Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 2. История религии и место религии в культуре человечества.

Поиск

1. Зарождение первобытных верований: исторический период, структура верований, их специфика.

2. Опишите тотемизм и фетишизм как ранние формы религии. Есть ли их следы в современной культуре? Расскажите о них.

3. Опишите магию. Встречались ли вы с проявлениями современной магии?

4. Дайте характеристики анимизму и культу предков. В чем их взаимосвязь?

5. В чем состоит своеобразие племенных религий?

6. Что такое политеизм и монотеизм?

7. Дайте определение понятиям «религиозность» и «секуляризация».

8. Выделите и охарактеризуйте основные мировоззренческие типы по их отношению к религии.

9. В чем выражается и с чем связан резкий подъем религиозности в реформируемом российском обществе?

10. Каковы, на ваш взгляд, перспективы религиозности и секуляризации в российском обществе?

Литература:

1. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2009.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

2. Капустин И.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

6. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

9. Мирча Э. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 2008.

Семинар 3. Основные направления религиозной философии.

1. Опишите психологические особенности религиозной веры. Какова роль в ней идеи Бога?

2. Что такое латентная религиозность?

3. Каково воздействие религиозной веры и культа на чувственный мир личности?

4. Что такое «религиозный опыт» и что он включает в себя?

5. В чем состоит субъективный опыт неверующего?

6. Опишите психологические факторы религиозной приверженности.

7. Опишите психологические факторы приверженности к свободомыслию.

Литература:

1. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2009.

2. Грановская Р.М. Психология веры. СПб., 2004.

3. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.

4. Писманик М.Г. Личность и религия. М., 1976.

5. Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии / С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.И. Полонская. Ростов н/Д, 1996.

9. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

Семинар 3 (вторая часть).

1. Расскажите об индуизме – ведущей религии Древней Индии

2. Дайте характеристику религий Древнего Китая

3. Что вы знаете о религии Древней Греции и Древнего Рима?

4. Расскажите о иудаизме

5. Что вы знаете о буддизме, его вероучении и культе?

6. Что вы знаете о возникновении и эволюции христианства?

7. Назовите христианские источники о происхождении Иисуса Христа

8. Назовите идейные источники христианства

9. Христианство и иудаизм. Изложите основное содержание новозаветной проповеди

10. Социокультурные предпосылки возникновения христианства

Литература:

1. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2009.

1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

2. Капустин И.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.

3. Крывелев И.А. История религий. Т. 1. М., 1975.

4. Мень А., протоиерей. История религии. М., 1994.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

6. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

8. Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М., 1959.

9. Мирча Э. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997.

Семинар 3 (третья часть).

1. Православие: вероучение и культ

2. Католицизм: особенности вероучения и культа

3. Протестантизм: возникновение, особенности вероучения и культа

4. Ислам: особенности вероучения и культа

5. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов

Литература:

1. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2009.

1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

2. Капустин И.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.

3. Крывелев И.А. История религий. Т. 1. М., 1975.

4. Мень А., протоиерей. История религии. М., 1994.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

6. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

8. Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М., 1959.

9. Мирча Э. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997.

Семинар 4. Свободомыслие в истории духовной культуры человечества. Религия в современном мире.

1. Что такое религиозное свободомыслие?

2. Что такое религиозный нигилизм и можно ли считать его формой свободомыслия?

3. Охарактеризуйте пантеизм как проявление свободомыслия. Каковы отличия пантеизма материалистического от идеалистического?

4. Определите деизм как форму свободомыслия и назовите некоторых наиболее видных его сторонников.

5. В чем своеобразие атеизма как наиболее последовательной формы свободомыслия? Почему воинствующий атеизм является извращением гуманистических традиций свободомыслия?

Литература:

1. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2009.

2. Константинов В.Н. История свободомыслия. Владимир, 1993.

3. Новиков М.П. Атеизм в духовной жизни общества. М., 1984.

4. Свободомыслие и атеизм в древности, Средние века и в эпоху Возрождения. М.: Мысль, 1986.

5. Тажуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. М., 1987.

Семинар 4 (вторая часть «Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе и мире. Свобода совести»).

1. Расскажите о месте и роли религии в национальной культуре.

2. Чем вызвана, в чем выразилась и к чему привела секуляризация культуры, начавшаяся на Западе в эпоху Нового времени?

3. Чем, на ваш взгляд, взаимно дополняют друг друга религиозная и светская культуры?

4. В чем своеобразие философской науки и в чем ее отличие от частных, конкретных наук?

5. Укажите различия между материалистами, идеалистами и дуалистами.

6. В чем состоит различие между светской и религиозной философией?

7. Чем философия отличается от богословия?

8. Рассмотрите логические (онтологическое, космологическое, телеологическое) доказательства бытия Бога.

9. Что такое «свобода убеждений»? Что такое толерантность?

10. Определите понятия: «веротерпимость», «свобода вероисповеданий» и «свобода совести». В чем их различие?

11. Охарактеризуйте положение свободы совести на этапах истории Отечества.

12. Обеспечена ли свободы совести в современной России?

13. Что вы понимаете под культурой отношения к религии?

14. Каковы основные черты религиозной школы?

15. Какие нарушения принципа свободы совести допускались в антирелигиозной школе?

16. В чем отличия школы светской от религиозной и антирелигиозной?

17. Кратко изложите основные принципы преподавания религиоведческих дисциплин в государственных и муниципальных учреждениях профессионального образования (школах и вузах).

Литература:

1. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2009.

2. Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1. М., 2005.

3. Государственно-конфессиональные отношения/Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2003.

4. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004..

5. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания / Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2001.

6. Религии народов современной России: Словарь. М., 2002.

7. Свобода совести в России: Исторический и современный аспекты / Под ред. Е.Н. Мельниковой, М.И. Одинцова. М., 2004.

8. Современная религиозная жизнь России. Т. 1. М., 2003; Т. 2. М., 2004; Т. 3. М., 2005.

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной Думой 12 июля 1995 г.).

2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Религиоведение» рассчитан на 66 академических часов и предназначен для студентов всех специальностей, обучающихся в Дальневосточном филиале Российской академии правосудия.

Значительная часть материала посвящена характеристике религии, выявлению ее места в жизни человека и общества, рассмотрению основных этапов истории религии, как ставших достоянием прошлого, так и существующих по сей день.

Для лучшего освоения данного курса необходимо овладеть основными понятиями религиоведения «религия», «структура религиозного комплекса», «функции религии», «мифология», «мистицизм», «свободомыслие» и т.д.

Опора на основные понятия дисциплины позволяет при ее изучении выделять в структуре рассматриваемых религиозных направлений общее и различное.

Особым значением обладает освоение темы «Происхождение религии», которая позволяет рассмотреть различные подходы к изучению религии: антропологический, феноменологический, исторический, психологический и др.

Предлагаемый курс предполагает ознакомление с историей, теорией свободомыслия, как основополагающего элемента мировой культуры, и исследование понятий «веротерпимость», «свобода совести», изучает процессы формирования и развития представлений о свободе совести в мировой истории.

Курс представлен не только лекционными темами, но и практическими занятиями (семинарами). Все предложенные к изучению темы сопровождаются списками литературы, которые могут быть использованы для написания рефератов, научных докладов или контрольных работ, это: учебники, хрестоматии, пособия, энциклопедии и монографии.

Важная роль в структуре курса отводится исследованию сакральных текстов: Библии и иных культурно-исторических памятников цивилизации. Знакомство со структурой Библии, историей создания, с основными моментами содержания «Книги книг» необходимо каждому студенту. Но ее самостоятельное чтение иногда затруднено и рекомендуемая ниже литература, чтение которой позволит ответить на ряд дополнительных вопросов, поможет справиться студенту с этой задачей.

Дополнительная литература, позволяющая студентам ознакомиться с Библией как историко-культурным памятником.

1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Разные издания Московской патриархии.

2. Библейские мотивы: Рис. Г. Доре. Вып. 1 и 2. М., 1991—1992.

3. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М., 1993.

4. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. М., 1995.

5. Гече Г. Библейские истории. М., 1988.

6. Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов: Пер. с польск. М., 1968.

7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985.

8. Библейские имена: люди, мифы, история / И.Н. Лосева, Н.С. Капустин, О.Т. Кирсанова, В.Т. Тахтамышев. — Ростов н/Д, 1997.

9. Павловский А. Популярный библейский словарь. М., 1994.

Дополнительные вопросы, позволяющие студенту ориентироваться в тексте Библии.

1. Какова структура Библии?

2. Назовите основные моменты формирования Ветхого и Нового Завета.

3. Каково значение Библии для иудаизма и христианства?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.207 (0.011 с.)