Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура западноевропейского средневековья.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V-XV вв. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода: - раннее средневековье V-Х вв.; - зрелое средневековье X-XIII вв.; - позднее средневековье XIV-XV вв. За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась ее неповторимая христианская культура. В ее основу легли два истока: - традиции угасающей греко-римской античной культуры, с ее достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии и пр. - влияние культуры «варварских» племен и народов самой Западной Европы (франков, саксов, готов, норманов и др.), которым были чужды идеалы и ценности античного мира. В столкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой, греко-римским многобожием и варварским язычеством Христианству удалось одержать верх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Христианство отрицало незыблемость мира и признавало Бога, как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчеркивается двуединое начало человека: тело и душа. Но церковь требовала от верующих, в первую очередь, заботы о душе, стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры. Следует отметить, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487—578) («последний римлянин», основавшего первую средневековую мастерскую письма и соединившего в ее деятельности античные и христианские культурные традиции), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, который способствовал распространению христианского учения. Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества - народом и воинами-рыцарями. Рыцарство (благородное дворянство) - это особое социальное сословие, особый социальный институт средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре», «Песнь о нибелунгах». Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французских трубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля». Главной темой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». На протяжении всего средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителей западноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные с проводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу - народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. В то же время культура проявляла себя и в виде профессионального артельно-цехового способов творчества. По типу торговых и ремесленных цеховых городских организаций создавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов и др. Постепенно цехи и гильдии превращались в закрытые монопольные организации - корпорации. Они вырабатывали трудовую дисциплину, нормы публичного и бытового поведения, обеспечивали защиту своих членов против произвола властей. Средневековье - это время организации системы западноевропейского образования, включавшего в себя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях и готовившие священнослужителей, предлагали две ступени обучения: - trivium - грамматика, риторика и диалектика; - quadrivium - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. С XII века в Европе появляются университеты: Болонский -1200 г., Кембриджский - 1209 г., Парижский - 1215 г., Пражский -1348 г.. В них работают богословский, медицинский и юридический факультеты. Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Средневековая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени: романского и готического. Романский стиль (латин. romanus - римский) средневековья - это первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X - XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Возникновение же термина «романский» связано, прежде всего, со стремлением найти единство в развитии европейской культуры XI-XII вв. Общие черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии не столько объясняются римским влиянием или сходством социальных условий феодального строя, сколько являются результатом единого религиозного мировоззрения. Единство в многообразии - так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единый язык культуры, но оттенки разные. Монумент выступает как главная составляющая, прежде всего, архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурными скульптурными композициями, в которых господствовали библейские темы и евангельские сюжеты о страданиях и неизбежной гибели человечества и торжестве христианства над темными силами мироздания. В свою очередь, в проповедях церкви и в сознании народа сформировалась идея греховности мира полного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. Данные сюжеты иносказательно отражали характерные стороны современной жизни людей. Именно на этой основе в романском искусстве Западной Европы сложился эстетический идеал, противоположный античному. В период романики был создан и доведен до высочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства, включая литературу, не объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Цель такого объединения - «строительство» души человеческой и подчинение поведения индивидуума идеям упорядоченного иерархического мировоззрения. Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Среди них - церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Франция XI-XII вв.), собор в Вормсе (Германия XI-XII ее.), собор в Шартре (Франция ХIIв.), цикл фресок церкви Сен-Северен сюр Гартан в Пуату (Франция XI-XII вв.). Готика, готический стиль (итал. gotico - готский, варварский) -происходит от названия германского племени готов - второе общеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая система художественно-образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейском искусстве XII-XVI веков. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается: - динамизмом устремленных вверх форм храма; - устойчивой каркасной системой остроконечных диагональных «ребер», перехваченных на вершине замочным ремнем; - огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов. Цветные витражи - главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорических фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Продуманная архитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию его Божественного происхождения и оторванности от Земли. Следует заметить, что храм выполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральных спектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которых размещались местные советы самоуправления - ратуши, являвшиеся символом независимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики: - французскую («пламенеющую»), которая отличалась напоминающим языки пламени узором оконных переплетов в храмах (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211-1311); - немецкую («кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-1340); - английскую («перпендикулярную»), отличительной чертой которой явились вытянутые в длину соборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275-1375). Особый характер стиля носит готическая архитектура Италии. Общественные здания и городские дворцы масштабны и объемны, включают в себя элементы, связанные с исполнением оборонительных функций (палаццо Веккио во Флоренции XIV в., дворец Дожей в Венеции XIV в.). Эпоха готики - это и время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества. Культурно-историческое значение готики состояло, с одной стороны, в укреплении религиозного мировоззрения, с другой - в вытеснении рационального расчета свободным полетом творческой мысли. Не случайно готика предваряла и сопровождала культуру Возрождения. До середины XVIII века готический стиль в эстетическом сознании отождествлялся с явным нарушением художественного вкуса, с «варварством». Переосмысление значения готики для европейской культуры произошло в начале XIX века в период предромантизма и оказало существенное влияние на становление европейского и американского романтизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.014 с.) |