Культура Древней Греции. Этапы развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Древней Греции. Этапы развития.



Этапы: крито-микенская культура (III-II тыс. до н. э.);гомеровский этап (XI-IX вв. до н. э.);архаический период, классическая Греция, эллинизм. Первые два – прелюдия. 1- Теократия -светская и духовная власть принадлежит одному лицу.2 – застой, но предпосылки для дальнейшего развития + алфавитное письмо, заимств. От финикийцев.

В архаический период (VIII-VI вв. до н. э.);сложилась госсистема древней Гр, из самостоятельных городов-государств, полисов. Полис – место, где человек -под покровительством своего языческого бога, с изволения которого данный полис и создан. Каждый полис имел спец. хоз. деятельность, богов и героев, а также календарь и монету. Наличие гражданской правовой структуры (= всех перед законом, подчинение личности большинству), реализация идеала справедливости. Аристотель: «полис -общность людей, сошедшихся ради справедливой жизни». Самым страшным наказанием для грека того времени было лишение гражд. прав и изгнание из родного города.

Важным становится агонистика - принцип состязательности, благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов с целью достижения наилучшего результата. Победа как высшая ценность.

Гомер - «Илиада» и «Одиссея» были записаны. В них - две исходные эпические темы греческой худ.культуры: деяния богов и подвиги правителей. Это и рассказы о мифических и легендарных событиях; и любовные истории, приключенческие сюжеты, нравственные поучения. По Геродоту, именно Гомер: составил для греков родословную богов;поделил между ними достоинства и занятия;начертал их образы. Возникла философия - явление, важное для формации европейской культуры. Религиозно-мифологическое сознание утрачивает монополию. Возникает система быстрого логического усвоения знаний. Формируется нетрадиционное мировоззрение. Школа Пифагора(VI в. до н. э. в г. Кротоне): сущность мира - это число, «бог-число», «вещь-число», «искусство-число», «строй мира», действующий гармонично во всех явлениях жизни. Воплощение гармонии и красоты - космос. Он видим, слышим и осязаем. Заложена традиция создания научной школы с определенными методами обучения; системой передачи знания; специфическим образом жизни. Искусство еще не отделилось от ремесла.

Кульминация- классический период (V-IV вв. до н. э.). Черты: соразмерность, сдержанность, гармония, уравновешенность. Достижение калокагатии (от греч. calos – прекрасный и agathos - нравственно совершенный), гармонии внешнего и внутреннего в человеке, что явл.условием его красоты. Это квинтэссенция красоты тела и духа.

Царица наук- философия. Поиски первоосновы сущего. Демокрит: основание всего - атомы, движущиеся в пустоте. Сократсамопознание. Платон - учение об идеях, проект «идеальное государство», чьи правители – мудрецы. Аристотель - именно искусство способно дополнить и углубить мир.

Искусство кл.периода - уникально. К. Маркс: «оно продолжает служить в известном отношении образцом и недосягаемой нормой» Оно создало идеал прекрасного и доблестного человека - героя, совершенного нравственно и физически. Он был в гармонии с окружающим миром, который поэтическая фантазия древних греков населила миф. существами и богами, наделенными человеческими качествами: и «+», и «-».Ars longa, vita brevis – девиз. Символы: комплекс Акрополя в Афинах, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе; скульптуры Фидия, Скопаса, Лисиппа; трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида; комедии Аристофана и др.

Эллинистический (IV-I вв. до н. э) -от смерти Македонского до рим. завоеваний стран, возникших при распаде державы Александра. Многие антиковеды подчеркивают, что по своей сути эллинизм - это результат походов Македонского. Э.- сочетание античных и древневосточных черт в соц., полит. и культур. сферах жизни общества. Это время экономического подъема Греции. Растет градостроительство. Количество жителей Александрии Египетской, Карфагена, Сиракуз достигает в каждом городе полумиллиона. На взлете наука. НИИ - Александрия Египетская. В начале III в. до н.э. Мусейон («Дом муз»). Там - богатейшая библиотека, астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоопарк, медицинские лаборатории. Здесь жили и работали: математик Евклид, ботаник Феофраст, астроном Аристарх Самосский. В Сиракузах во второй половине III в. до н. э. трудился Архимед.

Новый тип зданий - научно-исследовательские центры с огромными библиотеками (наиболее известные в Пергаме, Александрии и др. городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на о. Фарос). Развитие гончарного искусства и вазописи. В керамике краснофигурный стиль свободно передавал объем и движение. Учения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В них усиливается субъективизм, разочарование и пессимизм. Др.гр.культура клонится к закату, чтобы вновь проявиться не только в культуре Др. Рима, но и стать основой евр.цивилизации в целом.

 

Миф в культуре Античности.

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - фантастическое эмоц.-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы -инкогнито. Это рассказы: о сотворении мира;об основании древних государств и городов;о поступках культурных героев;о месте человека в мире и его назначении;о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из истор. известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Возник на родовой фазе становления общества.Эл-ты миф. сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный чел также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.(Например,политические).

Миф. образы – в бессознательном, они – надежный источник передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов. Тема идеального чел-ка: герой, служит людям, идет против богов.

Для мифологического сознания характерно растворение человека в мире; отождествление человека с природой, ее обожествление; фетишизм; анимизм, ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Боги (у Сократа) – природные стихии, Зевс – гром. Для греков природа – космос, персониф. в фигурах богов. По Лосеву: космогон.мифы – от хаоса к космосу, боги Олимпа утверждают миропорядок; фатализм: судьба выше богов, они не влияют на Парк, плетущих нити судьбы, Человек -агент сил Бога, его деятельность подчинена магическим обрядам, которые консервируют т. н. сакральное время.Сакр.время VS профанное время, задает схему функцион.общества. Х арактерен магический способ взаимодействия с миром. Дж. Фрэзер выделял «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым хотя бы единожды он контактировал. На основании этого можно воздействовать на волю другого человека с помощью определенных ритуалов. В целом мифологическое сознание статично: нет идеи движения, прогресса.

Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Мифология имморальна, нет нравств.или этич.начала. Свобода – метафиз.проблема. Все предопределено, но чел.этого не знает и думает, что свободен. Ахилл, например. «Весь мир – театр…»

В первобытную эпоху миф -организатор поведения коллектива; аккумулятор его волевых устремлений; стержень общ.жизни. Несмотря на фантастические очертания, миф.образы - не пустые сказки. Это и элементы правильных оценок тех или иных явлений. Мифы воплощали коллективный опыт в, концентрированном виде. В мифах обобщен опыт формирования отношений как между человеком и природой, так между коллективом и индивидом.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много непредвидимого: индивид - слаб, а всемогущая природа - сурова к нему. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с их учетом. Постепенное восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания. Таким образом, явился миф -самая ранняя форма донаучного знания, от которого отпочковались философия, искусство, наука, религия и т. д.

Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество благодаря активной роли бессознательного начала, многосмысленно, и новая эпоха откроет новые значения, способные актуализироваться в новых исторических условиях. Актуальность этих смыслов подтверждает факт того, что мифология создала первичные соц. связи, которые удивительным образом сохранились почти неизменными до сих пор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.008 с.)