ТОП 10:

Билет. Гуманизм в культуре ренессанса.



Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.

Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий.

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV-XVI века, в других странах XV-XVI века.

Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus – человечный).

Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы - в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни при чем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) - «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374),который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти(1396-1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Балла (1407-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Человек — творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть». Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

 

Культура Итальянского Возрождения.

Итальянское Возрождение делят на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-ая половина 13 века — начало 14 века)
  2. Раннее Возрождение (середина 15 — начало 16 века)
  3. Высокое Возрождение (конец 15 первые 20 лет 16 века)
  4. Позднее Возрождение (середина 15 — 30-ые — 90-ые годы 16 века)

Проторенессанс

  • подготовка Возрождения
  • чума, обрушившаяся на Италию
  • В конце XIII в возводится собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио.
  • Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано).
  • Центральной фигурой живописи стал Джотто.
  • Живопись: от религиозного к светскому, переход от плоскостных изображений к объемным.

Раннее Возрождение

Искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Высокое Возрождение

· Время самого пышного развития его стиля

· центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим

· Античное воспроизводится с большей строгостью и последовательностью

· припоминания средневекового совершенно исчезают

Позднее Возрождение

· Искусство и культура разнообразны по своим проявлениям!!

· В разных странах заканчивается по-разному

Своё название эпоха Возрождения или Ренессанса получила из-за широкого освоения античного наследия, которое после многих веков забвения было вновь востребовано и как бы возродилось.

Различают Итальянскоеи Северное Возрождение. Если основой первого стало возрождение не только принципов античного гуманизма, но и художественных традиций античности (как части истории своей культуры), то для северных стран античный художественный контекст не был естественным, и художники Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Мартин Ван Клеве обращались к собственным истокам и художественным традициям.

Хронологические рамки: Италия 14-16 век, в других странах – конец 15-16 века. Несмотря на то что Ренессанс – явление общеевропейское, наиболее заметный след оно оставило в Италии (достаточно сказать, что до конца 15 века он был исключительно итальянским явлением).

Основой ренессансного движения стал переход от феодализма к капитализму, что проявилось в высоком уровне урбанизации Северной и Центральной Италии. Деревня была подчинена городу, широкий размах торговли. Культура стала принципиально иной – из аграрной религиозной культуры Средневековья она стала городской, светской, отвеивающей потребностям общественного развития. Происходит изменение мироощущения человека.

Представители Ренессанса в Италии воспринимали человека главным образом как носителя разума, считая разум высшим проявлением человеческого начала. Основным принципом становится гуманизм. Гуманизм– признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Что происходит на тот момент в Италии:

· Развивается философия (Декарт, Бэкон), физика, математика (Паскаль, Кардано), астрономия (Коперник, Бруно, Галилей), химия, биология, медицина и анатомия (Парацельс, Визалий).

· Само творчество художников и скульпторов подобно научным исследованиям, предметом которых становится абсолютно новый для этой эпохи объект – человеческое тело.

· Печатный станок Гуттенберга – огромный шаг

· Великие географические открытия

· Сосуществование Античности и христианства.

Осуждение Ренессанса. Рационализм, расчётливость и стремление к чувственным радостям осуждается церковной моралью - как падение духовности. Якобы строители Средневековья обладали верой, скромностью, подписывались “неизвестный” и созидали ради Истины, а строители же Ренессанса творят, “чтобы их имена сохранились в истории”.

Средневековье VS Ренессанс: в центре бог - человек; пассивность – активность, каноничность – разнообразие, анонимность – авторство, ограничивать себя – право на счастье, аскетизм (человек – средство постижения бога) – гуманизм.

Отличительные черты культуры Возрождения:

1. Разнообразие, идеологичность, варьета (трактат Леонардо да Винчи – многообразие точек зрения)

2. Природа как вдохновитель художников, поэтов (не только простое воспроизведение природы!)

3. Появление универсального человека, многосторонне развитого (да Винчи – художник, поэт, архитектор, музыкант, философ, инженер….)

  1. Архитектура Возрождения. От Средневековой архитектуры отличается радостным и оптимистичным мироощущением, где величественные храмовые постройки становятся гимном не столь божественной силе, сколько интеллектуальному и творческому могуществу человека.

Имена:

Франческо Петрарка “Книга песен” (самоценность человека, а не про бога всё)

Данте “Божественная комедия” (восхваление человека)

Салютати

Боккаччо “Декамерон” – набор рассказов, воспевающих ум и мужество, высмеивающих лицемерие

Эразм Роттердамский “Похвала глупости” – сатира на нравы и пороки общества

Испания Сервантес “Дон Кихот” - ясно

Вильям Шекспир – осуждение лицемерия, корысти

Брунеллески – собор Санта Мария дель Фьоре

Микеланжело – собор святого Петра в Риме + живопись

Рафаэль Санти – “Сикстинская мадонна”

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.009 с.)