Общая характеристика русского Просвещения XVIII в.
|
|
▫ В России идеи Просвещения зародились во второй половине XVIII в.
▫ Русские писатели и философы-просветители — Дмитрий Сергеевич Аничков, Семен Ефремович Десницский, Иван Андреевич Третьяков, Алексей Яковлевич Поленов, Яков Павлович Козельский, Денис Иванович Фонвизин, Пафнутий Сергеевич Батурин, Николай Иванович Новиков и др. — выдвинули ряд передовых общественно-политических идей, выступили с критикой абсолютизма и крепостничества.
▫ Философской основе этих взглядов, как и всей русской философской мысли эпохи Просвещения XVIII в., был наиболее типичен материализм в его деистической форме, что нашло особое воплощение в научном творчестве Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1766). Его заслугой было то, что он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, выступал против мистицизма и агностицизма, проложил новые пути в науке, соединяя эксперимент с теорией. М.В. Ломоносов обосновал закон сохранения веществ и движения, разработал атомно-корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты.
▫ В своих трудах, посвященных социальной проблематике, русские просветители ставили вопрос о естественном праве и общественном договоре, выступали в защиту крепостных, ратовали за просвещение народа, за разумное законодательство (А.Я. Поленов, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков и др.).
▫ В условиях господства религиозно-феодальной идеологии большое значение имели труды Д.С. Аничкова «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769), С.Е. Десницкого «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются» (1772). В этих произведениях развивались атеистические или антиклерикальные идеи.
▫ Самым радикальным из русских просветителей XVIII в. был Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - автор знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) — зачинатель революционной мысли в России, выдающийся борец против крепостного права и самодержавия, глубокий мыслитель-материалист.
▫ Русские просветители считали движущей силой общественного прогресса человеческий разум, просвещение; ставили социальные преобразования в зависимость от воспитания; формирование личности рассматривали в социальном контексте.
|
Русская философия начала и середины XIX в.

Философские и социально-политические идеи дворянских революционеров-декабристов
| | Шеллингианство
| | Естественнонаучный материализм
|
|
|
|
|
|
Просветительско-материалистические
идеи:
И.Д. Якушкин
(1793-1857)
А. П. Барятинский
(1798-1844)
В. Ф. Раевский
(1795-1872)
П. И. Борисов
(1800-1854) и др.
|
| Натурфилософские
концепции
Д. Велланский (1774-1847)
А.И. Галич (1783-1848)
МГ.Яавлов(1793-1840)
К. Зеленецкий (1802-1858)
Хр.Экеблед(1808-1877)
М.А. Максимович
(1803-1873) и др.
|
| Я. Я. Лобачевский
(1793-1856)
В.Я. Струве
(1793-1864)
Д.М. Перевощиков
(1788-1880)
Э.Х. Ленц
(1804-1865)
М.В. Остроградский
(1801-1862)
К.М. Бэр
(1792-1876)
П.Ф. Горянинов
(1796-1865)
и др.
|
|
Эстетические
концепции
В.Ф. Одоевский (1803-1889)
И.В. Киреевский (1806-1856)
Д. В. Веневитинов
(1805-1827) и др.
|
|
|
|
|
|
Просветительско-идеалистические
идеи:
П. И. Пестель
(1793-1826)
В.К. Кюхельбекер
(1797-1846)
Е.П. Оболенский
(1796-1865)
М. С. Лунин
(1787-1845) и др.
|
| Эстетический
гуманизм
Н.М. Карамзин (1766-1826) В.А. Жуковский (1783-1852)
|
|
|
|
Объективный идеализм П.Я. Чаадаев (1794-1856)
|
|
|
|
|
|
Философия
революционных
демократов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В. Г. Белинский
(1811-1848) •
А.И.Герцен (1812-1870)
Я.Я. Огарев (1813-1877)
Н.Г. Чернышевский
(1828-1889) Н.А Добролюбов
(1836-1861)
Д. И. Писарев
(1840-1868)
|
| Петрашевцы:
М.В. Буташевич-Петрашевский
(1821-1866)
Н.А. Спешнев (1821-1882)
Я.Я. Григорьев (1822-1886)
Д.Д. Ахшарумов (1823-1910)
Я. С. Кашкин (1829-1914) и др.
|
| Материализм додиалектический
|
|
А.И. Герцен (1812-1870)
|
Философско-социологические идеи
В русской философии начала и середины XIX в.
Русский либерализм