Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общая характеристика немецкой классической философии.
Немецкая классическая философия (конец XVIII — первая половина XIX в.). Ее и торическое значение состоит: в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесс развития; в переориентации философских исследований на сущность человека его разум; в понимании истории как целостного процесса; в обосновании ид социального прогресса и свободы и
т. п.
|
| ДУАЛИЗМ
| Иммануил Кант (1724-1804)
| ▫ сочетание идей материализма, идеализма и агностицизма
▫ смещение оси философских исследований с природы, человека на познавательную деятельность, законы разума, его границы и обоснование гносеологии как первого и основного элемента теоретической философии
▫ систематическая разработка диалектических идей и подрыв основ метафизического миропонимания
|
| ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
| Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831)
| ▫ систематизация и концептуальное изложение диалектического миропонимания и соответствующего ему диалектического метода
▫ обоснование диалектики как философской науки, обобщающей всю историю познания и исследующей наиболее общие закономерности развития объекта ной действительности
| Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)
| ▫ разработка философии природы
▫ введение диалектики в рассмотрение природы
▫ сочетание идей крайнего рационализма, иррационализма и мистики
|
| СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
| Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
| ▫ обоснование философии как науки, наукоучения (в качестве теоретической «науки о науке» философия должна указать основоположение всякого знания) разработка теории познания на субъективно-идеалистической теории бытия
|
| МАТЕРИАЛ ИЗ М
| Людвиг Фейербах (1804-1872)
| ▫ обоснование антропологического материализма
▫ разработка основоположений материалистического понимания природы
▫ материалистически-сенсуалистической теории познания
▫ критика идеалистической философии и религии
|
Теория познания И. Канта
| | Трансцендентальное
| | Трансцендентное
| | | | | | Три основные
познавательные способности:
▫ разум
▫ рассудок
▫ чувствительность
| | Разум — способность к умозаключениям доходящим до «идей». «Идея понятие разума» в безусловном единстве всех обусловленных явлений
| | «Вещь в себе»
(внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом)
| | Рассудок — способности к понятиям и суждениям
| | | Чувствительность - способности
к ощущениям
| |
| |
| | |
| | Познаваемое
| | Непознаваемое
| Трансцендентальный(от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы): 1) в схоластике — предельно общие понятия, 2) в философии И. Канта - априорные (доопытные) познавательные формы, организующие эмпирическое познание. В этом смысле трансцендентальные формы чувственности — пространство и время, категории — субстанция, причинность и др.
Трансцендентный предмет— предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию
|
Этические идеи И. Канта
Императив (форма повеления)
| Гипотетический
| | Категорический
| ▫ Поступок хорош только в качестве средства для чего-нибудь другого
▫ Поступок хорош для какой-нибудь цели, возможной или действительной
| | ▫ Поступок представляется как хороший сам по себе или необходимый для воли, а сама воля согласуется с разумом
▫ Поступок необходим объективно, безотносительно к какой бы то ни было цели
|
| |
| Основные особенности этики И. Канта
| | Категорический императив И. Канта
| ▫ Формальный характер этики
▫ Отказ от построения этики, как учения об условиях и средствах, ведущих человека к счастью
▫ Противопоставление нравственного долга влечению, прежде всего чувственной склонности
| | ▫ «Поступай так, чтобы всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, только как к средству»
|
Философия И.Г. Фихте
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814) - представитель немецкой классической философии, ученик и сторонник И. Канта.
Главный труд - «Наукоучение» (1794)
| | Общая характеристика философии И.Г. Фихте
| ▫ Свою философию И. Фихте называет «наукоучением» и ставит перед ней две задачи. В области теоретической — обосновать все частные науки, т. е. философия должна указать основоположение всякого знания; в области практической — определить высшие цели человеческой жизни.
▫ В субъективно-идеалистической системе И. Фихте ставится задача: вывести весь мир (все «не-Я») из субъективной деятельности «Я» (под последним имеется в виду не индивидуальный, а абсолютный субъект).
▫ Первичная, всеобъемлющая, определяющая реальность — это абсолютное «Я». Этот идеалистически понимаемый субъект есть «дух в его оторванности от природы». Кроме исходного «Я» должно быть предположено и какое-то «не-Я», иначе говоря, кроме «сознания» должна быть «природа», кроме «субъекта» — «объект». По И. Фихте, это «не-Я», эта «природа», этот «объект» не только должны быть признаны как существующие, но и как действующие на «Я» и в какой-то мере определяющие его деятельность.
▫ Рассматривая все сущее как продукт деятельности, И. Фихте в самой человеческой деятельности различает два вида: деятельность практически-нравственную и деятельность теоретико-познавательную. Первая — первична и определяет последнюю. Цель нравственной деятельности человека — исполнение закона морали, выполнение долга. Этому исполнению противодействует физическая природа человека, связанная со всем миром. Это и есть «не-Я», противостоящее «Я» и побуждающее его к действованию. Условием выполнения нравственного закона может быть лишь победа над чувственными склонностями.
▫ В рамках субъективного идеализма И. Фихте развивает диалектическое понимание процесса деятельности. Деятельность «Я» всегда приводится в движение и побуждается к действию чем-то противоположным. Поэтому деятельность «Я» есть противоречивый процесс между деятельностью и решаемой ею задачей: едва преодолено одно противоречие, как тотчас возникает другое и т. д. Способом решения этих противоречий является антитетический метод (метод И. Фихте).
|
|