Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философская мысль эпохи Просвещения (XVIII в.)

Поиск
  Общая характеристика русского Просвещения XVIII в.
 
▫ В России идеи Просвещения зародились во второй половине XVIII в. ▫ Русские писатели и философы-просветители — Дмитрий Сергеевич Анич­ков, Семен Ефремович Десницский, Иван Андреевич Третьяков, Алексей Яковле­вич Поленов, Яков Павлович Козельский, Денис Иванович Фонвизин, Пафнутий Сергеевич Батурин, Николай Иванович Новиков и др. — выдвинули ряд передовых общественно-политических идей, выступили с критикой абсолю­тизма и крепостничества. ▫ Философской основе этих взглядов, как и всей русской философской мысли эпохи Просвещения XVIII в., был наиболее типичен материализм в его деистической форме, что нашло особое воплощение в научном творче­стве Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1766). Его заслугой было то, что он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, выступал против мистицизма и агностицизма, проложил новые пути в науке, соединяя эксперимент с теорией. М.В. Ломоносов обосновал закон сохранения веществ и движения, разработал атомно-корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. ▫ В своих трудах, посвященных социальной проблематике, русские просве­тители ставили вопрос о естественном праве и общественном договоре, выступали в защиту крепостных, ратовали за просвещение народа, за разум­ное законодательство (А.Я. Поленов, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков и др.). ▫ В условиях господства религиозно-феодальной идеологии большое значе­ние имели труды Д.С. Аничкова «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769), С.Е. Десницкого «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благо­честие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются» (1772). В этих произведениях развивались атеистические или антиклерикальные идеи. ▫ Самым радикальным из русских просветителей XVIII в. был Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - автор знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) — зачинатель революционной мысли в Рос­сии, выдающийся борец против крепостного права и самодержавия, глубо­кий мыслитель-материалист. ▫ Русские просветители считали движущей силой общественного прогресса человеческий разум, просвещение; ставили социальные преобразования в зависимость от воспитания; формирование личности рассматривали в соци­альном контексте.

 

Русская философия начала и середины XIX в.

 

Основные направления  

 

Философские и социально-полити­ческие идеи дворянских революционеров-декабристов   Шеллингианство   Естественно­научный материализм
   
Просветительско-материалистические идеи: И.Д. Якушкин (1793-1857) А. П. Барятинский (1798-1844) В. Ф. Раевский (1795-1872) П. И. Борисов (1800-1854) и др.     Натурфилософские концепции Д. Велланский (1774-1847) А.И. Галич (1783-1848) МГ.Яавлов(1793-1840) К. Зеленецкий (1802-1858) Хр.Экеблед(1808-1877) М.А. Максимович (1803-1873) и др.   Я. Я. Лобачевский (1793-1856) В.Я. Струве (1793-1864) Д.М. Перевощиков (1788-1880) Э.Х. Ленц (1804-1865) М.В. Остроградский (1801-1862) К.М. Бэр (1792-1876) П.Ф. Горянинов (1796-1865) и др.  
Эстетические концепции В.Ф. Одоевский (1803-1889) И.В. Киреевский (1806-1856) Д. В. Веневитинов (1805-1827) и др.
     
Просветительско-идеалистические идеи: П. И. Пестель (1793-1826) В.К. Кюхельбекер (1797-1846) Е.П. Оболенский (1796-1865) М. С. Лунин (1787-1845) и др.   Эстетический гуманизм Н.М. Карамзин (1766-1826) В.А. Жуковский (1783-1852)      
Объективный идеализм П.Я. Чаадаев (1794-1856)  
         
Философия революционных демократов    
       
В. Г. Белинский (1811-1848) • А.И.Герцен (1812-1870) Я.Я. Огарев (1813-1877) Н.Г. Чернышевский (1828-1889) Н.А Добролюбов (1836-1861) Д. И. Писарев (1840-1868)   Петрашевцы: М.В. Буташевич-Петрашевский (1821-1866) Н.А. Спешнев (1821-1882) Я.Я. Григорьев (1822-1886) Д.Д. Ахшарумов (1823-1910) Я. С. Кашкин (1829-1914) и др.   Материализм додиалектический  
А.И. Герцен (1812-1870)

 

 

Философско-социологические идеи

В русской философии начала и середины XIX в.

       
   


Русский либерализм

Славянофилы   Западники
Основные идеи: ▫ «сила власти - царю, сила мне­ния - народу»; ▫ противопоставляли общественное развитие России историческому пути Западной Европы.   Представители: А. С. Хомяков (1804- 1 860), И.В. Киреевский (1806- 1856), А.И. Кошелев (1806-1883), К.С. Аксаков (1817-1860), И.Д. Беляев (1810-1873), И. С. Аксаков (1823-1886)   Основные идеи: ▫ выступали за европейский путь развития России; ▫ считали, что каждый народ может приобщиться к «всемир­но-исторической жизни».   Представители: В.П.Боткин (181 1-1869), П. В. Анненков (1812-1887), К.Д. Кавелин (1818-1885), Т.Н. Грановский (1813-1855), Н.В. Станкевич (1813-1840), С.М. Соловьев (1820- 1879)
Поддерживали идею освобождения народа от крепостной зависимости
Русский консерватизм   Русский радикализм
     
  Народничество 60—80 гг.
     
Основные принципы: ▫ православие ▫ самодержавие ▫ народность Народники-пропагандисты (при­знавали основным средством подготовки к социальной рево­люции пропаганду революцион­ных идей среди народа). Представители: П.Л. Лавров (1823-1900)
     
Апологетика самодержавия (фи­лософские и социально-полити­ческие воззрения монархистов) Народники-анархисты (считали, что народ уже готов к революции, а от­сюда призыв к бунтам и восстаниям). Представители: М.Л. Бакунин (1814-1876), П.А. Кропоткин (1842-1921)
     
Представители: Н.М. Карамзин (1766-1826), С.С.Уваров (1786-1855), М.Н. Катков (1818-1887), К. П. Победоносцев (1827-1907) и др. Народники-заговорщики (возлагали надежды на узкую заговорщическую организацию). Представители: П.Н. Ткачев (1844-1886)


Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.009 с.)