Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура теории психоанализа 3. Фрейда

Поиск
Основополагающие принципы   Динамическая структура психики   Определяющие факторы психики  
           
▫ Бессознательное — особая психическая реальность, существу­ющая наряду с созна­нием и в значитель­ной степени контро­лирующая сознание. ▫ Бессознательное не Порождается бытием, а само есть бытие. ▫ Особая форма жиз­недеятельности бес­сознательного — сны; они есть реализация скрытых стремлений человека, не реализо­ванных наяву. ▫ Нереализованные желания, отрицатель­ные эмоции посред­ством психологичес­кой защиты (реакции вытеснения) вытес­няются из сознания в сферу бессознательно­го с целью сохране­ния и здоровья пси­хики.     ▫ Внутренний мир чело века предполагает три психологические струк туры: • «Оно» — мир бессоз нательного; сфера мыслей и желаний человека; аккумулятор жизненной энергии; • «Я» (Ego) — сознание человека; посредник между структурами пси­хики; • «Сверх-Я» (Super-Ego) -трансформированная вне­шняя реальность (обще­ственные нормы, прави­ла, запреты, законы; мо­раль, культурные тради­ции и т. п.). ▫ Динамика структур: «Я» находится под давлением «Оно» и «Сверх-Я» и в результате является залож­ником сил, не подчиняю­щихся сознанию («Я»). ▫ Задача человека — най­ти состояние динамичес­кого равновесия между бессознательными силами и превратить «Оно» в «Я».     ▫ Главные факторы, ко­торые руководят психи­кой человека: - фактор удовольствия — психика постоянно и не­прерывно (перманентно) ищет наслаждений; - фактор вытеснения — психика вытесняет в бессознательное низшие желания и идеи (сексуальные, асоциальные): вытесненные желания, мысли и идеи подверга­ются сублимации — пре­образованию в другие, более высшие виды со­циальной деятельности и культуры.  

 

Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда

Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда

Психологическая система   Социальная концепция
     
Психологическая система 3. Фрейда прошла два этапа своего формирова­ния: ▫ Первый этап, или первая психологи­ческая система (1905—1920) в основе бессознательного рассматривала «либи­до» — сексуальный инстинкт, сексуаль­ное влечение. Согласно этой концеп­ции, психическая деятельность чело­века есть процесс превращения его сек­суального инстинкта. Либидо находит свое выражение либо в сексуальных действиях, либо в других сферах жиз­недеятельности посредством сублима­ции (преобразования) сексуальной энергии в несексуальную, под воздей­ствием социальных и моральных норм. ▫ Второй этап, или вторая психологи­ческая система, формируется в 20-е гг. XX в. и отличается от первой иным пониманием проблемы возникновения энергии бессознательного. Центральными понятиями этой кон­цепции являются: 1) эрос (инстинкт жизни), который ле­жит в основе поведения человека, обеспечивая его потребности и продолже­ние рода; 2) танатос (инстинкт смерти), кото­рый подталкивает человека к деструк­тивной деятельности. Взаимодействие эроса и танатоса определяют жизнь че­ловека.   Социальная концепция 3. Фрейда: ▫ По мере развития цивилизации человек подавляется все больше и больше, что приводит к всенарод­ной депрессии и массовым психо­зам. ▫ Общество может существовать только при условии вытеснения бессознательных влечений и страстей, в противном случае оно будет раз­рушено изнутри. ▫ В любом обществе человека мож­но превратить в самосознающего и свободного, если помочь ему осоз­нать его индивидуальное бессозна­тельное. ▫ Обществу свойственна массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру; за­менитель подавленной энергии — ритуалы. Последние есть форма реализации вытесненных желаний, коллективное бессознательное. Ритуалов много — это мораль, ре­лигия, искусство, поэзия, музы­ка и т.д. ▫ Единственный путь развития че­ловечества в будущем — это сози­дание самосознательного Я, осво­божденного от давления стихии бессознательного.

Фрейдизм

ФРЕЙДИЗМ — общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить теорию психоанализа 3. Фрейда в целом. Фрейдизм — социальное и философско-антропологическое учение и потому отличается от психоанализа как метода изучения бессознательных психических процессов.
         
ТеорияАльфреда Адлера (1970-1937)   Теория Вильгельма Райха (1897-1957)   Теория Карла Юнга (1875-1961)   Теория Эриха Фромма (1900-1980)
Суть теории: ▫ Вместо принци­па удовольствия (3. Фрейд) в роли руководящего и направляющего начала у А. Адлера оказывается «воля к власти» ▫ Динамика разви­тия личности варь­ирует между «ком­плексом неполно­ценности» и жела­нием добиться ус­пеха ▫ В попытках по­кончить с комп­лексом неполно­ценности форми­руются «компенса­торные» механиз­мы ▫ В основе вели­ких действий, сверхстремлений человека, а также психических бо­лезней лежит вы­тесненный комп­лекс неполноцен­ности   Суть теории: ▫ Если 3. Фрейд связывал агрессию человека с инстин­ктом танатоса, то В. Райх считал, что источник деструк­тивной энергии су­ществует не толь­ко в самом чело-веке, сколько в обществе, которое подавляет есте­ственные прояв­ления человечес­кой натуры ▫ Человек, сбро­сивший полити­ческие цепи, сво­боден сексуально, физически духов­но и способен со­здать новое обще­ство ▫ Единственный способ спасти личность — полное ниспровержение культуры (соци­альных и мораль­ных норм), раскре­пощение, сексуаль­ная революция   Суть теории: ▫ К. Г. Юнг вводит в психоанализ новое понятие - «коллек­тивное бессознатель­ное». Если индивиду­альное подсознание начинено «комплек­сами» (группами пси­хических реакций), то коллективное со­стоит из архетипов. Архетипы — схемы инстинктивного по­ведения ▫ Человек наследу­ет эти схемы (уни­версальные обра­зы). Ими могут быть сны, парапсихологические эффекты и т.п. Это «закодиро­ванная» история че­ловечества ▫ Задача филосо­фии — расшифров­ка архетипов, по­скольку их знание поможет человеку познать себя и ок­ружающий мир   Суть теории: ▫ В основе учения лежит проблема вза­имодействия психо­логических и соци­альных факторов в процессе формиро­вания личности, а также проблема про­тиворечивости чело­веческого существо­вания ▫ Основные противоречия: матриар­хат, авторитарное и гуманистическое со­знание, личное бы­тие и историческое бытие; «свобода от» и «свобода для» — негативная и пози­тивная свободы; власть и подчине­ние; стремление к обладанию и просто жизнь. ▫ Задача филосо­фии — решение этих противоречий по­средством культиви­рования всеобщей любви


Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.011 с.)