ТОП 10:

Билет №37. Роль СПб в истории культуры



Все великое многообразие Санкт-Петербурга воплощено в его разнообразных художественных символах. Петербург как столица российского флота означен золоченым корабликом на шпиле Адмиралтейства, скульптурными изображениями мифического владыки морей Нептуна с трезубцем в руке и персонажей его свиты - тритонов, наяд, дельфинов и эмблем флота - якорей. Статуи Афины-Минервы - богини мудрости - на зданиях Российской национальной библиотеки и Этнографического музея напоминают, что Петербург - город науки.

Среди всех этих аллегорических изображений немало символов и эмблем, которые зримо говорят о значении Петербурга как города искусств. На левом берегу Невы, на фронтоне дома Румянцева в горельефном изображении представлен Аполлон, а по сторонам от него девять стройных девичьих фигур - муз, каждая из которых по древнегреческим представлениям даровала успех в различных видах творческой деятельности. Аполлон и музы - это образы, которые указывают на истоки нового искусства, возникшего и утвердившегося в России в первой четверти XVIII в. при Петре Великом, и прежде всего в Петербурге.

В 1757 г. в Петербурге по указу Елизаветы Петровны, учредили Академию "трех знатнейших художеств". Через семь лет Екатерина Вторая придала ей статус императорской. Петербургская императорская академия художеств была не только первым русским высшим художественным учебным заведением. Скульпторы-профессора Академии художеств в сотворчестве с архитекторами А.Захаровым, А.Воронихиным, К.Росси создали всемирно известные ансамбли декоративной скульптуры Адмиралтейства, Казанского собора, Горного института, Главного штаба, Сената-Синода, первые по времени и исключительные по своему масштабу и художественному совершенству.

В 1863 г. четырнадцать молодых художников вышли из Академии и организовали "Санкт-Петербургскую артель художников". Это была независимая художественная группа со своим уставом. По характеру выставок, которые проводились в разных городах, она получила название "Передвижников". В Петербурге произросло и развилось неповторимое творчество Н.Рериха. Петербургский художник К.Петров-Водкин открыл новые принципы построения пространств в картинах, передающие его космичность, оказав фундаментальное влияние на развитие живописи XX в. Основоположником самобытного течения изобразительного искусства XX века был петербуржец П.Филонов, стремившийся постичь "метафизику Вселенной", выработавший самостоятельный выразительный язык.

Еще в 1812 г. в Петербурге было основано "Общество поощрения художеств" - первая в России негосударственная организация, целью которой была всемерная помощь развитию "изящных искусств", малоимущим художникам, устройство выставок, конкурсов, публикация различных изданий и репродукций. С "Обществом поощрения художеств" связаны многие капитальные достижения искусства России XIX века. Дом, переданный по императорскому соизволению "Обществу поощрения художеств" на Большой Морской улице - одно из старинных и импозантных строений Петербурга, приспособили для демонстрации художественных выставок, которые проводятся в нем с 1870 г. и продолжаются до сих пор Санкт-Петербургским Союзом художников, организованном в 1932 г.

Петербург был горнилом, из которого вышла новая русская литература XVIII-XX вв. В 1859 г. петербургские писатели основали "Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым" (Литературный фонд). Его благодетельное воздействие ощутили десятки писателей, независимо от направления их творчества и политических пристрастий. Это первое в России чисто профессиональное литературно-творческое благотворительное сообщество ликвидировали в 1922 г.

В 1905 г. в Петербурге был основан Пушкинский дом (Институт русской литературы) - первое и крупнейшее в России научное и музейное учреждение и собрание материалов о деятельности отечественных писателей XVIII-XX вв.Петербург - место создания первого русского профессионального театра В 1756 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны был создан первый в России публичный театр, который получил название "Русский для представления трагедий и комедий театр". Кульминацией в театральной жизни России явилось сооружение первого императорского драматического театра - Александрийского. В этом здании состоялись первые спектакли: "Горе от ума" Грибоедова, "Ре-визор" и "Женитьба" Гоголя Серьезным театральным делом стал, основанный издателем и журналистом А.С.Сувориным театр "Литературно-художественного общества" (ныне здесь работает театр им. Г.Товстоногова). В 1904 г. сформировалась труппа гениальной В.Комиссаржевской. Эти театры открыли дорогу многим драматическим коллективам, искавшим оригинальные направления сценической деятельности. Сегодня это сказывается на богатстве театральной карты Петербурга, испещренной названием прославленных, известных и завоевывающих зрительское внимание коллективов.. В Петербурге в 1738 г. открыли первую русскую балетную школу (ныне Академия балета имени А.Я.Вагановой), выпускники которой составили основу и славу балета России в последующие столетия. Петербургский хореограф М.Фокин, художники "Мира искусств" и танцовщики Мариинского театра в конце XIX - начале XX столетия реформировали искусство танца, оказав влияние на мировую хореографию.

В 1736 г. в Петербурге состоялась первая в России постановка оперы "Сила любви и ненависти", написанной итальянским композитором Ф.Арайя. С 1785 г. в Петербурге при Мариинском театре была основана поныне существующая первая в стране музыкальная библиотека. На петербургской сцене в новой постановке XIX в. состоялась премьера опер М.И.Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", открывших период расцвета русской национальной оперы.

С Петербургом связано создание организаций, исключительно важных для прогресса музыки в России, таких как Русское музыкальное общество (1859 г.) и Консерватория (1862 г Аналогичную роль играли учрежденные лесопромышленником и меценатом М.П.Беляевым "Русские симфонические концерты" (1885 - 1918). Беляевский кружок, душой которого был композитор Н.А.Римский-Корсаков, продолжал традиции "могучей кучки". Деятельность музыкальных обществ с 1921 г. приняла на себя и продолжает до сих пор петербургская Филармония им. Д.Д.Шостаковича. Она расположена в здании Дворянского собрания - памятнике архитектуры 1830 г. В XIX в. в уникальном по красоте и акустике беломраморном зале традиционно проводились представительные концерты музыкантов-виртуозов и прославленных композиторов. Не менее известным и типичным петербургским "гнездом" музыкальной культуры является Малый зал филармонии, находящийся в реставрированном доме Энгельгарта (на Невском проспекте), известном в летописях петербургской жизни как место маскарадов и концертов.

Историческими очагами русской музыкальной культуры, органически связанными с Петербургом, были и остаются два театра оперы и балета: Мариинский театр и Малый театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского. Грандиозное здание Императорского Мариинского театра, перестроенное из цирка в 1860 г., было реконструировано в 1883-1896 гг Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского - часть архитектурного ансамбля площади Искусств (Михайловской), созданного К.Росси. Театр первоначально назывался Михайловским В архитектуру и в художественную жизнь Петербурга вписана Капелла им. М.Глинки Значение Петербурга как города искусств. Старейший из них - комплекс зданий государственного Эрмитажа. Он включает здания Зимнего дворца (середина XVIII в.), Малого Эрмитажа (1760 г.) - первое в России специальное здание музейного назначения, сооруженное по заказу Екатерины II, Старый Эрмитаж (1771-1781 гг.) и Новый Эрмитаж (1839-1852 гг.). В Эрмитажном комплексе, формировавшемся с петровского времени, хранятся художественные памятники многих тысячелетий.

В 1898 г. в великокняжеском Михайловском дворце после реконструкции был открыт музей русского искусства (первый такого профиля в государстве), названный в честь основателя именем императора Александра III. Сегодня Русский музей - это крупнейшее собрание русского изобразительного искусства. Рядом с ним в 1900-1911 гг. построили здание для учрежденного в 1901 г. Этнографического музея.

В ряду петербургских музеев мирового значения бесспорно почетное место принадлежит Центральному военно-морскому музею Значение Петербурга как творческого центра искусств, символически означенное персонажами античной мифологии - Аполлоном и музами, в 1843 г. получило еще одно образное подтверждение. На фронтоне восточного портика Исаакиевского собора была установлена отлитая по модели скульптора И.П.Виттки бронзовая статуя евангелиста Луки. Соответственно преданию он изображен в момент написания иконы "Богоматерь с младенцем". Уже более полутора столетий среди христианских святых как бы парит над Петербургом этот евангелист, благославляя всех причастных к художественному творчеству, призывая не отступать со своего трудного пути создания нового, свойственного душе Петербурга.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.008 с.)