Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пророки, священники и мудрецы

Поиск

Бог вещал посредством людей. А они относятся к трем основным категориям. На первом месте пророки; среди них главный Моисей. Пророки предают огласке и запоминают основные Божьи обеты и заповеди, но первичной их задачей служит доведение живого слова до людей, слова, которое иногда содержит предсказание того, что в себе хранит будущее. Случается, что они обращаются к публике в выражениях от первого лица, как бы от присутствующего самого Бога.

Одной из основных задач священнослужителей в Израиле было научить тому, что уже открыто Богом. Они не только обучали людей требованиям завета, но рассказывали также об истории обетов Бога, ко торые лежат в основе этих требований. Применять требования прошлого к условиям настоящего времени — тоже составляло часть их работы. Иногда бывало, что они получали от Бога прямое послание.

Третьей категорией, ответственной за оповещение воли бога, были мудрецы. В отличие от пророков и священнослужителей, они черпали свои знания из Богом данных прозрений, а не из выводов на основании прошлых проявлений. Их заботило понимание Бога, человечества и всего мира исходя из человеческого опыта и наблюдений. Действительно, преподаваемое ими учение и его концепции обладают относительно вневременным свойством. Они не ссылаются ни на исторический завет Бога, ни на Закон Моисеев. Что не должно, однако, означать, будто они менее авторитетны, чем их соратники из числа пророков и священнослужителей, ибо завет и Тора предоставляют более широкую основу как раз для их просветительской работы.

Наряду с пророками, священниками и мудрецами Бог также доводит свою святую волю до людей посредством реакций в ответ на свои послания.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один".

Первые слова Библии Бытие 1: 1—5 Люди Писания

В ответ же фанатичные мусульманские племена, альмохады из северной Африки, наводнили Испанию. Эти мусульмане не проявляли обычной терпимости к евреям, а погнали их к северу.

Выживание евреев: 1348-1517 гг.

Когда спали массовые истребления. изгнания и чума, евреям было позволено возвратиться в свои города. Многие евреи занялись ростовщичеством. Теперь их искусность понадобилась правителям, новой экономике была нужна помощь. В христианской Испании нападки на евреев достигли кульминации в 1391 году. Из евреев многие обратились в другую веру, и таких называли оскорбительным словом "марра-нос" (свинья). Много евреев совсем покинули Испанию, так как в 1492 году евреям было предложено выбирать: либо обращение, либо — выезд. Многие обратились, но многие и сбежали.

И куда бы ни приезжали они. в Европу или дальше, от Амстердама доСафеда (в Галилее), влияние их было неизбежно...

Волнения в Европе: 1517-1700 гг.

Господствующей в шестнадцатом—семнадцатом столетиях была мусульманская Оттоманская (Турецкая) империя. Оттоманы захватили Палестину в 1515 году, а Египет — в 1517 году и расширялись в Европе. пока не были остановлены в Вене в 1638 г. В это время самое больше количество евреев проживало в странах Оттоманской империи, или же в христианских Польше и Литве.

Евреи, проживавшие во Франкфурте, подвергались нападениям толп летом 1614 годаэто один только пример столетних преследований.

История народа

Тора и Мишна

Роберт Бэнкс

Характерная черта послания иудаизма миру в том, что Бог открывает божественное намерение и сущность лишь отдельному народу. И самым распространенным названием божественного откровения и того писания является Тора. В еврейских писаниях слово "Тора" — наиболее важный термин, которым обозначают Закон. Самая первая кодификация главного толкования этого Закона произошла в Мишне, Урок, преподанный Богом

Первичное значение слова "тора" — "божественное наставление". Практическое руководство людей Богом было главным делом в повседневной жизни. Четкие формы это нашло впервые в наставлениях, содержавшихся в завете на горе Синай. Характер этих наставлений — пророческие откровения воли Бога, а не кодекс законов. Их обоснование лежит в историческом свидетельстве Бога; выборе и обете ему Авраама, в освобождении потомков Авраама и в завете с ними. В этих наставлениях имеется также и что-то от акта дарения и от акта обя-зывания, так как они говорят людям, чем им следует отвечать встречно на деяния Бога. И все же они остаются связанными с опасностью и угрозой божьего суда, если случится непослушание.

Уроки, полученные на Синае, возникли из определенной исторической почвы и позднее подверглись переистолкованию (Второзаконие 12), расширению (Второзаконие 20) и кристаллизации (Второзаконие 6) перед лицом новых обстоятельств. Они, главным образом, состоят из перечня фундаментальных запретов, которыми ограничены те широкие пределы, внутри которых должна протекать жизнь, а также — управляемое количество более конкретных предписаний, которые оставляют, тем не менее, сравнительно незарегулированными немалые области жизни: индивидуальные и социальные взаимоотношения, гражданские и политические обязанности, индивидуальные и семейные верования. Однако Тора все же имеет дело и с внутренним отношением, и с внешними действиями, ибо бог желает видеть, что не только личность, но и вся целиком жизнь Израиля отвечает требованиям Бога.

Писаный Закон

Записывание Закона в истории Израиля началось давно, во времена исхода из Египта, однако более всеобъемлющее изложение его содержания происходило в последующее время под руководством священников. Их писания демонстрируют возрастающий интерес к расширению Закона на новые сферы и акцентированию ритуальных заповедей, но при этом всегда сохранен неюридический, в основе своей нравственный акцент Закона.

Божественную волю продолжают далее раскрывать писания пророков. Они постоянно обращаются к историческому началу Израиля, но сочетают это с неустанным ударением на вполне определенные нравственные принципы. Они одобряют преемственность определенных законов с Моисеевых времен, но самое большое значение придают "правоте" или "правосуднос-ти", которые описаны как выражение Закона Бога. В этих писаниях отсутствует конкретная ссылка на Закон Моисея и на Завет с Израилем, но они, несомненно, образуют фундамент, на котором построены наставления.

В писаниях послебиб-лейского периода Тора рассматривается по-другому. Апокрифические еврейским писания начинают рассуждать о Моисеевом Законе во внеис-торичных выражениях.

Апокалиптические книги говорят о нем, как о вечном деле, существовав "И заповеди, которые я заповедую тебе сегодня,— говорит Моисей во Второзаконии главе 6,да будут всегда в сердце твоем... и навяжи их но руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими..." Эти заповеди до сих пор исполняются ортодоксальными евреями, как показывает эта фотография бор-Мицвы. Внутри этих маленьких коробочек, тфи-лин, помещены главные из заповедей Торы.

Люди Писания

шем до избрания его Богом и выработки завета с Израилем. Во всех этих писаниях делается акцент на образцовые правила, которые присущи исключительно евреям и имеют обрядовую форму. Одновременно начинают появляться греческие этические идеалы.

В свитках Мертвого Моря различимы те же самые характеристики, но эти писания более энергичны и настаивают на том, что основой Торы служит милость Бога, что есть потребность внутреннего послушания, как и внешнего, и что следует шире раскрывать этическую и социальную обязанности. Учение фарисеев близко к этому, хотя в нем акцентируется сильнее то, что достигается человеком, а также — формирование более развернутой устной Торы, равной по авторитетности Торе письменной. Это изменение дало фарисеям возможность взяться за проблемы существования потребностей более правильно, чем другим еврейским партиям, таким как консервативные саддукеи.

Изучение Торы

Примерно в это время первые пять Книг Библии получили известность под собирательным названием Тора в признание того, что в них все наполнено назиданиями Бога для своего народа.

В это самое время были сделаны первые собрания устной Торы. Данная кодификация, Мишна, вобрала ведущие взгляды как переписчиков, так и раввинов по проблемам права. Это было получено в итоге четырех видов толкования Торы и характеризовалось главным образом учением, шедшим от одной из школ фарисейства, школы Гиллеля. Редактором Мишны явился князь Рабби Иуда. В Мишне имелось 63 трактата, сгруппированных по шести главным разделам: законы по делам сельского хозяйства, законные праздники, положение женщин, собственность и правовые дела, храм и его оборудование, а также — чистота.

В глазах евреев только Талмуд уступает по авторитетности Торе. Его содержание показывает то, каким господствующим стал Закон в после-библейские времена.

Талмуд состоит из Мишны и комментария к Мишне, называемого Ге-мара. Эта Гемара — собрание дискуссий, посвященных Мишне и охвативших последовавшие пять или шесть столетий. Нормальное издание Талмуда в наше время насчитывает до девятнадцати томов и содержит как Мишну, так и

На протяжении 2500 лет в центре внимания иудаизма пребывало изучение Торы.

Гемару вместе с позднейшими и другими раввинскими комментариями по этим трудам. Ясно, что в качестве повседневного руководства для обыденной жизни это был исключительно громоздкий источник — особенно потому, что был больше протоколом дискуссий, чем собранием правил. Поэтому в XVI столетии Равви Иосиф Каро составил книгу, названную "Шульган Арух" ("Накрытый стол"), которая освещала в четырех четких и ясных разделах главные направления будничного быта еврея. История народа

В христианской Европе было тоже неспокойно. В целом же Протестантская реформация была благосклонной к евреям, хотя у Лютера его личное отношение претерпевало с годами перемены от терпимости и защиты до бешеных антиеврейских нападок. Антиеврейские бунты продолжали вспыхивать, однако власть часто склонялась к защите евреев, которых она рассматривала как полезных для общества. Массовые избиения 1648 г. и 1649 г. явились суровым ударом для евреев в Польше и на Украине. Еврейские писатели писали, что всех тех. кому невозможным оказалось спастись бегством, убивали или мучили с неестественной жестокостью.

Вглядываясь пристальнее, мы можем утверждать, что эти массовые убийства явились чем-то большим, нежели просто выходкой предрассудка у невежественных крестьян. Руководители евреев стояли на стороне польских помещиков на Украине — и экономически и политически. Трагедией истории явилось и то, что евреи нередко владели мастерством, представлявшим высшую ценность как раз для правящего класса. Их принудительно заставляли, например, заниматься ростовщичеством, тем самым вызывая осуждение со стороны низших сословий.

В Италии на евреев налагались суровые наказания. В Оттоманской империи условия были получше, но обращение с евреями было произвольным, по капризу правителей.

Упование на мессию

К концу семнадцатого столетия начались мессианские движения Нет сомнений в том, что они оказались отчасти результатом незащищенности еврейской жизни. В центре важнейшего из таких движений был Шаббетай Зеви (1628-1716) со своим пророком Натаном Газы. Их восприняли во всем мире, и всюду нашлись последователи. Натан в поступках был очень похож на Иоанна Крестителя наших дней. Он призывал к глубокому покаянию, к строжайшему аскетизму

во всем и к умерщвлению плоти. Пост, купание в ледяной воде у него были и призывом, и практикой.

Шаббетай был заключен в тюрьму в Галлиполи в 1655-1666 гг., и в 1666 г. он сдался под угрозами и обратился в ислам. Евреев это глубоко потрясло. "Парадокс изменника-мессии несравненно больше, чем казненного "мессии",— писал Гершом Шолем. Шаббетиане, которые существовали и дальше, вызывали к себе глубокое подозрение, и неизбежным общим итогом стало огромное разочарование в мессианизме. Показателем новых времен стало появление Баруха Спинозы (1632-1677). Великий философ, он перестал быть евреем и не стал христианином, как, впрочем. и приверженцем какой-либо другой религии.

Просвещение и преследование: 1700 год — и до нашего времени

С начала семнадцатого столетия евреи постепенно стали выходить из Польши и Оттоманской империи к городам Запада, где больше ценилась еврейская коммерческая деятельность: евреев начали ставить в связь с наиболее развитыми социальными и экономическими системами. В восемнадцатом столетии, например, значительное число евреев отправилось в Америку. И те, кто были против всякой религии, и приверженцы ее все еще находили в иудаизме мишень для нападок, но постепенно наблюдалась растущая терпимость. Наконец, в девятнадцатом столетии были добыты "равные права", правда, с большими трудностями. Возможная эмансипация имела основой отделение церкви от государства. Иудаизм считался только религией. Так, например, еврей в Англии или Германии должен был являться лояльным английским или немецким гражданином, для которого единственное отличие сводится к его религии.

Еврейское просвещение

В то же самое время в иудаизме нашли выражение важные новые направления. Так называемое еврейское просвещение (гаскалах) было гуманистическим движением. Основатель его, Моисей Мендельсон (1794- 1886). был верующим, а уже его последователи таковыми являлись отнюдь не все. Мендельсон отстаивал отделен-ность церкви и государства. чтобы религиозные органы не могли принуждать, а только убеждали. В иудаизме он подчеркивал всеобщность принципов этой религии и положительно смотрел на использование немецкого языка при переводе Торы на немецкий. После его кончины члены этого движения, теперь во главе с Леопольдом Зунзем (1794-1886), принялись за дело более радикально. Они отказались от Талмуда и традиционных концепций, отбросив даже идею откровения. Начались модернистские изыски в иудаизме.

Мрачным контрапунктом возраставшей терпимости являлся современный антисемитизм, имевший под собой иллюзорную псевдобиологию и убеждение в наличии у народа "души". Резко противоположными в этой схеме оказывались характер "семитский" (на практике один лишь еврейский) и характеры "арийский" или "славянский". Сильные антисемитские движения начались в Германии и Франции в 1880-х годах.

Непосредственным следствием всему этому в 1939-1940 гг. оказалась "ликвидация" шести миллионов человеческих жизней просто потому, что они были евреи. Европейское еврейство было почти уничтожено. В измерении мира это была одна треть всех евреев. Ущерб, нанесенный этим ударом безопасности, здоровью и вере, исчислить невозможно. Холокост и прискорбная роль, которую сыграло большинство правительств и христианских лидеров, выступают сегодня фактом центрального значения во всех взаимоотношениях евреев и неевреев. Люди Писания

Государство Израиль

Иерусалимская Программа, принятая на 27 съезде Организации Всемирного сионизма

Целями сионизма являются:

1. Единство евреев и центральное место Израиля в еврейской жизни.

2. Сбор еврейского народа на его исторической родине Эрец-Израиле через алию (иммиграцию из всех стран).

3. Укрепление Государства Израиль. которое основано на пророческом видении справедливости и мира.

4. Сохранение еврейского народа (забота о еврейском и ивритском воспитании и о еврейских духовных и культурных ценностях).

5. Повсеместная защита прав евреев.

Когда 14 мая 1948 года кончилось действие мандата над Палестиной, выданного Великобритании по окончании первой мировой войны, было провозглашено новое государство — Израиль. Это не оставило без влияния буквально каждый аспект жизни евреев.

Создание государства рассматривалось как единственное решение множества проблем — чисто физической безопасности евреев, способа сохранения ими своей веры и обычаев, не будучи центром подозрительности и ненависти кого-то; с одной стороны, как способ избежания маргинализации, а с другой — ассимиляции, но при этом выразить свою страстную внутреннюю связь с Землей (Израилем), потребность в сведении воедино самоопределения у всех соперничавших групп, стремясь к национальному самоопределению.

Основатели государства хотели, чтобы оно было и еврейским и демократическим, чтобы оно было возобновленным ветхозаветным царством, но при этом были бы раздельными церковь и государство. Оппонентам этих идей создание светского государства, не основанного мессией и руководимого не сыном Давида,— представлялось святотатственным.

Ортодоксия и государство в современном мире

Ортодоксальный иудаизм является принятой религией Израиля. Основателями государства были люди светские и только умеренно соблюдающие веру, поэтому важнейшей задачей было заручиться поддержкой со стороны религиозных евреев. Рабби Коок (Рабби Абрахам Изаак га-Коген Коок) был при британцах Главным Раввином ашкеназ. Он утверждал, что страна Израиль имела такое большое значение, что самый светский поселенец в ней не мог остаться непричастным к этому влиянию. Он был первым из раввинов-сионистов, верившим в то. что этому светскому движению предстоит стать религиозным. Ортодоксальные раввины видели в этом основную свою цель. Ортодоксальный иудаизм управляет многими аспектами еврейской личной жизни в Израиле. Только ортодоксальным раввинам (и сефардам и ашкенази) можно совершать обряды свадьбы, вести надзор за разводами и прочими аспектами жизни. Но поскольку венчание, исполненное за границей, признается тоже, некоторые пары летают на Кипр, чтобы не подвергаться тому, что им кажется ущемлением прав. Отпевание умерших позволено проводить только официально одобренным раввинам. Гробы использовать разрешается.

Влияние религиозных партий усиливается политической системой, которая предоставляет право своего слова в правительстве даже небольшим партиям. В то время как религиозные партии чувствуют, что государство является светским и не соответствует галахе (религиозному Закону), остальные — испытывают, что свобода их ограничивается теми уступками, которые себе отвоевывают религиозные партии.

Наибольшей крайностью отличается реакция тех, кто идейно примыкает к "старым йишув" (досионистским еврейским общинам), включая последователей хасидских реббе (лидеров). Таких в наше время называют термином "гаредим", или по-русски — ультраортодоксами. Многие реббе (например, Любавичевы) вдохновляли своих последователей селиться на землях после того, как появилось государство. Некоторые из этих групп (такие как Нетурей Карта) отрицают вовсе Государство Израиль. Они отказываются признавать законы или служить в армии. До недавнего времени, когда Иордан снял свою претензию на суверенность над регионом, они всегда обращались за разрешением к королю Хуссейну.

Что значит еврей?

У основателей никогда не было желания вновь оказаться беспомощным меньшинством. Они приняли наличие многих групп меньшинств внутри границ нового государства — оставшихся мусульман и палестинцев-христиан, друзов, караи-тов, самаритов, багаизов и всем им разрешили гражданство. Однако Законом о Возвращении (5 июля 1950 г., дополнен в 1970 г.) право на автоматическое гражданство давалось всем иммигрантам евреям, но только евреям (супругам, детям, внукам). Так возникла необходимость в определении, кто был и кто не был евреем. Являлось еврейство проблемой религии или эт-ничности? Вопреки желанию в появлении еврейского государства История народа

этот вопрос не был вопросом национальности. Подлежало ли это определению так, как имело место в галахе? Или же всякий, кто себя определил евреем, должен таковым и приниматься?

Парламент постановил так: евреем является сын матери-еврейки (отец несущественен) либо обращенный. Для проживающих в Израиле, желающих обратиться, только ортодоксальное обращение признается юридически. Обращение в реформированный иудаизм не признается. Для атеиста возможно быть евреем, но всякий, обращенный в иную религию, особенно в христианство, не признается.

Политика

Новое правительство было сформировано 13 июля 1992 года. После пятнадцати лет вновь возвратилась к власти Израильская лейбористская партия в коалиции с Иерец (коалиция Манпай, Шинуй и Рац) и Шас (Международная организация евреев сефардов, соблюдающих Тору). У них была возможность полагаться также на поддержку со стороны арабских партий.

В оппозиции находились Ликкуд, Тцомет и Моледет (ультранационалистические правые), Национальная Религиозная партия и Объединенный иудаизм Торы.

Постоянно меняются формы политических партий, но остаются без изменений определенные особенности их: • Партия, ведущая начало от большинства основателей,— со светскими социалистическими идеалами (характеризуемыми как "профетическое видение справедливости и мира"); партия Гистра-дут, профсоюзы, нерелигиозные киббуцы (общинные сельские

хозяйства); сегодняшняя Израильская лейбористская партия.

• Антисоциалистская группировка среднего класса. Современная Ликкуд является коалицией (1977) с Герут, которая является производной от Ревизионистов, тех, которые откололись от большинства Сионистов в 1935 году (они сочли, что Сионисты недостаточно воинствующие). За пятнадцать лет пребывания их у власти в правительстве Израиля видели принятие "экономического рационализма", включая и отмену продовольственных субсидий.

Значительной явились поддержка Ликкуд, заполученная последнее время со стороны евреев Востока,— тех, кто пришел из арабских стран и кто думал, что евреи из стран Запада смотрят на них свысока и что существует дискриминация, направленная против:

• Религиозных группировок.

• Еврейских партий меньшинств — светских и левацких партий, которые выступают за права человека, "Мир Сейчас" и прочих либеральных идей (таких как Пинуй — центристская партия; Ратц — движение за гражданские права). Имеются также националистические партии правого крыла.

• Арабских партий: Ха-даю и Арабской демократической партии.

Война

Все время своей жизни государство Израиль пребывало в войне. Не всегда при этом велся огонь из оружия, но именно воюющее государство существовало среди своих соседей. Война за независимость, которой салютовало начинающее государство, закончилась формально окончательным перемирием (с Сирией в июле 1949 г.). Эти войны, учитывая крохотный размер самой страны, высасывали из ее экономики все соки. Без поддержки со стороны Соединенных Штатов, которые считают Израиль стратегически важным, это государство не сохранилось бы. Войны эти также превратили народ в людей, одержимых своей безопаснстью. Лишь спустя несколько лет после 1967 года в стране впервые ощутился спад напряжения. В 1991 году во время войны в Персидском заливе первые же ракеты Скад вселили заново страх, а угроза применения газов напомнила народу о газовых камерах Холокоста.

Война 1967 года ("Шестидневная война") дала государству более безопасные границы, но принесла с собой и неразрешимую задачу. Захват столь огромной территории исключал возможность для государства оставаться и еврейским и демократическим. Поэтому был сделан выбор в пользу военного правительства. Трагедией и только трагедией стало то, как в стремлении к безопасности и в готовности жить миролюбиво евреи принуждены были к иному, и Израиль был вынужден стать, "как у прочих народов" (1 Царств, 8:5), со списком нарушений, зарегистрированных в Эмнести Интернейшнл. Возникла также новая социальная группа "переселенцы" — люди, которые образовали законные и незаконные поселения за линией прекращения огня в 1967 г. на оккупированных территориях. Себя эти люди рассматривают как истинных потомков первоначальных пионеров, занятых распространением еврейского присутствия во всех регионах, которые, они верили, дал им Бог. Противники их считали опасными фанатиками, не расстающимися с оружием.

Премьер-министр Анвар Садат историческим визитом в Израиль 19-20 ноября 1977 г. нормализовал взаимоотношения с Египтом в русле договора Кэмп Де-вида, которым предвосхищено было многое из мирного договора 1993 года. Долгий путь предстояло пройти другим арабским народам до подобных действий.

Во всех последующих событиях забытым фактором оказывались права человека для самих палестинцев. Великими державами разыгрывались проблемы мирового масштаба.

Интифада, или восстание, которое было начато 9 декабря 1987 года, явилось попыткой принудить Израиль прекратить оккупацию. В 1948 году палестинцы не приняли идею собственного государства, надеясь заполучить себе Палестину целиком. Нападение арабских государств на Израиль было безуспешным (затем снова повторилось в 1967 году), и оставшиеся земли были присоединены к Иордану и превратились в его "Западный берег". Израильское правительство предлагало переговоры и мир палестинцам, но они явно не искали никаких иных целей, кроме военного решения. Та степень, до которой одна сторона устрашала другую, крайне затрудняла всякое общение.

И все же в 1993 году был совершен крупный шаг взаимного признания того, что каждая из сторон (Израиль и Организация Освобождения Палестины) имеет право существовать, и это открыло новые возможности для будущего. ВЕТВИ ИУДАИЗМА

Марвин Уилсон

Большинство евреев во всем мире ведут свое начало либо от ашкена-зов, либо сефардов. Ашкенази происходят из центральной Европы, в основном Германии ("Ашкенази" означает "Германия") и Франции, затем они попадали в Польшу и в Россию. Евреи ашкенази сформировали идиш (средневековый немецкий) в качестве своего языка и создали богатую культуру — в искусстве, музыке и литературе.

Евреи еефарды ("Сефард" означает "Испания ') создали язык ладино (смесь испанского и иврита). До своего изгнания из Испании при инквизиции 1492 года еефарды были тесно вовлечены в мусульманский мир. Это предоставило им возможность создать неповторимую интеллектуальную культуру. Очень большое различие в культурной основе, существовавшее между ашкенази и сефардами. особенно заметно в современном Израиле, где в зависимости от этого каждый оказывает поддержку своему раввину.

Ясно, что евреи не представляют собой отдельной расы. И не является неизменным как институт иудаизм. Из-за смешанных браков, обращения в веру, а также рассеяния среди народов на протяжении столетий имели место "ответвления". Как следствие этого, среди евреев появились громадные культурные различия. Так. например, существует огромный разрыв между евреями индейцами в Мексике и чернокожими евреями фалашами в Эфиопии.

Параллельно с этими культурными группировками внутри современного иудаизма можно заметить различия ряда религиозных ответвлений. Современный иудаизм берет начало в раввинском (Талмудическом) иудаизме, а оба они произошли от иудаизма библейского.

Ортодоксальный иудаизмподчиненность Закону

Сам ортодоксальный иудаизм рассматривает себя как единственно верный иудаизм, оформление его в четко определившееся движение протекало на протяжении первой половины девятнадцатого столетия. Он стремился сберечь традиционный (классический) иудаизм на фоне нарастающего Реформаторского движения в восточной Европе.

Ортодоксальным евреям характерен подход к жизни согласно "истинной Торе". По их учению. Бог лично и решительно совершил откровение самим фактом откровения Торы на Синае. Следовательно, слова в Торе священны и потому полностью авторитетны, ибо они представляют собой неизменяемое откровение вечной воли Бога.

Каждый аспект жизни у ортодоксального еврея должен находиться под руководством соответствующих заповедей (мицвот). Ежедневно евреи обязаны учить Тору и приводить свою личную жизнь в соответствие с положениями и обрядами, включая строгие правила соблюдения Шабба-та. правила питания, а также проведение молитв трижды в день. Говоря кратко, ортодоксальный иудаизм яв Ветви иудаизма

ляется мицвацентричным.

Восточноевропейские евреи начала девятнадцатого века проживали в обшинах с тесно переплетавшимися взаимоотношениями, называвшимися штедтль. В такой замкнутой от всего культуре они были отсечены от мира. Впрочем, к концу столетня стало медленно зарождаться новое ортодоксальное движение. Когда в больших количествах евреи начали эмигрировать в Соединенные Штаты, ортодоксальные лидеры, так же как Рабби Самсон Гирш, способствовали тому, чтобы евреи глубже участвовали в современной культуре западного мира, стремились к тому, чтобы евреи получали светское университетское образование и развивали философскую мысль. В настоящее время самые ортодоксальные из евреев верят, что важна адаптация к современному миру в той мере, в какой это не противоречит учению Торы.

Ортодоксальные евреи высоко ставят авторитет раввина как учителя и толкователя Торы. Основной упор они делают на образование, особенно в дневных школах, где можно усвоить традиционное обучение. Большинство ортодоксальных евреев — сионисты и поддерживают Государство Израиль. Многие питают надежду на личного

мессию, идеального человека, который когда-нибудь полностью восстановит Израиль.

Из всех ветвей иудаизма ортодоксальный иудаизм предъявляет к своим последователям наибольшие требования.

Реформаторский иудаизмответ на перемены

Свое начало реформаторский иудаизм берет в Германии. Просвещение в восемнадцатом столетни делало упор на разуме и прогрессе. И произошедшая в следующем столетии эмансипация сделала евреев открытыми к духовным свободам, к равноправию как граждан и новым перспективам в познании светского общества.

Дух времени в тот период был прямо связан с переменами и ростом. научным познанием и критикой опыта, и евреи начали быстро адаптироваться к новому веку. Но чтобы не позволить этому потоку размыть основы еврейства, в европейском иудаизме произошли некоторые изменения. В этом движении одной из важных фигур был Абрагам Гейгер (1810-1874).

Пропитанный духом века Гейгер и его последователи считали, что люди с научным образованием не в состоя Трапезой и благодарением Богу ежегодно отмечается Прохождениеспасение из рабства в Египте.Люди Писания

нии больше воспринимать откровение Торы как реальность и как обязательство. Поэтому оказывалось содействие в изменениях обрядовых правил богослужения. Отставлялись в сторону правила, касающиеся питания. Молитвенники переводились с иврита на обычный язык. Менялось богослужение в синагоге, вводился орган, время службы становилось короче. "семейное место" заменяло разделение полов. Некоторые даже начинали молиться в воскресенье, а не в субботу.

Динамичным лидером реформаторского движения в США стал Исаак Уайз. Основав организацию реформистских общин в 1875 году. Уайз учредил Еврейский Объединенный Колледж, сегодня это — главная семинария по подготовке реформистских раввинов.

Реформаторский иудаизм представляется самым прогрессивным ответвлением современного иудаизма. Либеральный (реформаторский) иудаизм продолжает еще формироваться, ибо откровение рассмат-рвиается как продолжающийся процесс. Он стремится идти в ногу со временем и

быть прочно связанным с каждым поколением на основе использования разума и опыта в решении вопроса о смысле истин и положений. Это значит. что акцент перемещается на этические учения пророков, а не правила обряда. Реформа, идя таким путем, обеспечивает высоко индивидуальный подход к религии в противоположность авторитарному. Какой бы то ни было закон соблюдается не потому, что так повелел Бог, а потому, что это преисполнено смысла в современном религиозном опыте.

В наше время реформистское движение остается динамичным и новаторским. Ему случалось быть агрессивным при отстаивании своих позиций в ходе диалога вероисповеданий. В 1970 годы Еврейский Объединенный Колледж стал посвящать в сан раввинов-женщин.

Консервативный иудаизм — сбережение народа

Коренные перемены, внесенные

Теодор (Биньямин Зеев) Герцль (1860—1904)

Джеффри Каулинг

Герцлю можно воздать честь за создание политического сионизма. Он стремился обеспечить поселение в Палестине политическими средствами, добиться родной земли переговорами с правительством.

Первые восемнадцать лет своей жизии Герцль провел в Будапеште. Затем его родители переехали в Вену, где он изучал юриспруденцию в университете. После окончания он имел, правда, недолго, юридическую практику. Затем в 1884 году он полностью отдался журналистике. Он работал корреспондентом одной из газет во Франции с октября 1891 г. по июль 1895 г. Там он почувствовал ошеломляющий рост антисемитизма, который достиг вершины в бесславном "деле Дрейфуса". Прежде полагавший, что ассимиляцией — фактически утратой собственной еврейской сущности — возможно решить все проблемы, стоявшие перед евреями, Герцль изменил свое мнение. Он решил теперь, что должно быть свое собственное государство, что ни в одной другой стране их не потерпят.

Это убеждение руководило им при написании "Еврейского государства". Таким образом, он оказался в контакте с прочими сионистскими движениями. Не все сионисты одобряли его методы, но многие оказали поддержку его идеям. Наиболее влиятельными были Говевеи Цион ("Друзья Сиона", входившие в Хиббат Цион), особенно в восточной Европе. Герцль не соглашался с их попытками купить

землю в Палестине и основать там небольшие поселения. Он называл это "инфильтрацией".

Он попытался в переговорах с турецкими властями учредить в Турции Еврейское Государство с определенной степенью автономности. Изучал он также и другие возможности — учреждение Еврейского Государства в Аргентине или Уганде. Его позиция в пользу последнего из вариантов ввергла его в конфликт с другими членами Сионистского Совета.

Предложение Герцля образовать соединенный Сионистский Совет было принято, и он даже председательствовал на первом Сионистском Конгрессе в Базеле в 1897 году. Он скончался вскоре после этого, занятый напряженными поисками сохранения единства этого движения, в апреле 1904 года.

Видение ситуации Герцлем можно охарактеризовать как секуляризацию механизма иудаизма. Его задачей было воссоздание библейского государства Израиль политическими, а не сверхъестественными средствами. Места для месии не было. Он сберег общую идею об "Израильском народе", но без приверженности раввинской или иной форме ортодоксального иудаизма. "Народ" рассматривался как нация без страны. Герцль был продуктом еврейского просвещения. Принимая националистическое движение своего времени, он, в отличие от своих современников, искал способы примирить его с наличием у евреев устойчивой самобытности.

Ветви иудаизма

реформаторским иудаизмом, вызвали неудовлетворение среди евреев-европейцев. В конце девятнадцатого столетия Консерватизм возник как новое движение. Он выражал стремление к акцентированию положительных исторических элементов в еврейской традиции.

Во вновь основанной в США Еврейской теологической Семинарии главной фигурой, ее президентом стал Соломон Шехтер (1850-1915 гг.) Он подчеркивал необходимость сохранять верность традиции. но. если нужно, с поправками. Шехтер настаивал на том. что сохранение евреев — это и есть способ выдержать как традиции, так и перемены. Соответственн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.116 (0.013 с.)