Тема 4.6. Драматическая трилогия А. В. Сухово-Кобылина.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.6. Драматическая трилогия А. В. Сухово-Кобылина.



А. В. Сухово-Кобылин (1817 - 1903), увлечение математикой и философией, юношеские литературные занятия, замысел комедии «Свадьба Кречинского». Завершение пьесы в тульской тюрьме, подозрение в убийстве гражданской жены Луизы Симон-Деманш. «Свадьба Кречинского» » (1854) – социально-бытовая комедия с увлекательной интригой и яркими характерами. Открытость финала: порок наказан, но положительные герои не удовлетворены. Успех пьесы на сцене. «Дело» (1861): смена интонации, усиление гротеска и сатиры, направленной на судебный произвол. «Смерть Тарелкина» (1868) – социальная буффонада, зловещий балаган, в стиле которого изображаются человеческие отношения, основанные на обмане и насилии. Своеобразие структуры действия, эволюция образов, конфликта и стиля. Первое представление всей трилогии – 1869 год. Драматичность судьбы А.В. Сухово-Кобылина, история постановой его трилогии.

Раздел 5. Русский театр конца XIX века.

Тема 5.1. Русские театры и актеры в конце XIX века.

Отмена театральной монополии дирекции императорских театров на театральные предприятии в столицах и развитие частного театрального предпринимательства. Мода на клубные спектакли (Приказчичий клуб, Общественное собрание, Купеческий клуб). Народный театр на московской Политехнической выставке (1872-1877). Первый постоянный частный театр (Пушкинский) Анны Алексеевны Бренко (1880-1882), театр Елизаветы Николаевны Горевой (1889-1890). Театр Федора Адамовича Корша. Гастроли выдающихся иностранных артистов и трупп. Первые гастроли «мейнингенцев» (1885) – труппы драматических артистов придворного театра герцога Георга II Мейнингенского под руководством режиссера и актера Людвига Кронека, оказавшей значительное влияние на русское театральное искусство. Проблемы репертуара. Мастерство актерских ансамблей и индивидуальностей, которые начинают формироваться в крупных театрах. Малый театр: Г.Н. Федотова (1844-1925), М.Н. Ермолова (1853-1928), А.П. Ленский (1847-1908), М.П. Садовский (1847-1910), А.И. Южин-Сумбатов (1857-1927); Александринский театр: П.А. Стрепетова (1850-1903), М.Г. Савина (1854-1915), В.Н. Давыдов (1849-1925), К.А. Варламов (1948-1915). Рль провинциального театра в развитии русского актерского искусства. Мастера провинциального театра: Н.Х. Рыбаков, Н.К. Милославский, М.В. Дальский, В.Н. Андреев-Бурлак, П.Н. Орленев и др. Соловцовский театр в Киеве, известный сплоченным актерским ансамблем, постановками русской классической драматургии.

 

Тема 5.2. Драматургическое творчество Л.Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) и его драматургическое наследие. Обращение к драматургии в 1880-е годы, в состоянии духовного кризиса и поисков выхода из него. Противоречивые взгляды натеатральное искусство, отрицание Шекспира. Отношение к драме как к сильнейшему средству воздействия на общества, поэтому предъявление к ней больших требований. Переделки и доработки собственных произведений. «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (1890), «Живой труп» (1900) – опора на современность, показ различных сторон русской жизни: уродливая жестокость крестьянской жизни, лишеннойдуховности и зараженной властью денег, бессмысленная суета дворянской семьи, увлекшейся спиритизмом, трагизм судьбы русского интеллигента, попавшего в жизненные тиски. Глубина и острота психологизма. Сценическая судьба драматургии Л. Н. Толстого.

 

Тема 5.3. Драматургия А.П. Чехова.

Театр в жизни и творчестве А.П. Чехова (1860-1904). Ранние таганрогские впечатления, ранние пьесы: «Безотцовщина», «О чем курица пела». Театр в фельетонах, рассказах и письмах Чехова. Разработка темы русской интеллигенции.Театральная традиция и художественное новаторство в драме «Иванов». Постановка 1897 года, вызвавшая бурную реакцию зрителей и разносторонюю оценку прессы. Редакция 1889 года и постановка в Александринском театре, получившая положительные отклики. Работа над драматическими миниатюрами в форме литературно-театральной пародии и сценической шутки: «Свадьба», «Юбилей», «Предложение», «Медведь» (1888-1891), которые охотно включались в репертуар столичных и провинциальных театров. Новое обращение к драматургии больших форм и полный разрыв с драматургической традицией в «Чайке» (1898). Провал на сцене Александринского театра, первая встреча с Московским Художественным театром. Пьесы «Дядя Ваня» (1899) и «Три сестры» (1900) как развитие приемов интимно-лирической драматургии. Социально-философское звучание пьесы «Вишневый сад» (1904). Творческие приемы Чехова-драматурга: подтекст, подводные течения, психологические мотивы, единство настроения пьесы в целом, изменение природы драматического конфликта, двойное звучание финала в пьесах. Использование Чеховым элементов импрессионизма и натурализма. Значение Чехова для русской и мировой драматургии.

 

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Драматургия русского классицизма. Анализ трагедий А.П. Сумарокова «Хорев».

2. Сравнительный анализ трагедий А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» и Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

3. Класицистическая комелия и комическая опера. Сравнительный анализ произведений М.Попова и А. Аблесимова.

4. Актерское искусство XVIII века: Ф. Волков, И. Дмитревский, А. Попов, Я. Шумской, С. Сандунов, А. Крутицкий, Т. Трепольская, П. Плавильщиков, В. Померанцев.

5. Приемы создания комического в пьесах Д.И.. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль».

6. Комедия начала XIX века: И.А. Крылов «Подщипа». «Урок дочкам»; А.А. Шаховской «Урок кокеткам, или Липецкие воды»; пародия как организующее начало.

7. Любовная и общественная линии в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

8. Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

9. Темы, идеи, герои «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.

10. Анализ драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Арбенин и Звездич, Нина и баронесса Штраль.

11. «Миражная интрига» как организующее начало комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

12. Тема театра в творчествеА.Н. Островского.

13. Лирическое и комическое в комедиях А.П. Чехова.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

Вопросы к экзамену

 

1. Народные истоки русского театра. Скоморохи.

2. Устная народная драма XVII – XVIII вв. («Лодка», «Царь Максимилиан»).

3. Школьный театр.

4. Создание первого государственного придворного театра в 1672 г.

5. Создание первого государственного публичного театра при Петре I.

6. Театр демократических слоев городского населения («театр охотников»). Ф.Г. Волков.

7. Формирование драматургии классицизма. А.П. Сумароков. «Дмитрий Самозванец»

8. Создание русского государственного публичного профессионального театра в 1756 г.

9. Первые русские театры и актеры. Москва и Петербург.

10. Д.И. Фонвизин и театр. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» и её первая постановка в Вольном театре К. Книпера.

11. Развитие жанра трагедии в последней трети XVIII в. «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина.

12. Развитие жанра комедии в последней трети XVIII в. «Ябеда» В.В. Капниста.

13. Комическая опера. М.И. Попов «Анюта», Аблесимов А.О. «Мельник – колдун, обманщик и сват».

14. Актёрское искусство второй половины XVIII в. И.А. Дмитревский, Я. Шумский, В.П. Померанцев, П.А. Плавильщиков, Я.Е. Шушерин, Т.М. Троепольская.

15. Развитие жанра трагедии в первой четверти XIX в. Драматургия В.А. Озерова «Дмитрий Донской».

16. Развитие жанра комедии в первой четверти XIX века. И.А. Крылов («Подщипа», «Урок дочкам»).

17. Театральная деятельность А.А. Шаховского. Актёрское искусство Е.С. Семёновой, А.С. Яковлева.

18. Крепостной театр.

19. Конфликт и характеры «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Московское общество. Молчалин.

20. Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Софья.

21. Отражение взглядов А.С. Пушкина на театральное искусство в трагедии «Борис Годунов». История создания трагедии.

22. Центральные персонажи трагедии: Шуйский, Гришка Отрепьев (Дмитрий Самозванец), Марина Мнишек, Юродивый.

23. Образ Бориса Годунова в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

24. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Творческая задача драматурга, темы, идеи, персонажи трагедий.

25. Русский романтический театр. Актерское искусство: В.А. Каратыгин и П. С. Мочалов.

26. Основные мотивы лермонтовской драматургии. Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Идейно-философская проблематика.

Вопросы к зачету

 

1. Водевиль в русском театре 1830-40-х годов. Авторы (Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони), актеры

(Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, В. И. Живокини).

2. Развитие реалистических тенденций в актерском искусстве. Творчество М. С. Щепкина.

3. История создания «Ревизора» Н.В. Гоголя. Особенности интриги, композиции и системы персонажей.

4. Комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» и «Игроки».

5. Формы тургеневской драматургии: «Нахлебник», «Провинциалка». От мелодрамы к водевилю.

6. И.С. Тургенев «Месяц в деревне». Методы создания атмосферы действия.

7. Начало творческого пути А.Н. Островского. «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок».

8. Чиновничий мир в комедиях А.Н. Островского «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты».

9. Мотив «горячего сердца» в пьесах «Гроза», «Горячее сердце», «Бесприданница».

10. Новый тип дельца в комедиях «Бешеные деньги», «Волки и овцы».

11. Пьеса-сказка А.Н. Островского «Снегурочка». Герои, сюжет, атмосфера.

12. Тема театра в творчестве А.Н. Островского «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», («Комик XVII столетия»).

13. Историческая драматургия А.К. Толстого. Общая характеристика. «Царь Федор Иоаннович»: образы царя и бояр.

14. «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина. Смысл финала.

15. «Дело» А.В. Сухово-Кобылина. Гротеск комедии.

16. «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина как трагический фарс.

17. Драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого.

18. «Живой труп» Л.Н. Толстого. Образ центрального героя.

19. Драматические миниатюры А.П. Чехова «Свадьба», «Юбилей», «Предложение», «Медведь».

20. А.П. Чехов «Иванов» (1889). Новизна изображения героя.

21. Новаторство комедии «Чайка».

22. «Дядя Ваня» А.П. Чехова. Проблема русского интеллигента.

23. А.П. Чехов «Три сестры»: у времени в плену.

24. А.П. Чехов «Вишневый сад». Символизм пьесы. Два сюжета – внешний и внутренний. Персонажи.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.013 с.)