Представители какого именно направления ислама отвергают любой культ, выступают против развлечений, против посредников между мусульманином и Аллахом?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представители какого именно направления ислама отвергают любой культ, выступают против развлечений, против посредников между мусульманином и Аллахом?



1) сунизм;

2) ваххабизм;

3) шиизм.

73.Укажите столп веры, сущность которого выражается молитвенной формулой: «Нет никакого божества кроме Аллаха, а Мухаммед - посланник Аллаха».

1) шахада;

2)хадж;

3) закат.

74.Назовите событие, определившее начало мусульманского летоисчисления.

1) хадж;

2) хиджера;

3) рождение Мухаммеда.

75.Укажите многочисленное направление в исламе, представители которого отстаивают выборность духовных руководителей?

1) суннизм;

2) шиизм;

3) хараджизм.

76.Назовите направление ислама, последователи которого являлись известными мыслителями и поэтами, оставившими после себя особую литературу, особый вид поэзии.

1) суннизм;

2) суфизм;

3) шиизм.

77. Главы, на которые разделен Коран называются…

1) алты;

2) суры;

3) хадисы.

78.Какой именно столп веры предписывает мусульманам совершить паломничество в Мекку, хотя бы раз в жизни?

1) хадж;

2) намаз;

3) закат.

79.Укажите мистическое направление в мусульманстве.

1) хариджизм;

2) суфизм;

3) шиизм.

80.Назовите свод­ную систему мусульманского права.

1) аят;

2) шариат;

3) калам.

81.Какой из указанных праздников, отмечают только шииты?

1) ашура;

2) курбан-байрам;

3) ураза-байрам.

82.Выберите направления в исламе, последователи которого преобладают в России.

1) шиизм;

2) суннизм;

3) ваххабизм.

83.Какой мусульманский праздник совпадает с днем завершения Хаджа?

1) курбан-байрам

2) ураза-байрам;

3) маулад.

84.Что такое «минарет»?

1) ниша, указывающая, куда должны обращаться лицом мусульмане во время богослужения;

2) башня, с которой муэдзин призывает верующих к намазу;

3) кафедра, на которую необходимо подниматься по лестнице.

85.Какой именно запрет определил особый характер исламского искусства?

1) запрет на азартные игры;

2) запрет на употребление вина;

3) запрет на изображения людей и животных.

86.Укажите источники шариата.

1) Адат;

2) Коран;

3) Калам;

4) Сунна.

87.Намаз – это…

1) пятикратная ежедневная молитва;

2) паломничество в Мекку;

3) направление в исламе.

88.Одним из столпов веры в исламе является обязательная милостыня, называемая…

1) закат;

2) хиджра;

3) шахада.

89.Укажите нетрадиционную религию, не относящуюся к объединени­ям, возникшим на основе восточных религий.

1) Международное общество сознания Кришны;

2) Церковь Унификации;

3) Миссия Божественного Света.

90.Выберите конфессионное направление, последователи которого называют себя «вайшнавами».

1) Новоапостольская церковь;

2) Церковь сайентологии;

3) Международное общество сознания Кришны.

91.К этой ветви нетрадиционных религий относятся группы, стремящиеся возродить дохристианские верования неко­торых народов?

1) неоязычество;

2) сатанинские культы;

3) сайентологические объединения.

92. Укажите, какая из перечисленных видов религиозных организаций, принимает общество таким, какое оно есть, демонстрируя социальный конформизм и тяготение к государственности:

1) секта;

2) церковь;

3) религиозная группа.

93. Укажите, какая из перечисленных видов религиозных организаций, является первичным звеном религии как социального института:

1) секта;

2) церковь;

3) религиозная группа.

94. Перечислите состав религии, как явления.

1) Верования.

2) Бог.

3) Высший разум.

4) Церковь.

5) Норма.

6) Культ.

7) Организация.

95. Перечислите, какие Вы знаете разновидности новых религиозных движений.

1) Неохристианские объединения.

2) Саентологические направления.

3) Неориенталистские культы.

4) Сатанинские группы.

5) Сектантские группы.

96. Перечислите виды религиозных организаций.

1) Церковь.

2) Деноминация.

3) Секта.

4) Культ.

5) Синагога.

97. Перечислите разновидности свободомыслия.

1) Богоборчество.

2) Скептицизм.

3) Атеизм.

4) Индифферентизм.

5) Нигилизм.

6) Антиклерикализм.

98. Перечислите модели государственно-религиозных отношений.

1) Восточная.

2) Американская.

3) Западноевропейская.

4) Англо-саксонская.

5) Германская.

99. Перечислите принципы осуществления свободы совести.

1) Равноправие граждан независимо от их отношения к религии.

2) Отделение религиозных и атеистических организаций от государства.

3) Светский характер системы государственного образования.

4) Наличие специальных законодательных актов по этой проблеме.

5) Равенство религиозных объединений перед законом.

100. В чем проявляется светский характер российского государства?

1) В гражданском характере правосудия.

2) В государственной регистрации актов гражданского состояния.

3) В отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать религию.

101. Какая организация считается местной религиозной организацией?

1) Состав участников не менее чем из 10 человек.

2) Состав участников не менее чем из 15 человек.

3) Состав участников не менее чем из 30 человек.

102. Когда религиозная организация признается централизованной?

1) Когда она состоит не менее чем из трех религиозных организаций, перечисленных в ее уставе.

2) Когда она состоит не менее чем из трех религиозных организаций, перечисленных в ее уставе, и зарегистрирована в Минюсте РФ.

3) Когда она состоит не менее чем из пяти религиозных организаций, перечисленных в ее уставе, и прошла регистрацию.

103..Укажите, в какой стране возник буддизм.

1) Индия.

2) Тибет.

3) Китай.

4) Япония.

5) Западная Аравия.

104. Перечислите основные положения православного вероучения.

1) Вера в единого Бога.

2) Вера в бессмертие души.

3) Вера в существование ада и рая.

4) Вера во второе пришествие Иисуса Христа.

5) Вера в первородный грех.

105. Укажите основоположников изучения психологии религии.

1) Э. Дюркейгм.

2) М.Вебер.

3) Р. Отто.

4) Т. Рибо.

5) В. Вундт.

106. Сколько догматов содержит общехристианский символ веры?

1) 12.

2) 24.

3) 8.

4) 6.

5) 36.

107. Перечислите элементы структуры религиоведения.

1) Религиозная философия.

2) Социология религии.

3) Феноменология религии.

4) История религии.

5) Психология религии.

6) Политика религии.

7) Богословие.

108. Что именно, из указанного, является учением о правилах богослужения, отправления таинств, молитв, обрядов, песнопений и иных ритуалов?

1) литургика;

2) пастырское богословие;

3) гомилетика;

4) патристика.

109. Что определяет правила поведения священнослужителей в церкви и вне ее, требования к ним как к духовным наставникам паствы?

1) литургика;

2) пастырское богословие;

3) гомилетика;

4) патристика.

110. Что является учением об истории, теории и практике проповедничества, наставления по содержанию и форме церковной проповеди?

1) литургика;

2) пастырское богословие;

3) гомилетика;

4) патристика.

111. Кто, из ниже указанных исследователей, является автором труда «Магия, наука и религия»?

1) Малиновский Б.

2) Маркс К.

3) Вебер М.

4) Дюркгейм Э.

112. Из перечисленных ниже типов отношения к религии, выделите религиозные варианты отношения:

1) глубоко верующий,

2) традиционно верующий,

3) колеблющийся,

4) атеист,

5) индиффирентный,

6) неверующий.

113. Кого называют «обрядоверами»?

1) глубоко верующих,

2) традиционно верующих,

3) колеблющихся,

4) атеистов,

5) индиффирентных,

6) неверующих.

114. Кто впервые ввел термин «свободомыслие» в научный оборот?

1) Коллинз А.

2) Бруно Дж.

3) Фейербах Л.

4) Вольтер Ф.

5) Ломоносов М.

115. Какая позиция является осуждением притязаний Церкви на светскую власть, на диктат в сфере образования и культуры?

1) клерикализм,

2) антиклерикализм,

3) религиозный скептицизм,

4) индифферентизм.

116. Кто, из указанных исследователей, в своем известном труде «Святое» ввел в религиоведение понятие «нуменозное» (т.е. то глубинное в религии, что и составляет ее сущность)?

1) Соловьев В.С.

2) Отто Р.

3) Фрейд З.

4) Оллпорт Г.

5) Рибо Т.

117. Довод, который сводится к тому, что Бог мыслится совершеннейшим существом и потому необходимо обладает и признаком существования, называется…

1) космологическим аргументом,

2) отнологическим аргументом,

3) телеологическим аргументом,

118.Сложившаяся в последние десятилетия наука, раскрывающая сложнейшие механизмы эволюции, обнажающие ее естественный характер, называется…

1) синергетикой,

2) эволюционной теорией,

3) молекулярной биологией,

4) паранукой.

119. Кто является основателем оккультизма?

1)Гермес Трисмегист.

2) Агриппа Неттесхеймский.

3) Штейнер Р.

4) Мишель Нострадамус.

120. Связи и отношения между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти, называются…

1) политикой,

2) идеологией,

3) легитимацией,

4) религией.

121. Закон, гарантирующий в соответствии с нормами международного права, права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, «О свободе совести и религиозных организациях» был принят постановление Верховного Совета СССР от:

 

1)1 октября 1990г.

2) 25 октября 1990г.

3) 3 апреля 1990г.

4) 14 февраля 1990г.

122.Автором книги "Идеи к философии истории человечества", в которой наравне с изложением знаний о происхождении Земли и Вселенной рассматривались верования народов, является:

1) Гердер И.Г.

2) Лессинг Г.Э.

3) Спиноза Б.

4) Шиллер Ф.

123.Общественный деятель, выступавший против того, чтобы включать в конституцию США статью, требующую исповедания веры от членов конгресса:

1) Франклин Б.

2) Джефферсон Т.

3) Пейн Т.

124. Труд "Система природы", названный современниками "библией материализма", написан:

1) Гольбахом П.

2) Мелье Ж.

3) Дидро Д

4) Фейербах Л.

125. Кто, из упоминаемых мыслителей исследовал причины возникновения религии; в работах "Сущность христианства" и "Лекции о сущности религии" и показал роль эмоции в возникновении религиозных представлении и культа:

1) Фейербах Л.

2) Маркс К.

3) Энгельс Ф.

4) Гольбах П.

126.Почитание множества духов именуется:

1) политеизмом

2) полидемонизмом

3) демонологией

4) магией

5) шаманизмом

127. Формы обрядов, связанные с основами жизнеобеспечения или обряды умножения производящих сил природы называют:

1) продуцирующими обрядами

2)обрядами жизненного цикла

3) обрядами календарного цикла

128. Формы обрядов, отмечающие универсальные кризисные ситуации: рождение, достижение зрелости, изменение статуса, брак, смерть, погребение, называются:

1) продуцирующими обрядами

2)обрядами жизненного цикла

3) обрядами календарного цикла

129. Формы обрядов, отличающие смену сезонов и сопровождающие ее перемены в хозяйственной деятельности, называют:

1) продуцирующими обрядами

2)обрядами жизненного цикла

3) обрядами календарного цикла

130. Кто, из указанных мыслителей разработал вариант так называемого православного персонализма, включающего философские, политические, экономические, нравственные, эстетические воззрения:

1) Бердяев Н.

2) Юркевич П.Д.

3) Гогоцкий С.С.

4) Шестов Л.

131. Укажите название модели мышления, объясняющей происхождение мира актом сверхъестественного творения:

1) креационная

2) эволюционная

3) коэволюционная

4) цикличная

132. Кто, из перечисленных исследователей, анализирует религию с позиций феноменологической социологии знания:

1) П. Л. Бергер

2) Т. Лукман

3) Ф. Бродель

4) Г. Гадамер

134. Кто, из перечисленных исследователей, полагает повседневное бытие «измерением религиозного», обнаруживающее приватную религиозность, жизненно необходимую для человека – «индуктивную веру»:

1) П. Л. Бергер

2) Т. Лукман

3) Ф. Бродель

4) М. Элиаде

135. Укажите имена мыслителей, полагавших, что у религии нет «собственной» (вне всеобщей) истории, и она развивается в контексте истории общества; в зависимости от движения материального производства, системы общественных отношений:

1) К. Маркс

2) Ф. Энгельс

3) Л. Фейербах

4) Г. Гегель

135. Назовите исследователя, который характеризует религию как способ придания смысла социальному действию: в качестве явления культуры задающего и поддерживающего соответствующие смыслы, тем самым определяющего «рациональность» в объяснении мира и в повседневной этики:

1) М. Вебер

2) П. Бергер

3) Э. Дюркгейм

4) Р. Мертон

5) Т. Лукман

136. Кто, из указанных исследователей, разработал понятие «религиозного опыта», под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах (мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и пр.):

1) У. Джеймс

2) Л. Леви-Брюль

3) З. Фрейд

4) К. Юнг

137. Кому, из указанных исследователей, характерен «гуманистический психоанализ», переосмысливающий символику бессознательного, акцентирующий внимание на противоречиях человеческого существования, конфликтных ситуациях, вызванных социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения:

1) К. Юнг

2) Э. Фромм

3) З. Фрейд

4) К. Хорни

 

138. Как определяется подход к изучению религии, использующий этнографический материал и идеи культурной антропологии:

1) этнологический

2) биологический

3) социологический

4) этнографический

5) антропологический

139. Какой термин, происходящий от церковно-славянского термина, определяет отношение русских книжников к некрещеным народам:

1) язычество

2) сектанство

3) варварство

140. Последователи данной конфессионной ветви утверждают полную вероисповедную и организационную автономию каждой конгрегации, являются строгими пуританами, привлекают к проведению служб и проповеднечеству всех мирян:

1) конгреционалисты

2) пресвитериане

3) пуритане

4) баптисты

141. Чем определяется так называемая фундаментальная данность (абсолютный предмет) религии:

1) идея Бога

2) святость

3) Абсолют

4) сверхъестественное

5) нуминозное

142. Какие формы общности полагают возможность объединения людей по мнению И.Канта:

1) этичческие

2) политические

3) культурные

4) этнические

143. Назовите мыслителя, создавшего труд «Религия только в пределах человеческого разума», посвященный философскому исследованию религии:

1) Кант И.

2) Гегель Г.

3) Фихте Г.

4) Фейербах Л.

144. Фрезер предлагает различать «колдовские» приемы, основаные на прикосновениях или возможности заражения, как:

1) контагиозную магию

2) гомеопатическую магию

3) вредоносную магию

4) плодоносную магию

145. Фрезер предлагает различать виды магии, упоминая:

1) позитивную

2) негативную

3) частную

4) общественную

5) все перечисленное

146. Как называется почитание множества богов при определении приоритера одного из них:

1) супремотеизм

2) генотеизм

3) монотеизм

4) политеизм

147. Каким, из перечисленных ниже религий характерен монотеизм:

1) иудаизм

2) христианство

3) ислам

4) сикхизм

5) буддизм

6) синтоизм

148.Являяясь компонентной дисциплиной религиоведение использует различные методы познания, определяющие подходы у исследованию - укажите, какие, из перечисленных:

1) каузальный

2) исторический

3) антролологический

4) генетический

5) типологический

6) биологический

7) герменевтический

8)структурно-функциональный

149. Какой источник интерпретируется как основание буддизма:

1) апокрифы

2) астрология

3) Перипитака

150. Как именуется книга, полагаемая последователями зороастризма священной:

1) Библия

2) Авеста

3) Коран

151. Основателем джайнизма считается:

1) Мухаммед

2) Конфуций

3) Вардхамана

152. Какие типы культур, предлагаемые А. Тойнби, сложившихся в исторической классификации, выступают основой формирующихся цивилизаций:

1) конфуцианско-даосистский

2) индо-буддийский

3) христианский

4) исламский

5) индо-арийский

6) арабский

153. Укажите, какой тип знания сопоставляет догматические представления разных конфессий и богословских школ и отстаивает истинность именно православного понимания:

1) сравнительное богословие

2) гомилетика

3) пастырское богословие

4) литургика

154. Укажите, как именно называется толкование «священных книг», в особенности трудных в них мест:

1) экзегетика

2) патристика

3) литургика

4) гомилетика

155. Соотношение охарактеризованных религиозных и нерелигиозных типов в структуре изучаемой группы или большой общности обычно выражается в процентах и называется:

1) уровнем религиозности

2) степенью религиозности

3) характером религиозности

4) динамикой религиозности

156. Показатель интенсивности религиозных проявлений (сильная или слабая вера, глубинные или поверхностные религиозные переживания, активность в культе и культовых отношениях), именуется:

1) уровнем религиозности

2) степенью религиозности

3) характером религиозности

4) динамикой религиозности

157. Качественная сторона религиозности (социально-исторический контекст, этноконфессиональная принадлежность религиозных лиц, социально-психологические проявления, ведущие тенденции) определяется как:

1) уровень религиозности

2) степень религиозности

3) характер религиозности

4) состояние религиозности

158. Интегральное понятие, единство количественных и качественных проявлений религиозной приверженности, определяемое как:

1) уровень религиозности

2) степень религиозности

3) характер религиозности

4) состояние религиозности

159. Синтез уровня, степени и характера религиозности, состояние религиозности именуют:

1) религиозной ситуацией

2) динамикой религиозности

3) состоянием религиозности

4) уровнем религиозности

160. Колебания состояния религиозности по временным периодам называют:

1) динамикой религиозности

2) состоянием религиозности

3) степенью религиозности

4)характером религиозности

161. Укажите операциональные термины, описывающие секуляризацию:

1) уровень секуляризации

2) степень секуляризации

3) характер секуляризации

4) состояние секуляризации

5) динамика секуляризации

6) прогноз секуляризации

7) перспективы секуляризации

163. Назовите, что является символом алхимии, определяющем соединение противоположностей:

1) философский камень

2) живой камень

3) краеугольный камень

4) кристалл

164. Соотнесите комбинации изображений с астрологическими символами, которые они выражают

1) круг 1) земная материя

2) полукруг 2) дух

3) линия 3) движение

4) крест 4) сознание и душа

5) стрела 5) сила

165. Выберите из указанных ниже имена декабристов, сочетавших политическое свободомыслие с антирелигиозным вольнодумством:

1) Якушкин И.Д.

2) Барятинский А.П.

3) Долгоруков И.А.

4) Лунин М.С.

166. Перечислите просветителей-демократов XIXв., в чьих трудах получили развитие идеи свободомыслия:

1) Белинский В.Г.

2) Герцен А. И.

3) Огарев Н.П.

4) Чернышевский Н.Г.

5) Добролюбов Н. А.

6) Писарев Д. И.

7) Лавров П.Л.

8) Бакунин М.А.

167. «Свобода совести» это:

1) право свободного выбора любой религии

2) право свободно исповедовать, выбирать, распространять атеистические убеждения

3) право свободно принимать любое решение

4) право свободно определять отношение к религии или атеизму

168. Укажите, что именно означает термин «церковь»:

1) храм

2) культовое здание

3) религиозную организацию

4) все перечисленное

5) ни один пункт

169. Укажите, какая из концепций происхождения религии абсолютизирует особенности индивидуального человеческого мышления:

1) материалистическая

2) субъективно-идеалистическая

3) социологическая

4) антропологическая

170. Назовите специфику, характерную для ранних религий:

1) строгий монотеизм

2) сочетание политеизма и монотеизма

3) жертвоприношения

4) учение о загробной жизни и воздании

171. Что означает термин «евхаристия»:

1) покаяние

2) крещение

3) причащение

4) проповедь

172. Какой из догматов является обязательным для всех разновидностей протестантизма:

1) аскеза

2) обряды

3) богоугодные дела

4) вера в искупительную жертву Христа

173. Какой из догматов не признается православием:

1) обязательности крещения

2) боговоплощения

3) непорочного зачатия

4) искупления

174. Сколько нетрадиционных культов насчитывается в мире:

1) 3

2) 5

3) 8

4) 10

175. Определите, разновидностью какого направления в исламе является мюридизм:

1) суннизм

2) суфизм

3) шиизм

4) иное

176.Какой, из упомянутых терминов, не относится к шиизму:

1) Ахбар

2) Ашура

3) Хадис

4) Такийа

178. Кто из мусульманских философов выдвинул теорию «двойственной истины»:

1) Аль-Газали

2) Ибн-Сина

3) Ибн-Рушд

4) Ибн-Халдуд

179. Что называется хадисом:

1) Сура Корана

2) Айят Корана

3) рассказ о пророке

4) иное

180. Какие основания религии стали бы невозможны без способности человека к абстрактному мышлению:

1) психологические

2) гносеологические

3) исторические

4) социальные

181. Укажите национальную религию, обладающую большим числом своих последователей:

1) индуизм

2) даосизм

3) иудазим

4) синтоизм

182. Каким статусом была наделена Русская православная церковь сразу после принятия христианства на Руси:

1) митрополия

2) патриархия

3) благочинный приход

4) епископия

183. Укажите, какая именно ипостась создала мир невидимый и видимый:

1) Бог Отец

2) Бог Сын

3) Бог Дух Святой

4) все перечисленное

184. Кто именно в католицизме не обладает правом на толкование текстов Библии:

1) кардиналы

2) Римский папа

3) паства

4) монахи

185. В каком году, согласно Миланскому эдикту, христианство становится государственной религией Римской империи:

1) 310 г.

2) 311г.

3) 313 г.

4) 315г.

186. Когда был собран полный текст Корана, называемый Сухуф?

1) при халифе Али

2) при халифе Османе

3) при халифе Омаре

4) после смерти пророка

187. Какой элемент заимствован современными религиями из магии:

1) молитвенный обряд

2) ограничения на принятие сана по половому признаку

3) обряд причащения

4) вера в священность религиозных предметов

188. Кто, из указанных божеств, не является верховным в своем пантеоне:

1) Зевс

2) Юпитер

3) Саваоф

4) Яхве

189. Укажите нетрадиционную церковь, воспринявшую идею буддизма о достижении нирваны:

1) Общество Сознания Кришны

2) Церковь сайентологии

3) Тихоокеанский дзен-буддийский центр

4) Трансцендентальная медицина

190. Укажите, кто выступал в роли бога торговли в римском пантеоне:

1) Юпитер

2) Зевс

3) Гермес

4) Меркурий

191. Последователи какого христианского учения Vвека считали, что Богородица родила человека, а не Бога:

1) несториане

2) ариане

3) фотиниане

4) духоборы

191. В какой стране протестантов называли гугенотами:

1) в православии

2) в лютеранстве

3) в англиканстве

4) в католицизме

192. Когда, на основании концепции монофизитства от христианской церкви отделился ряд восточных общин:

1) I в.

2) II в.

3) IV в.

4) V в.

193. Какой из принципов вероучения является основополагающим в исламе:

1) вера в предопределение

2) вера в ад и рай

3) вера в ангелов

4) вера в ангелов

194. За что был отлучен и предан православной церковью анафеме Л.Н. Толстой:

1) за признание свободы воли человека

2) за отрицание бытия Бога

3) за критику православных обрядов

4) за отождествление веры в Бога с совестью человека

195. К какому из направлений христианства относится армяно-грегорианская церковь, возглавляемая католикосом:

1) православие

2) протестантизм

3) католицизм

4) церковь самостоятельна

196. Кто является создателем Нагорной Проповеди:

1) апостол Павел

2) Иоанн Креститель

3) Иисус Христос

4) апостол Петр

197. Кто из указанных мыслителей сформулировал идею, позже обнаруживаемую в христианстве:

1) Стаций

2) Петроний

3) Тит Лукреций Кар

4) Сенека

198. Какой из религиозных санов был введен в католицизме:

1) диакон

2) епископ

3) кардинал

4) священник

199. Назовите нетрадиционный культ, в котором человек определяется дуальностью души и тела:

1) Церковь сайентологии

2) дети Бога

3) Общество Сознания Кришны

4) Общество Аэтариус

200. Какой из принципов гарантии свободы совести нарушался в СССР:

1) светский характер системы государственного образования

2) равенство религиозных объединений перед законом

3) отделение религиозных и атеистических объединений от государства

4) наличие законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы совести.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Религиоведение как наука: предмет, задачи и методы исследования.

2. Религия – философский и социологический подходы.

3. Сущностные характеристики религии.

4. Общественно-психологические факторы возникновения религии.

5. Основные элементы и структура религии: сущность и содержание.

6. Религия и ее место в духовной культуре общества.

7. Функции и роль религии в современном обществе.

8. Основные подходы к возникновению религии.

9. Национальные религии: индуизм, даосизм, конфуцианство. Сущность и содержание.

10. Возникновение Буддизма и основные направления.

11. Буддизм в России, его роль в общественной жизни.

12. Общественно-исторические условия возникновения и распространения

христианства.

13. Возникновение православия и особенности православного вероучения и культа.

14. Особенности вероучения и культа католицизма.

15. Возникновение протестантизма: особенности вероучения, организации и культа.

16. Ислам – возникновение и вероучения.

17. Особенности и классификации нетрадиционных культов.

18. Свобода совести и толерантность.

20. Общественно-политические, экономические и этические концепции католицизма.

21. Православная философия как основа принципов вероучения.

22. Религиозно-философские принципы мусульманства и современность.

23. Свободомыслие как явление духовной культуры.

24. Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрений.

25. Этические проблемы в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях.

26. Формирование и развитие представлений о свободе совести.

27. Свобода совести.

28. Религия как фактор стабильности общества по Парсонсу.

29. Теория системы человеческих действий Т. Парсонса.

30. Классификация типов религиозного человека М Вебера.

31. Современная мифология и религия.

32. Религия в рамках теории конфликтов.

33. Теологический, научный и философский подход к религии.

34. Религиозная личность. Типология по Оллпорту.

35. Секуляризация как вытеснение религий рациональным мышлением.

36. Особенности религиозной веры.

37. Проявления и последствия секуляризации в современном обществе.

38. Концепция Божества в различных религиях.

39. Проблема новых религиозных движений.

40. Учение В. Франкла о смысле жизни.

41. Национальные (государственные) религии и их особенности.

42. Новые нетрадиционные религии и их специфика.

43. Этика православия.

44. Каким Божествам поклоняются в индуизме? Учение «Бхагавадгиты».

45. Объясните, что такое карма. Как на живое существо действует закон кармы согласно индуизму?

46. Опишите социальную систему индуизма. Каковы обязанности каждой социальной группы?

47. Этика католицизма и протестантизма - сравнительный анализ.

48. Происхождение христианства. Никео-Цареградский символ веры.

49. Эволюция христологических и сотериологических аспектов личности Иисуса.

50. Специфика естественных религий и религий откровения («религии человека» и «религии цивилизаторов»).

51. Основные догматы и ритуалы иудаизма.

52. Содержание Торы.

53. Экуменические процессы в христианстве и их перспективы. Всемирный Совет Церквей.

54. Процессы секуляризации и свободомыслие в современном обществе.

55. Правовые основы деятельности религиозных организаций в современном обществе.

56.Общая характеристика и типология неокультов.

57. Меры предупреждения деструктивного влияние неокультов. Законодательство и государственная политика по отношению к новым религиозным движениям.

58. Особенности духовной жизни в православии и православный менталитет.

59. Автокефальные и автономные православные церкви.

60. Догматические нововведения католической церкви.

61. Монашеские ордены и инквизиция.

62. Религия и искусство.

63. Соотношение религии, философии и науки в пространстве культуры.

64. Этнонациональная культура и религиозная традиция.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

1. «Всеобщая декларация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г.,

2. «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г.,

3. «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 1 августа 1975 г.,

4. «Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г.,

5. Соответствующие положения Конституции России и Закона России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. (Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Основная

1. Гараджа В.И. Религиоведение. - М.,1995.

2. Классики мирового религиоведения. - М.,1996

3. Костюкович П.И. Религиоведение. Курс лекций. - Мн., 1994.

4. Основы религиоведения. - М., Высшая школа, 1995.

5. Соболев С.С. Религиоведение. - М., 1992

6. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения.- М.: Космополис, 1994.

7. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. – М., 2004.

Дополнительная

1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993.-240с.

2. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464с.

3. Буддийский взгляд на мир. - СПб, 1994

4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М., 1994.

5. Бойс М. Зороастрийцы. - М.,1987.

6. Борюнков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: 1971.

7. Гуревич П.С. Гуманизм и вера. - М. 1990.

8. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. - СПб., 1993.

9. Дзен-буддизм. Бишкек, 1993

10. Духовные учителя человечества 19-20 вв. - М.,1992.

11. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.,1990.

12. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. - СПб, 1995.

13. Иваненко С.И., Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. - М.,1991.

14. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.,1993.

15. История Римских пап. - М.,1995.

16. Капкан безграничной свободы. - М., 1996.

17. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. 2-е доп. Изд. - М.,1988.

18. Константинов В.Н. История свободомыслия. Владимир, 1993.

19. Круглов А.А. История и теория религии и свободомыслия.: Уч. Пос. для з/о. Мн., 1996.

20. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслию. Мн.,1997

21. Кураев А. Соблазн неоязычества.- М.,1994.

22. Коран: сказания, предания, притчи (цитаты с коммент.). - М.,1991.

23. Косидовский З. Библейские сказания Сказания евангелистов. - М.,1991

24. Кривцов В.А. Эстетика даосизма. - М.,1993.

25. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-пресс, 1994.

26. Ленсу М.Я. Библия как памятник мировой культуры. - Мн.,1997

27. Локальные и синкретические культы. - М.,1991.

28. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. - М.,1992

29. Мартос А. Беларусь в исторической и церковной жизни.- Мн., 1990.

30. Материалы республиканской научно-практической конференции 18-19 дек. 1996 г. Беларусь: религиозное сектанство и молодежь. - Мн, 1997.

31. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. - М.: Рипол, 1995.

32. Митрохин Л.Н. Религия и политика. - М., 1991.

33. Митрохин Л.Н. Философия религии. - М., 1993.

34. Никонов К.И. Религиозен ли человек по природе? -М.:1990.

35. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. - М., 1994.

36. Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай). - М., 1994.

37. Платонов К.К. Психология религии. - М.,1967.

38. Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в 20 веке. - М.,1990.

39. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия.- М., Гардарика, 1997.-312с.

40. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. М.,1995.

41. Православная церковь, католицизм, протестанизм, современные секты и ереси в России. - СПб, 1994.

42. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991.

43. Пупар П. Вера католической церкви. - М.,1992.

44. Религиозные традиции мира. В 2-х т. - М.,1996.

45. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/М.Г. Писманик, А.В. Вертинский, С.П. Демьяненко и др.; Под ред. Проф. М.Г. Писманика.-М., Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.- 430с.

46. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии.- М.,1993.

47. Религия и политика в посткоммунистической России. - М.,1994.

48. Рожков Очерки по истории Римско-Католической церкви. - М., 1994

49. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. - М., 1991.

50. Семенова С.Т. Тайны царствия небесного.- М.,1994.

51. Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. - М.,1991.

52. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиоведческого описания. - СПб., 1986.

53. Тэнасе Э. Культура и религия. - М.,1977.

54. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе.- М.,1991.

55. Угринович Д.М. Психология религии. - М.,1986.

56. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.,1992.

57. Хопко Ф. Основы православия. - Мн., 1991.

58. Шарден П.Т. Феномен человека.- М.,1987.

59. Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994.

60. Юнг К.Г. Архетип и символ.- М., 1992.

61.Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление.- М.,1982.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.103 с.)