Объект и предмет психологии религии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет психологии религии.



Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую теорию религии образуют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений—культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности.

С самого своего зарождения Психология религии определяет предметом своего исследования внутренний мир человека, его переживания, его мысли и чувства. Один из первых интроспективный подход в Психологии религии предложил выдающийся американский философ Уильям Джеймс. Более поздние исследования вынуждены были признать важность интерсубъективных факторов для изучения психологии религии. К таким факторам с необходимостью можно отнести в первую очередь вероучение и систему религиозной социализации.

Предметом психологии религии является изучение психологических аспектов и закономерностей религиозных явлений. Сюда с необходимостью относятся как интерсубъективные, так и субъективные факторы. Субъективная сторона: Внутренний мир верующего, переживания, мысли, чувства, религиозный опыт. Интерсубъективная сторона: Вероучение, система религиозной социализации, религиозные организации, культ и его материальные атрибуты, религиозное поведение, характер жизнедеятельности религиозных индивидов, сообществ, иерархий, лидеров и т. д.

 

Методы психологии религии.

Методы исследования – группы (в осн. – заимствованные из ф-и, естеств. наук и социологии) – решает исследователь:

1) сбор эмпир. м-ла: из ф-и – интроспекции (самонаблюдение) – непроверяем, ограниченно воспроизводим, не учитывает ничего, кроме сознания;

2) наблюдение за рел. поведением (индивидов, групп) – ф-я и ест-науч: полное или неполное.

3) Эксперимент (эксперименты с ЛСД Станислав Гроф).

4) Изучение личных документов – в т.ч. изображений и т.д.

5) Изучение клин. случаев (анамнез): психоанализ и во фр. психологии (Фрейд, Юнг, Фромм, клиника Шарко и др.).

6) Из соц-и – анкетирование, интервью и опрос – более-менее объективны, высокая информативность, возм-ть матем. обработки. Стербак и Любак – амер. – первые.

Есть более сложные методы. Методы для большей объективности всегда исп-ся в комбинации.

 

4. "Биологические" подходы в психологии религии.

Теодор Флурнуа (швейц.) родоначальник биолог. подхода в пс. рел. Имелся в виду ряд исследований, появившихся на рубеже, XIX–XX вв., и упоминались, прежде всего, американские авторы —Леуба, Старбэк, Пратт, У. Джемс. Это течение противопоставлялось прежней, исключительно описательной психологии религии, в качестве представителей которой Флурнуа называл Форбродта, Коха, Сабатье, Рунце и других. 2 принципа: 1) Принцип исключения трансцендентного (вне компетенции психолога). 2) принцип биолог. интерпретации: 1. психологический подход: органическое иссл-е условий рел. явлений (вес, рост, пол, раса) 2. генет. и эвол. подходы к иссл-ю внутр. и внеш. рел. явл-й (т.е. рассм-ся в процессе формир-я). 3. компаративистский подход: д.б. учтены индивид. различия 4. динам. подход: рел.ж. – живой, изменяющийся процесс. Психология рассматривает и изучает религию как жизненную функцию. Главное определить ее формы, роль, условия развития, разновидности и изменения.

Нужно выявлять закономерности, чтобы приблизить психологию к естественно-научному знанию.

Рудольф Отто (1869–1937) полагал, что религия — это «переживание священного», ее предметом является нуминозное, сила, исходящая от Божества. С одной стороны, оно есть mysterium tremendum (лат. — тайное страшащее), С другой стороны, святое, нуминозное предстается как mysterium fascinans (лат.—тайное ослепляющее, увлекающее, восхищающее). Священное выступает в его понимании априорной, автономной категорией сознания, оно является стержнем религии и конституирует ее как особую, автономную сферу жизни. В основе его — врожденное человеку «чувство божества». Священное божественное (нуминозное) является для Отто объективной реальностью. Отто стремится подчеркнуть иррациональный аспект религиозного опыта, коренящийся в самой природе человека, анализирует содержание иррационального в религии. Глубочайшая сущность религии — великая тайна.

Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858–1917) стоял на позициях позитивизма, в качестве фактической базы использовал данные этнографии. Он руководствовался принципом социологизма, согласно которому, общество представляет собой особую реальность, включающую «социальные факты. Идея сверхъестественного, Бога присуща лишь некоторым религиям, и уж тем более она чужда первобытным народам. Эта идея появляется лишь на определенной стадии развития, а потому неприменима для общего определения религии. Он различал «священную» и «профанную» области. Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью. Ему приписываются два свойства: запретность, отделенность от всего прочего и способность быть объектом любви и уважения; оно—источник принуждения, запрета и одновременно предмет поклонения. Сферу «профанного» образует повседневная жизнь. Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической форме, пытается перевести социальные отношения на понятный язык. Источником религии Э. Дюркгейм считает общественно-психологический процесс общения. Со своей стороны религия выполняет ряд функций, главными из которых являются создание и укрепление общественной солидарности. На основе анализа австралийской тотемной системы Э. Дюркгейм сделал вывод о тождестве религиозного и социального. «Священные» вещи представляют собой символы общественного единства. У австралийских туземцев в качестве символа клана выступает тотем. И современное общество религиозно, даже если интеграция находит выражение в национальных и политических символах.

На базе коллективной психологии интерпретировал религию французский философ-позитивист, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857–1939). Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления. Первобытное мышление является мистическим и одновременно пралогическим, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта. Оно подчинено закону партиципации (сопричастия). Партиципация состоит в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние посредством заражения, осквернения, овладения. Пралогическое и логическое, иррациональное и рациональное, закон противоречия и закон партиципации сосуществуют. Но если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления. Наряду с обычаем и языком к коллективным представлениям Л. Леви-Брюль относил и верования. Коллективные представления служат «основанием» религиозных институтов (и не только их) в силу следующих свойств: они носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной личности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки. В цивилизованных обществах мышление способно анализировать объект веры рационально-логически, но он дается и в коллективных представлениях: в современном молении в состоянии экстаза происходит слияние субъекта и объекта. Л. Леви-Брюль делает следующий прогноз: логическое мышление никогда не сможет сделаться универсальным наследником пралогического мышления.

 

5. Явления религиозного сознания в свете теории невроза П. Жане. Описание и психологическая интерпретация навязчивой идеи "одержимости бесом".

Жан Мартин Шарко (1825–1930), исследуя мистицизм, определял демонические наваждения как порождение истерии, а исцеления верой считал самовнушением. Сходные взгляды высказывал Пьер Жане (1859–1947) — ученик Шарко, основатель психологии образа действия, исследовал психопатологии. В своей книге «Неврозы и фиксированные идеи» (посвящена рел. феноменам) разработал психологическую концепцию неврозов, согласно которой они возникают из-за функциональных нарушений высших функций психики и потери баланса между высшими и низшими психическими функциями. Там же он дает подробный медицинский анализ случая «одержимостью бесами», который был квалифицирован им как невроз и излечен с помощью гипноза. Наблюдая за своими пациентами, впадающими в мистическое состояние, например, религиозный экстаз, во время которого пациент находился в позе распятого, или же одержимость злыми силами, левитацию, появление стигматов: такое состояние Жане называл психастенией».

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.005 с.)