Политеистические религии. Причины перехода от политеизма к монотеизму. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политеистические религии. Причины перехода от политеизма к монотеизму.



ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly - много, гао-nos - один, theos - Бог) - религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период разложения первобытной общины и разделения труда, когда на смену ранним верованиям, включая различных духов, приходит вера в богов, наделяемых определенным обликом, именем и культом. Переход от П. к М. явился отражением определенного этапа развития общества. Был обусловлен укреплением рабовладельческого строя, созданием монархий. Один монарх и царь - один Бог. В результате почитание многих богов сводится к поклонение одному Богу. Сначала Бог почитается как главный, постепенно превращаясь в единственного и всемогущего. Классическими примерами П. могут служить пантеоны богов древних религий греков, римлян, славян. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство, ислам

Мировые религии.

Мировая религия[1] — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которыхвероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей[2]. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения[3].

В настоящий момент этим термином в российском религиеведении обозначаются три религии (приведены в порядке хронологии возникновения)[2][3][4]:

• буддизм,

• христианство,

• ислам.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Распределение численности последователей по конфессиям

• христиане — 2,31 млрд (33 % населения Земли)

• мусульмане — 1,58 млрд (23 % населения Земли)

• исповедующие индуизм — 0,95 млрд (14 % населения Земли)

• буддисты — 0,47 млрд (6,7 % населения Земли)

• исповедующие традиционные китайские религии — 0,46 млрд (6,6 % населения Земли)

• сикхи — 24 млн (0,3 % населения Земли)

• иудеи — 15 млн (0,2 % населения Земли)

• приверженцы местных верований — 0,27 млрд (3,9 % населения Земли)

• не религиозные — 0,66 млрд (9,4 % населения Земли)

• атеисты — 0,14 млрд (2 % населения Земли).

Данные о распределении численности последователей по конфессиям по состоянию на конец XIX — начало XX вв. публиковались в статье «Религия» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

 

Нетрадиционные и современные религии.

Как правило, к ним относят те учения, в которых нет строгой вероучительной системы, но есть ярко выраженная оппозиционность к официальным ценностям и идеалам. В своей деятельности лидеры этих учений и культов активно используют психологические приемы.

На Западе, где их именуют "новыми религиями", они начали возникать в 70-80-е гг. ХХ в. По утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 "новых религий". Правда, многие из них представляют собой перенесенные на чужеродную почву традиционные религиозные учения Востока. В нашей стране распространение "новых религий" началось в конце 80-х гг. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии.

Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т. е. во главе находится лидер, который наделен харизмой. Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.

Характерно, что лидер создает особую "семью", или "коммуну", в которой его называют "отцом". Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он - особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу коммуны. Многие представители "новых религий" живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т. е. неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.

Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления.

Существенной особенностью вероучения "новых религий" является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.

Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя следующие важные черты:

· Во-первых, большинство сект отличается активной миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы распространения "новых" идей, включая выступления руководителей на стадионах перед огромными массовыми аудиториями и доверительные беседы.

· Во-вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что многие секты для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи по телевизору и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что они располагают огромными финансовыми возможностями.

· В-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Они практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним путем насаждения жесткой дисциплины и применения психотропных средств. Все это представляет яркую опасность для физического и психического здоровья людей.

Одной из существенных причин стремления людей к новым культам можно считать психологическое состояние нашего общества. Известно, что здесь существуют разного рода страхи, неуверенность в будущем, тревога за жизнь, работу, личную судьбу и будущее страны. Страх перед насилием, перед могуществом зла, его искусом делают некоторых людей запуганными, и они стремятся искать защиту в потусторонних силах. На такой социально- психологической почве и возникает игра на мнительности, настороженности людей, находящихся в стрессовых ситуациях. В этих условиях проповедники новых религиозных сект, астрологи, целители обещают простые и легкие решения всех проблем. Они, как правило, используют человеческую доверчивость, извечную тягу людей к чуду. Подобный самообман зачастую оборачивается жестоким разочарованием в жизни, утратой веры в перспективу, а иногда и настоящими трагедиями.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ — политеистич. система религии, зародившаяся в глубокой древности среди первобытнородовых скотоводч. и земледельч. племен долины Нила и получившая дальнейшее развитие в эпоху раннерабовладельч. общества, когда оформилась деспотия фараонов. Верхней хронологической границей существования древнеегипетской религии может считаться сер. V тыс. до н.э., нижней – рубеж 5-6 вв. н.э. Гл. объектом поклонения древних египтян была природа, имевшая для Египта, с.-х. страны, громадное значение. Нил, разливы к-рого обеспечивали урожай, олицетворялся в образе бога Хапи, солнце — в образе бога Ра и т. д. Для Д-е. р. были весьма характерны зооморфизм и тотемизм, развившиеся благодаря значит. роли скотоводства и охоты в экономике страны. Богиня Сохмет, напр., изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Anyбис — с головой шакала и т. д. Глубокий отпечаток на Д.-е. р. наложил возникший еще в д-государственную эпоху культ мертвых. По представлениям египтян, у каждого человека имеются душа ба, изображавшаяся в виде птицы с головой человека, и дух-двойник ка. Считалось, что в «загробном мире» сподобиться блаженства мог лишь тот, чье тело как «вместилище души» сохранялось в целости. Отсюда забота египтян о сохранении тела после смерти (гробницы-пирамиды и мумификация). Для «загробного существования» покойник снабжался предметами, употреблявшимися им при жизни, или их моделями и изображениями, а магич. формулы и заклинания, начертанные на стенах пирамид, саркофагах и папирусах (т. н. Книга мертвых), должны были обеспечить ему посмертное блаженство на «полях Иалу», как в Д.-е. р. назывался «рай».Каждый город, бывший первоначально самостоят, общиной, имел собств. систему богов, обычно во главе с триадой, состоявшей из бога-отца, богини-матери и бога-сына. Так, в Мемфисе почиталась триада Пта — Сохмет — Нефертум, в Фивах триаду образовывали Амон, Мут и их сын Хон-су. По мере полит, объединения Египта (с конца IV тысячелетия до н. э.) значение большинства местных богов падало, культы же нек-рых богов распространялись по всей стране, причем особенно выделялись боги городов, занимавших первенствующее положение в определ. период. Представление о верховном боге в Египте складывалось по образцу земных владык — фараонов, считавшихся неогранич. владыками всех подданных и их имущества. Д.-е. р. при посредстве жречества освящала власть фараона, объявляя его сыном бога и живым богом на земле. Жречество составляло одну из важнейших основ гос. власти в Египте. захватили местные жрецы.Особое место в Д-е. р. занимали «земледельч.» боги Осирис и Исида, культ к-рых был воспринят и гос. религией. Мифы о них символизировали последоват. смену земледельч. циклов, чем и объясняется популярность этих богов. Культ Осириса и Исиды, как и культ Амона, сыграл большую роль в создании новой, своеобр. религ. системы эллинистич. Египта, сочетавшей др.-греч. и егип. религ. представления. Немалую роль сыграла Д.-е. р. и в формировании христианства. Напр., миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе, наряду с мифами об Аттисе и Адонисе, оказал существ, влияние на разработку мифа о Христе. Сохранившийся местами до наших дней обычай выращивать овес и просо к христ. пасхе — пережиток егип, магич. обряда из культа Осириса.

Древнеримская религия.

В истории Римской империи можно выделить три основных периода, которые можно назвать и периодами развития религии:

ранний или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.); Римская республика (V-I вв. до н.э.); Римская империя (I-V вв. н.э.).

Религии римлян присущи следующие характерные черты:

синкретизму обусловленный тем, что становление римского государства происходило в результате завоевания других народов. Религиозные идеи этих народов становились частью римской религии;

этатизм и политическая ангажированность, впоследствии приведшие к возникновению культа императора;

связь с римским мифом о происхождении государства и благословении его со стороны богов;

сосуществование и противостояние государственных и родовых, семейных культов;

меньшая конкретность в понимании богов, чем это мы видели раннее. Римляне обожествляют абстрактные понятия: справедливость, счастье и др.

На развитие религиозных представлений оказала влияние борьба между патрициями и плебеями, особенно обострившаяся в V в. до н.э. В результате этой борьбы помимо политических прав плебеи получили религиозные. Наряду с официально признанными богами, утверждается плебейская триада:

Церера (богиня плодородия, покровительница материнства, владычица подземного мира);

Либер и его женская параллель

Либера - олицетворяли животворящие силы природы.

Кроме того, существовало еще очень большое количество богов, которых римляне, так же как и греки, делили на три категории: уранические или небесные, к которым относились названные выше представители триады;хтонические или подземные (например, Сатурн — бог урожая); ойкуменические или земные (например, Янус - бог входа и выхода, бог начинаний и первый италийский царь; Веста - богиня домашнего очага, олицетворение чистоты и верности). Весте был посвящен храм. Служительницами храма становились девственницы, их называли весталки, они должны были сохранять девственность и служить Весте до 30 лет.

К особенностям римской религии относится обожествление общих понятий:Конкордия считалась богиней согласия; Клементия — богиней кротости; Виктория - богиней победы; Либертос - богиней свободы.

Кроме богов, римляне почитали демонов, прежде всего домашних, которые делились на группы: пенаты (хранители домашнего очага и припасов); лары (хранители нравственных устоев);гении (дух мужчины, главы семьи).Наряду с добрыми демонами, существовали и злые. К ним относили ларвов и лемуров — злые души умерших. Эти демоны появляются в результате того, что человек не был захоронен согласно ритуалу и за это мстит живым.

44,Религии древней Индии (ведическая религия, брахманизм, индуизм, вишнуизм, сикхизм, джайнизм).

Индуизм - самая большая национальная религия в мире. Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.

Такой переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни. В Индии существовали и существуют касты (другое название: варны). Касты (варны) - это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди

(сейчас власти борются с этим обычаем, но не всегда успешно). Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни могли быть служителями культа. Их покровителем считался и считается бог Брахма. Именно поэтому слово “брахман” (в переводе с древнеиндийского языка, называемого санскритом, - “отражение воли Брахмы”) обозначало одновременно и человека из данной касты, и служителя культа.

Брахманы в древней Индии обладали большими преимуществами. они имели право на присвоение половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их касты и профессии служителей культа, которая монопольно принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным богом. Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии, которые в реальной жизни имели брахманы. Представители трех других основных каст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные сложившейся ситуацией, совершили социальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть налогов, лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность. Все, что им оставили, - это право быть служителями культа.

Джайнизм - одна из религий Индии, которая возникла в VI столетии до н.э. В современном мире живет около 3 млн. ее сторонников. Основателем джайнизма считается Вардхамана. В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой

Синтоизм

Синтоизм - (от японского синто — путь богов) является национальной религией Японии. Она относится к политеизму и строится на поклонении многочисленным божествам и духам умерших. С 1868 по 1945 годы был государственной религией. В основе данного религиозного учения лежит анималистическое представление мира. Под анимализмом подразумевается одушевление всего сущего, начиная от человека и кончая камнем. Согласно учению существуют духи-покровители — боги (ками), которые властвуют над какой-нибудь местностью: лес, гора, река, озеро. Считается также, что они могут покровительствовать определённому роду, клану или просто человеку, воплощаться в различные предметы. Всего насчитывается около 8 млн. ками.

Поклонение в храмах началось после прихода в Японию буддизма в 6 веке, который оказал сильное влияние на данную религию, а также устранил монопольное положение синтоизма. В период расцвета японского феодализма (10–16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религиозной жизни страны, многие японцы стали исповедовать две религии (например, браки, рождение ребёнка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском храме, а поминально-заупокойный культ совершался преимущественно по правилам буддизма).

Основными источниками мифологии синтоизма являются сборники "Кодзики" (Записи о делах древности) и "Нихонги" (Анналы Японии. Синто утверждает, что сначала был хаос, содержащий все элементы, которые были смешаны и размыты в неопределённую бесформенную массу, но потом хаос разделился, и образовались Такама-нохара (Равнина Высокого Неба) и острова Акицусима. Затем появились первые 5 богов, которые дали жизнь всем остальным богам, живым существам и создали этот мир.Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди, души умерших живут рядом.Большое значение в синтоизме занимают очистительные обряды (хараи), которые появились под влиянием буддизма. Основная концепция данных обрядов заключается в устранение всего лишнего, наносного, всего того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Синтоизм сформировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций, как коренных, так и чужеземных, и благодаря ему страна достигла единства под управлением императорской семьи.

46Буддизм. Его возникновение и главные положения вероучения.

Буддизм - одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии 6-ом-5-ом веке до н.э. Основатель – Сиддхартха Гуатама (Будда) происходил из царского рода племени шакьев. Основные положения догматики раннего буддизма и его важнейшие культовые предписания изложены в Трипитаке (Типитаке) -– многотомном своде книг буддистского священного писания, воспринимаемого как откровение Будды в изложении его учеников

Буддизм ассимилировал элементы брахманизма, даосизма и других религий. В Индии растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Главный принцип учения – принцип свободы и отсутствия авторитетов. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность; страдание – состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию и одновременно пульсация дхарм (первичных элементов бытия); причина страдания – как безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы, так и безмерная привязанность человека к жизни, к удовлетворению своих чувственных страстей. Путь – это восьмеричный путь избавления от страданий. Страдание можно прекратить еще в настоящей жизни. Для этого неободимо направить волю вовнутрь, на отвращение нашего «Я» от предметов внешнего мира, на разрушение как эгопривязанности к миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека – абсолютности его «Я». Этапы пути: правильная вера, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли и правильное сосредоточение. Освобождение (нирвана) – состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. При этом буддизм отрицает потустороннесть освобождения; здесь нет души как неизменной субстанции – человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа.

В ходе развития сложился культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д. Основные направления: хинаяна, махаяна.

Махаяна (большая колесница) – северный буддизм (Китай, Япония). Подчеркивает черты терпимости и этического учения буддизма и выдвигает идеал бодхисатвы. Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с органической общностью всех вещей – Дхармакаей (космическое тело Будды). Провозглашение божественного будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала. Основные философские школы: йогагары и мадхьямика.

Хинаяна(малая колесница) – южный буддизм (Цейлон, Бирма, Лаос, Таиланд). Нирвана приняла форму личного совершенствования, независимо от каких-либо внешних условий, - идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные школы: саутрантика, вайбхашика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.025 с.)