Натурфилософия Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натурфилософия Древней Греции



Античная философия представлена многообразием философских школ и учений, возникших в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме.

В развитии античной философии можно выделить следующие этапы: 1) досократовский (от рубежа VII и VI вв. до н. э. до перелома V и IV вв. до н. э.);

2) классический (от второй половины V в. до н. э. до конца IV в. до н. э.); 3) эллинистический (с конца IV в. до н. э. до II в. до н. э.);

Первый круг вопросов связан с попытками определить основную стихию, начало мира. Первые натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) настойчиво искали некоторое первоначало, из которого все произошло. Это вода в учении Фалеса, воздух – у Анаксимена. Анаксимандр сделал первую попытку оторваться от непосредственной чувственной данности, создал мыслительный аналог начала сущего – апейрон (бесконечное, неопределенное).

Близко к милетской школе стоял Гераклит Эфесский. В качестве первоосновы Гераклит рассматривает огонь. При этом все изменения в мире, по Гераклиту, подчинены единому закону – Логосу, определяющему судьбы всех вещей, благодаря чему Космос предстает как упорядоченная система. При этом всеобщую изменчивость и закономерность Гераклит напрямую связывает с всеобщей противоречивостью мира. Все в мире, полагает Гераклит, происходит через борьбу, которая определяет развитие и гармонию мира. Указанные положения позволяют характеризовать Гераклита как основоположника диалектики, хотя еще стихийной и интуитивной, нежели рационально обоснованной.

Постепенно в обсуждении первоосновы мира начинает угадываться некоторая постоянная величина, не зависящая от конкретных веществ, скрытая от нашего чувственного восприятия. Это некая вечная основа мира, которая наделена атрибутами. Подобные представления более полно раскрываются в учении Парменида, главы элейской школы, к которой также принадлежат Ксенофан, Зенон, Мелисс, поставившего вопрос о субстанциональной основе бытия и соотношении мышления и бытия. Парменид доказывает, что есть лишь бытие, и оно не может быть ничему противопоставлено, бытие тождественно мысли.

Систему соответствующих доказательств построил Зенон. Он доказывал единство бытия методом от противного. Он доказывал, что все движущееся и изменяющееся не может быть мыслимо без противоречий.

Почти од­новременно с этой школой существовала школа Пифагора. Сам Пифагор и философы, входившие в эту школу, занимались исследованием гармонии, меры, числа, а числовые соотношения определяли суть мироздания.

В конце этого периода получила развитие школа греческих атомистов, куда входили Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций. Атомисты подтвердили невозможность существования небытия, а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже есть, а исчезает в случае распада. Ими вводится новое понятие – атомы, т. е. бесконечное число тел, неделимых и невидимых по причине их малости.

Философия сознания.

Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела). В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остаётся самым тёмным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.

Объективный идеализм сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания». Материалистическое объяснение природы сознания известно как теория отражения. Сознание -свойство высокоорганизованной материи, мозга, высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку. Сознание–высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание –наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии, то есть обращенности сознания на само себя –мышлению, способность к предметно-практической деятельности. Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность (нематериальная сущность сознания), интенциональность (направленность на предмет –что-то всегда является предметом сознания), идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи). Результатом данной способности явилась выработка системы передачи и распространения содержания сознания –языка. Сознание личности как Социально психический феномен включает три функционально -содержательных направления: мировоззрение, идеология, самосознание

 

Билет №6

Философское учение Платона – первая система, в которой присутствуют все основные разделы античной фи­лософии: онтология, гносеология, этика, эстетика, учение о государстве.

Онтология Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму.
Согласно Платону, в основе чувственно воспринимаемого мира нахо­дятся бестелесные идеи. Идеи это вечные, неизменные, умопостигаемые прообразы вещей, которые и являются единственной подлинной реальностью (бытием). Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным. В мире идей, не обладающих телесностью и находящихся вне времени и пространства, есть своя иерархия, которая завершается высшей идеей – идеей Блага как высшего совершенства, нередко понимаемого Платоном как Бог, к которому стремятся все другие идеи.

Из онтологии Платона вырастает его гносеология (теория познания), которая опирается на учение о душе. Признавая смертность тела человека, мыслитель отстаивает мысль о бессмертии его души, которая не умирает, а лишь освобождается от телесной оболочки и воспаряется в мир идей. Вселяясь же при рождении человека в его тело, душа в процессе приобретения человеком жизненного опыта «припоминает» те идеи, которые созерцала в мире идей.

Мыслитель полагал, что условием нравственности является истинное знание. Таковым, в определенной мере, может обладать душа (она состоит из трех частей – разумной, аффектной (волевой) и вожделеющей (чувственно-деятельной). Платон исходит из того, что только активная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т. е. доброде­тели. Платон выделяет четыре основные добродетели: мудрость, мужество (храбрость), самообладание, умеренность; объединяет и гармонизирует их пятая высшая добродетель – справедливость.

Платон считается разработчиком теории идеального государства. Идеальное государст­во возникает, согласно Платону, как общество трех социальных групп (классов), подразделяющихся в зависимости от того, какая из названых частей души является определяющей. Это:– правители (носители добродетели мудрости) – философы; – носители добродетели мужества – стратеги, воины; – носители добродетели умеренности – производители, земледельцы и ремесленники.

Добродетель же справедливости Платон считал общегосударственной, благодаря этой добродетели каждый осуществляет то, к чему более приспособлена его душа. Соответствие этих моментов, т. е. добродете­лей и видов занятий, достижимое на путях правильного воспитания, обеспечивает справедливость, идеальный строй в обществе

Материя и движение. Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Атрибуты материи: движение, пространство и время. Мир представляет собой движущуюся материю, имеющую бесконечный ряд уровней организации. Любое конкретное явление, процесс, отношение (и духовное, и материальное) подвержено изменениям. Специфика динамики мира воспроизводится с помощью категорий «движение», «развитие», «покой».

По отношению к материи движение есть способ ее существования. Связи и отношения вещей, предметов и процессов реального мира приводят к тому, что мир структурируется, порождая устойчивые формы своего бытия. В рамках этих процессов происходит развитие мира. Развитие – это закономерные необратимые качественные изменения. Следовательно, можно утверждать наличие двух типов движения:

1) изменения, приводящие к преобразованию качества (внутривидовые, внутриструктурные, межвидовые, межструктурные), это – развитие;

2) изменения, происходящие при сохранении качества; это – тот тип изменения, при котором сохраняется относительная устойчивость всякого сущего. Такое состояние можно обозначить как покой.

 

Билет №7

Аристотель. Тройственную структуру Платона (мир идей, чувственный мир, материя) Аристотель (384–322 гг. до н. э.) заменяет двойственной – форма и материя. Для Аристотеля форма без материи не может существовать. Аристотель в то же время не отождествляет бытие с идеями. Признавая существование идей – сущностей (он называет их формами), Аристотель полагает, что они находятся в реальном мире вещей и являются внутренними движущими силами вещей и неотделимы от них. Материя у Аристотеля – это первичный материал, предпосылка вещей. Вещи содержатся в материи лишь в возможности, превращает же их в действительность форма – подлинная сущность вещей. И материя, и формы вечны, т. е. существуют всегда, Реальные вещи являются соединением материи и определенной формы. Например, для человека формой является душа, а материей – тело.

Высшей формой, содержащей в себе потенциал всех изменений материи, в том числе и изменчивости Космоса в целом, согласно Аристотелю, должен быть Бог, или неподвижный перводвигатель, – чистая энергия, сам себя мыс­лящий ум (нус), запредельный Космосу.

Аристотелю принадлежит разработка первого в истории философии учения о формах движения. Он выделяет пять таких форм: 1) возникновение; 2) уничтожение; 3) изменение по качеству; 4) изменение по количеству; 5) перемещение.

Ступенями природы, по Аристотелю, являются неорганический мир, растение, животное, человек. Человек отличается от животного наличием разума. Разум обусловливает действия человека, прежде всего он формирует его волю, В области этики Аристотель исходит из того, что главное для человека – разумное поведение, умеренность. Этика Аристотеля органично перерастает в учение о государстве. Его со­циально-политические взгляды состояли в следующем: человек – существо обществен­ное. В сферу его жизни входят семья, государство, назначение которого – охрана интересов свободных граждан посредством законов. Формы государственного правления Аристотель делит: – на правильные (монархия, аристократия, полития); – неправильные (плутократия, тирания, демократия). Наилучшей формой государства Аристотель называет политию (умеренную демократию) – правление среднего класса на основе Конституции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.012 с.)