Характерные черты русского философского мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты русского философского мировоззрения



  Характерные черты русского философского мировоззрения
  1. Своеобразие русского типа мышления состоит в том, что оно изначально основывается на интуиции. Рациональное (понятийное, систематическое) представляется ему хотя и не как нечто второстепенное, но все же как нечто схематическое, неравнозначное полной и жизненной истине. Поэтому наи­более значительные идеи были высказаны в России не в систематизирован­ных научных трудах, а в совершенно иных формах — литературных.   2. Русское философское мышление преимущественно антирационалистично по духу. Этот антирационализм, однако, не идентичен иррационализму. Рус­скому духу изначально присуще непреодолимое стремление к умозритель­ности, к философской глубине и основательности.   3. Характерная черта русского мировоззрения — тяга к реализму, невозмож­ность довольствоваться какой-либо формой идеализма или субъективизма.   4. Весьма своеобразно русское мышление в области понимания и исследова­ния души. Это своеобразие состоит в том, что душевное рассматривается не снаружи, со стороны явления в чувственно-предметном мире, а изнутри -так, как душевное переживание являет себя не постороннему наблюдателю, а самому себе, переживающему «Я».   5. Характерная особенность русского мировоззрения - предубеждение про­тив индивидуализма и приверженность к определенной духовной общности.   6. Русское мировоззрение можно считать практическим в высоком смысле слова: оно изначально всегда рассчитано до некоторой степени на улучше­ние мира, мировое благо и никогда - лишь на одно понимание мира.   7. Русскому философскому мировоззрению присуще стремление к целостно­сти, к последней всеохватывающей и высшей ценности и основе. Благодаря такому стремлению русское мышление и духовная жизнь религиозны не только по своей внутренней сути, по религиозности протекают также все внешние сферы духовной жизни. Русские искания (Л.Н. Толстой, Ф.М. Дос­тоевский и др.) свидетельствуют о существовании некой русской идеи, ко­торая соответствует характеру русского народа. Русский атеизм, нигилизм, материализм приобретают всегда религиозную окраску, в своем религиоз­ном значении включаются в структуру человека.   8. В центре русского философского мировоззрения, в центре духовных инте­ресов всегда стоит человек, судьба человека и смысл человеческой жизни.

Русская социальная философия XV-XVII вв.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ В XV-XVII ВВ.  

 

ТЕОРИЯ «МОСКВА- ТРЕТИЙ РИМ»   Третьему Риму — Москве - истин­ному продолжате­лю христианского вероучения - стоять вечно.   Филофей (начало XVI в.)     «ИОСИФЛЯН-СТВО»   Приоритет духовной (церковной) власти.   Иосиф Волоцкий (1439-1515)     «НЕСТЯЖА­ТЕЛЬСТВО»   Приоритет светской (княжеской) власти.   Нил Сорокин (1433-1508) Вассиан Патрикеев (1470-1571) Максим Грек (1475-1556) Ермолай (Еразм) (1510-1565)     ПРОСВЕЩЕНИЕ   Симеон Полоцкий (1629-1680) Епифаний Славинецкий (1629-1680) Юрий Крижанич (1618-1683) ИоанникийЛикуд (1653-1717) Софроний Ликуд (1633-1730) Петр Могила (1596-1647) Андрей Белобоцкий (XVII в.)
             
ИСИХАЗМ   Этико-аскетическое учение о пути человека к единению с богом. Сергий Радонежский (1314-1392) Религиозные ереси XV-XVII вв. (идеи реформации)       Общественно-политическая мысль периода раскола правосла вной церкви (XVII в.)  
       
Религиозные ереси XIV-XVBB. (идеи реформации)     Федор Курицын (вт. пол. XV.B.) Матвей Башкин (XVI в.) Феодосии Косой (XVI в.)   Идеи старо­обрядчества   Идеи реформы русской церкви
             
«Стригольники» (Новгород, Псков)       Протопоп Аввакум (1620-1682)     Царь Алексей Михайлович (1629-1676) Патриарх Никон (1605-1681)

Философские и социологические идеи русских просветителей

  Философские и социологические идеи русских просветителей
Просветительская философия   «Ученая дружина» Петра I:   В.Н. Татищев (1686-1750) Ф. Прокопович (1681-1736) А.Л. Кантемир (1708-1744) И.Т. Посошков (1652-1726) и др.   Естественно­научный материализм   М.В. Ломоносов (1711-1765)
     
Русское Просвещение   Д. С. Аничков (1733-1788) С.Е. Десницкий (ум. 1789) И.А. Третьяков (ум. 1776) А.Я. Поленов (1738-1816) Я. Л. Козельский (1728-1794) Д. Я. Фонвизин (1745-1792) П. С. Батурин (1740-1803) Н.И. Новиков (1744-1818)   Радикальная философская и общественно-политическая мысль   А.Н. Радищев (1749-1801)
     
    Украинское Просвещение   Г. С. Сковорода (1722-1794)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.004 с.)