Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Символизм средневекового искусстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для средневекового человека всё видимое было лишь отражением невидимого, высшего мира, его символом. Символика пронизывала всё. Квадрат был символом земли, а круг - неба, выражая идею вечности, бесконечности и совершенства. Обе эти фигуры лежали в основе плана собора и очертаний фасада. Совершенная форма собора открывалась и «взору Бога» и воздействовала на человеческую душу. Все люди в большей или меньшей степени владели языком символов. Психология восприятия и создателей храмов и созерцателей их была более активна, чем позднее. Символизм пространства и архитектурных форм романских соборов - законченная, устойчивая, ясно читающаяся современниками система. Трёхчастное деление (нартекс, неф, алтарь) соответствовало представлениям о единстве Божественного, ангельского и человеческого бытия. Кроме того возникала аналогия с Троицей и с триадой человека (дух, душа, тело). Двучленное деление тоже имело своё идеологическое оправдание: небесное и земное пространство или душа и тело человека. Восток храма знаменовал собой рай, запад - ад. Северная сторона ассоциировалась со смертью, мраком, злом. Южная - посвящалась Новому завету. План церкви обычно имел форму креста - символ, соединяющий небо и землю, ориентированный в пространстве и времени. В верхних частях храма изображалось небо, в нижних - земля. Декор пола тоже имел символическое значение - здесь часто помещалось изображение лабиринта, символизировавшего сложность пути восхождения к Богу. Была символична и форма портала - полукруг арки был символом неба, а квадрат или прямоугольник дверного проёма - символом земли. Одно из значений латинского слова "arcus" переводится как радуга - небесный мост между землёй и небом, человеком и Богом. Дверь выполняла оградительные, защитные функции, акцентировала переход из одного пространства в другое, напоминая и о словах самого Христа: «Я есть дверь; кто войдёт Мною, тот спасётся». В полукруглой форме тимпана некоторые видят уподобление хлебу. Хлеб, как и рыба - это символ Христа и христианства, кроме того - это символ христианского единства («Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», апостол Павел). Три портала уподоблялись Троице. Мысль о том, что у Бога всего много, была одной из любимых мыслей Средневековья. Природа виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения, животные - всё символично, и культурная традиция довольствовалась тем, что некоторым из них давала преимущество перед другими. Среди минералов это были драгоценные камни, среди растительности - те из растений, которые упоминаются в Библии, среди животных - экзотические, легендарные существа, звери-чудовища, вызывавшие сильные чувства. Флорарии и бестиарии в идеальной библиотеке средних веков стояли на почётном месте. У камней и цветов их символический смысл сочетался с их благотворными или пагубными действиями. Цветовая гомеопатия жёлтых и зелёных камней лечила желтуху и болезни печени, красный - кровотечения. Красный сардоникс означал Христа, пролившего свою кровь за людей. Прозрачный берилл, пропускающий свет - образ христианина, озарённого светом Христа. Гроздь винограда в символическом изображении давильни - это был Христос, проливший кровь за людей. Образом Девы могли служить олива, лилия, ландыш, фиалка, роза. Св. Бернар подчёркивал, что символом Девы является как белая роза, означающая девственность, так и алая роза, говорящая о её милосердии. Яблоко было символом зла (по латыни слово "malum" означает как яблоко, так и зло). Животный мир чаще всего виделся в сфере зла. Страус, откладывающий яйца в песок и забывающий их высиживать - образ грешника, не помнящего долга перед Богом. Козёл символизировал сластолюбие, а скорпион, кусающий хвостом, воплощал лживость. Настоящими обличиями дьявола выступали фантастические звери, имевшие сатанинское происхождение - аспиды, василиски, драконы, грифоны. Слепая ящерица, которая ищет страну, где восходит солнце, символизировала грешника, ищущего помощи у Бога. Пеликан, питающий детей своей кровью, - символ жертвенной смерти Христа. Птица Феникс - символ воскресения. Так же, как и лев, оживляющий дыханием мёртвых львят. Олень, пьющий из источника - душа, тянущаяся к Богу. Орёл, летящий к солнцу - символ вознесения. Естествознание превратилось в одну из отраслей богословия - животные делятся на воплощающих силы добра и зла. Романское искусство - во всех смыслах дело рук монастырей. Уходят в прошлое заботы о живописности сцен и пластичности фигур в изображениях, падает и умение это показать. Главным смыслом образов искусства становится символический смысл. Символика становится общесредневековым языком, на котором говорит художник. Звериная орнаментика приобретает видимость реальности из-за повышенной экспрессивности и натуралистичности изображения. Романские мастера создали целый мир ужасных существ, но они их представили так правдоподобно, что их монстры кажутся жившими. Как и в западноевропейских житиях, драматическая борьба с миром нечистой силы становится лейтмотивом романского изобразительного искусства. В западном христианстве XI-XII вв. распространяется дуалистическая доктрина, согласно которой в мире идёт нескончаемая борьба между добром и злом, между богом и сатаной. Возрастает роль демонов, а также их количество и многообразие; зачастую они имеют звериный вид. Присущее христианству противоборство тела и духа, миров земного и небесного находило своё выражение и в эстетике средневековья, в частности в гротеске. Эти тенденции обнаружились ещё до христианизации населения. Вспомним «звериный стиль» германского искусства, основной чертой которого было сознательное нарушение реальных пропорций, гиперболизация страшного и уродливого, тяготение к изображению чудовищ. Вероятно, не так уж трудно выстроить смысловую цепочку от скрученных в жгуты и переплетающихся между собой тел борющихся зверей, разверстых пастей и хищных лап фантастических животных, от угрожающих человеческих лиц и фигур языческого периода к химерам, чертям и жутким сценам Страшного Суда романской и готической эпох. Восточные влияния ещё больше обогатили эту традицию. Гротеск - коренная черта искусства и неотъемлемая сторона переживания действительности и самоощущения средневекового человека. Средневековый гротеск коренился в двумирности мировосприятия, которое сводило лицом и лицу мир земной и мир горний. Мир земной сам по себе нисколько не удивляет; сфера потустороннего вызывала благоговение, если речь шла о высших существах, и ужас и ненависть, если дело касалось нечистой силы - но потустороннее воспринималось в качестве такой же неотъемлемой части мироздания, как и земное. Святые, равно как и черти, всё больше материализуются (ангелы слишком бесплотны для средневекового человека, этим же ничто человеческое не чуждо). Каждый человек и каждая организация в отдельности стремится иметь своего патрона, своего ходатая перед Богом. Часто святые обладали достаточно узкой специализацией: Симеон Столпник помогал против гусениц, Теодор - против саранчи, Узмарин - против полевых мышей. С востока шли корабли, нагруженные самыми невероятными реликвиями, среди которых встречались, например: яма, в которую был врыт крест Спасителя при распятии; хвост святого осла, вёзшего Христа в Иерусалим; окно, через которое во время благовещения влетел к Марии архангел Гавриил; голова петуха, кричавшего в то время, когда св. Пётр отрекался от Господа; полный сосуд египетской тьмы; коробочка со вздохом Иисуса и т.д. Чрезвычайно расплодившаяся нечистая сила занимала в представлениях средневекового человека место не меньшее, чем святые. При этом европейцу дьявол представлялся чёрным (а эфиопу - белым). Дьявол «входит в моду» и приобретает новые черты: он становится могущественным господином, который стремится привести к повиновению слабые, колеблющиеся души и вынудить их принести ему присягу верности. Дьявол, как и неисчислимые его прислужники, вырастает в страшную угрозу, громадную силу, на каждом шагу подстерегающую человека. Человек становится подобием крепости, помещённой внутри вражеской страны, он пребывает в состоянии непрекращающейся осады. Силы зла неустанно изыскивают малейшую возможность для проникновения в этот оплот. К каждому смертному приставлены два ангела - добрый для охраны и злой для испытания. Демонология - важный раздел средневекового богословия. Излюбленная тема средневекового искусства - ложе умирающего. Вокруг него наряду с близкими людьми и священником располагаются Бог отец, Христос с Богоматерью, но тут же суетятся и отвратительные черти. Казалось бы, пустая спальня битком набита - в ней сведены и ад, и рай, и мир земной. Сколь ни страшны и ни опасны дьяволы, в силах человеческих им не поддаваться. Дьявол подобен льву, посаженному на цепь - кто не войдёт внутрь круга, в котором бегает зверь, того он не разорвёт. Дьявол не способен принудить к греху, коли человек не склоняется к нему по своей воле. Тенденция переводить духовное, спиритуальное конкретно-чувственным была характерна для средневекового человека. Но таково ведь и свойство искусства - переводить на язык образов иначе не выразимое. Символы переходили в художественные образы, не переставая быть символами. В романском искусстве условно трактованные светские мотивы служили образами потусторонней реальности, частями символической картины мироустройства. Изображения преследовали чисто духовную цель: преподать моральный урок с помощью универсальных и легкоузнаваемых символов, скрытых за внешней оболочкой предметов. Художественный образ обладал большой смысловой ёмкостью: в средневековом мышлении предмет и его сокровенные иносказательные значения, выступая нераздельно, обладали одинаковой мерой реальности. Низкая обыденность растворялась в сфере символического, связанной с миром подлинных, непреходящих ценностей. Когда образ наполняется символическим содержанием, он становится глубоким, являет собой восхождение от зримого к незримому, от конечного к бесконечному. В зависимости от интеллектуальной среды существовали различные уровни понимания и толкования одного и того же сюжета - «смысл божественных откровений многообразен и безграничен».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.007 с.) |