Характерные черты русского философского мировоззрения
|
|
1. Своеобразие русского типа мышления состоит в том, что оно изначально основывается на интуиции. Рациональное (понятийное, систематическое) представляется ему хотя и не как нечто второстепенное, но все же как нечто схематическое, неравнозначное полной и жизненной истине. Поэтому наиболее значительные идеи были высказаны в России не в систематизированных научных трудах, а в совершенно иных формах — литературных.
2. Русское философское мышление преимущественно антирационалистично по духу. Этот антирационализм, однако, не идентичен иррационализму. Русскому духу изначально присуще непреодолимое стремление к умозрительности, к философской глубине и основательности.
3. Характерная черта русского мировоззрения — тяга к реализму, невозможность довольствоваться какой-либо формой идеализма или субъективизма.
4. Весьма своеобразно русское мышление в области понимания и исследования души. Это своеобразие состоит в том, что душевное рассматривается не снаружи, со стороны явления в чувственно-предметном мире, а изнутри -так, как душевное переживание являет себя не постороннему наблюдателю, а самому себе, переживающему «Я».
5. Характерная особенность русского мировоззрения - предубеждение против индивидуализма и приверженность к определенной духовной общности.
6. Русское мировоззрение можно считать практическим в высоком смысле слова: оно изначально всегда рассчитано до некоторой степени на улучшение мира, мировое благо и никогда - лишь на одно понимание мира.
7. Русскому философскому мировоззрению присуще стремление к целостности, к последней всеохватывающей и высшей ценности и основе. Благодаря такому стремлению русское мышление и духовная жизнь религиозны не только по своей внутренней сути, по религиозности протекают также все внешние сферы духовной жизни. Русские искания (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.) свидетельствуют о существовании некой русской идеи, которая соответствует характеру русского народа. Русский атеизм, нигилизм, материализм приобретают всегда религиозную окраску, в своем религиозном значении включаются в структуру человека.
8. В центре русского философского мировоззрения, в центре духовных интересов всегда стоит человек, судьба человека и смысл человеческой жизни.
|
Русская социальная философия XV-XVII вв.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ В XV-XVII ВВ.
|
ТЕОРИЯ
«МОСКВА-
ТРЕТИЙ РИМ»
Третьему Риму — Москве - истинному продолжателю христианского вероучения - стоять вечно.
Филофей
(начало XVI в.)
|
| «ИОСИФЛЯН-СТВО»
Приоритет
духовной
(церковной)
власти.
Иосиф
Волоцкий
(1439-1515)
|
| «НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО»
Приоритет светской (княжеской)
власти.
Нил Сорокин (1433-1508)
Вассиан
Патрикеев
(1470-1571)
Максим Грек
(1475-1556)
Ермолай (Еразм)
(1510-1565)
|
| ПРОСВЕЩЕНИЕ
Симеон Полоцкий
(1629-1680)
Епифаний
Славинецкий
(1629-1680)
Юрий Крижанич (1618-1683)
ИоанникийЛикуд (1653-1717)
Софроний Ликуд (1633-1730)
Петр Могила (1596-1647)
Андрей
Белобоцкий
(XVII в.)
|
|
|
|
|
|
|
|
ИСИХАЗМ
Этико-аскетическое
учение о пути человека
к единению с богом.
Сергий Радонежский
(1314-1392)
|
| Религиозные ереси
XV-XVII вв.
(идеи реформации)
|
|
|
| Общественно-политическая мысль периода раскола правосла вной церкви (XVII в.)
|
|
|
|
|
|
|
|
Религиозные ереси
XIV-XVBB. (идеи реформации)
|
| Федор Курицын (вт. пол. XV.B.) Матвей Башкин
(XVI в.)
Феодосии Косой
(XVI в.)
|
| Идеи старообрядчества
|
| Идеи
реформы
русской
церкви
|
|
|
|
|
|
|
|
«Стригольники»
(Новгород, Псков)
|
|
|
| Протопоп
Аввакум
(1620-1682)
|
| Царь Алексей
Михайлович
(1629-1676)
Патриарх
Никон
(1605-1681)
|
Философские и социологические идеи русских просветителей
Философские и социологические идеи русских просветителей
|
|
Просветительская философия
«Ученая дружина» Петра I:
В.Н. Татищев (1686-1750)
Ф. Прокопович (1681-1736)
А.Л. Кантемир (1708-1744)
И.Т. Посошков (1652-1726) и др.
| | Естественнонаучный материализм
М.В. Ломоносов (1711-1765)
|
| | |
Русское Просвещение
Д. С. Аничков (1733-1788)
С.Е. Десницкий (ум. 1789)
И.А. Третьяков (ум. 1776)
А.Я. Поленов (1738-1816)
Я. Л. Козельский (1728-1794)
Д. Я. Фонвизин (1745-1792)
П. С. Батурин (1740-1803)
Н.И. Новиков (1744-1818)
| | Радикальная философская
и общественно-политическая мысль
А.Н. Радищев (1749-1801)
|
| | |
| | Украинское Просвещение
Г. С. Сковорода (1722-1794)
|