Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общая характеристика неоплатонизма
НЕОПЛАТОНИЗМ — идеалистическое направление в античной философии III - VI вв.; имел своей целью строгую систематизацию разбросанных и разноречивых элементов философии Платона с добавлением учений Аристотеля.
Представители: Плотин, Порфирий (III в.), сириец Ямвлих (IV в.), Прокл (V в.).
| Общая характеристика неоплатонизма
| ▫ Исходное учение неоплатонизма — отрицательное богословие — учение, согласно которому Бог есть нечто такое, о природе чего невозможно никакое утвердительное суждение, никакое положительное знание.
▫ Система основателя неоплатонизма Плотина (205—270) — учение о движении вниз, от «первоединого» неизреченного божественного бытия через низшие опосредствующие звенья («ума», «мировой души», «душ» отдельных людей) до «небытия» или «материи», а также обратного движения человеческой души, поднимающейся к Богу и достигающей высшего совершенства, приводит, согласно учению неоплатонизма, к освобождению от порабощения плотью.
▫ Неоплатоники много внимания уделяли логическим дедукциям, определениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфилософским и физическим построениям, а также филологическим, историческим и комментаторским изысканиям.
▫ Плотин был самым даровитым философом неоплатонизма, Порфирий (233-305) - его логиком, Прокл (410-485) - систематизатором и комментатором, изложившим учение Плотина.
▫ Неоплатонизм, имея ряд общих черт с идеологией христианства, оказал влияние на развитие философских учений христианства.
|
Неоплатонические школы, их тенденции
Развитие неоплатонизма и конец языческой античной философии
| Неоплатонические школы, их тенденции
| ▫ Первая Александрийская школа, основана Аммонием Сакком (около 200 г. н.э.). Представители: Геренний, Ориген Язычник и Плотин.
▫ Школа, основанная Плотином в Риме в 244 г., развивалась до второй половины III в. Прославили эту школу также Амелий и Порфирий (233—305). Плотин со своей школой (как и Аммоний) представляют метафизико-спекулятивную тенденцию.
▫ Сирийская школа, основанная Ямвлихом (240/250-325) около 300 г., развивалась до начала IV в. Представители: Теодор Азинский, Сопатр и Дексипп.
▫ Школа Пергама, основана Эдесием, учеником Ямвлиха, после его смерти. Представители: Максим, Крисанций, Приск, Евсевий, Евнапий, император Юлиан Отступник. Распад школы совпадает со смертью Юлиана в 363 г. Школа Пергама отчетливо акцентирует религиозно-теургический момент, отбрасывая философско-спекулятивный.
▫ Афинская школа, основана Плутархом на рубеже IV—V вв. Представители: Прокл (410—485), Домнин, Исидор, Дамасций, Симпликий и Присциан. Школа была закрыта эдиктом Юстиниана в 529 г. Школы Ямвлиха и Афинская представляют некую комбинацию философского и мистико-религиозно-теурического подходов. Неоплатонизм становится основанием и апологетическим щитом политеистической религии.
▫ Вторая Александрийская школа возникла вместе с Афинской, но просуществовала до начала VII в. Представители: Ипатий, Синесий из Кирены, Гиерокл, Гермий, Аммоний, Иоанн Филопон, Асклепий, Олимпиодор-младший, Элий, Давид и Стефан из Александрии. Данная школа тяготеет к упрощению неоплатонизма. Ее значимость определяется вкладом Аммония и его соратников, составивших комментарии к Аристотелю, частично дошедшие до нашего времени.
|
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Патристика (систематизация)
Патристика
| Основные теоретические
вопросы патристики:
| Совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II— VIII в. (так называемых отцов церкви)
| ▫ проблема троичности,
▫ проблема инкарнации,
▫ отношение свободы
▫ и благодати,
▫ отношение веры и разум
|
Гностицизм
|
| Манихейство
| Форма мистического познания, характерная для некоторых религиозно-философских течений позднего язычества.
Три основных течения:
▫ христианский гностицизм (I-III в.),
▫ языческий гностицизм (I-III в.),
▫ мандеизм (II—III в.)
|
| Религиозно-философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и распространившееся в III-XI в. от Северной Африки до Китая Манихейство включало:
▫ рационалистический подход,
▫ резкую форму материализма,
▫ радикальный дуализм добра и зла
| Климент из Александрии
(конец II - начало III в.)
Ориген из Александрии (185-254)
|
| Манн (216-270)
|
|
|
| Апологетика
|
| Догматика
| Отрасль христианского богословия, посвященная защите вероучения христианства
|
| Догматизм — официально признанные основные положения религиозного вероучения, исповедание которых считается непременным условием постижения Бога
| Юстин-мученик (100-165) Тертуллиан (160-240)
|
| Августин Аврелий (Святой Августин) (354-430)
|
5.2. Патристика (общая характеристика)
ПАТРИСТИКА - термин, обозначающий учения первых христианских теологов. Возникнув во II в. до н.э., патристика формировалась в борьбе против гностицизма и традиционного языческого мировоззрения. Со второй половины V до VIII в. патристика выступает уже как философия раннефеодального общества, переходя в схоластику
| Общая характеристика патристики
| ▫ Патристика и схоластика - основные этапы средневековой философии.
▫ Первый этап патристики (от слова «патер» - «отец», имеются в виду «отцы церкви») в истории философии определяется со II по V в. Разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени: Василий Великий (ок. 330-379), Григорий-богослов (ок. 329-390), Григорий Нисский (ок. 335-394), Августин (ок. 354-430) и др.
▫ С V по VIII в. начинается этап так называемой поздней патристики. Представители этого периода: Иоанн Дамаскин (ок. 675-753), Максим Исповедник (ок. 580-663) и др.
▫ Основные вопросы патристики:
1) проблема сущности Бога и его тройственности;
2) отношение веры и разума;
3) свобода воли человека и возможность спасения его души;
4) понимание истории как движения к «Граду Божьему»;
5) происхождение добра и зла в мире и т.п.
▫ Во II в. развернулась борьба христианства с возникшим в I в. гностицизмом, который соединял христианскую веру в воплощение Бога, пришедшего спасать людей, с учениями еврейской религии, а также с учениями античных и восточных религий. Гностицизм - не только учение о вере в бытие Бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание («гно-сис») Бога, или личное общение верующего с Богом. Гностицизм развивался в двух формах: как гностицизм «языческий» и гностицизм христианский. Представители последнего - Климент из Александрии (ок. 150-215) и Ориген из Александрии (ок. 185—254).
|
5.3. Апологетика
АПОЛОГЕТИКА - отрасль христианского богословия, посвященная защите вероучения христианства. Апологеты в раннем христианстве - наименование богословов II—III вв., выступивших с обоснованием и защитой христианства.
Представители: Юстин-мученик, Тертуллиан, Татиан, Афинагор
| Общая характеристика апологетики
| ▫ В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. «Апологеты» («оправдывающие») старались защитить христианство от язычества, иудейства и особенно от представителей государственной власти. Это были, собственно, не философы, а публицисты христианства.
▫ Начиная со II в. апологеты, жившие в Греции, стремились доказать, что христианство выдвигает вопросы, которые ставила и «языческая» греческая философия, но дает на них более совершенный ответ. Не создав своих философских систем, апологеты, однако, наметили круг вопросов, которые впоследствии стали главными для христианских философов. Это были вопросы о Боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях.
▫ Юстин (100-165) доказывал, что почти все содержание христианского учения уже имеется в языческой философии и мифологии. И это потому, что у христианства и философии один и тот же источник - божественный логос, разлитый во всем мире. В Христе этот логос только проявился во всей полноте. К христианам Юстин относил всех тех, кто прожил свою жизнь «с логосом». Таковы из греков Гераклит и Сократ.
▫ Тертуллиан (160-240) противополагал нравственность чувственности, божественное откровение - человеческому разуму, религию — философии, христианство — язычеству. В своих этических произведениях Тертуллиан проповедовал аскетизм.
|
|