Новое время, открытия, картина мира, проблема научного метода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новое время, открытия, картина мира, проблема научного метода.



Первым мыслителем, заложившим серьезные материалистические предпосылки для научного объяснения явлений мира, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Он же стоит у истоков формирования важнейших принципов, определивших лицо новой философии. Философию он рассматривает не как созерцание мира, а как науку о реальном мире, опирающуюся на опытное познание. В соответствии с этой посылкой, предлагает по-новому определить место и роль науки, в том числе и философии, в жизни человека, которые сводятся к тому, что с помощью науки человек может подчинить себе природу и использовать ее для своего благополучия. Бэкону принадлежат крылатые слова: «Знание – сила». Воззрения Бэкона правильнее было бы считать эмпирической философией, опирающейся на опыт и эксперимент, которые выступают главной основой нового взгляда на мир и формирования нового научного метода. Такой подход закладывал в обществе принципиально иной взгляд на объяснение сущности мира, его природу и возможности его познания.

Принципиально важным для укрепления положений философии и усиления ее позиций в обществе стал предложенный Бэконом индуктивный метод познания, суть которого заключалась в постепенном обобщении фактов, наблюдаемых с помощью опыта. Индуктивный метод включал в себя обязательное использование человеческого разума при анализе эмпирических фактов. Путь к истине, по Бэкону, лежит через непрерывные и постепенные обобщения частных фактов к более общим положениям, а от них – к общим аксиомам. Бэкон был сторонником «двойственности истины». Он не отрицал божественную истину, то есть истину о Боге, но он утверждал за философией право на свою истину,

Философия Герцена.

 

Билет №13

Р. Декарт и рационализм. Огромная роль в утверждении позиций философии в качестве познавательной дисциплины в общественной жизни принадлежит французскому мыслителю Рене Декарту (1596–1650). Прежде всего он утвердил в праве на самостоятельное существование человеческое «Я», человеческое мышление, независимое ни от чего, в том числе от Бога. Человеческий ум, разум, по Декарту, – это независимая ни от кого и ни от чего субстанция. Более того, без Я, человеческого мышления трудно представить что-либо существующим. Отсюда знаменитое декартовское изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую. Декарт не отвергает право Бога, а следовательно, религии на существование, но он отрицает за ними право быть началом философствования. Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии. Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности, то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто».

В области познания для Декарта исходным выступает мыслящее Я, то есть человеческое сознание. Ни Бог, ни вера, а человек, его мысль является источником и средством постижения знания.

 

Богданов. (1873 – 1928)

Известный российский философ-системолог и общественный деятель А.А. Малиновский (принявший в последствии псевдоним «Богданов») В 1899 г он закончил медицинский факультет Харьковского университета, однако, вступив в 1896 году в Российскую социал-демократическую рабочую партию (в будущем Коммунистическую партию большевиков), избрал путь профессионального революционера. На рубеже 20 века Богданов был одним из активнейших членов социал-демократического движения, ближайшим сподвижником и другом В.И. Ленина. Неоднократно избирался на руководящие должности большевистской партии, в 1905 г. организовал первую легальную большевистскую газету.

В 1909 г., по идеологическим сображениям, Богданов отошел от большевизма и вскоре прекратил свое участие в революционном движении, посвятив себя научным и литературным занятиям. В 1913 г. выходит первая часть его главного труда «Всеобщая организационная наука (Тектология)». Две остальных части выйдут в 1917 и 1922 гг. В годы первой мировой войны Богданов служил на фронте военным врачом. После революции участвовал в создании «Пролетарского университета», а затем в 1926 г. стал основателем и директором Института переливания крови в Москве. Скончался Богданов после неудачного эксперимента, сделав себе переливание крови больного человека.

Состояния равновесия сменяются состояниями нарушения равновесия или кризисами, изучение которых составляет задачу организационной диалектики. Основываясь на этих положениях, Богданов рассматривает несколько схем развития, которые, нося универсальный характер, могут быть применены к различным природным и общественным процессам. Так, в частности, он полемизирует с К. Марксом и В.И. Лениным, считая, что разделение общества на классы происходит в зависимости не от владения средствами производства, а от владения организационным опытом. Классы возникают в результате выделения в родовой общине патриарха-организатора; господствующим классом является класс организаторов производства; путь же к уничтожению классов лежит не через завоевание власти, а через усвоение организационного опыта всеми представителями общества, т.е., прежде всего, благодаря эффективной образовательной системе.

Разумеется, в 1917 и последующих годах такая точка зрения не встречала понимания в советской России. Близко знавший Богданова, В.И. Ленин неоднократно и резко критиковал его научные взгляды, хотя, по-видимому, относился к нему с уважением, благодаря высоким нравственным качествам А. Богданова и его несомненным таланту и отваге. Тем не менее, несмотря на множество оригинальных и, безусловно, интересных идей, во многом предвосхитивших будущие принципы системологии и кибернетики (принцип обратной связи), учение А. Богданова оказалось преданным забвению у себя на родине, оставаясь практически неизвестным для западных исследователей. Лишь в последние годы, благодаря деятельности его сына, известного специалиста в области теории системного анализа, А.А. Малиновского, труды А. Богданова получают свое второе рождение.

Иную судьбу имела созданная в более поздние годы, но весьма близкая по духу тектологии «общая теория систем» знаменитого австрийского философа и биолога Людвига фон Берталанфи, принесшая ее автору мировую известность и звание нобелевского лауреата.

 

 

Билет №14

Характеристика просвещения. Вольтер, Русо. XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Вся просветительская работа в Новое время строилась на падении авторитета церкви и роста авторитета философии и науки.

Вольтер родился в Париже в семье нотариуса, учился в колледже и изучал право. Он был сатириком и за неуважительное отношение к регенту был заключён в Бастилию, где написал трагедию «Эдип». После освобождения, Вольтер был выслан а Англию. Вольтер стал символом эпохи, его имя связали с подготовкой Великой Французской революции, хотя сам он был приверженцем мирных реформ. Также, известно, что его идеи были весьма популярны в России.

Свою просветительскую миссию Вольтер видел в борьбе против суеверий и предрассудков, связанных с религией, распространяемых самой церковью. Вольтер отвергал религиозные догмы и культ церкви, как социальной силы. Он пытался построить рациональную модель мира. В Бога он не верил, но понимал, что если людей лишить этой веры, то наступит хаос. Вольтер был против морального аскетизма, который навязывался церковью.

Он считал, что историю делают не боги, а именно люди. Историю правящих династий, королей, он заменил на историю цивилизации, то есть на историю всех людей в целом, на историю их обычаев, нравов, законов и так далее. То есть, все люди равны.

Творчество Вольтера — философское, публицистическое— является предвестием острых социальных конфликтов, которые через несколько лет после его смерти выливаются в Великую французскую буржуазную революцию.

В философских трудах Вольтер выражал одно из основных требований восходящей буржуазии о равенстве людей. Однако в отличие от Ж. Ж. Руссо он признавал лишь равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества.

То есть, свобода у Вольтера — это в первую очередь свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Вольтер относится к мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государством, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.

Собственность, по Вольтеру, составляла главнейший признак полноправного гражданина общества. Согласно ему, лишь собственники имели право голоса в обсуждении и решении вопросов общественного права.

Теперь о Жан – Жаке Руссо (1712-1778). Руссо родился в Женеве в семье часовщика. У него было очень сложное детство, он прошёл через голод и унижения, побои и многое другое. В 16 лет он сбежал от этой страшной жизни, и долгое время скитался в поисках работы. Он успел побывать учителем, домашним секретарём, переписчиком нот, в общем,этот список можно продолжать очень долго. Таким образом, Руссо пришёл в литературу с исключительно тяжёлым жизненным опытом. Не мудрено, что пройдя через такой сложный жизненный период, Руссо стал неуравновешенным, страдал манией преследования и везде чувствовал себя чужим. Таким образом, он стал радикальным критиком цивилизации. По его мнению, человек по своей природе является здоровым, добрым и чистым душой, а под влиянием цивилизации становится злым, агрессивным и несправедливым.

Исходным пунктом для философии Руссо, что вполне логично, судя по его психическому состоянию, естественное состояние, которое предшествовало возникновению государства и его законов.

Таким образом, Руссо считал наилучшим дообщественное состояние людей, когда все люди, по его мнению, были добры и свободны, не знали ни законов, ни собственности, ни власти. Равенство людей определяется самой природой. Первоначальной же причиной существующего неравенства Руссо считал установление частной собственности: тот, кто первый оградил свой участок земли, является, по мнению Руссо, истинным основателем гражданского общества.

В своей философии права Руссо исходит из идеи независимой, свободной, обладающей суверенитетом личности.

Действительной основой государства, по Руссо, является свободная воля человека.

 

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,–онтология;

проблема бытия –одна из главных в философии. Бытие –реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная,

бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Основными формами бытия являются: материальное–существование явлений природы, окружающего мира; идеальное–существование идеального духовного бытия; человеческое –существование человека как единства материального и духовного;социальное–бытие человека в обществе и бытие самого общества. Из всех формбытия наиболее распространенной является материальное бытие.В современной российской философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия

–дух, человек, общество –проявления материи и производны от нее. Характерными чертами материи являются: наличие движения;

Самоорганизация (учение о самоорганизации, синергетика); размещенность в пространстве и времени; отражение.

 

Билет №15

Философия канта. Основные произведения Канта –это его знаменитые три «Критики»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Главная задача, которую ставит перед собой Кант, –задача гносеологическая: критическое изучение нашего разума, его границ и способностей. Под «разумом» Кант понимает не только интеллект, но область всех высших способностей человека, включающих в себя три основные сферы: 1) область теоретического разума (сфера представлений, мышления), где царствует закон и необходимость, и подчинение закону

отрицает свободу. Высшим выражением этого вида разума является наука, научные теории. 2) область практического разума (сфера желаний, воли,

веры). Здесь царствует долг, и подчинение закону не отрицает, но предполагает свободу. Высшим проявлением этого вида разума являются

разного рода нравственно-религиозные системы. 3) область эстетического разума (сфера высшей чувственности, переживания чувства гармонии и

красоты). Высшим проявлением эстетического разума являются разного рода эстетические системы.

Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий ученный и философ, родоночальник немецкого классического идеализма, основатель так называемом критического, или "трансцендентального", идеализма. В "докритический" период (до 1770) выполнил ряд исследований, объединенных материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли.

В 1770 состоялся переход Канта к воззрениямкритического периода; в 1781 появилась "Критика чистого разума", за ней были опубликованны "Критика практического разума"(1788) и "Критика способности суждения"(1790). В них последовательно излагались: "критическая" теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.

В работах "критического" перода Канта доказывает невозможность построить ситему умозрительной философии ("метефизики") до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательских способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму - к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе, принципиально недоступно нашему пониманю: последнее вожможно только относительно "явлений", т.е. способа, посредством которого вещи обнаруживаютс в нашем опыте.Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено тем, что в нашем сознании налицо "априорные" формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются, например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций.

В разуме заложено неискренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремитс к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о существовании бога как безусловно необходимого существа.

Кант считал, что разум по природе антиномичен, т.е. раздваивается в противоречиях. Однако противоречия все же лишь кажущиеся. Решение загадки - в ограничении знания в пользу веры, в различении "вещей в себе" и "явлений", в признании "вещей в себе" непознаваемыми. Это учение об антиномичности разума служило у Канта основанием для дуализма "вещей в себе" и "явлений" и для агностицизма.

При всех своих внутренних противоречиях, учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли (Неокатианство, Этический социализм, Марбругская школа, Баденская школа).

 

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2. относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3. к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

 

Философия Чаадаева о России.

Основные проблемы русской философии XIX–XXвв.: сознания, научного метода, прогресса, культуры и цивилизации, свободы

; связь философии слитературой, наукой, освободительным движением. Основными направлениями философии П.Я. Чаадаева(1794-1856) были: философия человека, философия истории. Россия, по мнению Чаадаева, «выпала» из

мирового исторического процесса. Ее будущее, по Чаадаеву, –вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но, благодаря своей сложившейся столетиями уникальности, выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Проблемами выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и славянофилов.

Одним из первых русских мыслителей-западников был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). В «Философических письмах», написанных в 1829-1830 гг., Чаадаев изложил свои взгляды на мировой исторический процесс и место в нем России.

Основой мироздания Чаадаев считал мировой разум – высшую реальность, лежащую в основе видимой реальности природного и исторического бытия. Божественный разум, выступающий как Провидение, определяет всю человеческую историю. Развитием народов руководит «божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в духовном мире». Именно Провидение ставит цели перед народами и определяет смысл их существования в мировой истории. Оно же обусловливает направленность исторического процесса как процесса нравственного восхождения человечества к царству Божьему на земле.

Исходя из этих положений, Чаадаев строит свою философско-историческую концепцию, которая носит ярко выраженный европоцентристский характер. Народы Европы, по мысли Чаадаева, во многом живут в подлинной истории, то есть сохраняют преемственность в развитии, одушевлены животворным началом единства, руководствуются идеями долга, справедливости, права, порядка.

Существование же России в мировой истории, по Чаадаеву, лишено смысла, поскольку божественное Провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии. В силу того, что Провидение покинуло русский народ, он является исключением среди других народов, «интеллектуальным» и «нравственным» пробелом в человечестве.

В то же время характеристика русской истории, данная в «Философических письмах», не отрицает великого будущего России. По мнению Чаадаева, у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от народов Западной Европы, но все это составляет преимущество девственной почвы. Отсталость России дает возможность свободного выбора своего исторического пути.

Мироощущение ПЯ. Чаадаева - это мироощущение человека, во многом разорвавшего духовные связи с родной культурой. И если в первой половине XIX в. такое мироощущение встречалось достаточно редко, то в дальнейшем оно получило широкое распространение.

 

 

 

Билет № 16

Философия Гегеля. Гегель - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической поэзии.

Исходное положение философии гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа:

1. развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - Логика;

2. развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - Философия природы;

3. развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа.

Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно полно в "Науке логики". В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.

Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания.

Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма. Категории диалектики–наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. - сущность и явление; Исключительно велик вклад Гегеля в теорию познания - глубокая критика созерцательности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.05 с.)