ТОП 10:

Предмет и структура религиоведения.



Религиоведение возникает в середине 19 века, формируясь на стыке философии, психологии, социологии, лингвистики, археологии, этнографии.

Религиоведение изучает закономерности возникновения развития и функционирования религии, ее строение и компоненты, взаимодействие религии и других областей культуры. Современное религиоведение включает в себя пять основных разделов:

1. Философия религии – это совокупность философских понятий и принципов, дающих теоретическое объяснение религии.

2. Социология религии – изучает функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на элементы социальной сферы.

3. Психология религии – исследует влияние религиозных явлений на индивидуальную и групповую психологию, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе.

4. Феноменология религии – дает систематическое описание явления религии и их классификацию, на основе сравнительного анализа.

5. История религий – накапливает и сохраняет информацию о религиях прошлого и настоящего.

Термин «Религия» происходит от латинского religio (набожность, благочестие, святыня)

Термин Религия имеет два толкования: в широком смысле, религия – это особый вид мировоззрения, который основывается на поклонении высшему началу. В узком смысле, религия – это социально организованная вера в священное, и основанный на этом способ общественной и личной жизни.

Священное (или сакральное) – это высшая сверхъестественная реальность, по отношению к которой верующие испытывают страх, трепет, преклонение.

Любая развитая религия включает в себя четыре главных элемента:

1. Религиозное сознание – это мировоззрение, ядром которой является вера в священное.

2. Религиозная деятельность – выражается в форме культа. Культ – это взаимодействие со священной реальностью, происходящая в форме ритуала.

3. Религиозные отношения – включают в себя отношения верующих к явлениям сакрального мира и к нормам религиозной морали.

4. Религиозные организации – такие, как религиозная община, церковь, секта и др.

Основные теории происхождения религии

Проблема возникновения религии очень важна для полного понимания ее сути и значения Если мы хотим досконально знать какое-то явление или вещь, мы непременно поставим вопрос: откуда, почему, как и когда они возникли ли и, только получив ответ на вопрос, мы получим знания об этом явленийе.

Это касается и религии

Но с точки зрения подавляющего большинства верующих и значительной части духовенства, которое не удается в богословские тонкости, вопрос о возникновении религии не имеет смысла: религию Бог даровал человечеству, причем именно ту, которую исповедуют эти верующие, религия вечна и неизменна, именно их религия истинна и не требует объяснения его происхождения и уже существует общепризнанная история религий, фиксирует начало каждой из них Мы знаем почти в мельчайших деталях процесс формирования ислама, который проходил в начале XII века, когда историю записывали Подробнее известно и начало христианства, завершает свое дру е тысячелетия Значительно меньше мы знаем о возникновении буддизма, ведь ему более двух с половиной тысяч Рокиоків.

С далеких веков доходят до нас известия о древние религии, их начало и конец О религиозные представления людей на заре, их существовании свидетельствуют многочисленные факты науки Все народы имели свою религию Религии возникали, развивались, исчезали, сменялись другими Бесспорно, религия имеет исторический характер, она имеет свою, очень интересную и поучительную историорію.

Мы с вами рассмотрим вопрос о возникновении первых религиозных представлений, выложим разные точки зрения на этот И пусть вас не удивляет, что иной раз эти точки зрения исключают друг друга

34, Основные теории происхождения религии.

На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:

-религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.

-промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии. Концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Однако позднее она была подвергнута критике. По мнению Крывелёва И. А. в сочинении Вильгельма Шмидта есть ошибки, а после смерти Шмидта его ученики, группирующиеся вокруг журнала «Anthropos», предприняли ревизию его работы и фактически отказались от неё, постулируя в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм.

-эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм (см. Антропология религии)

Структура религии

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

• религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

• религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

• религиозные отношения (культовые, внекультовые),

• религиозные организации.

Обыденное религиозное сознание – самое общее представление о сверхъестественном, свойственное рядовым приверженцам религии. Оно характеризуется неполнотой, неотчетливостью, бессистемностью, неустойчивостью. Это простейшая форма религиозности, существующая с начальной фазы возникновения религии и имеющая повсеместное распространение.

Религиозная идеология – система воззрений на сверхъестественное, характеризующаяся полнотой, обстоятельностью и последовательностью. Она создается религиозными теоретиками и служителями культа, для которых отстаивание и пропаганда религиозных воззрений – дело всей жизни. Религиозная идеология (богословие или теология) появилась с выделением умственного труда в самостоятельный вид человеческой деятельности, т.е. уже в классовом обществе; она составляет теоретическую основу любой религии.

Религиозные настроения – совокупность чувств и эмоциональных состояний, вызванных верой в сверхъестественное. Это обычные человеческие эмоции (как положительные, так и отрицательные), только источник их не реальная действительность, а порождение религиозной фантазии. Например, радость, вызванная рождением ребенка, - нерелигиозное чувство родителей и их близких, а радость, вызванная его крещением, - религиозное.

Религиозные действия – совокупность строго регламентированных поступков, продиктованных верой в сверхъестественное. Это так называемая обрядность или религиозный культ.

Религиозные люди верят не только в существование сверхъестественного и в свою полную зависимость от него, но и в возможность целенаправленного воздействия на сверхъестественное с целью привлечения его на свою сторону и достижения благодаря контактам с ним определенной выгоды для себя. Эти мнимые контакты обставляются как торжественный ритуал, полный таинственности и загадочности, как действие, в котором каждый поступок или жест глубоко символичны.

Все три выше охарактеризованные элементы имеются в каждой религии, но их соотношение у разных религий различно. Весьма показательны в этой связи различные направления в христианстве: православные и католики львиную долю своего внимания уделяют культу, а протестанты на первый план выдвигают религиознее идеи.

В классовом обществе возник еще один компонент религиозной структуры – религиозные организации: оформленное объединение приверженцев одной религии с профессиональными служителями культа во главе и со сложившейся системой подчинения.

Религиозные организации разномасштабны: от небольших образований локального характера, насчитывающих несколько десятков или сотен единомышленников, до объединений, имеющих всемирное распространение и сотни миллионов единоверцев.

Функции религии

· Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

· Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

· Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

· Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

· Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

· Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

· Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

· Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Классификация религий

Принципы классификации религий: нормативные, географические, этнографическиеи лингвистические принципы, философские, морфологические, феноменологическиеклассификации.

Нормативные принципы

Данный аспект отражается в делении религий по принципу истинности на истинные (правоверные) и ложные. Нормативная классификация — старейшая в религиоведении и во многом наиболее неудовлетворительная из-за пристрастности и необъективности.

Географические принципы

· религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.);

· религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм);

· религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии)

· религии Африки или племенные культы Черной Африки;

· религии Америки (верования индейцев);

· океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);

· классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.009 с.)