Некоторые из наиболее известных преданий, например, приключения Тора, переодевшегося невестой, чтобы получить обратно свой молот. возможно, вовсе не являются мифами, а просто развлекательными рассказами периода, когда вера в старых богов уже не была столь крепка: никому не позволено смеяться над тем, кто властен над жизнью и смертью. Богатое литературное наследие кельтов еще труднее интерпретировать, так как сюжеты рассказов уже полностью отделились от религиозного контекста.

Христианские миссионеры

Иногда сведения о старой религии

Великолепная носовая фигура корабля викингов.

V

Религии Северной Европы

ножно. обычно случайно, почерпнуть нстианских авторов Иногда христианские авторы тоже представляют нам сведения о старой религии: о том, что она еще существует, или о ее образе мысли. Например, переписка английского миссионера Бонифация (680-755 гг.). работавшего во Фризни, или историка Вида, работавшего во время преобладания христианства в Англии. полны намеков, но лишь намеков. так как христианские авторы редко интересовались старой религией как таковой, скорее они испытывали к ней отвращение. Иногда можно встретить свидетельство очевидца: возможно, самыми яркими можно гь описания старой шведской религии Адамом из Бремена.

Археологические находки

Этот источник материалов постоянно обновляется и позволяет значительно углубить наши знания о религиозной практике. Конечно, заведомо трудно делать на его основе конкретные выводы, но в сочетании с литературными источниками он может использоваться с большим успехом.

При оценке перечисленных источников следует помнить, что мы имеем дело с периодом, отстоящим от нас на многие века, и рассматриваем его с помощью материалов, собранных еще позднее. Религии первобытных. не имевших письменности народов тоже имеют свою историю, так же как христианство, ислам или буддизм — они развиваются, изменяются и появляются под разными маска-: этому рискованно было бы переносить выводы о событиях одних времен или мест на другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.131 (0.007 с.)