Позитивизм и его разновидности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивизм и его разновидности.



ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, основанное в 30-40-е гг. XIX века французским философом Огюстом Контом. Основные положения позитивизма: -человеческий дух проходит в своём развитии три стадии – религиозную, философскую и научную (позитивную); - философия должна опираться на достоверное научное знание; - традиционные философские понятия и проблемы должны быть отвергнуты по той причине, что их невозможно проверить и применить на практике, невозможно доказать их достоверность; -наука, опирающаяся на достоверное знание, сама себе философия; - научное знание – это знание позитивное (положительное), поскольку оно является проверяемым, достоверным и заключает в себе возможность практического использования.

Основными формами развития позитивизма считают, собственно, сам классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер); махизм (или эмпириокритицизм – Э. Мах, Р. Авенариус); неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап); постпозитивизм (К.Р. Поппер, Т.Кун, П. Фейерабенд).

МАХИЗИМ (ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ) –В центре стоит идеалистически истолкованное понятие опыта. Отсюда происходит и само название – эмпириокритицизм (т.е. критика опытом). Для этого мировоззрения пространство, время, закономерность есть субъективные формы упорядочения ощущений, полностью лишённые какого бы то ни было объективного содержания. Субъект и объект определяются эмпириокритицизмом как элементы самого сознания. Отрицается достоверность человеческих знаний, способность науки познавать объективную истину. Пределом науки становится «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – основные проблемы, которые рассматривает данное направление: - анализ научного знания; - проблема отграничения научного знания от ненаучного; - проблема развития, изменения научного знания; - проблема достоверности, истинности научных теорий; - проблема языка науки.

Предмет философии в неопозитивизме: деятельность по анализу научного знания, языка науки.Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации (проверки знания опытным путём). А философские проблемы такую проверку пройти не могут и, следовательно, должны быть отброшены как псевдопроблемы. Лишь то знание, которое находит фактическое подтверждение, является опытно проверяемы и следует признать достоверным, научным.

В научных теориях оказалось слишком много философских, абстрактных положений, которые невозможно было проверить опытным путём, поэтому неопозитивизм фактически зашёл в тупик.

Выход был предложен Л. Витгенштейном (основателем лингвистической философии). Он заявил, что всё дело в языке. Необходима «терапия» языка науки и философии. Философия и должна стать деятельностью по «очищению» языка.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ обсуждал следующие проблемы: - разграничение научного и ненаучного знания; - исследование не структуры, а развития научного знания; - поиск средств верификации научных теорий; - проблема регулярностей, причин развития науки и научного знания; - как возникает новая теория; - возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий; - проблема рациональности в науке.

Центральный принцип постпозитивизма – принцип фальсификации, сформулированный К.Р. Поппером. Его суть: теория верна, если она подтверждается фактами (если факты, вытекающие из данной теории верны). Но должны существовать факты и опровергающие теорию, не согласующиеся с ней. Если таких фактов нет, то это не научная теория, а святое писание, которое всегда и везде истинно. А в науке абсолютно достоверного знания нет и не может быть. Поэтому теория должна быть фальсифицируема. Таким образом, научность определяется не абсолютной достоверностью, а опровергаемостью опытом.

 

. Фрейд: философско-медицинские аспекты психоанализа. Психоанализ и культура. Психоанализ–направление в современной философии,

объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый психиатр Зигмунд Фрейд(1856-1939). По Фрейду, психика представляется как совокупность трех слоев –Оно, Я, Сверх-Я.«Оно» –мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. «Я»–сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. «Сверх-Я»–давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры. Согласно Фрейду, человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру. Философская доктрина Фрейда основательно модернизировала конкретно-научные методы, схемы организации и регуляции психической деятельности человека

 

Билет №19

19. Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

Существуют различные концепции, которые имеют пространство и время. Философия их знает две: - субстанциональная; - реляционная. Первая рассматривает и то, и другое как свободные сущности, существующие совершенно независимо от материальных объектов – то есть самостоятельно. Во втором случае они рассматриваются как свободные отношения между объектами, а также процессами. Вне этих объектов и процессов ни того, ни другого не существует.

Пространство и время имеют следующие всеобщие свойства: - независимость от сознания человека; - неразрывная связь с материей, а также друг с другом; - абсолютность; - зависимость от процессов, а также от взаимодействий внутри материальных систем; - единство непрерывного, а также прерывного в их собственной структуре; - качественная и количественная бесконечность. Различают метрические, а также топологические свойства времени и пространства. Топологические характеристики связаны с прерывностью и непрерывностью, ориентируемостью, связанностью, размерностью и так далее. Метрические характеристики отображают изотропность, бесконечность, конечность и прочее. Всеобщие свойства пространства – это расположенность, протяженность, сосуществование разных элементов, возможность соединения элементов, увеличения или уменьшения их числа. Метрические свойства в первую очередь связаны именно с протяженностью пространства. Они выражают то, как связаны пространственные элементы, каким законам их связи подчиняются. Известны также специфические свойства пространства. К ним относят: - симметрию и асимметрию; - местоположение; - расстояние между объектами; - распределение поля и вещества; - границы, которые определяют различного рода системы. Всеобщие свойства времени – это: - связь с атрибутами материи; - длительность; - ассиметричность и одномерность; - направленность от прошлого к будущему; - необратимость. К специфическим свойствам времени можно отнести определенные периоды существования тел, одновременность различных событий, ритм процессов, темпы развития, а также взаимоотношения разных циклов развития, находящихся в одной системе.

 

Теория познания.

Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. В современной гносеологии отстаивается положительное решение вопроса о возможности адекватного воспроизведения действительности в познавательной деятельности человека. Считается, что практическая деятельность человека всегда опосредована сознанием, находится с ним в органическом единстве. Вместе с развитием практики совершенствуется и человеческое познание.

Суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие факторы, заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и его успешное преобразование. А гносеология, как философская дисциплина, отвечает на вопрос о закономерности и возможности этого познавательного отношения.

В настоящее время познание изучается не только философией, поэтому гносеология очень тесно связана с психологией (когнитивной), логикой, методологией научного познания, историей науки, науковедением и социологией знаний.

С одной стороны все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты, и без опоры на их достижения невозможно квалифицированное и успешное философское изучение познания. С другой стороны, обобщая методы и приемы, используемые этими науками (эксперимент, моделирование, анализ и синтез) гносеология выступает в качестве философско-методологической основы.

 

Билет №20

Бердяев (1874-1948)–один из влиятельнейших русских философов XXвека. Его философия носит многоаспектный характер:идея творчества как назначения человека;свобода как высшая ценность в окружающем мире и основа существования человека, социализм (коммунизм), русская идея Россия, по Бердяеву,должна стать посредником между Востоком и Западом и выполнить свою сторическую миссию–построить «Царство Божие» на Земле. Философия Бердяева оказала большое влияние на развитие европейского экзистенциализма, учения о человеке и его жизни.

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева (1874—1948), наиболее яркого представителя русского экзистенциализма. В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя переписку с одним из лидеров германской социал-демократии Карлом Каутским. Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошёл от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.

Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа — объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверхрационально.

Развивая в своем учении тему творчества и духовности, Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создается Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром.

Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности. Личность — не субстанция, она — творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.

Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа. "Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей, " — считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, искание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчеркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен, открыт и коммунитарен. Тем не менее, напоминает Бердяев, не стоит забывать о поляризованности природы русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству.

В числе главных трудов Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX—XX века» (1946)

.2. Философия Н.А. Бердяева. Философия Н. А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева: • высшей ценностью в окружающем мире является свобода; • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека; • свобода человека подвергается угрозе извне; • данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; • ключевую роль в жизни человека играет также религия; • Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; • отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба; • человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем). Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.


 

Медицина и философия

Философия связана нитями теснейших взаимосвязей со всеми элементами культуры. Системный характер культуры предполагает наличие в ней постоянных компонентов, являющихся интегрирующими по отношению ко всем ее элементам. Такие интегрирующие связи в культуре образуются, во-первых, благодаря системе ценностей, господствующей в данном обществе, во-вторых, картине мира, характерной для конкретной эпохи интеллектуального развития человечества и состояния науки, и, в-третьих, стилю научного мышления. Включаясь в систему духовной культуры, философия взаимодействует со всеми ее компонентами, особенно же сильно ее воздействие на те науки, предметом изучения которых является человек (к числу которых, прежде всего, относится медицина).

Современные исследования в медицинской науке характеризуются тем, что теория медицины перестает строиться на одном лишь естественнонаучном знании. Рост числа нервно-психических расстройств, выявление психогенного механизма соматических болезней, зависимость терапевтических эффектов от личностных факторов и другие факторы потребовали более широкого подхода к пониманию жизни человеческого организма и существа его патологии. Поэтому выявилась вполне закономерная тенденция к расширению базиса медицины, к включению в ее объяснительные конструкции наряду с естественными также и гуманитарных знаний. Таким образом, в современных условиях возрастает зависимость медицинской теории от философского знания.

Сегодня ясно, что естественнонаучных оснований для решения всех проблем медицины недостаточно. Именно поэтому, во-первых, требуется расширение когнитивного базиса медицины за пределы естественнонаучной базы и, во-вторых, аксиологическая (ценностная) проблематика приобретает особое значение в медицине, идет ли речь о науке и научном исследовании или о практическом ее функционировании. Проблема ценностей в медицине имеет два аспекта: 1) как проблема аксиологического опосредования методологии медицины, 2) как проблема социального опосредования здоровья, болезней и выздоровления, профилактики.

Если исходить из того, что основной вопрос философии есть совокупность четырех главных философских проблем – психофизиологической, онтологической, гносеологической, аксеолого-пракселогической, то в этих четырех главных философских проблемах и охватываются основные аспекты природы человека. Все они в одинаковой степени значимы, но в зависимости от цели исследования и теоретического рассмотрения какой-то из них становится главным, подчиняя себе другие. В медицинской сфере главной из вышеназванных философских проблем становится психофизиологическая, рассматривающая человека как индивида. В качестве философской основы теории медицины следует рассматривать концепцию природы человека, которая базируется на современном диалектико-материалистическом решении психофизиологической проблемы и которая включает в качестве логического ядра положение о социально-биологическом единстве человека. В современной философии психофизиологическая проблема перерастает в теорию личности, точнее, в проблему соотношения личности и организма, охватывая, таким образом, всю наличную сумму знаний о человеке как биологическом, психологическом, социальном феномене, и представляет собой интеграцию различных подходов к пониманию человека. Интегративный характер теории личности делает ее не только одним из звеньев взаимодействия медицины и философии, но и одним из фокусов антропологического синтеза многообразных исследований.

 

 

Научная революции Николая Коперника(1473–1543), выдвинувшего принципиально иную картину бытия:–геоцентризм сменился гелиоцентризмом.

Основные направления социально-политической философии: философия Реформации, политическая философия, философия социалистов-утопистов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.025 с.)