Карма и дхарма: этика индусов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карма и дхарма: этика индусов



Раймонд Хаммер

В классическом индуизме доминирующими концепциями считались поступок (карма) и долг (дхарма). Карма, как совокупность хороших и плохих поступков, оказывала влияние на предназначение человека, но приобрести благоприятную карму было невозможно. В ранних Ведах существовало понятие верховного морального закона (риты), за соблюдением которого следили Митра и Варуна. Человечеству приходилось подчиняться божественному повелению и с помощью жертвований и молитв поддерживать правильные отношения с божествами. Грех, однако, мог быть не только моральным, но и ритуальным.

Все относительно

Моральный закон служил основой общественного порядка, контролируемого с помощью жреческих учебников и поддерживаемого правителями. Но действия, за которые приходилось нести ответственность, ограничивались рамками классовой принадлежности. Вот почему дхарма не является долгом в абсолютном смысле, но зависит от социального статуса и, соответственно, является классово-кастовым понятием. Бха-гаватгита считает неправильным стремление к исполнению чужой дхармы. Лучше плохо исполнить свою дхарму, чем хорошо выполнить чужую! Поступки как таковые не оказывают влияния на карму. Карма имеет отношение к поступкам, присущим определенному человеку, и совершенным в определенное время. Народный эпос подчеркивает долг ребенка перед родителями, любовь и привязанность, которые родители обязаны выказывать детям, взаимное уважение в браке, а также любовь и гармонию, которые должны характеризовать другие виды отношений. Для тех, кто живет в мире, моральные поиски — стремление к богатству (т.е. суетные занятия), к получению удовольствий или ритуальному совершенству — понятия относительные. Единственное абсолютное моральное правило связано с освобождением человека от цепи перерождений. На нем были сконцентрированы усилия аскетов. Высшим долгом для аскетов являлся "поиск освобождения". При этом им приходилось соблюдать основные моральные правила относительно убийства, воровства, сексуальных пороков, лжи или употребления возбуждающих средств. Только в случае соблюдения этих запретов они могли достичь степени очищения, позволявшей сделать следующие шаги по пути к мокше.

Первоисточник

Наиболее часто цитируемым первоисточником этики индуизма является написанная метрическим слогом книга "Законы Ману", содержащая 2685 строф текста, определяющего вопросы религии, законности, обычаев и политики. Дата ее написания неизвестна, но, по всей видимости, она относится к первому веку до н.э. или первому веку н.э., а ее автор был мастером стихосложения в стиле Вед. Книга касается в основном проблем долга, будь это общая дхарма, лежащая на всем, или частная дхарма, определяемая кастовыми или родственными отношениями. "Законы" составлены с целью поддержать общественный порядок в момент, когда ему угрожала наибольшая опасность. Они одобряют классовую структуру общества как общее стремление к общему благу. Отдельный человек должен выполнять те функции, которые больше всего соответствуют его природе. Что правильно, а что нет, можно определить четырьмя способами: с точки зрения законов, священных книг, хорошего поведения или совести.

Четыре ступени

В книге рассматриваются четыре отдельные ступени — ученики, главы семейств, отшельники и аскеты — и для каждой

из них определены соответствующие обязанности. Например, ученик должен изучать Веды. Для трех верхних классов разработаны церемонии посвящения в каждую из групп; специальный учитель (гуру или риши) научит правилам персонального очищения, принесения жертв, утренних и вечерних богослужений. Считается, что нижнего мира достигают ученики, уважающие свою мать, средней сферы — почитающие отца, но мира Брахмана (абсолюта) достигнут те, кто повинуется учителю!

Ни в коем случае не следует пытаться исполнять дхарму другой группы, так как это влечет за собой потерю членства в своей группе. Моральные правила и культовые действия, конечно, взаимосвязаны, и в дхарму жрецов входит прохождение через, как минимум, двенадцать священных обрядов от внутриутробного периода до брака.

В наше время основное значение придается не столько временным циклам, сколько прогрессу. Подчеркивается значение универсальных ценностей, таких как правдивость, доброта и помощь в облегчении страданий. Современные индуисты стали включать в число первоочередных целей достижение всеобщего блага.Концепции индуизма

чего следовало перекрыть артерию от сердца к голове — путь, по которому душа, как считалось, воз-| вращалась в свой дом в сердце человека. Постижение особых знании проводится во время медитации в позе йоги и повторения таинственной мантры "Ом', которая являлась представлением всей полноты сущности (другими словами "триады богов в их первоначальном единстве, Брахмане. абсолюте"). Повторение фразы обеспечивало установление и поддержание единения верующего с абсолютом — в этом и заключалась мокша. Но единение не означало отождествления. Иногда она сравнивалась с состоянием комара в листве смоковницы или рыбы в воде — не одно и то же, но и отделить невозможно.

В более поздних песнях Ригве-ды описывают людей бредущих во тьме, но постепенно осознающих непостижимость тайны в самом центре бытия. Но все же, шаг за шагом, они убеждаются в существовании реальности и света в окружающем их мире, и таким образом достигают мокши.

"От нереальности веди меня к реальности!

От тьмы веди меня к свету! От смерти веди меня к бессмертию!"

Однако, как принято считать в наше время, это освобождение касается одновременно и самой жизни. Таким образом, путь заключается в подавлении страстей. Как сказал Будда, страсти — это то. что привязывает человека к циклу перерождений. Даже чувство восторга. испытываемое при освобождении. тоже нуждается в очищении от налета страстей, который может привести к принятию жела-юго за действительное. Бхагаватгита видит мокшу как гждение от зла, от тела, от рнй и гнева, от кармы и от . Другими словами, мокша чает освобождение от пут в *| виде.

ь действия

рой путь к мокше — путь дей-я (карма-марга). Это дорога к вождению для тех. кто при-т, что в этом мире мы живем

На Западе растет популярность восточных религий. С 1960-х члены Международного Общества Сознания Кришны стали обычным явлением на улицах западных городов.

Живые религии Восток»

своими жизнями, в течение которых должна быть сделана определенная работа и выполнены определенные обязательства. Наше положение в обществе предполагает исполнение долга. Нам не дано выбирать себе моральные правила. Бхагаватгита указывает, что "мы достигаем свободы от действия" не тем, что "воздерживаемся от действия". Самоотречение не поможет нам "достичь вершин совершенства". "Действие" говорят нам. "сильнее бездействия' и поэтому следует исполнять команду "выполнения своей задачи в жизни".

Путь приверженности

Путь приверженности, или любви (бхактн-марга). ведет к вере. Преданность Богу помогает нам совершить прыжок от временного к вечному, от ограниченности к бескрайности абсолюта. Этот путь предполагает, что абсолют противостоит нам в персональной форме — поэтому каждый может отвеБог войны, Индра

Кришна был очень веселым и озорным воплощением Вишну.

Бог-слон Гонеш чрезвычайно популярен как бог мудрости и удачи.

тить на божественную благосклонность. Место безличного Брахмана занимает Бог, к которому можно обратиться и получить в ответ восхитительное ощущение веры.

В Бхагаватгите говорится о том, как Арджуна наблюдает в Кришне бесчисленные чудесные знамения, как Кришна объясняет ему, что "только с помощью бхакти ты можешь видеть меня и приблизиться ко мне". Для приверженцев этого пути — а это путь, к которому инстинктивно тянется большинство индийцев,— спасение не результат человеческих усилий, а дар Бога. Очевидно, что лишь очень немногие уделяют внимание теоретическим обоснованиям своей веры и испове

дуемой религиозной философии. Вера не догма, а жизненная необходимость человека.

Кроме всего прочего, бхакти требует проведения актов поклонения. В дополнение к ритуалам и церемониям предусмотрены также гимны для пения и статуи для поклонения и благоговения. Это нельзя считать идолопоклонством как таковым. Идол становится центром внимания. через который производится поклонение самому Богу (которого нельзя представить ни в каком образе).ИНДУИСТСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ

Раймонд Хаммер

Во времена арийского нашествия религиозные обряды проходили на свежем воздухе, и часто объектом поклонения служил огонь. Возникновение храмовых обрядов как таковых относится. видимо, к эпохе ранней религии долины Инда. Ранние храмы строили из дерева, и поэтому они не сохранились. Позднее храмы стали строить по образцу царских дворцов. Так как считалось. что боги живут в горах, многие храмы были построены в стиле горной крепости: с башней и стенами, с символом божества в центре, в окружении многочисленных символов духовного мира.

В храме

Нужды богов удовлетворялись верующими, которым, перед тем как вступить в общение с Богом. необходимо было пройти через подготовительные очистительные обряды. Например. вишнуиты, перед тем как приступить к утренней службе, должны совершить шестнадцать процедур, включающих омовение ног. очищение рта. купание. одевание, умащивание благовониями и принятие пиши. Все это сопровождалось распеванием

Во время омовения в Гонге у Варанаси женщина предлагает священную воду восходящему солнцу.

Живые религии Востока



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.242.204 (0.011 с.)