Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Элементы и структура религии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Элементы и структура: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Религиозное сознание – это сознание верующего человека. Не всякая вера есть вера религиозная. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности какой-либо идеи. Религиозная вера – это вера: а) в существование элементов, сил, свойств, связей, выходящих за пределы действительности; б) в возможность общения с ними, воздействия на них. Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к признаваемым ими объективными существам, к священным вещам, персонам, действиям, друг к другу. Религиозное сознание имеет два уровня – обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, настроений, привычек и традиций. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде разрозненных представлений, взглядов. На этом уровне главную роль играют эмоции – чувства и настроения, наглядно образные формы сознания. Религиозное сознание на концептуальном уровне – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументации, концепции; догматы веры (догмат –утверждение высшим религиозным институтом положения вероучения в качестве непреложно истинного), как правило оформленные в канон, (свод религиозных положений). В состав канона входит: а) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке; б) ритуальные предписания. Религиозный опыт - медитация, экстаз, мистические видения, созерцание Бога и т.п. Религиозная деятельность. Существуют два вида – внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная сфера – это разработка религиозных концепций, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, пропаганда религиозных взглядов. Религиозный культ – это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных – предметов охоты, заклинания духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях). Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, пасторов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители. К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектуру, живопись, скульптуру, музыку), различные культовые предметы (облачения, утварь). Религиозная организация, конфессия – религиозная общность последователей одного вероисповедания. Внутри конфессии, как правило, можно выделить институт духовенства (непосредственных служителей культа) и мирян. Конфессия со всеми организационными элементами представляет собой религиозное, культовое объединение. Типология религиозных конфессий: церковь, секта, деноминация. Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, традицией. Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Промежуточное положение между церковью и сектой занимают так называемые деноминации.
Функции и роль религии. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Основные функции: Мировоззренческая функция религии состоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Религия также обеспечивает общение, осуществляя тем самым коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний. Культуротранслирующая функция религии состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Легитимирующая функция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование –максиму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер. Роль: 1. Роль религии очень велика в экономике, политике, межнациональных отношениях, семье. Религия санкционирует стиль жизни, мысли и действия, придает им ореол святости или объявляет их нечестивыми. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения. 2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется вместе с изменением общественного сознания. Влияние религии может возрастать или уменьшаться вследствие самых различных процессов внутри общества: политических, идеологических и пр., меняющихся культурных ситуаций. 3. Роль религий далеко не всегда общечеловеческая. В религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, этнические, глобальные и локальные.
Происхождение религии. 2 подхода: религиоведческий (научный) и богословский (религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др. В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру. К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой бессилие перед могуществом Природы: «… всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Оно возможно, если его мотивы выходят за рамки потребностей человека, но связываются с интересами всего общества. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы индивида.
Исторические типы религий. Родоплеменные религии сложились в условиях первобытно-общинного строя. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций. Широко распространяются фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри конкретной группы и отгораживание групп друг от друга. В настоящее время родо-племенные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америки. Народностно-национальные религии развивались в период становления классового общества. Носителями являются в основном представители соответствующего этноса. Этим религиям свойственно законничество – детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др. Можно выделить национальные религии двух типов. Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии. К этим религиям относятся иудаизм, индуизм и синтоизм. Национальные религии второго типа не связаны с национальной принадлежностью и социальными институтами общества и теоретически могли бы стать мировыми. Этому помешали историческая обстановка, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии. К ним можно отнести конфуцианство, даосизм, джайнизм, зороастризм и манихейство. Мировые религии – буддизм, христианство, ислам. Появились в эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим. Мировым религиям свойственны миссионерство и проповедническая активность. В этих религиях проповедуется идея равенства людей по каким-либо признакам. Например, в православии под ближним понимается любой человек, независимо от его веры, национальности, пола, профессии и любых иных признаков. В исламе под ближним понимается любой другой мусульманин. В иудаизме под ближним понимается иудей и еврей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.007 с.) |