Раздел 1. Становление театральной культуры в России: от древнего ритуала и ряжения, скоморохов и народной драмы до любительских театров XVIII века.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Становление театральной культуры в России: от древнего ритуала и ряжения, скоморохов и народной драмы до любительских театров XVIII века.



Тема 1.1. Ритуально-обрядовые истоки русского театра, инсценированные игрища и народные обряды, скоморохи, народная драма.

Ритуальные действа древних славян, сохранившиеся в театрализованных народных обрядах (свадьба, святочные ряжения, колядования, Кострома, похороны кукушки и пр.). Скоморохи как органичное звено народных праздников и первые представители русского профессионального актерства: бродячие, оседлые, скоморощьи труппы в домах знати (фрески киевского Софийского собора XI века). Гонения со стороны церкви и насильственное пресечение праздничной культуры скоморохов (Указ царя Алексея Михайловича от 1648 года). Возникновение устной народной драмы (приблизительно в XVI в.): «Лодка», «Царь Максимилиан», «Барин» и пр., вариативность сюжетов, лубочность и традиционализм форм, специфика исполнения.

 

Тема 1.2. Создание театра при дворе Алексея Михайловича (Тишайшего).

Предпосылки возникновения придворного театра. Роль Артамона Матвеева, главы Посольского приказа, в создании первого русского придворного театра. Строительство “Комедийной хоромины» в селе Преображенском. “Артаксерксово действо» в постановке Иоганна Готфрида (1672). Сведения о первом представлении “Артаксерксова действа». Репертуар придворного театра (1672-1676): пьесы на библейские сюжеты («Олофернова комедия или «Иудифь», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве»), на мифологические сюжеты («Комедия о Бахусе с Венусом», балет об Орфее) и др. Постановочная культура и широкий спектр изобразительных средств театра. Указ об обучении русских актеров, их занятия с преподавателями, участие в спектаклях, бедствия и буйное поведение.

 

Тема 1.3. Церковные театральные действа. Школьный театр.

Формы церковного театра в России: «Пещное действо», обряд «Умовения ног», церковно-политическая инсценировка «Хождение на осляти». Западноевропейский школьный театр и пути его проникновения в Россию. Школьный театр при Киево-могилянской духовной академии (XVII в.). Симеон Полоцкий (1629 - 1680) и Дмитрий Ростовский (1651-1709) – драматурги русского школьного театра.Пьесы Симеона Полоцкого: «О Навуходоносоре царе, о теле злате и о трех отроцех в пещи не сожженных», «Комедия притчи о блудном сыне». Первые московские школьные театры – театр Славяно-латинской академии (первое представление в 1701г.), театр гошпитальный (Хирургической школы). Театр Ростовской духовной семинарии, открытый митрополитом Димитрием Ростовским (1702 г.), пьесы Димитрия Ростовского: «Комедия на Рождество», «Кающийся грешник» и др. Школьный театр при Тобольской духовной семинарии, открытый митрополитом Филофеем. Трагедо-комедия “Владимир» (1705) Феофана Прокоповича (1681 - 1736) и его теория школьного театра. Религиозные сюжеты, аллегоричность и дидактизм школьных драм. Исполнительские и постановочные приемы школьного театра, его значение в становлении русской театральной культуры.

Тема 1.4. Развитие театральной культуры в России в первой половине XVIII века.

Реформаторская деятельность Петра I в политической, экономической и культурной сфере России,требования, предъявляемые им к театру: общедоступность, пропаганда реформ и утверждение в России европейской культуры. Приглашение труппы Иоганна (Ягана) Кунста, открытие «комедиальной хоромины» на Красной площади. Первые спектакли («Крепость Грубетона, в ней же первая персона Александр Македонский»). Преемник Кунста – Отто Фюрст, существование театра Кунста-Фюрста в течение 1702-1706 годов. Отсутствие национальной русской драматургии, исполнение пьес Кальдерона, Мольера, немецких пьес. Состав русской публики, отсутствие интереса к театру. Общедоступный театр царевны Натальи Алексеевны в Петербурге (1710-1716). Агитационные маскарадные процессии Петра I. Представления странствующей труппы Эккенберга-Манна (1719, 1723-1724), французской ярмарочной труппы (1727) в Петербурге. Итальянская опера, балет, комедия дель арте (1733-1735), немецкая труппа Каролины Нейбер (1740), любительские спектакли на русском языке при дворе Анны Иоанновны. Основание Сухопутного шляхетского корпуса (1731), сыгравшего значительную роль в становлении русской театральной культуры. Открытие балетной школы Жана Баптиста Ланде, французского балетмейстера и преподавателя Сухопутного шляхетского корпуса. Материалы о театре в “Санкт-Петербургских ведомостях».

 

Тема 1.5. Театр «охочих комедиантов» как основа будущего русского профессионального театра.

Организация театральных представлений людьми разных чинов и званий. Сочетание элементов школьного театра и фольклора. Репертуар, преобладание в нем авантюрных сюжетов, заимствованных из лубочной литературы, шутовских (пародийных) комедий и интермедий. Расцвет театра «охочих комедиантов» в 1730-50-е годы. Постановочные приемы и характер исполнения пьес в театре “охочих комедиантов», его значение для развития театральной культуры в России. «Охочие комедианты» Москвы, Петербурга, Ярославля, Пензы.

 

Раздел 2. Создание русского профессионального театра, драматургия и актерское искусство второй половины XVIII века.

 

Тема 2. 1. Организация первого русского государственного театра.

Театр в России в середине XVIII века: иностранные труппы для придворных спектаклей, начало русской театральной прессы, сеть школьных театров, театральная самодеятельность демократических кругов. Спектакли кадетов Шляхетского корпуса, первые пьесы А.П. Сумарокова на его сцене: «Хорев» (1749), «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристона» (1750), комедии «Тресотиниус», «Чудовищи», «Пустая ссора». Биографические сведения о Ф. Г. Волкове (1729-1763) – первом выдающемся русском актере-профессионале. Организация им труппы “охочих комедиантов» в Ярославле (1750). Репертуар: трагедии Сумарокова, школьные драмы. Указ о доставке ярославской труппы в Петербург (1752), выступление перед Елизаветой Петровной. Формирование в Сухопутном шляхетском корпусе ядра будущей профессиональной труппы. Указ об учреждении российского публичного театра под дирекцией А.П. Сумарокова (1756). Образование постоянной казенной труппы, основу которой составили Ф. Волков, И. Дмитревский, А Попов, Я. Шумской, Г. Волков. Помещение для театра: дом Головкина на Васильевском острове близ Шляхетского корпуса. Первые профессиональные актрисы: А. Мусина-Пушкина, А. Михайлова, Т. Троепольская.Борьба первого профессионального театра за выживание. Переход русского театра в ведение Придворной конторы. Конфликты А.П. Сумарокова с ее главой К.Е. Сиверсом.

 

Тема 2.2. Первые русские театры и актеры.

Создание публичного театра при Московском университете (1757) под руководством М.М Хераскова, его объединение с оперно-балетной труппой Локателли. Частные театральные антрепризы в Москве: театр Титова, Бельмонти, Петровский театр М. Мэдокса (1780-1805). Московские актеры: И. Калиграф, В. Померанцев. Строительство театральных помещений: сооружение в Петербурге Каменного (Большого) театра (1783). Эрмитажный театр (1783-1785). Создание в Москве по инициативе И. Бецкого Воспитательного дома (1764) и создание театра при нем. Переезд молодых актеров Воспитательного дома в Петербург, формирование из них труппы Вольного театра К. Книппера на Царицыном лугу под руководством И. Дмитревского. Мода на создание крепостных театров в конце XVIII – начале XIX вв. Театры графов Шереметевых, князя Н.Б. Юсупова, графа А.Р. Воронцова, графа Каменского в Орле, С.Г. Зорича в Шклове Могилевской губернии. Крепостная актриса Прасковья Жемчугова-Ковалева. Формирование русской исполнительской школы: И.А. Дмитревский – крупнейший актер, преподаватель, театральный организатор, П.А. Плавильщиков, С.С. Сандунов, В.П. Померанцев, А.М. Крутицкий, Я.Е. Шушерин.

Тема 2.3. Русская классицистическая трагедия второй половины XVIII века.

Западноевропейский классицизм и его влияние на русское театральное искусство. Рационализм, дидактизм и абстрактность образов классицистической трагедии. Патриотический характер русской классицистической трагедии. В.К. Тредьяковский и М.В. Ломоносов как драматурги-классицисты, их полемика с А.П. Сумароковым. Роль А.П. Сумарокова (1717 - 1777) в создании русской национальной драматургии. Взгляды Сумарокова на предназначение театра, “Эпистола о стихотворстве» (1747). Трактовка истории в трагедиях Сумарокова, их тираноборческое звучание. Ранние трагедии: “Хорев» (1747), “Гамлет» (1748), “Синав и Трувор» (1750) – идейная проблематика, художественные особенности, отзывы современников. Усложнение структуры, использование новых выразительных средств в поздних трагедиях: “Вышеслав» (1768), “Димитрий Самозванец» (1770), “Мстислав» (1774). Усиление политической проблематики в драматургии конца XVIII в. Гражданское звучание трагедий “Сорена и Замир» (1784) Н.П. Николева (1758-1815), “Владимир и Ярополк» (1772), “Росслав» (1783) Я.Б. Княжнина (1740-1791). Драматургическая полемика Княжнина с Екатериной II в трагедии “Вадим Новгородский» (1789). Образ Вадима как непримиримого борца с тиранией. Издание трагедии Е.Р. Дашковой в 1793 году, ее изъятие и запрещение. «Переимчивый» Княжнин, его заимствования из европейских трагедий при тщательной разработке оригинального поэтического языка и сценических приемов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.011 с.)