Общая характеристика неоплатонизма



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика неоплатонизма



НЕОПЛАТОНИЗМ — идеалистическое направление в античной филосо­фии III - VI вв.; имел своей целью строгую систематизацию разбросанных и разноречивых элементов философии Платона с добавлением учений Ари­стотеля. Представители: Плотин, Порфирий (III в.), сириец Ямвлих (IV в.), Прокл (V в.).
Общая характеристика неоплатонизма
▫ Исходное учение неоплатонизма — отрицательное богословие — учение, согласно которому Бог есть нечто такое, о природе чего невозможно ника­кое утвердительное суждение, никакое положительное знание. ▫ Система основателя неоплатонизма Плотина (205—270) — учение о дви­жении вниз, от «первоединого» неизреченного божественного бытия через низшие опосредствующие звенья («ума», «мировой души», «душ» отдельных людей) до «небытия» или «материи», а также обратного движения челове­ческой души, поднимающейся к Богу и достигающей высшего совершен­ства, приводит, согласно учению неоплатонизма, к освобождению от пора­бощения плотью. ▫ Неоплатоники много внимания уделяли логическим дедукциям, опреде­лениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфи­лософским и физическим построениям, а также филологическим, истори­ческим и комментаторским изысканиям. ▫ Плотин был самым даровитым философом неоплатонизма, Порфирий (233-305) - его логиком, Прокл (410-485) - систематизатором и ком­ментатором, изложившим учение Плотина. ▫ Неоплатонизм, имея ряд общих черт с идеологией христианства, оказал влияние на развитие философских учений христианства.

 

Неоплатонические школы, их тенденции

Развитие неоплатонизма и конец языческой античной философии
Неоплатонические школы, их тенденции
▫ Первая Александрийская школа, основана Аммонием Сакком (около 200 г. н.э.). Представители: Геренний, Ориген Язычник и Плотин. ▫ Школа, основанная Плотином в Риме в 244 г., развивалась до второй половины III в. Прославили эту школу также Амелий и Порфирий (233—305). Плотин со своей школой (как и Аммоний) представляют метафизико-спекулятивную тенденцию. ▫ Сирийская школа, основанная Ямвлихом (240/250-325) около 300 г., раз­вивалась до начала IV в. Представители: Теодор Азинский, Сопатр и Дексипп. ▫ Школа Пергама, основана Эдесием, учеником Ямвлиха, после его смерти. Представители: Максим, Крисанций, Приск, Евсевий, Евнапий, император Юлиан Отступник. Распад школы совпадает со смертью Юлиана в 363 г. Школа Пергама отчетливо акцентирует религиозно-теургический момент, отбрасывая философско-спекулятивный. ▫ Афинская школа, основана Плутархом на рубеже IV—V вв. Представители: Прокл (410—485), Домнин, Исидор, Дамасций, Симпликий и Присциан. Школа была закрыта эдиктом Юстиниана в 529 г. Школы Ямвлиха и Афинская представляют некую комбинацию философского и мистико-религиозно-теурического подходов. Неоплатонизм становится основанием и апологетическим щитом политеистической религии. ▫ Вторая Александрийская школа возникла вместе с Афинской, но про­существовала до начала VII в. Представители: Ипатий, Синесий из Кирены, Гиерокл, Гермий, Аммоний, Иоанн Филопон, Асклепий, Олимпиодор-младший, Элий, Давид и Стефан из Александрии. Данная школа тяготеет к упрощению неоплатонизма. Ее значимость опре­деляется вкладом Аммония и его соратников, составивших комментарии к Аристотелю, частично дошедшие до нашего времени.

 

 

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ

 

Патристика (систематизация)

Патристика   Основные теоретические вопросы патристики:
Совокупность теологических, фило­софских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II— VIII в. (так называемых отцов церкви)   ▫ проблема троичности, ▫ проблема инкарнации, ▫ отношение свободы ▫ и благодати, ▫ отношение веры и разум  

 

Гностицизм     Манихейство  
Форма мистического позна­ния, характерная для неко­торых религиозно-философс­ких течений позднего языче­ства. Три основных течения: ▫ христианский гностицизм (I-III в.), ▫ языческий гностицизм (I-III в.), ▫ мандеизм (II—III в.)     Религиозно-философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и распространившееся в III-XI в. от Северной Африки до Китая Манихейство включало: ▫ рационалистический подход, ▫ резкую форму материализма, ▫ радикальный дуализм добра и зла  
Климент из Александрии (конец II - начало III в.) Ориген из Александрии (185-254)     Манн (216-270)  
     
Апологетика     Догматика  
Отрасль христианского бого­словия, посвященная защите вероучения христианства     Догматизм — официально признан­ные основные положения религиоз­ного вероучения, исповедание кото­рых считается непременным услови­ем постижения Бога  
Юстин-мученик (100-165) Тертуллиан (160-240)   Августин Аврелий (Святой Августин) (354-430)  

 

 

5.2. Патристика (общая характеристика)

 

ПАТРИСТИКА - термин, обозначающий учения первых христианских теологов. Возникнув во II в. до н.э., патристика формировалась в борьбе против гностицизма и традиционного языческого мировоззрения. Со вто­рой половины V до VIII в. патристика выступает уже как философия раннефеодального общества, переходя в схоластику  
Общая характеристика патристики
Патристика и схоластика - основные этапы средневековой философии. ▫ Первый этап патристики (от слова «патер» - «отец», имеются в виду «отцы церкви») в истории философии определяется со II по V в. Разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейши­ми философами своего времени: Василий Великий (ок. 330-379), Григорий-богослов (ок. 329-390), Григорий Нисский (ок. 335-394), Августин (ок. 354-430) и др. ▫ С V по VIII в. начинается этап так называемой поздней патристики. Представители этого периода: Иоанн Дамаскин (ок. 675-753), Максим Испо­ведник (ок. 580-663) и др. ▫ Основные вопросы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности; 2) отношение веры и разума; 3) свобода воли человека и возможность спасения его души; 4) понимание истории как движения к «Граду Божьему»; 5) происхождение добра и зла в мире и т.п. ▫ Во II в. развернулась борьба христианства с возникшим в I в. гностицизмом, который соединял христианскую веру в воплощение Бога, пришедшего спа­сать людей, с учениями еврейской религии, а также с учениями античных и восточных религий. Гностицизм - не только учение о вере в бытие Бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание («гно-сис») Бога, или личное общение верующего с Богом. Гностицизм развивался в двух формах: как гностицизм «языческий» и гностицизм христианский. Представители последнего - Климент из Александрии (ок. 150-215 ) и Ориген из Александрии (ок. 185—254).  

 

 

5.3. Апологетика

 

  АПОЛОГЕТИКА - отрасль христианского богословия, посвящен­ная защите вероучения христианства. Апологеты в раннем христиан­стве - наименование богословов II—III вв., выступивших с обосно­ванием и защитой христианства. Представители: Юстин-мученик, Тертуллиан, Татиан, Афинагор  
Общая характеристика апологетики
▫ В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла лите­ратура апологетов (защитников) христианства. «Апологеты» («оправдываю­щие») старались защитить христианство от язычества, иудейства и особенно от представителей государственной власти. Это были, собственно, не фило­софы, а публицисты христианства. ▫ Начиная со II в. апологеты, жившие в Греции, стремились доказать, что христианство выдвигает вопросы, которые ставила и «языческая» греческая философия, но дает на них более совершенный ответ. Не создав своих фило­софских систем, апологеты, однако, наметили круг вопросов, которые впос­ледствии стали главными для христианских философов. Это были вопросы о Боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях. ▫ Юстин (100-165) доказывал, что почти все содержание христианского учения уже имеется в языческой философии и мифологии. И это потому, что у христианства и философии один и тот же источник - божественный логос, разлитый во всем мире. В Христе этот логос только проявился во всей полноте. К христианам Юстин относил всех тех, кто прожил свою жизнь «с логосом». Таковы из греков Гераклит и Сократ. ▫ Тертуллиан (160-240) противополагал нравственность чувственности, божественное откровение - человеческому разуму, религию — философии, христианство — язычеству. В своих этических произведениях Тертуллиан про­поведовал аскетизм.  

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.01 с.)