Бхакти и концепция благосклонности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бхакти и концепция благосклонности



Бхакти. приверженность конкретному богу, ставшая важным элементом народной религии. возникла как реакция на строгость и суровость требований йоги. Цель йоги заключается в подавлении желаний, любви и чувств как таковых. Что же в этом случае могло служить делу удовлетворения эмоциональных потребностей верующих? Сводя вместе понятия бхакти, знания (джнаны) и кармы, Бхагаватгита показывает, что они не являются простым выражением эмоциональности; они всегда связаны с интеллектуальной и практической сторонами человеческой жизни. И все равно, на уровне простого народа интеллектуальный. или рациональный, элемент часто остается в тени, а на авансцену выходят экстаз и восторженность выражения любви.

Между седьмым и десятым веками н.э. ряд тамильских авторов (тамильский — один из четырех языков дравидской группы, распространенных на юге Индии) выразили свои религиозные чувства и опыт с исключительной теплотой и страстью. Источник большинства историй о Кришне, Бхагава-тапурана (написанная примерно в 9(Ю г. н.э.). отличается еще большей эмоциональностью. Один писатель так охарактеризовал это произведение: "Его бхакти служит эмоциональным лекарством, которое вызывает спазм в горле, вызывает потокислез и заставляет волосы на голове шевелиться от сладостного возбуждения и часто приводит к переходам от истерического смеха к слезам и наоборот, к внезапным обморокам и длительным потерям сознания".

В одиннадцатом веке Рама-нуйя ввел бхакти в число классических понятий индуизма. Он указывал на значение связи концепции аватары с вишнуитской формой бхакти. согласно которой, Бог является людям лишь из сострадания, "чтобы осветить мир своим безупречным и совершенным величием и наполнить его своей любовью". Вишнуит обычно одевается в оранжевые или белые цвета и украшает себя гирляндами. Он наносит на лоб красные или белые вертикальные линии, или красные, черные или белые пятна между бровей. В пятнадцатом веке н.э. в Бенгале на основе движения бхакти Кришны возникла секта Хайтанья.

Эта секта привела к возникновению популярного на Западе движения Харе Кришна, приверженцы которого выражают почтение Кришне музыкой и танцами и достигают единства с божеством путем экстатического транса.

Если долгом человека является посвящение себя любовному почитанию Бога, то отсюда следует, что достижение мокши (освобождения) возможно только с согласия Бога. Следует ли считать это актом "чистой благосклонности" или же челове Медитирующий индуистский святой человек.

Во время проживания в Уганде индусы проводили девятидневный праздник в честь богини Коли. Для поддержания священного огня использовали гхи, экстракт сливочного масла.

Красная метко на лбу индийской женщины обычно обозначает ее принадлежность к индуистской вере, но в разных районах обычаи могут отличаться.

Концепции индуизма

ческие усилия тоже играют какую-то роль в этом процессе? Теологические дискуссии на тему благосклонности, подобные тем, что возникли среди христианских ученых, ведутся сейчас среди индуистов.

Были выдвинуты две теории действия благосклонности: подход "котенка" и подход "обезьяны". Кошка хватает котенка и переносит его куда захочет. Это предполагает полную пассивность со стороны котенка, и на такой же позиции стоят те, кто полагает, что благосклонность Бога действует подобным образом. Все происходит по воле Бога, и человек не может сделать ничего для достижения мокши. Детеныш обезьяны, в свою очередь, цепляется за мать. За сохранность жизни и развитие детеныша отвечает мать, но при этом его позиция не является полностью пассивной. Большинство учителей индуизма в традициях бхакти придерживаются этой точки зрения. Мы приникаем к Богу, и Бог осуществляет наше спасение.

Путь к спасению

Высшей целью индуистов является мокша. Это слово означает "освобождение" — избавление, эмансипацию и свободу. В отри1ьном смысле оно ведет к "избавлению от пут" или "отбрасыванию" чего-то. что может считаться нежелательным — а именно цикла перерождений и привязанности к материальному миру В положительном смысле это означает расширение кругозора. обретение спокойствия и чувства безопасности, ощуще-ане удовлетворения (от достигнутой цели) и силы существовать и действовать. Чаще цель спасения воспринимается в отрицательном смысле — отрицания зла. горестей и разложения.

Путь знания

Концепция мокши не всегда присутствовала в индийской религии. Вероятно, стремление х освобождению возникло в то время, когда понятие цикла перерождений (самсара) стало основополагающим постулатом индуизма (примерно в седьмом веке до н.э.), означающим бесконечный круг существований, зависящих от индивидуальных поступков (кармы) каждого.

Стремление к свободе являлось не политическим, а духовным. а традиции Упаиишад подчеркивали освобождение от пут невежества. Именно невежество привязывало человека к кругу "рождение—смерть—новое рождение", выраженному в самса-ре. Освобождение будет достигнуто. как только невежество сменится знанием, когда правильно будет воспринята реальность и отвергнуто все преходящее и иллюзорное.

В этом, в основном, и состоит путь знания (джнана-марга) к мокше. Он включает в себя йогу и связанный с ней аскетический образ жизни. Считалось. что с помощью контроля над дыханием можно добиться освобождения души от тела, для

Термин садху обозначает любого индуистского "святого человека". К ним относятся и аскеты-отшельники, и популярные чародеи. Приверженцы Вишну наносят золой на лоб три вертикальные полосы. У почитателей Шивы полосы горизонтальные.

Живые религии Востока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.01 с.)