Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Французская философия (вторая половина XIX—XX в.)
«Эволюционистские» течения
| | Философия науки
| | Христианская философия
| | Экзистенциализм
| | | | | | | | Концепция равновесия
Ф. ЛеДантек
(1869-1917)
| | «Физический идеализм»
Г. Ле Бон
(1841-1931)
| | Неотомизм
Ж. Маритен (1882-1973)
| | Христианский экзистенциализм
Г. Марсель
(1889-1973)
| | | | | | | | Концепция диссолюции
А. Лаланд
(1867-1963)
| | Экспериментализм
А. Рей (1873-1940)
| | Томизм
Э. Жильсон (1884-1978)
| | Атеистический экзистенциализм
Ж.-П. Сартр (1905-1980)
| | | | | | | | «Творческая эволюция»
А.-Л. Бергсон
(1859-1941)
| | Конвенционализм
Ж.А. Пуанкаре (1854-1912)
| | Персонализм
Э. Мунье
(1905-1950),
Ж. Лакруа
(род. 1900),
М. Недонсель (род. 1905),
П.-Л. Ландсберг (1901-1944),
Г. Мадинье (1895-1958),
Д. де Ружмон (род. 1906),
М. Дюфрен (род. 1900),
П. Рикер
(род. 1913),
Ж.-М. Доменак (род. 1922) и Др.
| | Теория «абсурда и бунта»
А. Камю
(1913-1960)
| | | | | | | «Неогуманисти-ческий» эволюционизм
П. Тейяр де Шарден (1881-1955)
| | «Описательная» наука
П. Дюгем (1861-1916)
| | | Теория «двусмысленности»
М. Мерло-Понти (1908-1961)
| | | | | | | | | «Философия тождества»
Э. Мейерсон (1859- 1933)
| | | | | | | | | | | | | «Философия мысли»
Л. Бреншвиг (1869-1944)
| | | | | | |
| | | | | | | «Прикладной рационализм»
Г. Башляр
(1884-1962)
| | | | |
ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
Позитивистские и «реалистические» направления
Зарубежной философии XX века
Позитивистские и «реалистические» течения
| | Субъективно-
идеалистическая
тенденция
| | Идеализм
| | Объективно-идеалистическая тенденция
| | | | Неопозитивизм
| | | | | | | | | | Прагматизм
Ч. Пирс (1839-1914)
США
У. Джеймс
(1842-1910)
США
Ф.К.С. Шиллер
(1864-1937)
Англия
| | Логический неопозитивизм
Л. Витгенштейн (1889-1951)
Австрия, М. Шлик (1882-1936)
Австрия, Ф. Франк (1884-1966)
США, Р. Карнап (1891-1970)
Германия, США, О. Нейрат (1882-1945)
Австрия,
А. Айер (1910-1969) Англия
| | Неореализм
Д. Мур (1873-1958)
Англия, Р. Перри (1876-1957)
США,
У. Монтэпо
(1873-1953)
США
| | | | (Философия процесса»
А. Уайтхед (1861-1947) Англия-США
| | | | | | | | | | Инструментализм
Д. Дьюи
(1859-1952)
США
| | Семантический идеализм
А. Тарский (род. 1902), С. Чейз (род. 1889)
США,
А. Рапопорт (род. 1911) США
| | Теория «эмерджентной эволюции»
С. Александэр
(1859-1938)
Англия
| | «Холизм»
Я. Смэтс (1870-1950) ЮАР
| | | | | | | | | | | | Герменевтика
Г.Г. Гадамер (род. 1900), Э. Бэтти (1890-1968)
Объективно-идеалистическая тенденция
| | «Реалистические течения»
| | «Критический реализм»
Д. Сантаяна (1863-1952) США
| | Критическая онтология
И. Гартман (1882-1950) Германия
|
Иррационалистические и философско-религиозные
Направления зарубежной философии XX века
| | Субъективно-идеалистическая тенденция
|
| Идеализм
|
| Объективно-идеалистическая тенденция
| | | | | | | | Иррационалистические течения
| | Философская антропология
М. Шеллер (1874-1938) Англия,
.К. Юнг (1875-1961) Швейцария
|
|
| | Феноменология
Э. Гуссерль (1859-1938) Германия
| | | | |
| |
| | | | | Экзистенци-ализм
| | Психоанализ и философия неофрейдизма
3. Фрейд (1856-1939)
Австрия, К.Г. Юнг (1875-1961)
Швейцария,
Э. Фромм (род. 1900)
Германия-США
|
| | | | |
| | | | | Атеистический
М. Хайдеггер (1889-1960)
Германия, А. Камю (1913-1960)
Франция,
Ж.-П. Сартр (1905-1980) Франция
|
|
| | Постмодернизм
Ж. Делез (род. 1926)
Ж. Бодрйар (род. 1929)
Ж. Деррида (род. 1930)
Р. Рорти (род. 1931)
| | | | |
| | | | | | |
| | Структурализм и постструктурализм
К. Леви-Строс
(род. 1906) Франция,
Ф. Лаунсбери,
Дж. Мердок,
М. Фуко,
Л. Алътюссер,
Ж. Деррида, У. Эко и др.
| | | | |
| | |
| | | |
| | Религиозный
К. Ясперс (1883-1969)
Германия, Г. Марсель (1889-1973)
Франция,
Я. Бердяев (1874-1948) Россия
| | | | |
| | | Философско-религиозные течения
| | Персонализм
Б. Боун (1847-1910)
США,
Э. Брайтмен (1884-1953) США,
Ф. Флоеллинг (1871-1960) США
| | Христианский эволюционизм
П. Тейяр де Шарден
(1881-1955)
Франция
| | Неотомизм
Ж. Маритен (1882-1973)
Франция, Э. Жильсон (1884-1978)
Франция,
Ю. Бохеньский (род. 1902 Швейцария
|
Прагматизм
ПРАГМАТИЗМ (от греч. слова «прагма» - дело, действие) - субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х гг. XIX в. в США и получило наибольшее распространение в XX в. в период до Второй мировой войны. Прагматизм - сциентистское направление в философии
| | Представители
| Чарльз Пирс
(1839-1914)
Труды: «Закрепление верования» (1877), «Как сделать наши идеи ясными» (1878)
| Уильям Джеймс
(1842-1910)
Труды: «Основы психологии» (1890), «Воля к вере» (1897), «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Прагматизм» (1907) и др.
| Джон Дьюи
(1859-1952)
Труды: «Опыт и природа» (1925), «Логика: теория исследования» (1938), «Единство науки как социальная проблема» (1938) и др. (всего 30 книг и 500 научных статей)
| Общая характеристика прагматизма
| ▫ Рассматривая прежнюю философию как созерцательную и абстрактную (не имеющую связи с реальной жизнью), прагматизм выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия не должна 'заниматься решением проблем бытия, познания, нахождением абстрактной истины и т. п.; она призвана обеспечить выработку общей методологии, общего метода, арсенала конкретных средств для решения тех проблем, которые встают перед людьми в процессе их практической деятельности (разрешать «проблематические ситуации»). Поэтому к социальным идеям, научным концепциям, моральным нормам и т. п. следует подходить «инструментально», т. е. с точки зрения их практической пользы, выгоды и удобства для достижения наших целей. Такой подход определяет и этические ценности - то, что полезно, что приносит успех, — то и нравственно.
▫ Центральным понятием прагматизма является «опыт», который трактуется в духе субъективного идеализма. Прагматизм отождествляет объективную реальность с «опытом», который не сводится к чувственному восприятию, а понимается как «все, что переживается в опыте» (Д. Дьюи), т. е. как любое содержание сознания, как «поток сознания» (У. Джеймс). Функция мысли - не в познании, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Ч. Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (У. Джеймс) или для решения «проблематической ситуации» (Д. Дьюи). Понятия, идеи, теории, создаваемые в процессе опыта, лишены объективного содержания. Они не являются отражением объективной реальности, а представляют собой лишь инструменты, орудия или планы действия. Поэтому ставить вопрос об истинности идей нужно не в смысле их соответствия действительности, а в смысле их работоспособности. Истинность идеи - это ее полезность. Теория истины - основа обоснования религиозной веры: «... гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно...» (У. Джеймс)
|
Позитивистская философия
ПОЗИТИВИСТСКАЯ философия (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный) возникла на традициях английской школы классического индуктивизма и явилась продолжателем эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии — проблема взаимоотношения философии и науки, методологии и гносеологии; ее основной принцип — знание может быть получено лишь как результат научных исследований специальных наук и их синтетического объединения, а философия как особая наука не имеет права на самостоятельное существование. Философия должна быть освобождена от научных черт и опираться только на достоверное научное знание. Позитивизм как самостоятельное сциентистское направление в философии сложился в 30-е годы XX в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму и агностицизму, поскольку обосновывал тезис о том, что наука — не сущность предметов, а только явления.
|
Основные этапы развития позитивистской философии
| I
| Классический позитивизм
| Первый этап открывается философией Огюста Конта (1798-1857) и его французских соочественников и последователей - Жозефа Эрнеста Ренана (1823— 1892) и Эмиля Литтре (1801-1881). В Англии основоположниками были Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1920); в Германии -Якоб Молешотт (1822-1893), Эрнст Геккель (1834-1919); в Италии - Роберто Ардиго (1828-1920); в России - В.В. Лесевич (1837-1905) и др.
|
| II
| Махизм, или эмпириокритицизм
| Вторая историческая форма позитивистской философии появляется в конце XIX в. Представители: Эрнст М*х(1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896)
|
| III
| Неопозитивизм
| Третья историческая форма позитивистской философии начинается с 20-х годов XIX в. Третий этап иногда называют «аналитической философией». Представители: Мориц Шлик (1882-1936), Рудольф Карнап (1891-1970), Ханс Рейхенбах (1891-1953), Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и др.
|
| IV
| Постпозитивизм
| Четвертая историческая форма позитивистской философии относится ко второй половине XX в.
Представители: Карл Поппер (1902-1994), Имре Лакатос (1922-1974), Томас Кун (род. 1922) и др.
|
Классический позитивизм
ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus — положительный) — направление в философии и науке, представители которого единственным источником достоверного знания считают частные науки. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, один из основоположников социологии. Главное произведение О. Конта — шеститомный труд «Курс позитивной философии» (1830-1842). Большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).
| |
Основные черты классического позитивизма
| ▫ Позитивизм утверждает примат науки: нам известно лишь то, что сообщают науки. «Наука сама себе философия» — вот суть позитивизма.
▫ Единственный метод познания - естественно-научный метод, который работает не только при изучении природы, но и общества. Поэтому наука и ее метод — единственный прочный фундамент индивидуальной и общественной жизни человека.
▫ Философия должна освободиться от аксиологического (ценностного) подхода и в своей основе иметь позитивное (научное) знание, поскольку философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным. Для достижения последнего философия должна использовать научный метод в познании и опираться на достижения частных наук. Основной путь для получения научного знания — эмпирическое наблюдение. Поэтому философия должна исследовать только факты (явления), а не сущность окружающего мира.
▫ По О. Конту, человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего ума. Он выделяет три стадии (состояния) интеллектуальной (теоретической) эволюции человечества: теологическую (мировоззрение основано на религии); метафизическую (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятном знании); позитивную (основанную на науке). Аналогично стадиям интеллектуального развития О. Конт рассматривает стадии технического развития, соответственно: традиционное общество, доиндустриальное общество и индустриальное общество. i
▫ О. Конт, отмечая пользу положительной философии, указывает на четыре ее особенности: 1) изучение положительной философии дает единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого преобразования системы воспитания и образования; 3) изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук; 4) знание положительной философии является основой общественного преобразования.
|
Махизм
МАХИЗМ (или эмпириокритицизм) - вторая форма позитивизма, которая усугубляет субъективный идеализм и агностицизм своих предшественников.
Представители: Эрнст Мах (1838-1916), его работы - «Механика. Истори-ко-критмеский очерк ее развития» (1883), «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1900), «Познание и заблуждение» (1905); Рихард Авенариус (1843-1896), его работы - «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» (1876), «Критика чистого опыта» (1888-1890), «Человеческое понятие о мире» (1891).
| | Основные черты махизма и эмпириокритицизма
| ▫ Махизм как учение требует очистить естественно-научное мышление от «метафизики» (философии) с ее «мнимыми проблемами». Э. Мах утверждает, что он стоит на почве опыта и что его эмпирическая точка зрения «совершенно исключает все метафизические вопросы». Существуют только, по его мнению, «естественно-научная методология и психология познания». Сводя философию к «психологии познания», Э. Мах вслед за И. Кантом утверждает, что познанию доступна не сущность вещей, а только их явления. Отрицая объективность вещей, Э. Мах становится на позиции субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма, сводивших мир к ощущениям субъекта.
▫ Концепция Э. Махаосновывается на двух методологических принципах: «экономии мышления» и идеи «чисто описательной» науки. Э. Мах дает основание представления об абстрактной природе науки. По его мнению, человек должен быть как можно более «экономным», а это требует крайних форм абстрактного мышления. Исходя из этого Э. Мах развивает «биолого-экономическую теорию познания», считая основным принципом научного познания «экономию мышления», или «экономизацию, гармонизацию и организацию мыслей» в целях биологической ориентировки в материале опыта. С этой точки зрения все научные понятия, законы лишены объективного содержания; они продукты ума, созданные не для отображения действительности, а для удовлетворения потребностей познающего субъекта. Объективная реальность — это лишь «метафизическое» допущение, противоречащее принципу «экономии мышления». По Э. Маху, «не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тела». Тела - лишь «логические символы», а материя есть связь элементов (ощущений).
▫ ЭмпириокритицизмР. Авенариуса исходит из того, что в основе философии должен лежать критический опыт. Р. Авенариус разрабатывает учение о «принципиальной координации», или нерасторжимой связи познающего субъекта и объекта (среды), т. е. не существует субъекта без объекта, как и объекта без субъекта. Согласно взглядам Р. Авенариуса, мир дан нам «в принципиальной координации», т. е. в опыте. Опыт состоит из элементов, которые есть «элементы мира». Элементы делятся на физические, не зависящие от нервной системы человека. Соответственно все существующее есть ощущения. Человек познает не окружающий мир как таковой, а свои ощущения и их сочетания.
|
Неопозитивизм
НЕОПОЗИТИВИЗМ («логический атомизм», «логический позитивизм», «логический эмпиризм», «логический анализ», «аналитическая философия» и т. д.) - третья форма позитивистской философии. В узком смысле слова неопозитивизм - это логический позитивизм 30-х гг. XX в., в более широком - вся совокупность позитивистских течений 20-60-х гг. XX в.
| | Общая характеристика неопозитивизма
| ▫ Особую роль в возникновении и формировании неопозитивизма сыграли английский логик, математик и философ Б. Рассел (работы: «Логическая конструкция мира» (1928), «Философия и логический синтаксис» (1935) и др.) и австрийский философ Л. Витгенштейн (работа «Логико-философский трактат» (1921)). Логический позитивизм зародился в так называемом «Венском кружке», который образовался в начале 20-х годов под руководством М. Шлика. В кружок входили Р. Карнап, Ф. Франк, Ф. Вайсман, О. Ней-рат, Г. Хан и др. Значительное влияние на участников кружка оказал Л. Витгенштейн. Наряду с «Венским кружком» и берлинским «Обществом эмпирической философии» (Г. Рейхенбах) в 30-х годах возникли группа «аналитиков» в Англии (А. Айер, Дж. Райл и др.), Львовско-варшавская школа в Польше (К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский). С 40-х гг. в XX в. на континенте, а в Англии и ранее, неопозитивизм стал называться философией анализа. У истоков аналитической философии стояли Дж. Мур и Б. Рассел. В последующем неопозитивизм выступает в двух основных разновидностях: «лингвистический анализ» в Англии и «аналитическая философия» в США.
▫ Неопозитивизм исходит из того, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Поскольку философия не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем частные науки, то ее задача состоит в логическом анализе тех положений науки, в которых может быть выражено наше знание о мире. Сведением философии к логическому анализу неопозитивизм обязан в первую очередь Б. Расселу, который использовал для этого математическую логику и объявил логику как то, что составляет сущность логико-синтаксического анализа языка. Соответственно, по его мнению, философские проблемы - это не что иное, как языковые проблемы. Философия отождествляется с методологией науки, основная задача которой видится в анализе естественных и искусственных языков. Анализ понимается как уточнение языковых выражений путем их преобразования и прояснения. Категория «значение» является основной в неопозитивизме, поскольку «прояснить» означает уточнить выражение. Принадлежность высказываний к определенному классу значений осуществляется посредством проверки - верификации. Суть последней состоит в том, что нужно сравнить предложение с фактами, указать конкретные эмпирические условия, при которых оно будет истинно или же ложно.
|
Постпозитивизм
ПОСТПОЗИТИВИЗМ - является модификацией неопозитивизма. В центре его внимания развитие форм науки и ее готовых результатов, анализ научного значения как социальной деятельности и др. В нем различают два основных направления: критический рационализм и историко-социологическое направление. Представители первого направления: К. Поппер, Дж. Агасси, Д. Уоткинс, Г. Альберт, Г. Ленк; второго - И. Лакатос, Т. Кун, Л. Лаудан, П. Фейерабенд и др.
| | Общая характеристика постпозитивизма
| ▫ Основателем критического рационализма принято считать Карла Поппера (1902—1994). Его основные работы: «Логика и рост научного знания» (1934— 1935), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное познание» (1972), «Нищета историцизма» (1945) и др. Своей главной задачей К. Поппер считает отделение научного знания от метафизического, ненаучного. Для решения этой задачи необходимо определить, что есть истина, но логически невероятная истина, имеющая большую объяснительную силу. В науке должны быть смелые предположения, даже такие, которые затем могут оказаться ложными. В работе «Логика научного открытия» (1959) он высказывает мысль о развитии как решающем факторе науки. Наука стремится к определенности, а единственным способом ее оценки может быть только ее фальсификация (научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки; отлична от принципа фальсифицируемости, который был предложен К. Поппером в качестве критерия демаркации науки от «метафизики»). Научный прогресс заключается в смене фальсифицируемых теорий. В науке следует создавать информативные теории, а потом как можно быстрее их фальсифицировать. В этом состоит смысл науки. Идеи развития науки и эпистемологии (теории познания) также получили развитие в «методологии исследовательских традиций» Л. Лаудана.
▫ Историко-социологическое направление позитивизма больше тяготеет к истории науки, нежели к методологии. Один из представителей этого направления - Томас Кун (род. в 1922). Основная работа: «Структура научных революций» (1963). В ней автор дает свою интерпретацию науки, ее истории, исходя из социологических и психологических предпосылок. Он вводит понятие «парадигма» (теория принятая в качестве образца решения исследовательских задач). Парадигмы — периоды зрелой, «нормальной» науки, в рамках которых решаются следующие задачи: установление и накопление фактов; их сопоставление с теорией, разработка теории. Нормальные периоды завершаются научными революциями, которые дают рождение новым теориям. Периоды научных революций — это периоды выбора новых парадигм. Научный прогресс для Т. Куна — это процесс возрастающей детализации, ведущий к лучшему пониманию природы.
|
Герменевтика
ГЕРМЕНЕВТИКА (греч., букв. — разъясняю, истолковываю) — искусство и теория истолковывания текстов. Общефилософская направленность герменевтики была определена в раннем немецком романтизме Ф. Шлегелем (1772-1829) и разработана Ф.Д.Э. Шлейермахером (1768-1834). В философии XX в. герменевтика - это учение о понимании и научном постижении культуры, и шире — человеческого духа.
Представители герменевтики XX в.: Ганс Георг Гадамер (род. 1900), Эмилио Бетти (1890-1968), Поль Рикер (род. 1913), Луиджи Парейсон (1918-1991), Джанни Ваттимо (род. 1936) и др.
| | Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера
| ▫ Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера (ученик М. Хайдеггера) определяет основную задачу философии как практику толкования и осмысления «текста». Последний понимается не как страницы книги, а как сама культура. Вся человеческая культура (в широком понимании) есть «текст». В этом смысле «текст» - это жизнь человечества, которую необходимо понять. Понимание — главная категория герменевтики. Понимание — это теоретическое и опытное познание жизни, уяснение ее основ и сущности. Поэтому философия с позиций познания (гносеологии) должна перейти на позиции понимания (герменевтики). Основополагающей истиной герменевтики Г. Г. Гадамер считает следующее положение: «Истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово инакомыслящему. Уметь усваивать произнесенное им — вот в чем душа герменевтики». В этих словах смысл «понимания» как метода философии.
▫ Г. Г. Гадамер понимает герменевтику не просто как метод гуманитарных наук, но как учение о бытии, как онтологию. Понимание — это не черта познания. Это характеристика существования человека, способ его бытия. Человек понимает бытие как предельную «смысловую возможность», т. е. понимает свое значение, роль и место в мире. Главная идея герменевтики: существовать — значит быть понятым. Основные вопросы: Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Как возможно понимание? Понимание всегда предполагает диалог. В диалоге всегда три участника: а) текст; б) интерпретатор текста; в) время. Диалог обуславливается традициями, которые интерпретируются во времени. Понимая традиции, человек осмысливает предыдущую культуру (опыт традиций) и соответственно самоосмысливает себя и общество. Диалог — это форма и модель развития философии, науки и вообще знания.
▫ Через опыт истории, «опыт искусства», «опыт жизни» человек обретает реальность. Жизненный опыт выражен в понятиях языка. Последний является действенным средством формирования опыта и одновременно средством ориентации человека в мире. Путем анализа смысла и контекстов, содержащихся в языковой действительности и языковом общении, герменевтика как метод открывает свойственное людям понимание экзистенции.
|
Структурализм
СТРУКТУРАЛИЗМ- сциентистская концепция, которая в центр своего исследования ставит анализ безлично-объективных структур и выработку универсального метода в таких областях гуманитарного знания, как лингвистика, литературоведение, этнография, искусствоведение, психология, социология и т. д.
|
| Общая характеристика структурализма
| ▫ Структурализм — собирательное название комплекса направлении в гуманитарном знании, возникших в 20-х гг. XX в. в ряде наук (лингвистике, истории, эстетике и т. д.) и объединяемых стремлением к обнаружению и содержательному описанию структуры исследуемых объектов. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно теоретическому уровню исследования. Основой этого перехода явилось изменение самого стиля научного мышления, использование структурного метода как конкретно-научного метода в лингвистике. Он ведет свою родословную от швейцарского языковеда Фердинанда де Соссюра (1857—1913), который в своем труде «Курс общей лингвистики» (1916) сформулировал основные положения этого метода. В последующем этот метод был распространен на другие гуманитарные науки. Поэтому структурализм в широком смысле охватывает целый ряд гуманитарных наук.
▫ В более узком смысле под структурализмом понимают комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода. С появлением во французской науке Жака Лакана (1901-1981), Клода Леви-Строса (род. 1908), Ролана Барта (1915-1980), Мишеля Фуко (1926-1984), Жака Дерриды (род. 1930) стали вырисовываться очертания нового философского направления, получившего наибольшее распространение в 60-х годах во Франции. В трудах ученых-гуманитариев, использующих в своих исследованиях струк-туралистический метод, формируются философские основы структурализма, одним из положений которого является мысль о том, что в многообразных явлениях культуры наличествуют некоторые общие логические структуры, которые могут быть открыты только путем глубокого анализа. Такой анализ возможен посредством изучения отношений между элементами структуры и использования структуралистического метода, который предполагает следующие процедуры:
1) определение и выделение первичного множества исследуемых объектов, в которых предполагается наличие единой структуры;
2) расчленение объектов на элементарные части и выявление взаимосвязей, отношений между элементами;
3) раскрытие отношений между элементами, их систематизация и построение абстрактной структуры посредством непосредственного синтеза или формально-логического и математического моделирования;
4) проведение теоретического анализа структуры (модели), выдвижение гипотез, построение концепций, теорий и проверка их на практике.
|
Герменевтика
ГЕРМЕНЕВТИКА (греч., букв. — разъясняю, истолковываю) — искусство и теория истолковывания текстов. Общефилософская направленность герменевтики была определена в раннем немецком романтизме Ф. Шлегелем (1772-1829) и разработана Ф.Д.Э. Шлейермахером (1768-1834). В философии XX в. герменевтика - это учение о понимании и научном постижении культуры, и шире — человеческого духа.
Представители герменевтики XX в.: Ганс Георг Гадамер (род. 1900), Эмилио Бетти (1890-1968), Поль Рикер (род. 1913), Луиджи Парейсон (1918-1991), Джанни Ваттимо (род. 1936) и др.
| | Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера
| ▫ Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера (ученик М. Хайдеггера) определяет основную задачу философии как практику толкования и осмысления «текста». Последний понимается не как страницы книги, а как сама культура. Вся человеческая культура (в широком понимании) есть «текст». В этом смысле «текст» - это жизнь человечества, которую необходимо понять. Понимание — главная категория герменевтики. Понимание — это теоретическое и опытное познание жизни, уяснение ее основ и сущности. Поэтому философия с позиций познания (гносеологии) должна перейти на позиции понимания (герменевтики). Основополагающей истиной герменевтики Г. Г. Гадамер считает следующее положение: «Истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово инакомыслящему. Уметь усваивать произнесенное им — вот в чем душа герменевтики». В этих словах смысл «понимания» как метода философии.
▫ Г. Г. Гадамер понимает герменевтику не просто как метод гуманитарных наук, но как учение о бытии, как онтологию. Понимание — это не черта познания. Это характеристика существования человека, способ его бытия. Человек понимает бытие как предельную «смысловую возможность», т. е. понимает свое значение, роль и место в мире. Главная идея герменевтики: существовать — значит быть понятым. Основные вопросы: Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Как возможно понимание? Понимание всегда предполагает диалог. В диалоге всегда три участника: а) текст; б) интерпретатор текста; в) время. Диалог обуславливается традициями, которые интерпретируются во времени. Понимая традиции, человек осмысливает предыдущую культуру (опыт традиций) и соответственно самоосмысливает себя и общество. Диалог — это форма и модель развития философии, науки и вообще знания.
▫ Через опыт истории, «опыт искусства», «опыт жизни» человек обретает реальность. Жизненный опыт выражен в понятиях языка. Последний является действенным средством формирования опыта и одновременно средством ориентации человека в мире. Путем анализа смысла и контекстов, содержащихся в языковой действительности и языковом общении, герменевтика как метод открывает свойственное людям понимание экзистенции.
|
Структурализм
СТРУКТУРАЛИЗМ- сциентистская концепция, которая в центр своего исследования ставит анализ безлично-объективных структур и выработку универсального метода в таких областях гуманитарного знания, как лингвистика, литературоведение, этнография, искусствоведение, психология, социология и т. д.
|
| Общая характеристика структурализма
| ▫ Структурализм — собирательное название комплекса направлении в гуманитарном знании, возникших в 20-х гг. XX в. в ряде наук (лингвистике, истории, эстетике и т. д.) и объединяемых стремлением к обнаружению и содержательному описанию структуры исследуемых объектов. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно теоретическому уровню исследования. Основой этого перехода явилось изменение самого стиля научного мышления, использование структурного метода как конкретно-научного метода в лингвистике. Он ведет свою родословную от швейцарского языковеда Фердинанда де Соссюра (1857—1913), который в своем труде «Курс общей лингвистики» (1916) сформулировал основные положения этого метода. В последующем этот метод был распространен на другие гуманитарные науки. Поэтому структурализм в широком смысле охватывает целый ряд гуманитарных наук.
▫ В более узком смысле под структурализмом понимают комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода. С появлением во французской науке Жака Лакана (1901-1981), Клода Леви-Строса (род. 1908), Ролана Барта (1915-1980), Мишеля Фуко (1926-1984), Жака Дерриды (род. 1930) стали вырисовываться очертания нового философского направления, получившего наибольшее распространение в 60-х годах во Франции. В трудах ученых-гуманитариев, использующих в своих исследованиях структуралистический метод, формируются философские основы структурализма, одним из положений которого является мысль о том, что в многообразных явлениях культуры наличествуют некоторые общие логические структуры, которые могут быть открыты только путем глубокого анализа. Такой анализ возможен посредством изучения отношений между элементами структуры и использования структуралистического метода, который предполагает следующие процедуры:
1) определение и выделение первичного множества исследуемых объектов, в которых предполагается наличие единой структуры;
2) расчленение объектов на элементарные части и выявление взаимосвязей, отношений между элементами;
3) раскрытие отношений между элементами, их систематизация и построение абстрактной структуры посредством непосредственного синтеза или формально-логического и математического моделирования;
4) проведение теоретического анализа структуры (модели), выдвижение гипотез, построение концепций, теорий и проверка их на практике.
|
Феноменология
|