Место психологии религии в системе наук



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место психологии религии в системе наук



Место психологии религии в системе наук

В круге дисциплин, включенных в программу образования студентов религиоведов, наряду с такими дисциплинами как Феноменология религии, История религии и другие стоит и Психология религии. Как и большинство специфически религиоведческих дисциплин, она появилась относительно недавно на стыке двух областей науки — религиоведения и психологии. Зарождающаяся в конце XIX в. психология не могла обойти своим вниманием проблемы, связанной с жизнью homo religiosus. Поэтому психологи, такие как Старбэк, Джеймс, Фрейд, Юнг и другие, из необходимости включали сферу духовного в область своих исследований. Позже, когда начинает формироваться круг религиоведческих дисциплин, в него постепенно включается такая область как психология религии. С точки зрения религиоведческого материала теории психологов очень часто не находят достаточной фактологической базы. Часто они бывают просто подвешены на одном–двух положениях, не имеющих общего значения. Ярким примером такого подхода служит теория Фрейда, но и не только она. Позже, уже во второй половине XX в., религиоведы попытались применить различные психологические теории в систематизации разнородного религиоведческого материала.

До создания В. Вундтом первой психологической лаборатории в 1879 г., все вопросы, касающиеся психологии, относились к сфере философии и теологии. После этого происходит разграничение предметов наук. Говоря о месте психологии религии в системе научного знания, мы отмечаем, что она относится как к психологии, так и к религиоведению и выступает в роли некой пограничной дисциплины. Как индивидуальная, так и социальная психология занимаются проблемами нашей дисциплины. Индивидуальная изучает внутренний мир верующего, социальная же занимается механизмом взаимоотношений внутри общины верующих и в более общем смысле внутри Церкви. Все же богатство фактологического материала, который используется в психологии религии, относится к сфере изучения религиоведения.

 

Объект и предмет психологии религии.

Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую теорию религии образуют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений—культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности.

С самого своего зарождения Психология религии определяет предметом своего исследования внутренний мир человека, его переживания, его мысли и чувства. Один из первых интроспективный подход в Психологии религии предложил выдающийся американский философ Уильям Джеймс. Более поздние исследования вынуждены были признать важность интерсубъективных факторов для изучения психологии религии. К таким факторам с необходимостью можно отнести в первую очередь вероучение и систему религиозной социализации.

Предметом психологии религии является изучение психологических аспектов и закономерностей религиозных явлений. Сюда с необходимостью относятся как интерсубъективные, так и субъективные факторы. Субъективная сторона: Внутренний мир верующего, переживания, мысли, чувства, религиозный опыт. Интерсубъективная сторона: Вероучение, система религиозной социализации, религиозные организации, культ и его материальные атрибуты, религиозное поведение, характер жизнедеятельности религиозных индивидов, сообществ, иерархий, лидеров и т. д.

 

Методы психологии религии.

Методы исследования – группы (в осн. – заимствованные из ф-и, естеств. наук и социологии) – решает исследователь:

1) сбор эмпир. м-ла: из ф-и – интроспекции (самонаблюдение) – непроверяем, ограниченно воспроизводим, не учитывает ничего, кроме сознания;

2) наблюдение за рел. поведением (индивидов, групп) – ф-я и ест-науч: полное или неполное.

3) Эксперимент (эксперименты с ЛСД Станислав Гроф).

4) Изучение личных документов – в т.ч. изображений и т.д.

5) Изучение клин. случаев (анамнез): психоанализ и во фр. психологии (Фрейд, Юнг, Фромм, клиника Шарко и др.).

6) Из соц-и – анкетирование, интервью и опрос – более-менее объективны, высокая информативность, возм-ть матем. обработки. Стербак и Любак – амер. – первые.

Есть более сложные методы. Методы для большей объективности всегда исп-ся в комбинации.

 

4. "Биологические" подходы в психологии религии.

Теодор Флурнуа (швейц.) родоначальник биолог. подхода в пс. рел. Имелся в виду ряд исследований, появившихся на рубеже, XIX–XX вв., и упоминались, прежде всего, американские авторы —Леуба, Старбэк, Пратт, У. Джемс. Это течение противопоставлялось прежней, исключительно описательной психологии религии, в качестве представителей которой Флурнуа называл Форбродта, Коха, Сабатье, Рунце и других. 2 принципа: 1) Принцип исключения трансцендентного (вне компетенции психолога). 2) принцип биолог. интерпретации: 1. психологический подход: органическое иссл-е условий рел. явлений (вес, рост, пол, раса) 2. генет. и эвол. подходы к иссл-ю внутр. и внеш. рел. явл-й (т.е. рассм-ся в процессе формир-я). 3. компаративистский подход: д.б. учтены индивид. различия 4. динам. подход: рел.ж. – живой, изменяющийся процесс. Психология рассматривает и изучает религию как жизненную функцию. Главное определить ее формы, роль, условия развития, разновидности и изменения.

Нужно выявлять закономерности, чтобы приблизить психологию к естественно-научному знанию.

Рудольф Отто (1869–1937) полагал, что религия — это «переживание священного», ее предметом является нуминозное, сила, исходящая от Божества. С одной стороны, оно есть mysterium tremendum (лат. — тайное страшащее), С другой стороны, святое, нуминозное предстается как mysterium fascinans (лат.—тайное ослепляющее, увлекающее, восхищающее). Священное выступает в его понимании априорной, автономной категорией сознания, оно является стержнем религии и конституирует ее как особую, автономную сферу жизни. В основе его — врожденное человеку «чувство божества». Священное божественное (нуминозное) является для Отто объективной реальностью. Отто стремится подчеркнуть иррациональный аспект религиозного опыта, коренящийся в самой природе человека, анализирует содержание иррационального в религии. Глубочайшая сущность религии — великая тайна.

Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858–1917) стоял на позициях позитивизма, в качестве фактической базы использовал данные этнографии. Он руководствовался принципом социологизма, согласно которому, общество представляет собой особую реальность, включающую «социальные факты. Идея сверхъестественного, Бога присуща лишь некоторым религиям, и уж тем более она чужда первобытным народам. Эта идея появляется лишь на определенной стадии развития, а потому неприменима для общего определения религии. Он различал «священную» и «профанную» области. Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью. Ему приписываются два свойства: запретность, отделенность от всего прочего и способность быть объектом любви и уважения; оно—источник принуждения, запрета и одновременно предмет поклонения. Сферу «профанного» образует повседневная жизнь. Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической форме, пытается перевести социальные отношения на понятный язык. Источником религии Э. Дюркгейм считает общественно-психологический процесс общения. Со своей стороны религия выполняет ряд функций, главными из которых являются создание и укрепление общественной солидарности. На основе анализа австралийской тотемной системы Э. Дюркгейм сделал вывод о тождестве религиозного и социального. «Священные» вещи представляют собой символы общественного единства. У австралийских туземцев в качестве символа клана выступает тотем. И современное общество религиозно, даже если интеграция находит выражение в национальных и политических символах.

На базе коллективной психологии интерпретировал религию французский философ-позитивист, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857–1939). Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления. Первобытное мышление является мистическим и одновременно пралогическим, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта. Оно подчинено закону партиципации (сопричастия). Партиципация состоит в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние посредством заражения, осквернения, овладения. Пралогическое и логическое, иррациональное и рациональное, закон противоречия и закон партиципации сосуществуют. Но если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления. Наряду с обычаем и языком к коллективным представлениям Л. Леви-Брюль относил и верования. Коллективные представления служат «основанием» религиозных институтов (и не только их) в силу следующих свойств: они носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной личности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки. В цивилизованных обществах мышление способно анализировать объект веры рационально-логически, но он дается и в коллективных представлениях: в современном молении в состоянии экстаза происходит слияние субъекта и объекта. Л. Леви-Брюль делает следующий прогноз: логическое мышление никогда не сможет сделаться универсальным наследником пралогического мышления.

 

5. Явления религиозного сознания в свете теории невроза П. Жане. Описание и психологическая интерпретация навязчивой идеи "одержимости бесом".

Жан Мартин Шарко (1825–1930), исследуя мистицизм, определял демонические наваждения как порождение истерии, а исцеления верой считал самовнушением. Сходные взгляды высказывал Пьер Жане (1859–1947) — ученик Шарко, основатель психологии образа действия, исследовал психопатологии. В своей книге «Неврозы и фиксированные идеи» (посвящена рел. феноменам) разработал психологическую концепцию неврозов, согласно которой они возникают из-за функциональных нарушений высших функций психики и потери баланса между высшими и низшими психическими функциями. Там же он дает подробный медицинский анализ случая «одержимостью бесами», который был квалифицирован им как невроз и излечен с помощью гипноза. Наблюдая за своими пациентами, впадающими в мистическое состояние, например, религиозный экстаз, во время которого пациент находился в позе распятого, или же одержимость злыми силами, левитацию, появление стигматов: такое состояние Жане называл психастенией».

 

Место психологии религии в системе наук

В круге дисциплин, включенных в программу образования студентов религиоведов, наряду с такими дисциплинами как Феноменология религии, История религии и другие стоит и Психология религии. Как и большинство специфически религиоведческих дисциплин, она появилась относительно недавно на стыке двух областей науки — религиоведения и психологии. Зарождающаяся в конце XIX в. психология не могла обойти своим вниманием проблемы, связанной с жизнью homo religiosus. Поэтому психологи, такие как Старбэк, Джеймс, Фрейд, Юнг и другие, из необходимости включали сферу духовного в область своих исследований. Позже, когда начинает формироваться круг религиоведческих дисциплин, в него постепенно включается такая область как психология религии. С точки зрения религиоведческого материала теории психологов очень часто не находят достаточной фактологической базы. Часто они бывают просто подвешены на одном–двух положениях, не имеющих общего значения. Ярким примером такого подхода служит теория Фрейда, но и не только она. Позже, уже во второй половине XX в., религиоведы попытались применить различные психологические теории в систематизации разнородного религиоведческого материала.

До создания В. Вундтом первой психологической лаборатории в 1879 г., все вопросы, касающиеся психологии, относились к сфере философии и теологии. После этого происходит разграничение предметов наук. Говоря о месте психологии религии в системе научного знания, мы отмечаем, что она относится как к психологии, так и к религиоведению и выступает в роли некой пограничной дисциплины. Как индивидуальная, так и социальная психология занимаются проблемами нашей дисциплины. Индивидуальная изучает внутренний мир верующего, социальная же занимается механизмом взаимоотношений внутри общины верующих и в более общем смысле внутри Церкви. Все же богатство фактологического материала, который используется в психологии религии, относится к сфере изучения религиоведения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.016 с.)