Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составитель Пестова О.В.., старший преподаватель кафедры психологии Кировского филиала МФЮА↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра психологии
«История психологии»
методические рекомендации по изучению дисциплины
Направление 37.03.01 «Психология»
Для студентов дневного и заочного отделения
Киров
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры психологии от «___»____________200 г, протокол № ______ Составитель Пестова О.В.., старший преподаватель кафедры психологии Кировского филиала МФЮА Методические рекомендации по дисциплине «История психологии» составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта о высшем профессиональной образовании, с учетом общенаучных принципов системности и целостности, для студентов дневного и заочного отделения направления 37.03.01 «Психология». В методических рекомендациях представлено краткое содержание разделов курса, раскрыты основные понятия и суть научных идей, представлены примерные планы семинарских и практических занятий, литература для подготовки.
Методические рекомендации/ «История психологии» / для студентов дневного и заочного отделения/факультет психологии/ Кировский филиал МФЮА/ Киров 2014
Содержание
Пояснительная записка «История психологии» относится к числу общепрофессиональных предметов и имеет междисциплинарный характер. Курс «История психологии» является базовым предметом для студентов психологического факультета. Курс обеспечивает необходимый образовательный уровень студентов для изучения общепрофессиональных и специальных предметов. Программа включает в себя изучение динамику развития психологии с древнейших времен до наших дней. Программа курса составлена с учетом современных достижений историографии психологической науки. «История психологии» формирует и мировоззрение студента-психолога, хорошо представляющего многообразие психологических направлений. Особенностью данной дисциплины можно считать привлечение к изучению развития психологической мысли из параллельных сфер человеческого знания о человеке: философии, медицины и религии. Также необходимо отметить что знание истории психологии возможно обеспечить только при изучении социально-экономических, культурных и социально-психологических особенностей того или иного периода в истории человечества.
Цель изучения дисциплины: Проследить динамику взглядов на психическую реальность на разных этапах развития науки и общества. Задачи дисциплины: - Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. - Анализ взаимодействия различных направлений в психологии - Анализ взаимопроникновения медицинских, философских, психологических и религиозных знаний о человеке
В результате изучения дисциплины студенты
Должны иметь представление:
О динамике развития психологической мысли с древнейших времен до наших дней
Должны знать:
Предмет, цели и задачи истории психологии; Основные источники психологического знания Периодизацию развития психологической мысли Влияние философии, медицины и религии на психологию
Должны уметь:
Анализировать достижения психологической мысли Оценивать значение того или иного открытия в психологии Критически осмыслять достоинства и недостатки каждого периода в развитии психологии как науки Оценивать влияние на психологию философии, медицины, религии и других наук о человеке.
Основные навыки: Ориентация в историческом процессе Анализ того или иного философского и психологического направления в науке Отслеживать динамику развития психологии в различные исторические периоды
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предмет и задачи истории психологии, функции истории психологии в современной психологической науке, развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку; развитие психологии в период открытого кризиса; зарубежная психология в период открытого кризиса; бихевиоризм; психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология; развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; Развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий; современное состояние современной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; логотерапия; когнитивная психология.
Развитие физиологии Важнейшие открытия в области физиологии: экспериментальное установление различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям. (Закон Белла-Мажанди), исследования рефлекторной дуги и органов чувств И. Мюллера, цветовая теория и фотохимическая теория зрения Э. Геринга, экспериментальные исследования осязания Э. Вебера, изучения скорости нервного возбуждения Г. Гельмгольца и Д. Реймона, исследования по морфологии головного мозга Ф. Галля
Важнейшие открытия в области физиологии: - экспериментальное установление различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям. (Закон Белла-Мажанди) - исследования рефлекторной дуги и органов чувств И. Мюллера - цветовая теория и фотохимическая теория зрения Э. Геринга - экспериментальные исследования осязания Э. Вебера - изучения скорости нервного возбуждения Г. Гельмгольца и Д. Реймона - исследования по морфологии головного мозга Ф. Галля
Развитие психофизики Важнейшие исследования в области психофизики: исследования и измерения ощущений Г. Фехнера, изобретение методики исследования времени сложных психических процессов Ф. Дондерса, Введение термина «время реакции» З. Экснером, Исследования сенсорной и моторной реакций Л. Ланге
Важнейшие исследования в области психофизики: - исследования и измерения ощущений Г. Фехнера - изобретение методики исследования времени сложных психических процессов Ф. Дондерса. - Введение термина «время реакции» З. Экснером - Исследования сенсорной и моторной реакций Л. Ланге
Развитие биологии Важнейшим для XIX в биологии было принятие основополагающим принципом эволюционных идей Ч. Дарвина. Тем самым появились предпосылки для развития эволюционной, сравнительной, зоопсихологии, детской психологии, а также этологии.
Тема 6. Развитие психологии до периода открытого кризиса.
Физиологическая школа В. Вундта – введение в психологию эксперимента как такового. Психология народов В. Вундта – Вундт, так же предложил термин анализ продуктов деятельности человека, тем самым предопределив свой интерес к анализу наиболее полного объема человеческой деятельности – этнографии и истории. Рефлекторная теория И.М. Сеченова. Структурная психология Э. Титченера. Функциональная психология У. Джеймса. Экспериментальная психология: исследования памяти Г. Эббингауза, Г. Мюллера, применение ассоциативного эксперимента в психиатрии Э. Крепелином, возникновение экспериментальной педагогики Э Меймана, В. Лая, возникновение педологии Г. Холла, Интеллектуальные тесты и измерения Дж. Кэттела, Возникновение психотехники Г. Мюнстерберга и Ф. Тейлора, Эксперименты в психологии индивидуальных различий Ф. Гальтона, А. Бине, Разработки методов анализа корреляций Ч. Спирмена, Исследования неврозов и методологии гипноза Ж. Шарко, И. Бернгейма
В 1879 году Вильгельм Вундт открывает в Лейпциге первую в истории психологическую лабораторию. Этот год считается годом рождения психологии как самостоятельной науки. К ХХ веку сформировалось несколько самостоятельных психологических научных программ. Физиологическая школа В. Вундта – введение в психологию эксперимента как такового. Психология понимается как наука о непосредственном и непрерывном опыте, при этом объективный мир зависит от воспринимающего объекта. Психология народов В. Вундта – Вундт, так же предложил термин анализ продуктов деятельности человека, тем самым предопределив свой интерес к анализу наиболее полного объема человеческой деятельности – этнографии и истории. Рефлекторная теория И.М. Сеченова – попытка доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни. Цель психологии – объяснение происхождения психической деятельности. Структурная психология Э. Титченера – психология должна изучать структуру – материю познания как совокупность отдельных элементов, далее не поддающихся анализу, совершенно простых по своей природе. Функциональная психология У. Джеймса – психическая жизнь непрерывна и составляет собой поток сознания, в котором выделяются некоторые переходные состояния. Сознание отличается селективностью, в нем одно состояние всегда впереди другого, в зависимости от того, что сейчас необходимо индивиду. Причиной психической деятельности является деятельность мозговая, цель же ее непознаваема, а скорее всего отсутствует Экспериментальная психология: - исследования памяти Г. Эббингауза, Г. Мюллера, - применение ассоциативного эксперимента в психиатрии Э. Крепелином - возникновение экспериментальной педагогики Э Меймана, В. Лая - возникновение педологии Г. Холла - Интеллектуальные тесты и измерения Дж. Кэттела - Возникновение психотехники Г. Мюнстерберга и Ф. Тейлора - Эксперименты в психологии индивидуальных различий Ф. Гальтона, А. Бине, - Разработки методов анализа корреляций Ч. Спирмена - Исследования неврозов и методологии гипноза Ж. Шарко, И. Бернгейма
Тема 7. Психология эпохи открытого кризиса Основные направления психологической мысли периода открытого кризиса: Бихевиоризм; Гештальт-психология, Глубинная психология: (классические представители глубинной психологии: Психоанализ З. Фрейда (первая Венская школа), Аналитическая психология К.Г. Юнга, Индивидуальная психология А. Адлера (вторая веская школа), Детский психоанализ А. Фрейд, Неофрейдизм К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан, Телесная терапия В. Райх, Структурный психоанализ Ж. Лакан); французская социологическая школа. Представители: Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже. Предмет этой школы – проблема соотношения биологического и социального; Описательная психология В. Дильтея. Согласно Дильтею все науки о человеке должны базироваться на психологии. В то же время Дильтей критиковал засилье физиологии и физики в психологии, так как за элементами объяснительной психологии теряется полнота психики
Борьба мнений в области теории, новые факты полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований все более обнаруживали несостоятельность психологической теории. Прежде всего, это кризис методологический. Основой кризиса были споры различных научных школ о предмете психологии и методах исследования психической реальности как феномена. Основные направления психологической мысли периода открытого кризиса: - Бихевиоризм – явился реакцией на структурализм и функционализм. Возник в США. Основоположники – Дж. Уотсон, Э. Торндайк. Испытал влияние физиологии И.П. Павлова. Предмет бихевиоризма – поведение – все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что делают люди от рождения до смерти. Поведение – это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой человек приспосабливается к внешней среде. Необихевиоризм ввел в схему стимул-реакция промежуточные переменные. Наиболее яркими представителями необихевиоризма были Э. Толмен, К. Халл. Другой вариант развития – субъективный бихевиоризм Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама. В данном случае они постулировали внутри организма механизмы и процесс опосредующие реакцию на стимул. Отдельная линия – оперантный бихевиоризм Б. Скиннера - Гештальт-психология – реакция на атомизм и механицизм ассоциативной психологии. Наиболее продуктивный вариант решения проблемы целостности восприятия. Гештальт – комплексное качество как целостное переживание, пронизанное чувством. Берлинская школа гештальт-психологии: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. - Глубинная психология – основывается на идее независимости психики и сознания. Данная психология отличается представлениями о форме существования психического. Предметом глубинной психологии является бессознательное как феномен.
Классические представители глубинной психологии: · Психоанализ З. Фрейда (первая Венская школа) · Аналитическая психология К.Г. Юнга · Индивидуальная психология А. Адлера (вторая веская школа) · Детский психоанализ А. Фрейд · Неофрейдизм К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан. · Телесная терапия В. Райх · Структурный психоанализ Ж. Лакан - французская социологическая школа. Представители: Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже. Предмет этой школы – проблема соотношения биологического и социального - Описательная психология В. Дильтея. Согласно Дильтею все науки о человеке должны базироваться на психологии. В то же время Дильтей критиковал засилье физиологии и физики в психологии, так как за элементами объяснительной психологии теряется полнота психики
Тема 8. Современное состояние зарубежной психологии
Открытый кризис. Несостоятельность основных школ в объяснении предмета и методологии психологии.. Большая часть новых направлений в науке отталкивалось от накопленных фактов и эмпирических феноменов, пыталось их объяснить и применить на практике с определенными целями. Основные направления современной психологии: Когнитивная психология; Гуманистическая психология; Генетическая психология.
Открытый кризис в какой-то мере привнес разочарование в психологию. Несостоятельность основных школ в объяснении предмета и методологии психологии с одной стороны развернул психологию в сторону практики и прикладных аспектов, с другой стороны притормозил теоретическое развитие. Большая часть новых направлений в науке отталкивалось от накопленных фактов и эмпирических феноменов, пыталось их объяснить и применить на практике с определенными целями. Основные направления современной психологии: - Когнитивная психология – реакция на бихевиористское исключение психического компонента из анализа поведения. Выросла из необихевиоризма Толлмена и субъективного бихевиоризма Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама, укказавших на необходимость включения когнитивных и мотивационных компонентов в структуру поведения. Ведущие представители: Л. Фестингер, Дж. Брунер, У. Найссер и т.д. По аналогии с компьютером познавательные процессы выступают в виде устройства с фиксированной способностью к кодированию и декодированию сигналов внешней среды.
- Гуманистическая психология – также реакция на бихевиоризм и психоанализ. Целью гуманистической психологии является не потребность в гомеостазе и не реакция на стимул, а потребность в самоактуализации или самоосуществлении. Обращается в первую очередь гуманистическая психология к таким понятиям как6 любовь, бытие, смысл жизни, честность, психологическое здоровье и т.д. В дальнейшем, в центре становятся вопросы прежде всего, практического характера, а именно в рамках психотерапии и психологического консультирования. Человек рассматривается здесь как целостная личность, заслуживающая уважения со всеми его достоинствами и недостатками. Наибольшая заслуга в развитии гуманистической психологии принадлежит следующим психологам: · Ф. Перлс – гештальт-терапияъ · А. Маслоу – гуманистическая психология · К. Роджерс – клиент-центрированная психотерапия · В. Франкл – логотерапия (третья Венская школа психотерапии) · Э. Берн – трансактный анализ
- Генетическая психология. Связана прежде всего, с работами Ф. Гальтона. Наивысшей точки развития достигла в Женевской школе генетической психологии Ж. Пиаже. Наиболее разработанной областью генетической психологии является интеллект. Традиционной же ее темой является проблема психического развития в онтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического развития.
- Нейролингвистическое программирование Р. Бендлера и Дж. Гриндера – является типичным представителем компилятивной психологической практикой, выбравшей все наиболее практичное и эффективное из многих, даже теоретически и методологически противоречащих друг другу направлений психологии ХХ века. Эффективность данного направления еще не полностью доказана.
Авксентий Цезаревич Пуни Авксентий Цезаревич Пуни родился 1 декабря 1898г. в г. Вятка. Отец Цезарь Цезаревич Пуни - вятский дантист. Примерно до 1895-1896 г.г. он жил в Петербурге, учился в Императорской медико-хирургической академии. С IV-го курса за участие в революционной деятельности был выслан в Малмыжский уезд Вятской губернии. Вскоре ему было разрешено переехать в Вятку, где он и прожил всю жизнь., В1897 г. он женится на жительнице г.Нолинска Александре Дмитриевне Шеломенцевой. Увлечение спортом предопределило всю судьбу Авксентия. Ему было суждено стать членом самых первых спортивных обществ в г.Вятке. Вместе со своим другом В.Шубиным шестнадцатилетний Авксентий в 1914г. организовал спортивное общество «Спорт» из учащейся молодежи - гимназистов, «реалистов» и приезжавших на каникулы студентов. Занимались футболом, легкой атлетикой, теннисом, лыжами. Местом занятий нередко служил двор, где жила семья Пуни. Позднее, в 1917 г. А.Пуни возглавил «Общество любителей спорта». Зимой гимназист Пуни особенно много внимания уделял фигурному катанию. В 1914 г. он был первым в Вятке, кто начал осваивать этот вид спорта. Тренировались фигуристы и конькобежцы на катке, который размешался там, где сейчас детский парк «Аполло». В 1917 г. Авксентий оканчивает гимназию и через год вступает добровольцем в Красную армию, в которой служит до 1923 г. После демобилизации он приступает к работе в Вятском губернском совете физкультуры. В 1926-1927 гг. он научный сотрудник Вятского дома физкультуры. Тогда же, в 1927 г. он выполнил свое первое научное исследование на тему «Психофизиологическое влияние пинг-понга». В то время заметки и отчеты на спортивные темы, написанные А.Пуни, регулярно появлялись в губернской газете. А.Пуни не мыслил своей жизни без спорта. В 1929-1932 г.г. он учится в Ленинградском институте им. П.Ф.Лесгафта. С этим институтом связана вся его дальнейшая жизнь. Исключение составили лишь годы Великой Отечественной войны. В июле 1941 г. капитан запаса медицинской службы А.Пуни снова, как и в гражданскую, добровольцем отправился на фронт. Воевал на Ленинградском фронте. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «3а победу над Германией». Уже позднее Авксентий Цезаревич станет кавалером орденов Трудового Красного Знамени, «Дружбы Народов», многих медалей. В родном институте А.Пуни прошел путь от студента до профессора, доктора педагогических наук (по психологии). Более тридцати лет он возглавлял кафедру психологии. Если Петр Францевич Лесгафт, чье имя носит институт, стоял у истоков спортивной медицины и гигиены, то Авксентия Цезаревича Пуни с полным правом можно считать основоположником такого совершено нового для своего времени научного направления как психология спорта. Плодотворный труд А.Ц.Пуни нашел отражение в 350-ти (!) научных работах, 95 из которых были опубликованы за рубежом. Это был ученый с мировым именем. Его научные работы изучают во многих странах мира. Особенно широкую известность и признание получила его книга «Очерки психологии спорта» (1959). Это была вообще первая отечественная монография в данной области знаний. Книга эта чрезвычайно популярна среди тренеров и других специалистов спорта и физической культуры как у нас в стране, так и за рубежом. Не случайно, поэтому она была переведена на многие языки мира, была издана в Польше, Югославии, Румынии и других странах. Среди важнейших научных проблем, разрабатывавшихся А.Ц.Пуни следующие: психологические основы технической подготовки спортсменов, психологические основы волевой подготовки спортсменов, психологическая подготовка к соревнованиям, предсоревновательное состояние и состояние психической готовности, психологические характеристики различных видов спорта, вопросы социальной психологии спорта и др. Авксентием Цезаревичем впервые в науке была представлена психологическая характеристика спортивной деятельности (ее идейная направленность, цели и мотивы, способы выполнения и результат), установлена единая закономерность общего и специализированного развития психологических процессов, состояний, свойств и психомоторных качеств деятельности в процессе занятий физической культурой и различными видами спорта, разработана концепция о полимодальности и полифункциональности представления движений. Под руководством А.Ц.Пуни был разработан новый раздел лечебной физкультуры при челюстно-лицевых ранениях, усовершенствован раздел лечебной физкультуры при ранениях центральной и периферической нервной системы. На основе многочисленных экспериментальных исследований А.Ц.Пуни разработана теория навыка, его природы, особенностей и закономерностей его формирования. В последние годы А.Ц.Пуни переключился на исследование проблем личности и ее формирования в условиях занятий физкультурой и спортом. Трудами А.Ц.Пуни не только заложены основы психологии спорта и физкультуры; он также внес существенный вклад в общую психологию, психологию труда, военную психологию, педагогическую психологию. За цикл работ по психологии спорта А.Ц.Пуни е 1976 г. был удостоен премии и золотой медали Спорткомитета СССР. На IV-м Всемирном конгрессе в Праге в 1977 г. он был избран почетным членом международного общества психологов спорта. В мае 1984 г. на заседании Директората Европейской ассоциации психологии спорта его избрали почетным членом этой организации (сокр. - ФЕПСАК). В 1946-47 учебном году А.Ц.Пуни первым ввел в учебный процесс новый лекционный курс - «Психология физического воспитания и спорта», который в последствии стал обязательным предметом для будущих спортивных психологов, тренеров и преподавателей физкультуры. А.Ц.Пуни - автор и редактор пособия для институтов физической культуры «Психология физического воспитания и спорта» (1979), учебника для техникумов физкультуры «Психология» (1984), сборников практических занятий по психологии для студентов институтов и факультетов физкультуры (1971, 1977). Под руководством Авксентия Цезаревича подготовлено более сорока кандидатских диссертаций и области психологии. Много сил он отдавал общественной работе. Пуни являлся членом центрального совета общества психологов СССР. В течение многих лет он выполнял обязанности заместителя председателя и председателя секции психологов спорта Ленинградского отделения Общества психологов СССР. По его инициативе и при его деятельностном участии в 1956 г. в Ленинграде было проведено первое Всесоюзное совещание спортивных психологов. В дальнейшем конференции спортивных психологов стали регулярными. В 1973 г, 14-17 марта в Ленинграде проводилась уже седьмая такая конференция. 75-летний А.Ц.Пуни не только был председателем оргкомитета, но и выступил с главным докладом на тему «Некоторые итоги и перспективы развития исследований в области психологии физического воспитания и спорта». На всей многогранной деятельности А.Ц.Пуни лежит печать его яркой личности. Это был блестящий лектор и организатор науки, вдумчивый и требовательный педагог, оригинальный неутомимый исследователь, проживший большую и счастливую жизнь. Память о Пуни бережно хранят в институте им. П.Ф.Лесгафта, где кафедра психологии носит его имя. Уже на склоне лет А.Ц.Пуни совместно со своим гимназическим товарищем Г. Н. Разумовским написал небольшую книжку под названием «Страницы истории спорта в Вятке».
План проведения практических и семинарских занятий (для студентов дневного отделения) Практическое занятие 3. Тема: Православие и человек
1. Экскурсия в Трифонов монастырь и беседа с православным священником. Кафедра психологии
«История психологии»
методические рекомендации по изучению дисциплины
Направление 37.03.01 «Психология»
Для студентов дневного и заочного отделения
Киров
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры психологии от «___»____________200 г, протокол № ______ Составитель Пестова О.В.., старший преподаватель кафедры психологии Кировского филиала МФЮА Методические рекомендации по дисциплине «История психологии» составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта о высшем профессиональной образовании, с учетом общенаучных принципов системности и целостности, для студентов дневного и заочного отделения направления 37.03.01 «Психология». В методических рекомендациях представлено краткое содержание разделов курса, раскрыты основные понятия и суть научных идей, представлены примерные планы семинарских и практических занятий, литература для подготовки.
Методические рекомендации/ «История психологии» / для студентов дневного и заочного отделения/факультет психологии/ Кировский филиал МФЮА/ Киров 2014
Содержание
Пояснительная записка «История психологии» относится к числу общепрофессиональных предметов и имеет междисциплинарный характер. Курс «История психологии» является базовым предметом для студентов психологического факультета. Курс обеспечивает необходимый образовательный уровень студентов для изучения общепрофессиональных и специальных предметов. Программа включает в себя изучение динамику развития психологии с древнейших времен до наших дней. Программа курса составлена с учетом современных достижений историографии психологической науки. «История психологии» формирует и мировоззрение студента-психолога, хорошо представляющего многообразие психологических направлений. Особенностью данной дисциплины можно считать привлечение к изучению развития психологической мысли из параллельных сфер человеческого знания о человеке: философии, медицины и религии. Также необходимо отметить что знание истории психологии возможно обеспечить только при изучении социально-экономических, культурных и социально-психологических особенностей того или иного периода в истории человечества.
Цель изучения дисциплины: Проследить динамику взглядов на психическую реальность на разных этапах развития науки и общества. Задачи дисциплины: - Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. - Анализ взаимодействия различных направлений в психологии - Анализ взаимопроникновения медицинских, философских, психологических и религиозных знаний о человеке
В результате изучения дисциплины студенты
Должны иметь представление:
О динамике развития психологической мысли с древнейших времен до наших дней
Должны знать:
Предмет, цели и задачи истории психологии; Основные источники психологического знания Периодизацию развития психологической мысли Влияние философии, медицины и религии на психологию
Должны уметь:
Анализировать достижения психологической мысли Оценивать значение того или иного открытия в психологии Критически осмыслять достоинства и недостатки каждого периода в развитии психологии как науки Оценивать влияние на психологию философии, медицины, религии и других наук о человеке.
Основные навыки: Ориентация в историческом процессе Анализ того или иного философского и психологического направления в науке Отслеживать динамику развития психологии в различные исторические периоды
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предмет и задачи истории психологии, функции истории психологии в современной психологической науке, развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку; развитие психологии в период открытого кризиса; зарубежная психология в период открытого кризиса; бихевиоризм; психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология; развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; Развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий; современное состояние современной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; логотерапия; когнитивная психология.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.012 с.) |