Французская философия (вторая половина XIX—XX в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская философия (вторая половина XIX—XX в.)



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
«Эволюционистские» течения   Философия науки   Христианская философия   Экзистенциализм
             
Концепция равновесия Ф. ЛеДантек (1869-1917)   «Физический идеализм» Г. Ле Бон (1841-1931)   Неотомизм Ж. Маритен (1882-1973)   Христианский экзистенциализм Г. Марсель (1889-1973)
             
Концепция диссолюции А. Лаланд (1867-1963)   Экспериментализм А. Рей (1873-1940)   Томизм Э. Жильсон (1884-1978)   Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартр (1905-1980)
             
«Творческая эволюция» А.-Л. Бергсон (1859-1941)   Конвенционализм Ж.А. Пуанкаре (1854-1912)   Персонализм Э. Мунье (1905-1950), Ж. Лакруа (род. 1900), М. Недонсель (род. 1905), П.-Л. Ландсберг (1901-1944), Г. Мадинье (1895-1958), Д. де Ружмон (род. 1906), М. Дюфрен (род. 1900), П. Рикер (род. 1913), Ж.-М. Доменак (род. 1922) и Др.   Теория «абсурда и бунта» А. Камю (1913-1960)
           
«Неогуманисти-ческий» эволюционизм П. Тейяр де Шарден (1881-1955)   «Описательная» наука П. Дюгем (1861-1916)     Теория «двусмыслен­ности» М. Мерло-Понти (1908-1961)
           
    «Философия тождества» Э. Мейерсон (1859- 1933)      
             
    «Философия мысли» Л. Бреншвиг (1869-1944)        
           
    «Прикладной рационализм» Г. Башляр (1884-1962)        

 

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

Позитивистские и «реалистические» направления

Зарубежной философии XX века

Позитивист­ские и «реали­стические» течения   Субъективно- идеалистическая тенденция   Идеализм   Объективно-идеалистическая тенденция
     
Неопозитивизм
             
    Прагматизм Ч. Пирс (1839-1914) США У. Джеймс (1842-1910) США Ф.К.С. Шиллер (1864-1937) Англия   Логический неопозитивизм Л. Витгенштейн (1889-1951) Австрия, М. Шлик (1882-1936) Австрия, Ф. Франк (1884-1966) США, Р. Карнап (1891-1970) Германия, США, О. Нейрат (1882-1945) Австрия, А. Айер (1910-1969) Англия   Неореализм Д. Мур (1873-1958) Англия, Р. Перри (1876-1957) США, У. Монтэпо (1873-1953) США
     
(Философия процесса» А. Уайтхед (1861-1947) Англия-США
             
    Инструментализм Д. Дьюи (1859-1952) США   Семантический идеализм А. Тарский (род. 1902), С. Чейз (род. 1889) США, А. Рапопорт (род. 1911) США   Теория «эмерджентной эволюции» С. Александэр (1859-1938) Англия
 
«Холизм» Я. Смэтс (1870-1950) ЮАР
             
        Герменевтика Г.Г. Гадамер (род. 1900), Э. Бэтти (1890-1968) Объективно-идеалистическая тенденция   «Реалистические течения»
 
«Критический реализм» Д. Сантаяна (1863-1952) США
 
Критическая онтология И. Гартман (1882-1950) Германия

Иррационалистические и философско-религиозные

Направления зарубежной философии XX века

    Субъективно-идеалистическая тенденция Идеализм Объективно-идеалистическая тенденция
             
Иррациона­листические течения   Философская антропология М. Шеллер (1874-1938) Англия, .К. Юнг (1875-1961) Швейцария   Феноменология Э. Гуссерль (1859-1938) Германия
         
        Экзистенци-ализм   Психоанализ и философия неофрейдизма 3. Фрейд (1856-1939) Австрия, К.Г. Юнг (1875-1961) Швейцария, Э. Фромм (род. 1900) Германия-США
             
    Атеистический М. Хайдеггер (1889-1960) Германия, А. Камю (1913-1960) Франция, Ж.-П. Сартр (1905-1980) Франция     Постмодернизм Ж. Делез (род. 1926) Ж. Бодрйар (род. 1929) Ж. Деррида (род. 1930) Р. Рорти (род. 1931)
             
            Структурализм и постструктурализм К. Леви-Строс (род. 1906) Франция, Ф. Лаунсбери, Дж. Мердок, М. Фуко, Л. Алътюссер, Ж. Деррида, У. Эко и др.
             
        Религиозный К. Ясперс (1883-1969) Германия, Г. Марсель (1889-1973) Франция, Я. Бердяев (1874-1948) Россия
             
Философско-религиозные течения   Персонализм Б. Боун (1847-1910) США, Э. Брайтмен (1884-1953) США, Ф. Флоеллинг (1871-1960) США   Христианский эволюционизм П. Тейяр де Шарден (1881-1955) Франция     Неотомизм Ж. Маритен (1882-1973) Франция, Э. Жильсон (1884-1978) Франция, Ю. Бохеньский (род. 1902 Швейцария

 

Прагматизм

ПРАГМАТИЗМ (от греч. слова «прагма» - дело, действие) - субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х гг. XIX в. в США и получило наибольшее распространение в XX в. в период до Второй мировой войны. Прагматизм - сциентистское направление в философии
 
Представители
Чарльз Пирс (1839-1914) Труды: «Закрепление ве­рования» (1877), «Как сделать наши идеи яс­ными» (1878) Уильям Джеймс (1842-1910) Труды: «Основы психо­логии» (1890), «Воля к вере» (1897), «Многооб­разие религиозного опы­та» (1902), «Прагма­тизм» (1907) и др. Джон Дьюи (1859-1952) Труды: «Опыт и природа» (1925), «Логика: теория ис­следования» (1938), «Един­ство науки как социальная проблема» (1938) и др. (все­го 30 книг и 500 научных статей)
Общая характеристика прагматизма
▫ Рассматривая прежнюю философию как созерцательную и абстрактную (не имею­щую связи с реальной жизнью), прагматизм выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия не должна 'заниматься решением проблем бытия, позна­ния, нахождением абстрактной истины и т. п.; она призвана обеспечить выработку общей методологии, общего метода, арсенала конкретных средств для решения тех проблем, которые встают перед людьми в процессе их практической деятельности (разрешать «проблематические ситуации»). Поэтому к социальным идеям, научным концепциям, моральным нормам и т. п. следует подходить «инструментально», т. е. с точки зрения их практической пользы, выгоды и удобства для достижения наших целей. Такой подход определяет и этические ценности - то, что полезно, что прино­сит успех, — то и нравственно. ▫ Центральным понятием прагматизма является «опыт», который трактуется в духе субъективного идеализма. Прагматизм отождествляет объективную реальность с «опы­том», который не сводится к чувственному восприятию, а понимается как «все, что переживается в опыте» (Д. Дьюи), т. е. как любое содержание сознания, как «поток сознания» (У. Джеймс). Функция мысли - не в познании, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Ч. Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (У. Джеймс) или для решения «проблематической ситуации» (Д. Дьюи). Понятия, идеи, теории, создаваемые в процессе опыта, лишены объективного содержания. Они не являются отражением объективной реальности, а представляют собой лишь инструменты, орудия или планы действия. Поэтому ставить вопрос об истинности идей нужно не в смысле их соответствия действительности, а в смысле их работоспособности. Истинность идеи - это ее полезность. Теория истины - основа обоснования религиозной веры: «... гипотеза о Боге истинна, если она служит удов­летворительно...» (У. Джеймс)

Позитивистская философия

ПОЗИТИВИСТСКАЯ философия (франц. positivisme, от лат. positivus - поло­жительный) возникла на традициях английской школы классического индуктивизма и явилась продолжателем эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии — проблема взаимоотношения философии и науки, методологии и гносеологии; ее основной принцип — зна­ние может быть получено лишь как результат научных исследований специаль­ных наук и их синтетического объединения, а философия как особая наука не имеет права на самостоятельное существование. Философия должна быть осво­бождена от научных черт и опираться только на достоверное научное знание. Позитивизм как самостоятельное сциентистское направление в философии сло­жился в 30-е годы XX в. и за свою более чем вековую историю эволюциониро­вал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму и агностицизму, поскольку обосновывал тезис о том, что наука — не сущность предметов, а только явления.
  Основные этапы развития позитивистской философии
I Классический позитивизм  
Первый этап открывается философией Огюста Конта (1798-1857) и его фран­цузских соочественников и последователей - Жозефа Эрнеста Ренана (1823— 1892) и Эмиля Литтре (1801-1881). В Англии основоположниками были Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1920); в Германии -Якоб Молешотт (1822-1893), Эрнст Геккель (1834-1919); в Италии - Роберто Ардиго (1828-1920); в России - В.В. Лесевич (1837-1905) и др.  
 
II Махизм, или эмпириокритицизм  
Вторая историческая форма позитивистской философии появляется в конце XIX в. Представители: Эрнст М*х(1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896)  
 
III Неопозитивизм
Третья историческая форма позитивистской философии начинается с 20-х го­дов XIX в. Третий этап иногда называют «аналитической философией». Представители: Мориц Шлик (1882-1936), Рудольф Карнап (1891-1970), Ханс Рейхенбах (1891-1953), Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и др.  
 
IV Постпозитивизм
Четвертая историческая форма позитивистской философии относится ко вто­рой половине XX в. Представители: Карл Поппер (1902-1994), Имре Лакатос (1922-1974), Томас Кун (род. 1922) и др.  

 

 

Классический позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus — положительный) — направление в фи­лософии и науке, представители которого единственным источником досто­верного знания считают частные науки. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, один из основополож­ников социологии. Главное произведение О. Конта — шеститомный труд «Курс позитивной философии» (1830-1842). Большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).
 
  Основные черты классического позитивизма
▫ Позитивизм утверждает примат науки: нам известно лишь то, что сообщают науки. «Наука сама себе философия» — вот суть позитивизма. ▫ Единственный метод познания - естественно-научный метод, который ра­ботает не только при изучении природы, но и общества. Поэтому наука и ее метод — единственный прочный фундамент индивидуальной и общественной жизни человека. ▫ Философия должна освободиться от аксиологического (ценностного) под­хода и в своей основе иметь позитивное (научное) знание, поскольку фило­софское знание должно быть абсолютно точным и достоверным. Для достиже­ния последнего философия должна использовать научный метод в познании и опираться на достижения частных наук. Основной путь для получения научно­го знания — эмпирическое наблюдение. Поэтому философия должна исследо­вать только факты (явления), а не сущность окружающего мира. ▫ По О. Конту, человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего ума. Он выделяет три стадии (состояния) интеллектуальной (теоретической) эволюции человечества: теологическую (мировоззрение осно­вано на религии); метафизическую (мировоззрение, интеллектуальное разви­тие основано на несистематическом, вероятном знании); позитивную (основан­ную на науке). Аналогично стадиям интеллектуального развития О. Конт рас­сматривает стадии технического развития, соответственно: традиционное об­щество, доиндустриальное общество и индустриальное общество. i ▫ О. Конт, отмечая пользу положительной философии, указывает на четыре ее особенности: 1) изучение положительной философии дает единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого преобра­зования системы воспитания и образования; 3) изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук; 4) знание поло­жительной философии является основой общественного преобразования.

 

Махизм

МАХИЗМ (или эмпириокритицизм) - вторая форма позитивизма, кото­рая усугубляет субъективный идеализм и агностицизм своих предшествен­ников. Представители: Эрнст Мах (1838-1916), его работы - «Механика. Истори-ко-критмеский очерк ее развития» (1883), «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1900), «Познание и заблуждение» (1905); Ри­хард Авенариус (1843-1896), его работы - «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» (1876), «Критика чистого опыта» (1888-1890), «Человеческое понятие о мире» (1891).
 
Основные черты махизма и эмпириокритицизма
▫ Махизм как учение требует очистить естественно-научное мышление от «метафизики» (философии) с ее «мнимыми проблемами». Э. Мах утверждает, что он стоит на почве опыта и что его эмпирическая точка зрения «совершен­но исключает все метафизические вопросы». Существуют только, по его мне­нию, «естественно-научная методология и психология познания». Сводя фи­лософию к «психологии познания», Э. Мах вслед за И. Кантом утверждает, что познанию доступна не сущность вещей, а только их явления. Отрицая объек­тивность вещей, Э. Мах становится на позиции субъективного идеализма Д. Бер­кли и Д. Юма, сводивших мир к ощущениям субъекта. ▫ Концепция Э. Махаосновывается на двух методологических принципах: «экономии мышления» и идеи «чисто описательной» науки. Э. Мах дает основа­ние представления об абстрактной природе науки. По его мнению, человек должен быть как можно более «экономным», а это требует крайних форм абстрактного мышления. Исходя из этого Э. Мах развивает «биолого-экономи­ческую теорию познания», считая основным принципом научного познания «экономию мышления», или «экономизацию, гармонизацию и организацию мыслей» в целях биологической ориентировки в материале опыта. С этой точки зрения все научные понятия, законы лишены объективного содержания; они продукты ума, созданные не для отображения действительности, а для удов­летворения потребностей познающего субъекта. Объективная реальность — это лишь «метафизическое» допущение, противоречащее принципу «экономии мышления». По Э. Маху, «не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тела». Тела - лишь «логические символы», а материя есть связь элементов (ощущений). ▫ ЭмпириокритицизмР. Авенариуса исходит из того, что в основе философии должен лежать критический опыт. Р. Авенариус разрабатывает учение о «прин­ципиальной координации», или нерасторжимой связи познающего субъекта и объекта (среды), т. е. не существует субъекта без объекта, как и объекта без субъекта. Согласно взглядам Р. Авенариуса, мир дан нам «в принципиальной координации», т. е. в опыте. Опыт состоит из элементов, которые есть «элемен­ты мира». Элементы делятся на физические, не зависящие от нервной системы человека. Соответственно все существующее есть ощущения. Человек познает не окружающий мир как таковой, а свои ощущения и их сочетания.

 

Неопозитивизм

НЕОПОЗИТИВИЗМ («логический атомизм», «логический позитивизм», «ло­гический эмпиризм», «логический анализ», «аналитическая философия» и т. д.) - третья форма позитивистской философии. В узком смысле слова неопозитивизм - это логический позитивизм 30-х гг. XX в., в более широ­ком - вся совокупность позитивистских течений 20-60-х гг. XX в.
 
Общая характеристика неопозитивизма
▫ Особую роль в возникновении и формировании неопозитивизма сыграли английский логик, математик и философ Б. Рассел (работы: «Логическая кон­струкция мира» (1928), «Философия и логический синтаксис» (1935) и др.) и австрийский философ Л. Витгенштейн (работа «Логико-философский трак­тат» (1921)). Логический позитивизм зародился в так называемом «Венс­ком кружке», который образовался в начале 20-х годов под руководством М. Шлика. В кружок входили Р. Карнап, Ф. Франк, Ф. Вайсман, О. Ней-рат, Г. Хан и др. Значительное влияние на участников кружка оказал Л. Вит­генштейн. Наряду с «Венским кружком» и берлинским «Обществом эмпиричес­кой философии» (Г. Рейхенбах) в 30-х годах возникли группа «аналитиков» в Англии (А. Айер, Дж. Райл и др.), Львовско-варшавская школа в Польше (К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский). С 40-х гг. в XX в. на континен­те, а в Англии и ранее, неопозитивизм стал называться философией анализа. У истоков аналитической философии стояли Дж. Мур и Б. Рассел. В последую­щем неопозитивизм выступает в двух основных разновидностях: «лингвисти­ческий анализ» в Англии и «аналитическая философия» в США. ▫ Неопозитивизм исходит из того, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Поскольку философия не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем частные науки, то ее задача состоит в логическом анализе тех положений науки, в которых может быть выражено наше знание о мире. Сведением философии к логическому анализу неопозитивизм обязан в первую очередь Б. Расселу, ко­торый использовал для этого математическую логику и объявил логику как то, что составляет сущность логико-синтаксического анализа языка. Соответ­ственно, по его мнению, философские проблемы - это не что иное, как языковые проблемы. Философия отождествляется с методологией науки, ос­новная задача которой видится в анализе естественных и искусственных язы­ков. Анализ понимается как уточнение языковых выражений путем их преобразования и прояснения. Категория «значение» является основной в неопози­тивизме, поскольку «прояснить» означает уточнить выражение. Принадлеж­ность высказываний к определенному классу значений осуществляется по­средством проверки - верификации. Суть последней состоит в том, что нужно сравнить предложение с фактами, указать конкретные эмпирические усло­вия, при которых оно будет истинно или же ложно.

 

 

Постпозитивизм

ПОСТПОЗИТИВИЗМ - является модификацией неопозитивизма. В центре его внимания развитие форм науки и ее готовых результатов, анализ научного значения как социальной деятельности и др. В нем различают два основных направления: критический рационализм и историко-социологическое направле­ние. Представители первого направления: К. Поппер, Дж. Агасси, Д. Уоткинс, Г. Альберт, Г. Ленк; второго - И. Лакатос, Т. Кун, Л. Лаудан, П. Фейерабенд и др.
 
Общая характеристика постпозитивизма
▫ Основателем критического рационализма принято считать Карла Поппера (1902—1994). Его основные работы: «Логика и рост научного знания» (1934— 1935), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное познание» (1972), «Нищета историцизма» (1945) и др. Своей главной задачей К. Поппер считает отделение научного знания от метафизического, ненаучного. Для решения этой задачи необходимо определить, что есть истина, но логически невероят­ная истина, имеющая большую объяснительную силу. В науке должны быть смелые предположения, даже такие, которые затем могут оказаться ложными. В работе «Логика научного открытия» (1959) он высказывает мысль о разви­тии как решающем факторе науки. Наука стремится к определенности, а единственным способом ее оценки может быть только ее фальсификация (на­учная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в резуль­тате экспериментальной или теоретической проверки; отлична от принципа фальсифицируемости, который был предложен К. Поппером в качестве кри­терия демаркации науки от «метафизики»). Научный прогресс заключается в смене фальсифицируемых теорий. В науке следует создавать информативные теории, а потом как можно быстрее их фальсифицировать. В этом состоит смысл науки. Идеи развития науки и эпистемологии (теории познания) так­же получили развитие в «методологии исследовательских традиций» Л. Лаудана. ▫ Историко-социологическое направление позитивизма больше тяготеет к ис­тории науки, нежели к методологии. Один из представителей этого направле­ния - Томас Кун (род. в 1922). Основная работа: «Структура научных револю­ций» (1963). В ней автор дает свою интерпретацию науки, ее истории, исходя из социологических и психологических предпосылок. Он вводит понятие «па­радигма» (теория принятая в качестве образца решения исследовательских задач). Парадигмы — периоды зрелой, «нормальной» науки, в рамках которых решаются следующие задачи: установление и накопление фактов; их сопос­тавление с теорией, разработка теории. Нормальные периоды завершаются научными революциями, которые дают рождение новым теориям. Периоды научных революций — это периоды выбора новых парадигм. Научный про­гресс для Т. Куна — это процесс возрастающей детализации, ведущий к лучшему пониманию природы.

 

Герменевтика

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч., букв. — разъясняю, истолковываю) — искусство и теория истолковывания текстов. Общефилософская направленность гер­меневтики была определена в раннем немецком романтизме Ф. Шлегелем (1772-1829) и разработана Ф.Д.Э. Шлейермахером (1768-1834). В филосо­фии XX в. герменевтика - это учение о понимании и научном постижении культуры, и шире — человеческого духа. Представители герменевтики XX в.: Ганс Георг Гадамер (род. 1900), Эмилио Бетти (1890-1968), Поль Рикер (род. 1913), Луиджи Парейсон (1918-1991), Джанни Ваттимо (род. 1936) и др.
 
Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера
▫ Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера (ученик М. Хайдеггера) определяет основную задачу философии как практику толкования и осмысления «текста». Последний понимается не как страницы книги, а как сама культура. Вся чело­веческая культура (в широком понимании) есть «текст». В этом смысле «текст» - это жизнь человечества, которую необходимо понять. Понимание — главная категория герменевтики. Понимание — это теоретическое и опытное познание жизни, уяснение ее основ и сущности. Поэтому философия с позиций позна­ния (гносеологии) должна перейти на позиции понимания (герменевтики). Основополагающей истиной герменевтики Г. Г. Гадамер считает следующее положение: «Истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно под­держивать диалог, давать сказать свое слово инакомыслящему. Уметь усваивать произнесенное им — вот в чем душа герменевтики». В этих словах смысл «пони­мания» как метода философии. ▫ Г. Г. Гадамер понимает герменевтику не просто как метод гуманитарных наук, но как учение о бытии, как онтологию. Понимание — это не черта познания. Это характеристика существования человека, способ его бытия. Че­ловек понимает бытие как предельную «смысловую возможность», т. е. пони­мает свое значение, роль и место в мире. Главная идея герменевтики: суще­ствовать — значит быть понятым. Основные вопросы: Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Как возможно понимание? Понимание всегда предполагает диалог. В диалоге всегда три участника: а) текст; б) интерпретатор текста; в) время. Диалог обуславливается тради­циями, которые интерпретируются во времени. Понимая традиции, человек осмысливает предыдущую культуру (опыт традиций) и соответственно самоос­мысливает себя и общество. Диалог — это форма и модель развития филосо­фии, науки и вообще знания. ▫ Через опыт истории, «опыт искусства», «опыт жизни» человек обретает реальность. Жизненный опыт выражен в понятиях языка. Последний являет­ся действенным средством формирования опыта и одновременно средством ориентации человека в мире. Путем анализа смысла и контекстов, содержа­щихся в языковой действительности и языковом общении, герменевтика как метод открывает свойственное людям понимание экзистенции.

Структурализм

СТРУКТУРАЛИЗМ- сциентистская концепция, которая в центр своего исследования ставит анализ безлично-объективных структур и выработку универсального метода в таких областях гуманитарного знания, как линг­вистика, литературоведение, этнография, искусствоведение, психология, социология и т. д.
 
Общая характеристика структурализма  
▫ Структурализм — собирательное название комплекса направлении в гумани­тарном знании, возникших в 20-х гг. XX в. в ряде наук (лингвистике, исто­рии, эстетике и т. д.) и объединяемых стремлением к обнаружению и содер­жательному описанию структуры исследуемых объектов. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно теоретичес­кому уровню исследования. Основой этого перехода явилось изменение са­мого стиля научного мышления, использование структурного метода как кон­кретно-научного метода в лингвистике. Он ведет свою родословную от швей­царского языковеда Фердинанда де Соссюра (1857—1913), который в своем труде «Курс общей лингвистики» (1916) сформулировал основные положения этого метода. В последующем этот метод был распространен на другие гума­нитарные науки. Поэтому структурализм в широком смысле охватывает це­лый ряд гуманитарных наук. ▫ В более узком смысле под структурализмом понимают комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода. С появле­нием во французской науке Жака Лакана (1901-1981), Клода Леви-Строса (род. 1908), Ролана Барта (1915-1980), Мишеля Фуко (1926-1984), Жака Дерриды (род. 1930) стали вырисовываться очертания нового философского на­правления, получившего наибольшее распространение в 60-х годах во Фран­ции. В трудах ученых-гуманитариев, использующих в своих исследованиях струк-туралистический метод, формируются философские основы структурализма, одним из положений которого является мысль о том, что в многообразных явлениях культуры наличествуют некоторые общие логические структуры, которые могут быть открыты только путем глубокого анализа. Такой анализ возможен посредством изучения отношений между элементами структуры и использования структуралистического метода, который предполагает следую­щие процедуры: 1) определение и выделение первичного множества исследуемых объектов, в которых предполагается наличие единой структуры; 2) расчленение объектов на элементарные части и выявление взаимосвязей, отношений между элементами; 3) раскрытие отношений между элементами, их систематизация и построение абстрактной структуры посредством непосредственного синтеза или формаль­но-логического и математического моделирования; 4) проведение теоретического анализа структуры (модели), выдвижение ги­потез, построение концепций, теорий и проверка их на практике.

 

 

Герменевтика

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч., букв. — разъясняю, истолковываю) — искусство и теория истолковывания текстов. Общефилософская направленность гер­меневтики была определена в раннем немецком романтизме Ф. Шлегелем (1772-1829) и разработана Ф.Д.Э. Шлейермахером (1768-1834). В филосо­фии XX в. герменевтика - это учение о понимании и научном постижении культуры, и шире — человеческого духа. Представители герменевтики XX в.: Ганс Георг Гадамер (род. 1900), Эмилио Бетти (1890-1968), Поль Рикер (род. 1913), Луиджи Парейсон (1918-1991), Джанни Ваттимо (род. 1936) и др.
 
Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера
▫ Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера (ученик М. Хайдеггера) определяет основную задачу философии как практику толкования и осмысления «текста». Последний понимается не как страницы книги, а как сама культура. Вся чело­веческая культура (в широком понимании) есть «текст». В этом смысле «текст» - это жизнь человечества, которую необходимо понять. Понимание — главная категория герменевтики. Понимание — это теоретическое и опытное познание жизни, уяснение ее основ и сущности. Поэтому философия с позиций позна­ния (гносеологии) должна перейти на позиции понимания (герменевтики). Основополагающей истиной герменевтики Г. Г. Гадамер считает следующее положение: «Истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно под­держивать диалог, давать сказать свое слово инакомыслящему. Уметь усваивать произнесенное им — вот в чем душа герменевтики». В этих словах смысл «пони­мания» как метода философии. ▫ Г. Г. Гадамер понимает герменевтику не просто как метод гуманитарных наук, но как учение о бытии, как онтологию. Понимание — это не черта познания. Это характеристика существования человека, способ его бытия. Че­ловек понимает бытие как предельную «смысловую возможность», т. е. пони­мает свое значение, роль и место в мире. Главная идея герменевтики: суще­ствовать — значит быть понятым. Основные вопросы: Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Как возможно понимание? Понимание всегда предполагает диалог. В диалоге всегда три участника: а) текст; б) интерпретатор текста; в) время. Диалог обуславливается тради­циями, которые интерпретируются во времени. Понимая традиции, человек осмысливает предыдущую культуру (опыт традиций) и соответственно самоос­мысливает себя и общество. Диалог — это форма и модель развития филосо­фии, науки и вообще знания. ▫ Через опыт истории, «опыт искусства», «опыт жизни» человек обретает реальность. Жизненный опыт выражен в понятиях языка. Последний являет­ся действенным средством формирования опыта и одновременно средством ориентации человека в мире. Путем анализа смысла и контекстов, содержа­щихся в языковой действительности и языковом общении, герменевтика как метод открывает свойственное людям понимание экзистенции.

Структурализм

СТРУКТУРАЛИЗМ- сциентистская концепция, которая в центр своего исследования ставит анализ безлично-объективных структур и выработку универсального метода в таких областях гуманитарного знания, как линг­вистика, литературоведение, этнография, искусствоведение, психология, социология и т. д.
 
Общая характеристика структурализма  
▫ Структурализм — собирательное название комплекса направлении в гумани­тарном знании, возникших в 20-х гг. XX в. в ряде наук (лингвистике, исто­рии, эстетике и т. д.) и объединяемых стремлением к обнаружению и содер­жательному описанию структуры исследуемых объектов. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно теоретичес­кому уровню исследования. Основой этого перехода явилось изменение са­мого стиля научного мышления, использование структурного метода как кон­кретно-научного метода в лингвистике. Он ведет свою родословную от швей­царского языковеда Фердинанда де Соссюра (1857—1913), который в своем труде «Курс общей лингвистики» (1916) сформулировал основные положения этого метода. В последующем этот метод был распространен на другие гума­нитарные науки. Поэтому структурализм в широком смысле охватывает це­лый ряд гуманитарных наук. ▫ В более узком смысле под структурализмом понимают комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода. С появле­нием во французской науке Жака Лакана (1901-1981), Клода Леви-Строса (род. 1908), Ролана Барта (1915-1980), Мишеля Фуко (1926-1984), Жака Дерриды (род. 1930) стали вырисовываться очертания нового философского на­правления, получившего наибольшее распространение в 60-х годах во Фран­ции. В трудах ученых-гуманитариев, использующих в своих исследованиях структуралистический метод, формируются философские основы структурализма, одним из положений которого является мысль о том, что в многообразных явлениях культуры наличествуют некоторые общие логические структуры, которые могут быть открыты только путем глубокого анализа. Такой анализ возможен посредством изучения отношений между элементами структуры и использования структуралистического метода, который предполагает следую­щие процедуры: 1) определение и выделение первичного множества исследуемых объектов, в которых предполагается наличие единой структуры; 2) расчленение объектов на элементарные части и выявление взаимосвязей, отношений между элементами; 3) раскрытие отношений между элементами, их систематизация и построение абстрактной структуры посредством непосредственного синтеза или формаль­но-логического и математического моделирования; 4) проведение теоретического анализа структуры (модели), выдвижение ги­потез, построение концепций, теорий и проверка их на практике.

 

 

Феноменология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.023 с.)