Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства.



Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство. Сейчас христианство - самая распространенная религия в мире - свыше 1 млрд 300 млн приверженцев на всех континентах и почти во всех странах.
Христианство возникло в I в.н.э. в восточных провинциях Римской империи. Это было время острейшего кризиса рабовладельческого строя. Вся власть в империи находилась в руках императора. Население было бесправным, подвергалось насилиям и грабежам со стороны чиновников и знати. После подавления выступлений народа широкое распространение получали настроения депрессии, отчаяния, усталости и вместе с тем ненависти по отношению к угнетателям. Эти настроения часто выливались в религиозную форму. Активная борьба сменялась мечтой об избавлений от гнета при помощи сверхъестественных сил. Все греческие и римские боги были далеки от страданий широких масс. Необходима была новая религия, которая могла бы помочь всем народам. Такая религия появилась. Это было христианство.

Христианство возникло на базе иудаизма. Христианство прежде всего провозгласило равенство всех людей как грешников. Христиане создают Новый Завет, а старая еврейская Библия стала называться Ветхим Заветом.

На рубеже нашей эры в Иудее родился от Девы Марии Мессия-Спаситель, Сын Божий Иисус, который, совершая многочисленные чудеса, доказал, что он ниспослан с неба на землю во имя спасения рода человеческого, погрязшего в пороках и беззаконии. За выступления против официального иудаизма Иисус был распят на кресте в Иерусалиме. Своей мученической смертью он искупил грехи человечества. Ранние христиане были убеждены, что в ближайшем будущем состоится второе пришествие Иисуса Христа, которое установит царство Божье на земле. То, что называется царствием Божиим, есть внутренний духовный мир человека. Таким образом, в центре христианства находится образ Богочеловека -- Иисуса Христа.

Новая религия сначала выступала как религия рабов, бедных, бесправных людей. Среди христиан преобладали настроения борьбы, жажды мести, осуждалось богатство, прославлялась бедность. Объединения общин (церкви) не существовало, не было и духовной иерархии (клира). Рядовой верующий, на которого бы снизошла харизма (благодать), назывался пророком. Административные функции выполняли в общинах пресвитеры, а затем епископы. Связь между общинами осуществляли бродячие проповедники - апостолы. Христианский культ первоначально был предельно прост и доступен для каждого верующего, без пышной обрядности и жертвоприношений.

Спустя два столетия христианство превратилось в государственную религию. Основными причинами были общий духовный кризис древнеримской цивилизации, разрушение ее традиционных религиозно-нравственных ценностей и притягательная сила духовно-нравственных идей и сама личность Иисуса Христа.

Первоначально христианство распространялось в Палестине, но затем, благодаря проповедям апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в пределах Римской империи, в дальнейшем (после V в.) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Быстрое распространение христианства было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Социальный кризис порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувства апатии и бесперспективности. Нужна была объединяющая всех мировая религия, которая могла бы заполнить духовный вакуум. И такой религией стало христианство. Настроения усиливавшегося недовольства и протеста вылились в религиозную форму.

Христианство тем и отличается от других религий, что в центре его стоит Личность Богочеловека, а не просто данное им учение. Притягательность христианства -- не в учении как таковом, а в соединении учения и личности, учения и примера.

Идейные предшественники христианства.

Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Более всего христианство заимствовало от иудейской религии. Христианство возникает как секта иудаизма, противопоставление ему. Христианство -- это не социальное, а прежде всего нравственно-религиозное учение. Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказало философское учение Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). Филон считал, что Бога можно познать только через логос - слово. Он говорил о прирожденной греховности людей, о покаянии. В основе этического учения Сенеки лежала идея повиновения судьбе, которая порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности.

 

Христианское вероучение и культ.

Христианство принимает традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем многие направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе, но различных по лицам.

Основные черты

1. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви.

2. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.

3. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.

4. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.

5. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю.

6. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире

7. Учение о Богочеловеке — воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом.

Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Основные положения христианского вероучения сформулированы в Библии («Священное Писание») и в постановлениях Вселенских Соборов, сочинениях отцов церкви и т.д. («Священное Предание»).

Как и в любой религии, в христианстве сформировался свой особый культ. Он включает в себя богослужения, таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, святых и мощей. Каждый из этих элементов культа имеет особое назначение и выполняет свою служебную роль. На каждый из дней недели предназначены особые богослужения. В субботние и воскресные дни они проводятся торжественно, в праздничной обстановке. В среды и пятницы службы носят печальный характер. В эти дни верующим предписывается поститься и молиться о прощении своих грехов. Только раз в году, во время «сплошных» недель, связанных с особыми событиями церковной истории, этот порядок меняется. Так образуется круг седмичного богослужения в церкви.

Большую роль в христианском культе играют таинства. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение.

Культ святых - почитание лиц, угодивших Богу и отмеченных им «даром чудотворения». Христиане верят, что святые - это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, и обращаются к ним с просьбой о помощи в земных делах. Среди святых выделяют ангелов, апостолов, пророков, святителей, мучеников, преподобных, праведных.

Ангелы - это бесполые, сверхъестественные существа, «небесные служители Бога», наделенные божественной силой.

Пророки - наделенные Божественным даром пророчества, авторы ветхозаветных и пророческих книг. Апостолы - ученики Иисуса Христа, проповедовавшие Евангелие.

К святым также относятся святители из числа высшего духовенства и мученики, пострадавшие за веру, но не отступившие от христианства. Преподобные - верные последователи христианства, отказавшиеся от жизненных благ, ушедшие в монастыри и осененные божественной благодатью.

В пантеоне святых выделяются праведные - это люди, которые продолжали жить «в миру», однако своим праведным поведением заслужили спасение и особое к себе расположение Господа. Святые являются для христиан высшими пределом благочестия и образцом поведения.

Культ креста, который является символом христианской веры. Католики признают кресты четырехконечные, православные - шести- и восьмиконечные.

Католическая и православная церкви большое значение придают культу икон.

Объектом поклонения верующих являются также святые места, связанные с различными событиями церковной истории. Особым почитанием пользуются святыни в Палестине, связанные с жизнью Христа. В православии почитаются места, где хранятся чудотворные иконы, мощи божьих угодников, а также источники, горы, холмы, где людям являлась какая-либо икона.

Важной составной частью христианского культа являются праздники. В православном и католическом церковных календарях на каждый день года выпадает тот или иной праздник. К главным общехристианским праздникам относятся Пасха и двунадесятые праздники: Рождество Богородицы, Успение Богородицы, Рождество Христово и т.д.

Видное место в христианстве занимает культ Богородицы. В ее честь воздвигнуто множество храмов, ее изображение встречается на многих иконах, ей посвящены многие праздники.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.013 с.)