Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Древней Греции. Этапы развития.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этапы: крито-микенская культура (III-II тыс. до н. э.);гомеровский этап (XI-IX вв. до н. э.);архаический период, классическая Греция, эллинизм. Первые два – прелюдия. 1- Теократия -светская и духовная власть принадлежит одному лицу.2 – застой, но предпосылки для дальнейшего развития + алфавитное письмо, заимств. От финикийцев. В архаический период (VIII-VI вв. до н. э.);сложилась госсистема древней Гр, из самостоятельных городов-государств, полисов. Полис – место, где человек -под покровительством своего языческого бога, с изволения которого данный полис и создан. Каждый полис имел спец. хоз. деятельность, богов и героев, а также календарь и монету. Наличие гражданской правовой структуры (= всех перед законом, подчинение личности большинству), реализация идеала справедливости. Аристотель: «полис -общность людей, сошедшихся ради справедливой жизни». Самым страшным наказанием для грека того времени было лишение гражд. прав и изгнание из родного города. Важным становится агонистика - принцип состязательности, благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов с целью достижения наилучшего результата. Победа как высшая ценность. Гомер - «Илиада» и «Одиссея» были записаны. В них - две исходные эпические темы греческой худ.культуры: деяния богов и подвиги правителей. Это и рассказы о мифических и легендарных событиях; и любовные истории, приключенческие сюжеты, нравственные поучения. По Геродоту, именно Гомер: составил для греков родословную богов;поделил между ними достоинства и занятия;начертал их образы. Возникла философия - явление, важное для формации европейской культуры. Религиозно-мифологическое сознание утрачивает монополию. Возникает система быстрого логического усвоения знаний. Формируется нетрадиционное мировоззрение. Школа Пифагора(VI в. до н. э. в г. Кротоне): сущность мира - это число, «бог-число», «вещь-число», «искусство-число», «строй мира», действующий гармонично во всех явлениях жизни. Воплощение гармонии и красоты - космос. Он видим, слышим и осязаем. Заложена традиция создания научной школы с определенными методами обучения; системой передачи знания; специфическим образом жизни. Искусство еще не отделилось от ремесла. Кульминация- классический период (V-IV вв. до н. э.). Черты: соразмерность, сдержанность, гармония, уравновешенность. Достижение калокагатии (от греч. calos – прекрасный и agathos - нравственно совершенный), гармонии внешнего и внутреннего в человеке, что явл.условием его красоты. Это квинтэссенция красоты тела и духа. Царица наук- философия. Поиски первоосновы сущего. Демокрит: основание всего - атомы, движущиеся в пустоте. Сократ – самопознание. Платон - учение об идеях, проект «идеальное государство», чьи правители – мудрецы. Аристотель - именно искусство способно дополнить и углубить мир. Искусство кл.периода - уникально. К. Маркс: «оно продолжает служить в известном отношении образцом и недосягаемой нормой» Оно создало идеал прекрасного и доблестного человека - героя, совершенного нравственно и физически. Он был в гармонии с окружающим миром, который поэтическая фантазия древних греков населила миф. существами и богами, наделенными человеческими качествами: и «+», и «-».Ars longa, vita brevis – девиз. Символы: комплекс Акрополя в Афинах, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе; скульптуры Фидия, Скопаса, Лисиппа; трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида; комедии Аристофана и др. Эллинистический (IV-I вв. до н. э) -от смерти Македонского до рим. завоеваний стран, возникших при распаде державы Александра. Многие антиковеды подчеркивают, что по своей сути эллинизм - это результат походов Македонского. Э.- сочетание античных и древневосточных черт в соц., полит. и культур. сферах жизни общества. Это время экономического подъема Греции. Растет градостроительство. Количество жителей Александрии Египетской, Карфагена, Сиракуз достигает в каждом городе полумиллиона. На взлете наука. НИИ - Александрия Египетская. В начале III в. до н.э. Мусейон («Дом муз»). Там - богатейшая библиотека, астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоопарк, медицинские лаборатории. Здесь жили и работали: математик Евклид, ботаник Феофраст, астроном Аристарх Самосский. В Сиракузах во второй половине III в. до н. э. трудился Архимед. Новый тип зданий - научно-исследовательские центры с огромными библиотеками (наиболее известные в Пергаме, Александрии и др. городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на о. Фарос). Развитие гончарного искусства и вазописи. В керамике краснофигурный стиль свободно передавал объем и движение. Учения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В них усиливается субъективизм, разочарование и пессимизм. Др.гр.культура клонится к закату, чтобы вновь проявиться не только в культуре Др. Рима, но и стать основой евр.цивилизации в целом.
Миф в культуре Античности. Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - фантастическое эмоц.-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы -инкогнито. Это рассказы: о сотворении мира;об основании древних государств и городов;о поступках культурных героев;о месте человека в мире и его назначении;о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения. Миф - это первая из истор. известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Возник на родовой фазе становления общества.Эл-ты миф. сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный чел также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.(Например,политические). Миф. образы – в бессознательном, они – надежный источник передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов. Тема идеального чел-ка: герой, служит людям, идет против богов. Для мифологического сознания характерно растворение человека в мире; отождествление человека с природой, ее обожествление; фетишизм; анимизм, ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Боги (у Сократа) – природные стихии, Зевс – гром. Для греков природа – космос, персониф. в фигурах богов. По Лосеву: космогон.мифы – от хаоса к космосу, боги Олимпа утверждают миропорядок; фатализм: судьба выше богов, они не влияют на Парк, плетущих нити судьбы, Человек -агент сил Бога, его деятельность подчинена магическим обрядам, которые консервируют т. н. сакральное время.Сакр.время VS профанное время, задает схему функцион.общества. Х арактерен магический способ взаимодействия с миром. Дж. Фрэзер выделял «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым хотя бы единожды он контактировал. На основании этого можно воздействовать на волю другого человека с помощью определенных ритуалов. В целом мифологическое сознание статично: нет идеи движения, прогресса. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Мифология имморальна, нет нравств.или этич.начала. Свобода – метафиз.проблема. Все предопределено, но чел.этого не знает и думает, что свободен. Ахилл, например. «Весь мир – театр…» В первобытную эпоху миф -организатор поведения коллектива; аккумулятор его волевых устремлений; стержень общ.жизни. Несмотря на фантастические очертания, миф.образы - не пустые сказки. Это и элементы правильных оценок тех или иных явлений. Мифы воплощали коллективный опыт в, концентрированном виде. В мифах обобщен опыт формирования отношений как между человеком и природой, так между коллективом и индивидом. Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много непредвидимого: индивид - слаб, а всемогущая природа - сурова к нему. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с их учетом. Постепенное восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания. Таким образом, явился миф -самая ранняя форма донаучного знания, от которого отпочковались философия, искусство, наука, религия и т. д. Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество благодаря активной роли бессознательного начала, многосмысленно, и новая эпоха откроет новые значения, способные актуализироваться в новых исторических условиях. Актуальность этих смыслов подтверждает факт того, что мифология создала первичные соц. связи, которые удивительным образом сохранились почти неизменными до сих пор.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.72 (0.01 с.) |