Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Евгений Александрович климов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выдающийся психолог, доктор психологических наук, действительный член АПН СССР профессор Е.А.Климов - наш земляк. Е.А.Климов родился 11 июня 1930 г. в г.Вятские Поляны. В войну вместе с другими мальчишками работал в летние месяцы на местном машиностроительном заводе. По возрасту полагалось работать шесть часов в день, но работали как взрослые - по двенадцать, а то и по восемнадцать часов. Многотиражка «Рабочая трибуна» как-то даже отметила ударный труд Жени Климова. «Когда я поступил на отделение русского языка, логики и психологии Казанского университета им. В.И.Ульянова-Ленина, то на первом же коллоквиуме по кафедре русского языка преподавательница меня сразу «расколола» как именно вятского, - рассказывал Евгений Александрович. - Дело было так. Я отвечаю, а она послушала-послушала и говорит: «Вы вятский что-ли?» - «Я-то?» - отвечаю. Тут уж и студенты вокруг захохотали. Видимо это «я-то?» окончательно всех доконало. Говорок мой казался казанцам «иностранным». Ну да ничего, на оценки это не влияло». В 1953 г. учеба в университете была завершена и в течение последующих пятнадцати лет Евгений Климов здесь же и работает преподавателем. Еще в студенческие годы он заинтересовался наукой. Под руководством профессора Вольфа Соломоновича Мерлина Климов провел серьезное исследование на психопатологическом материале по вопросу трудотерапии в нервно-психиатрической клинике. С тех пор главным направлением в научной деятельности Е.А.Климова стали проблемы психологии труда. Его дипломная работа была посвящена обучению рабочих трудовым приемам и защищалась на выездном заседании кафедры непосредственно на Казанском льнокомбинате. В 1959 г. Е.А.Климов организовал первую и единственную в послевоенные годы в России научно-практическую лабораторию по психологии труда и производственного обучения, располагавшуюся в ПТУ № 7 г. Казани. Е.А.Климов быстро вошел в число ведущих советских психологов. В своих работах 50-60-х годов он эффективно объединил идеи А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной о деятельном подходе в обучении и достижения дифференциальной психологии, развивавшиеся в трудах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина, Н.С.Лейтеса, К.М.Гуревича. Он предложил и реализовал на практике принцип индивидуального подхода при обучении новым приемам труда, ввел понятие индивидуального стиля деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. В своих трудах он указал на резервные возможности повышения эффективности деятельности человека в том случае, если его рассматривать не как «живую машину» (Ф.У.Тэйлор), но как творчески работающую личность, обладающую индивидуальными возможностями и способностями. В 1968 г. Е.А.Климов переехал в Ленинград, где стал заведовать отделом психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР. К нему пришло широкое научное признание: 1970 г. - присвоение звания профессора по специальности «психология труда»; 1974 г. - избрание членом-корреспондентом АПН СССР по отделению профтехобразования. В эти годы Евгений Александрович обратился к одной изважнейших проблем жизни общества - к проблеме профессиональной ориентации молодежи, выбора профессии. Это сложная, многогранная проблема, а точнее комплекс проблем, охватывающий вопросы экономики, педагогики, психологии, физиологии, гигиены и ряда других наук. До этого серьезный отбор (медицинский, психологический) проводился разве что среди претендентов в космонавты, летчики и на некоторые другие особо сложные профессии. А как же быть с остальными специальностями, с основной частью молодежи? Под руководством профессора Климова была создана информационно-поисковая система накопления и упорядочения сведений о профессиях в целях профпросвещения и профконсультации, составлен набор дескрипторов (то есть отличительных признаков) для описания профессий, разработана оригинальная классификация профессий как многопризнаковых объектов. Эта классификация сейчас общепризнанна и широко используется в профориентационной работе. Учителям и другим педагогическим работникам, занимающимся проблемами профориентации, хорошо известна серия учебников «Человек и профессия» (1976-1986). В каждой книжке этой серии даны описания профессий в соответствии с предложенной Е.А.Климовым классификацией, подразделяющей все профессии на типы («человек-природа», «человек-человек», «человек-знак», «человек-техника», «человек-художественный образ»), классы (гностические, преобразующие, изыскательные), отделы (ручного труда, машинно-ручного труда, с использованием автоматов, профессии с преобладанием функциональных орудий труда), группы (по признаку предметных и социальных условий труда, например, труд в условиях обычного микроклимата, в необычных условиях, труд с повышенной моральной ответственностью и т.п.). Классификация позволяет соотнести объективные признаки труда и индивидуально-личностные особенности человека, выбирающего профессию. Научные исследования Евгений Александрович сочетал с большой практической, организаторской работой. В 1971г. он организовал бюро индивидуально-педагогической профконсультации, опыт которого был обобщен в серии брошюр методического характера, которые до сих пор используют профконсультационные службы. Е.А.Климов был одним из инициаторов введения о школах предмета «Основы производства. Выбор профессии», в соавторстве с С.Н.Чистяковой написал учебник для школьников по этому предмету(1987г.). С годами Евгения Александровича все более стала притягивать педагогическая, преподавательская работа. В 1976 – 1980 г.г. – он профессор Ленинградского пединститута, а с 1980 г. профессор факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 г.) и одновременно декан факультета психологии МГУ (с 1986 г). В 1985 г. избран действительным членом АПН СССР. Перу Е.А.Климова принадлежит свыше ста научных работ. Но дело, разумеется, не в их количестве. Его основные труды заложили основы новых научных направлений - психологии труда, профессиональной ориентации. Это, прежде всего, такие книги как «Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода» (Казань, 1958), «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы» (Казань, 1969), «Четыре задачи программированного обучения» (Казань, 1965), «Школа... а дальше?» (Л., 1971), «Путь в профессию» (Л., 1974), «Информационно-поисковая система «Профессиография»: Методические рекомендации» (редактор и соавтор, Л., 1972), «Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации» (М., 1983), «Как выбирать профессию? Книга для учащихся» (М., 1984, 1990), «Психологическое содержание труда и вопросы воспитания» (М., 1986), «Введение в психологию труда» (М., 1988). Как ученый Е.А.Климов неутомим. Его статьи в специальных журналах появляются одна за другой. Необычна одна из его статей «Точность, истинность знания и «технологический вымысел» в психологии» (Вопросы психологий, 1990, №2).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.006 с.) |