ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА. ОТ ИСТОКОВ ДО РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА. ОТ ИСТОКОВ ДО РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ.



ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА. ОТ ИСТОКОВ ДО РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ.

 

Программа дисциплины для студентов актерского факультета

Укрупненная группа специальностей 070000

«Культура и искусство»

 

Специальности:

070301 «Актерское искусство»

Профиль подготовки:

– «Артист драматического театра и кино»

– «Артист театра кукол»

– «Артист музыкального театра»

070501 «Режиссура»

Профиль подготовки:

– «Режиссер драмы»

071101 «Литературное творчество»

Профиль подготовки:

– «Литературный работник»

074301 «Продюсерство»

Профиль подготовки:

– «Продюсер исполнительских искусств»

 

 

Екатеринбург


 

Программа дисциплины подготовлена

кафедрой истории искусств

 

Рекомендовано к изданию

кафедрой истории искусств

17 февраля 2011 г.

 

 

Составитель Клочкова Ю. В.

 

© Екатеринбургский государственный

театральный институт, 2012

© Клочкова Ю. В., составление, 2012



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Программа компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дисциплины «История русского театра. От истоков до рубежа XIX-XX веков» составлена в соответствии с требованиями федерального дипломированного специалиста по направлению 070000 «Культура и искусство», специальностям 070301 «Актерское искусство», 070501 «Режиссура», 071101 «Литературное творчество», 074301«Продюсерство» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта второго поколения высшего профессионального образования.

 

Семестр – 1-й, 2-й.

Общая трудоемкость дисциплины (ч) – 56 ч

В том числе:

лекций – 16;

практических – 40.

Отчетность: 1-й семестр – экзамен, 2-й семестр – зачет.

 

Составитель:

Ю.В. Клочкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории искусств ЕГТИ.

 

 

I.
 
 


Цель дисциплины

Курс «История русского театра» является одним из базовых в подготовке специалистов в рамках театрального вуза, закладывает основы профессионализма, формирует навыки работы с драматургическим произведением. Первая часть курса знакомит студентов с историей становления русского театра, представляет этапы его развития с учетом общественно-политического и эстетического состояния общества. Студенты получат знания о движении русской зрелищной культуры от скоморохов и народной драмы до самобытного национального театра XIX века, о становлении русской драматургической школы, ее жанровом разнообразии, художественных направлениях, о влиянии европейского театра на русскую театральную культуру. Данный курс дает представление о различных сторонах актерского мастерства, искусства сценографии. Дисциплина «История русского театра» должна познакомить студентов с лучшими образцами драматургии изучаемого периода, сформировать представления о роли и значении театрального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности.

Задачи дисциплины

1) ввести студентов в круг проблем, связанных с происхождением и функционированием русского театра;

2) сформировать у студентов понятийный аппарат в области театрального искусства и драматургии;

3) научить ориентироваться в художественных направлениях и жанрах русской драматургии XIII-XIX веков;

4) дать понятие об индивидуальных особенностях и художественном мире драматургов изучаемого периода;

5) дать представление о принципах и подходах к работе с драматургическими произведениями изучаемого периода;

6) сформировать навыки самостоятельного анализа драматургического текста.

Место дисциплины в системе высшего профессионального образования

Курс «История русского театра» является одной из базовых дисциплин федерального компонента Стандарта высшего профессионального образования по направлению «Культура и искусство», специальностям 070201 «Актерское искусство», 070204 «Режиссура», 071001 «Литературное творчество», 070211 «Театроведение». В процессе изучения данного курса осуществляется специальная теоретическая подготовка будущих специалистов в области культуры и искусства.

Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемая компетенция, знания, умения, навыки)

Выпускник должен знатьспецифику развития театрального искусства в России; различные направления реформирования российского театрального искусства, содержание и художественные особенности произведений русских авторов; уметь анализировать произведения драматургии, выполнять сравнительный анализ различных произведений, трактовать образы и характеры персонажей, работать с театроведческой литературой, владетьтерминологическим аппаратом.

Методическая новизна курса

Новизна курса определяется его направленностью на обучение студентов анализу художественного текста, в том числе сопоставительному с учетом особенностей культуры эпохи и его общеэстетического значения. Курс оснащен иллюстративным материалом с использованием мультимедийных средств, видеоматериалами.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КУРСА, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Западноевропейский классицизм и его влияние на русское театральное искусство. Рационализм, дидактизм и абстрактность образов классицистической трагедии. Патриотический характер русской классицистической трагедии. В.К. Тредьяковский и М.В. Ломоносов как драматурги-классицисты, их полемика с А.П. Сумароковым. Роль А.П. Сумарокова (1717 - 1777) в создании русской национальной драматургии. Взгляды Сумарокова на предназначение театра, “Эпистола о стихотворстве» (1747). Трактовка истории в трагедиях Сумарокова, их тираноборческое звучание. Ранние трагедии: “Хорев» (1747), “Гамлет» (1748), “Синав и Трувор» (1750) – идейная проблематика, художественные особенности, отзывы современников. Усложнение структуры, использование новых выразительных средств в поздних трагедиях: “Вышеслав» (1768), “Димитрий Самозванец» (1770), “Мстислав» (1774). Усиление политической проблематики в драматургии конца XVIII в. Гражданское звучание трагедий “Сорена и Замир» (1784) Н.П. Николева (1758-1815), “Владимир и Ярополк» (1772), “Росслав» (1783) Я.Б. Княжнина (1740-1791). Драматургическая полемика Княжнина с Екатериной II в трагедии “Вадим Новгородский» (1789). Образ Вадима как непримиримого борца с тиранией. Издание трагедии Е.Р. Дашковой в 1793 году, ее изъятие и запрещение. «Переимчивый» Княжнин, его заимствования из европейских трагедий при тщательной разработке оригинального поэтического языка и сценических приемов.

Тема 3.9. Русский водевиль.

Происхождения названия жанра и его специфика. Характерные особенности русского водевиля 1810-х - 1820-х гг. Водевильная драматургия Шаховского, Хмельницкого, Писарева, Грибоедова. К.А. Кавос, А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев – композиторы водевильной музыки. Формирование русского классического водевиля 1830-х-1840-х гг: комизм сюжетных положений, яркость сценических образов-масок, куплеты и танцевальные номера. Значение водевиля как школы актерского мастерства. Усиление бытового элемента, демократизма, социальной сатиры. Представители разночинной интеллигенции в качестве водевилистов новой формации: актеры Д. Т. Ленский (1805-1860), П. А. Каратыгин (1805-1879), журналист Ф. А. Кони (1809-1879). Н.А. Некрасов (1821-1878) как водевилист: «Шила в мешке не утаишь -- девушки под замком не удержишь» (1841), «Актер» (1841), «Петербургский ростовщик» (1844) и др. Сценические мастера русского водевиля: Н. О. Дюр (1807-1839), В.Н. Асенкова (1817 - 1841), В.И. Живокини (1805-1874).

Вопросы к экзамену

 

1. Народные истоки русского театра. Скоморохи.

2. Устная народная драма XVII – XVIII вв. («Лодка», «Царь Максимилиан»).

3. Школьный театр.

4. Создание первого государственного придворного театра в 1672 г.

5. Создание первого государственного публичного театра при Петре I.

6. Театр демократических слоев городского населения («театр охотников»). Ф.Г. Волков.

7. Формирование драматургии классицизма. А.П. Сумароков. «Дмитрий Самозванец»

8. Создание русского государственного публичного профессионального театра в 1756 г.

9. Первые русские театры и актеры. Москва и Петербург.

10. Д.И. Фонвизин и театр. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» и её первая постановка в Вольном театре К. Книпера.

11. Развитие жанра трагедии в последней трети XVIII в. «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина.

12. Развитие жанра комедии в последней трети XVIII в. «Ябеда» В.В. Капниста.

13. Комическая опера. М.И. Попов «Анюта», Аблесимов А.О. «Мельник – колдун, обманщик и сват».

14. Актёрское искусство второй половины XVIII в. И.А. Дмитревский, Я. Шумский, В.П. Померанцев, П.А. Плавильщиков, Я.Е. Шушерин, Т.М. Троепольская.

15. Развитие жанра трагедии в первой четверти XIX в. Драматургия В.А. Озерова «Дмитрий Донской».

16. Развитие жанра комедии в первой четверти XIX века. И.А. Крылов («Подщипа», «Урок дочкам»).

17. Театральная деятельность А.А. Шаховского. Актёрское искусство Е.С. Семёновой, А.С. Яковлева.

18. Крепостной театр.

19. Конфликт и характеры «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Московское общество. Молчалин.

20. Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Софья.

21. Отражение взглядов А.С. Пушкина на театральное искусство в трагедии «Борис Годунов». История создания трагедии.

22. Центральные персонажи трагедии: Шуйский, Гришка Отрепьев (Дмитрий Самозванец), Марина Мнишек, Юродивый.

23. Образ Бориса Годунова в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

24. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Творческая задача драматурга, темы, идеи, персонажи трагедий.

25. Русский романтический театр. Актерское искусство: В.А. Каратыгин и П. С. Мочалов.

26. Основные мотивы лермонтовской драматургии. Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Идейно-философская проблематика.

Вопросы к зачету

 

1. Водевиль в русском театре 1830-40-х годов. Авторы (Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони), актеры

(Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, В. И. Живокини).

2. Развитие реалистических тенденций в актерском искусстве. Творчество М. С. Щепкина.

3. История создания «Ревизора» Н.В. Гоголя. Особенности интриги, композиции и системы персонажей.

4. Комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» и «Игроки».

5. Формы тургеневской драматургии: «Нахлебник», «Провинциалка». От мелодрамы к водевилю.

6. И.С. Тургенев «Месяц в деревне». Методы создания атмосферы действия.

7. Начало творческого пути А.Н. Островского. «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок».

8. Чиновничий мир в комедиях А.Н. Островского «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты».

9. Мотив «горячего сердца» в пьесах «Гроза», «Горячее сердце», «Бесприданница».

10. Новый тип дельца в комедиях «Бешеные деньги», «Волки и овцы».

11. Пьеса-сказка А.Н. Островского «Снегурочка». Герои, сюжет, атмосфера.

12. Тема театра в творчестве А.Н. Островского «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», («Комик XVII столетия»).

13. Историческая драматургия А.К. Толстого. Общая характеристика. «Царь Федор Иоаннович»: образы царя и бояр.

14. «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина. Смысл финала.

15. «Дело» А.В. Сухово-Кобылина. Гротеск комедии.

16. «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина как трагический фарс.

17. Драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого.

18. «Живой труп» Л.Н. Толстого. Образ центрального героя.

19. Драматические миниатюры А.П. Чехова «Свадьба», «Юбилей», «Предложение», «Медведь».

20. А.П. Чехов «Иванов» (1889). Новизна изображения героя.

21. Новаторство комедии «Чайка».

22. «Дядя Ваня» А.П. Чехова. Проблема русского интеллигента.

23. А.П. Чехов «Три сестры»: у времени в плену.

24. А.П. Чехов «Вишневый сад». Символизм пьесы. Два сюжета – внешний и внутренний. Персонажи.

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

  Раздел, тема Учебный план, часов
Аудиторные занятия Самостоя ельная работа   Итого по теме
лекции практи-ческие
  Раздел 1. Становление театральной культуры в России: от древнего ритуала и ряжения, скоморохов и народной драмы до любительских театров XVIII века.  
1.1. Ритуально-обрядовые истоки русского театра, инсценированные игрища и народные обряды, скоморохи, народная драма -
1.2. Создание театра при дворе Алексея Михайловича (Тишайшего)   -
1.3. Церковные театральные действа. Школьный театр   - -
1.4. Развитие театральной культуры в России в первой половине XVIII века   - -
1.5. Театр «охочих комедиантов» как основа будущего русского профессионального театра -
Раздел 2. Создание русского профессионального театра, драматургия и актерское искусство второй половины XVIII века.  
2.1.Организация первого русского государственного театра -
2.2. Первые русские театры и актеры -
2.3. Русская классицистическая трагедия второй половины XVIII века -
2.4.Русская классицистическая комедия и комическая опера второй половины XVIII века -  
2.5. Драматургия Д.И. Фонвизина - -
2.6. Сентиментальная драма рубежа XVIII - XIX веков - -
         
         
  Раздел 3. Театр и драматургия первой половины XIX века.  
3.1. Театральная культура первой четверти XIX века - -
3.2. Драматургия первой четверти XIX века. Неоклассицистическая трагедия -
3.3. Актерское искусство. А. С. Яковлев и Е.С. Семенова -     -
3.4. Комедия начала XIX века -
3.5. Жизненный путь А.С. Грибоедова. А.С. Грибоедов и театр. Комедия «Горе от ума» -
3.6. Театральное дело во второй четверти XIX века - -
3.7.Александр Сергеевич Пушкин        
3.8. Русский романтический театр. Драматургия М.Ю. Лермонтова (1814-1841). «Маскарад» - -
3.9. Русский водевиль - -
         
Раздел 4. Русский театр эпохи реализма
4.1. Утверждение сценического реализма на русской сцене  
4.2. Н. В. Гоголь и театр -
4.3. Драматургия И. С. Тургенева -
4.4. Александр Николаевич Островский -
4.5. Русская историческая драма 1860-х годов. Драматургия А. К. Толстого - -
4.6. Драматическая трилогия А. В. Сухово-Кобылина - -
  Раздел 5. Русский театр конца XIX века  
5.1. Русские театры и актеры в конце XIX века -
5.2. Драматургическое творчество Л.Н. Толстого -
5.3. Драматургия А.П. Чехова -
Всего
               

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Художественная литература

«Артаксерксово действо»

Русская народная драма: «Барин». «Лодка». «Царь Максимилиан».

Сумароков А.П. «Хорев». «Димитрий Самозванец».

Фонвизин Д.И. «Бригадир». «Недоросль».

Княжнин Я.Б. «Вадим Новгородский».

Капнист В.В. «Ябеда».

Аблесимов А.О. «Мельник – колдун, обманщик и сват».

Попов М.И. «Анюта».

Озеров В.А. «Дмитрий Донской».

Крылов И.А. «Подщипа» («Трумф»). «Урок дочкам».

Грибоедов А.С. «Горе от ума».

Пушкин А.С. «Борис Годунов». «Маленькие трагедии».

Ленский Д.Т. «Лев Гурыч Синичкин» или любые водевили Д. Т. Ленского, П. А. Каратыгина, Ф. А. Кони, Н.А. Некрасова.

Лермонтов М.Ю. «Люди и страсти», «Странный человек», «Маскарад».

Гоголь Н.В. «Ревизор». «Женитьба». «Игроки». «Театральный разъезд после представления новой комедии». Развязка «Ревизора».

Тургенев И.С. «Нахлебник». «Месяц в деревне». «Провинциалка».

Островский А.Н. «Свои люди – сочтемся». «Бедность не порок». «Доходное место». «На всякого мудреца довольно простоты». «Гроза». «Горячее сердце». «Бесприданница». «Бешеные деньги», «Волки и овцы». «Снегурочка». «Лес». «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».

Толстой А.К. «Царь Федор Иоаннович».

Сухово-Кобылин А.В. «Свадьба Кречинского». «Дело». «Смерть Тарелкина».

Толстой Л.Н. «Власть тьмы». «Плоды просвещения». «Живой труп».

Чехов А.П. «Свадьба». «Юбилей». «Предложение». «Медведь». «Иванов». «Чайка». «Дядя Ваня». «Три сестры». «Вишневый сад».

Рекомендуемая литература

Основная

Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХVIII в. М.,1977.

Гуревич Л.Я. История русского театрального быта. От середины XVII до начала XIX века. М., 2011.

Данилов С.С. Русский драматический театр XIX в. Т.1: Первая половина Х1Х в. Л.;М.,1957.

Евреинов Н. Н. История русского театра. М., 2011.

История русского драматического театра от истоков до конца ХХ века. М., ГИТИС. 2005.

История русского дореволюционного драматического театра. В 2-х частях. Часть I: от истоков до 1870-х годов. М., 1989.

История русской драматургии второй половины ХIХ в. М.,1988.

История русского драматического театра. В 7 т. Т.1-2. М.,1977.

История русской драматургии: XVII - первая половина ХIХ века. Л., 1982.

Дополнительная

 

Авилова Л.А. Рассказы. Воспоминания. М., 1984.

Аксаков С.Т. Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости. Литературные и театральные воспоминания. – Собр.соч. В 4-х т. Т.2, 3. М.,1955.

Алперс Б.В. Актерское искусство. М., 1957.

Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.

Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров. Очерки истории Александринской сцены. Л., 1966.

Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М, 1972.

Бабенко В.Г. Арлекин и Пьеро. Екатеринбург, 2011.

Белинский В.Г. И мое мнение об игре г. Каратыгина. «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. Павел Степанович Мочалов. Александринский театр. // Белинский о драме и театре. В 2-х т. М., 1988.

Берков П.Н. Русская народная драма. // Русская народная драма XVII-XVIII веков. М.,1953.

Бонди С.М. О Пушкина. М., 1978.

Вокруг Чехова. М., 1990.

Ф.Г. Волков и русский театр его времени: Сб. материалов. М., 1953.

«Горе от ума» на русской и советской сцене. М., 1987.

«Горе от ума» в русской литературной критике. М., 2001.

«Гроза» в русской литературной критике. М., 2000.

Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977.

Даркевич В.П. Праздничная жизнь Срелневековья XI-XVI веков. М., 2006.

Дурылин. С.Н. Пушкин на русской сцене. М., 1951.

Жихарев С.П. Записки современника. В 2-х т. М., 1988.

Куликова Р. Российского театра первые актеры. Л., 1998.

Куликова Р. Яковлев. Л., 1981.

Марков П.А. Малый театр и его актер. Малый театр тридцатых и сороковых годов XIX в. (период Мочалов - Щепкин). // Марков П.А. О театре. В 4 т. Т.1. М.,1974.

Марков П.А. Эпоха накануне Малого театра / Марков П.А. О театре. Т. 1. М., 1974.

Медведева И.Н. Екатерина Семенова. М.,1964.

Мещеряков В. П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. М., 1989.

Набоков В.В. Лекции о русской литературе. М., 1998.

Панаева А.Я. Воспоминания. М., 2002.

Первые пьесы русского театра. М.,1972.

Полякова Е.И. Садовские. М.,1988.

Полякова Е.Н. Театр Льва Толстого. М.,1990.

Пушкин и театр. М., 1953.

Мильдон В.И. Вершины русской драмы. М., 2002.

Рассадин С.Б. Фонвизин. М.,1980.

Русская драматургия XVIII века. М.,1986.

Садовский М.М. Записки актера. М., 1975.

Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. Эпоха. Быт. Нравы. М.,1988.

Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М., 1999.

Стрельцова Е. Н. Частный театр в России. От истоков до начала ХХ века. М., 2009.

Сушков Б.Ф. Театр будущего. М., 2010.

Театр в русской поэзии. М., 2007.

Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. М., 1978.

 

VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Библиотечные фонды.


 

 

Учебное издание

 

 

ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА.

ОТ ИСТОКОВ ДО РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

 

Программа дисциплины

для студентов актерского факультета

 

 

Составитель Клочкова Юлия Владимировна

 

 

Подписано в печать 15.05.2011. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times.

Уч.-изд. л. 1,2. Усл. печ. л. 1,39. Тираж 100 экз. Заказ

 

Отпечатано в типографии ИПЦ «Издательство УрГУ».

620000, Екатеринбург-83, ул. Тургенева, 4.

ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА. ОТ ИСТОКОВ ДО РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ.

 

Программа дисциплины для студентов актерского факультета

Укрупненная группа специальностей 070000

«Культура и искусство»

 

Специальности:

070301 «Актерское искусство»

Профиль подготовки:

– «Артист драматического театра и кино»

– «Артист театра кукол»

– «Артист музыкального театра»

070501 «Режиссура»

Профиль подготовки:

– «Режиссер драмы»

071101 «Литературное творчество»

Профиль подготовки:

– «Литературный работник»

074301 «Продюсерство»

Профиль подготовки:

– «Продюсер исполнительских искусств»

 

 

Екатеринбург


 

Программа дисциплины подготовлена

кафедрой истории искусств

 

Рекомендовано к изданию

кафедрой истории искусств

17 февраля 2011 г.

 

 

Составитель Клочкова Ю. В.

 

© Екатеринбургский государственный

театральный институт, 2012

© Клочкова Ю. В., составление, 2012



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Программа компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дисциплины «История русского театра. От истоков до рубежа XIX-XX веков» составлена в соответствии с требованиями федерального дипломированного специалиста по направлению 070000 «Культура и искусство», специальностям 070301 «Актерское искусство», 070501 «Режиссура», 071101 «Литературное творчество», 074301«Продюсерство» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта второго поколения высшего профессионального образования.

 

Семестр – 1-й, 2-й.

Общая трудоемкость дисциплины (ч) – 56 ч

В том числе:

лекций – 16;

практических – 40.

Отчетность: 1-й семестр – экзамен, 2-й семестр – зачет.

 

Составитель:

Ю.В. Клочкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории искусств ЕГТИ.

 

 

I.
 
 


Цель дисциплины

Курс «История русского театра» является одним из базовых в подготовке специалистов в рамках театрального вуза, закладывает основы профессионализма, формирует навыки работы с драматургическим произведением. Первая часть курса знакомит студентов с историей становления русского театра, представляет этапы его развития с учетом общественно-политического и эстетического состояния общества. Студенты получат знания о движении русской зрелищной культуры от скоморохов и народной драмы до самобытного национального театра XIX века, о становлении русской драматургической школы, ее жанровом разнообразии, художественных направлениях, о влиянии европейского театра на русскую театральную культуру. Данный курс дает представление о различных сторонах актерского мастерства, искусства сценографии. Дисциплина «История русского театра» должна познакомить студентов с лучшими образцами драматургии изучаемого периода, сформировать представления о роли и значении театрального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности.

Задачи дисциплины

1) ввести студентов в круг проблем, связанных с происхождением и функционированием русского театра;

2) сформировать у студентов понятийный аппарат в области театрального искусства и драматургии;

3) научить ориентироваться в художественных направлениях и жанрах русской драматургии XIII-XIX веков;

4) дать понятие об индивидуальных особенностях и художественном мире драматургов изучаемого периода;

5) дать представление о принципах и подходах к работе с драматургическими произведениями изучаемого периода;

6) сформировать навыки самостоятельного анализа драматургического текста.

Место дисциплины в системе высшего профессионального образования

Курс «История русского театра» является одной из базовых дисциплин федерального компонента Стандарта высшего профессионального образования по направлению «Культура и искусство», специальностям 070201 «Актерское искусство», 070204 «Режиссура», 071001 «Литературное творчество», 070211 «Театроведение». В процессе изучения данного курса осуществляется специальная теоретическая подготовка будущих специалистов в области культуры и искусства.

Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемая компетенция, знания, умения, навыки)

Выпускник должен знатьспецифику развития театрального искусства в России; различные направления реформирования российского театрального искусства, содержание и художественные особенности произведений русских авторов; уметь анализировать произведения драматургии, выполнять сравнительный анализ различных произведений, трактовать образы и характеры персонажей, работать с театроведческой литературой, владетьтерминологическим аппаратом.

Методическая новизна курса

Новизна курса определяется его направленностью на обучение студентов анализу художественного текста, в том числе сопоставительному с учетом особенностей культуры эпохи и его общеэстетического значения. Курс оснащен иллюстративным материалом с использованием мультимедийных средств, видеоматериалами.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КУРСА, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.036 с.)