По 2-й части курса «культурология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По 2-й части курса «культурология»



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Вниманию студентов заочной и вечерней форм обучения Московского государственного университета печати предлагается методическое пособие по 2-й части курса «культурология», целью которого является представление требований и рекомендаций по подготовке студентов к сдаче устного экзамена. Данное пособие разработано преподавателями кафедры истории и культурологии МГУП в полном соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «культурология». В работе над пособием был учтен опыт преподавания культурологии и проведения устных экзаменов по этой дисциплине, накопленный специалистами кафедры в течение длительного времени.

Дисциплина «культурология» осваивается студентами заочной формы обучения в течение учебного года с последовательной сдачей интернет-тестирования (по 1-й части курса) и устного экзамена (по 2-й части). Основанием для допуска к устному экзамену является успешное выполнение компьютерных тестов в режиме on-line. Важнейшее значение имеет этап подготовки к экзамену. Авторы пособия постарались свести воедино все требования, рекомендации и указания по каждому конкретному вопросу, выносимому на экзамен.

Содержательная часть пособия открывается перечнем вопросов к экзамену. Затем представлены материалы, рекомендации и методические указания по вопросам из списка. Далее следует словарь основных терминов и понятий, которые необходимо усвоить, изучая данный курс. Наконец, завершающая часть пособия – список основной и дополнительной литературы по курсу. Основная литература обязательна для изучения, дополнительная желательна для ознакомления. Преподаватели кафедры истории и культурологии выражают уверенность, что освоение данного курса студентами заочной и вечерней форм обучения МГУП станет хорошим стимулом для углубления профессиональной подготовки будущих специалистов, окажет помощь в обретении жизненной позиции взрослой, творчески ориентированной личности и станет надежным фундаментом дальнейшего развития их гуманитарной подготовки.


СПИСОК

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

По 2-й части курса «культурология»

 

 

1. Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и культа. Христианство и культура.

2. Культура Византии: общая характеристика.

3. Византия и Западная Европа в Средние века: два пути культурного развития. Католицизм и православие.

4. Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.

5. Древнерусское искусство.

6. Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.

7. Культура средневекового Запада: общая характеристика.

8. Средневековая наука и образование в Западной Европе.

9. Романский и готический: два стиля – два этапа в развитии европейской архитектуры.

10. Ислам и культура арабского мира в Средние века. Мусульманское искусство.

11. Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.

12. Искусство эпохи Возрождения.

13. Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.

14. Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.

15. Русская культура XVII века.

16. Европейская культура эпохи Просвещения.

17. Культура России XVIII века.

18. Мировая культура XIX века: новые тенденции.

19. Культура России XIX века: проблемы и достижения.

20. Мировая культура 1-й половины XX века.

21. Мировая культура 2-й половины XX века.

22. Русская культура «серебряного века».

23. Отечественная культура советского периода.

24. Актуальные проблемы современной культуры.


РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к экзаменационному ответу

По 2-й части курса «культурология»

 

 

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

Вопрос № 4

Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси

При подготовке к ответу на этот вопрос нужно вспомнить, что в VI–VIII вв. у восточных славян складываются основы производственной деятельности, оформляется основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, в это же время возникают первые племенные союзы и города. Очевидно, этому сопутствовало формирование основ духовной и художественной культуры.

Основой мировоззрения восточных славян была языческая, или политеистическая, религия. В связи с отсутствием надежных источников мы не можем полностью реконструировать религиозные воззрения и культы древних славян. Тем не менее, опираясь на разнообразные источники, главным образом, фольклорного типа мы можем назвать имена важнейших восточнославянских богов – Перуна, Велеса, Даждьбога, Сварога, Стрибога и др. Частично поддаются описанию и отдельные обряды, связанные с календарным циклом (масленица, праздник Ивана Купалы), ритуальные формы, сопровождавшие жизненно важные ситуации (рождения, свадьбы, похороны), а также славянская магия (заговоры, заклинания, гадания).

Анализируя явление христианизации Руси, следует вспомнить, что христианская религия проникает сюда значительно раньше официальной даты крещения Руси. В то же время проникновение христианства в народное сознание было относительно длинным и весьма сложным процессом. Фактически на Руси в первые века после принятия христианства сложилось так называемое двоеверие – своеобразный христианско-языческий синкретизм, сплетение традиционных языческих представлений и обычаев и христианских идей и обрядности. Причем в повседневной жизни, в устном народном творчестве, в календарном сельскохозяйственном цикле языческое начало заметно преобладало.

Обязательно нужно отметить и тот факт, что Русь приняла христианство не от Рима, а от Византии, став тем самым частью восточнохристианского, православного сообщества народов, отличного от западного, католического мира. Византийское православие, попав на русскую почву, постепенно менялось, взаимодействуя с древними традициями восточнославянских народов, и преобразовалось в русское православие, обладающее заметным своеобразием.

 

 

Вопрос № 5

Древнерусское искусство

Искусство восточнославянских народов дохристианского периода нам практически не известно и может быть реконструировано фрагментарно по отдельным явлениям более позднего периода: фольклор отчасти сохранил древние традиции словесного и вокального искусств, художественное ремесло – древнюю изобразительность.

При подготовке к ответу на этот вопрос, нужно вспомнить, что решающим фактором, определившим судьбу древнерусского искусства, становятся традиции восточнохристианского византийского искусства. Вместе с христианством на Руси широко распространяются художественные достижения византийской культуры: литература разных жанров, культовая архитектура, изобразительное искусство, церковное пение. Вместе с тем необходимо отметить, что эти явления на Руси довольно быстро начинают приобретать весьма заметное своеобразие, иногда достаточно далеко уводящее от византийских канонов. Анализировать древнерусское искусство удобнее всего по его разновидностям.

Большую роль в культуре Руси играла литература, выступая основой всего комплекса духовной культуры. После принятия христианства на Русь вместе с богослужебными книгами проник и церковнославянский язык – язык культа и религиозной литературы. В то же время на местной основе сформировался древнерусский язык, ставший языком деловой письменности, исторической и повествовательной литературы.

Широкое распространение на Руси достаточно быстро получают ведущие жанры христианской литературы: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Минеи, часословы, требники, тропари, а также жития святых, патерики, апокрифическая литература. В то же время известность получают и другие жанры. Переводятся византийские исторические хроники, формируется оригинальный русский жанр исторического повествования – летописание. Появляется дидактическая литература (например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха), создаются произведения, жанровую принадлежность которых определить достаточно трудно (например, «Слово о полку Игореве»).

Расцвет древнерусской литературы обычно относят к XIV–XV вв., для этого времени характерно значительное жанровое и стилистическое разнообразие, высокое нравственное звучание произведений литературы. Наиболее распространенным и популярным жанром стали военно-исторические повести: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской Земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Трансформируется жанр «хождений», известный на Руси с XII в. Если прежде с его помощью описывались путешествия паломников по святым местам, то теперь в «Хождении за три моря» тверского купца Афанасия Никитина описана деловая поездка в Персию и Индию. Интересным памятником древнерусской литературы того времени стал «Домострой», содержавший полезные советы и сведения, как вести дом, наладить быт в семье, жить в дружбе с соседями.

Сохранившиеся памятники архитектуры Древней Руси свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, развитом художественном вкусе и изобретательности зодчих. Заимствованный из Византии крестово-купольный тип архитектуры на русской почве быстро получает заметное своеобразие. Так, построенные в XI в. тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве и пятиглавый Софийский собор в Новгороде внешним обликом разительно отличались от своего прообраза – Софийского собора в Константинополе. В период феодальной раздробленности новые княжеские столицы широко развернули каменное строительство. Князья и города в некотором смысле соперничали между собой, стремясь утвердить силу и богатство своих земель. Архитектура XII–XIII вв. отличается от архитектуры Киевской Руси поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, сдержанностью внутренней отделки. Типичным становится кубический храм с массивной главой. Возникают и становятся устойчивыми местные особенности зодчества. Ярко выделяются сильные художественные школы – Новгородская и Владимиро-Суздальская.

Татаро-монгольское нашествие привело к затишью в монументальном строительстве, после которого, начиная со 2-й половины XIV века, темпы строительства постепенно начинают нарастать и превращаются в бурный подъем архитектуры XV–XVI вв. Перестройка Московского Кремля, возведение кремлевских соборов с привлечением итальянских архитекторов, появление интереса к гражданскому строительству, возникновение шатрового стиля в храмовом зодчестве – вот далеко не полный перечень крупных явлений в архитектуре той поры.

Формирование древнерусского изобразительного искусства также связано с усвоением и переработкой византийской традиции. Поначалу были восприняты все три вида византийского изобразительного искусства – мозаика, фреска, икона. Позже мозаика исчезает из арсенала древнерусских художников, а вот икона и фреска развиваются интенсивно и разнообразно. В период феодальной раздробленности складываются местные художественные школы – новгородская, ростовская, тверская, псковская, московская, вологодская (северная), с усилением Москвы и превращением ее в центр русских земель начинается процесс взаимодействия и взаимовлияния местных школ, формируется единый общерусский художественный процесс. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий – крупнейшие представители древнерусского изобразительного искусства.

 

 

Вопрос № 6

Вопросы №№ 7, 8, 9

Вопрос № 10

Вопрос № 11

Вопрос № 12

Искусство эпохи Возрождения

Художественная культура эпохи Возрождения открывает собой новую страницу в истории искусства. Художественный мир начинает осмысливаться как нечто автономное и самоценное. Свобода художественного творчества, индивидуальность и авторство, социальное признание таланта – эти и многие другие особенности художественной культуры Ренессанса сформировали основы европейской художественной культуры Нового времени.

Проторенессанс заложил фундамент культуры Возрождения. В искусстве это проявилось в появлении ряда новых, несвойственных средневековью тенденций. Среди них можно отметить стремление к реалистичности, интерес к пространственным построениям – появление в произведениях объемности, светотени. На рубеже XIII–XIV вв. в европейской литературе появился «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени» – Данте. Новизна «Божественной комедии» Данте, вступающая в противоречие со средневековой традицией, – в необычно ярком авторском начале, эмоциональности и даже страстности. Данте разговаривает, спорит со своими героями, высказывает свою точку зрения, эмоционально реагирует на происходящее.

«Наследники» Данте в XIV в. – Петрарка и Боккаччо – развивали заложенные творчеством Данте художественные идеи. Лирические сонеты Петрарки, их биографичность, эмоциональность продолжили линию авторского начала в литературе. Боккаччо в «Декамероне» представил пеструю картину итальянской жизни, показывая людей разных сословий и профессий, утверждая право человека на свободу, счастье, право человека наслаждаться жизнью. Петрарка и Боккаччо были среди тех, кто заложил основы идейного движения гуманизма.

Первый шаг к разрыву со средневековой традицией в изобразительном искусстве сделал современник Данте – Джотто. В его произведениях было еще много традиционной для средневековья условности, но уже появлялось движение, пространственность, эмоциональность. В отличие от Данте, Джотто не имел прямых последователей, после него еще долго изобразительное искусство продолжало существовать в русле средневековой традиции. Это было связано главным образом с положением художников – они были цеховыми ремесленниками, их деятельность жестко регламентировалась, отличаясь от занятий литературой, представлявших, по существу, просвещенное любительство. Продолжение новых тенденций в изобразительном искусстве возникает почти через столетие после Джотто – в начале XV в., когда были заложены важнейшие художественные идеи Возрождения.

Новое искусство выдвинуло на первый план человеческую индивидуальность, оно обратилось к физической, телесной стороне человеческого существа, утверждая ценность земной, материальной жизни. Среди создателей нового искусства следует назвать архитектора Брунеллески, скульптора Донателло и живописца Мазаччо. Изящная, светлая, радостная архитектура Брунеллески, героические образы Донателло и Мазаччо, отражающие новые гуманистические представления о человеческой личности, – все это как нельзя лучше выражало широкий размах и героический дух эпохи.

В дополнение к художественной практике раннее Возрождение дало и теоретическое обоснование нового искусства. Ценность художественного творчества связывалась с познанием и отражением объективных законов мироздания. От художника в связи с этим требовались знания законов геометрии и оптики, необходимые для построения перспективы. Поиск пропорциональных соотношений предполагал знакомство с математикой, анатомические познания должны были помочь изображать человеческое тело в статике и динамике. Таким образом, в период раннего Возрождения сформировались представления о необходимости соединить художественную и интеллектуальную деятельность, убеждение в их общей природе.

Начало XVI в. – период классического совершенства в искусстве, время, когда возможности нового искусства раскрылись наиболее полно и разнообразно. К этому периоду относится творчество так называемых «титанов» Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти. Но уже в творчестве Микеланджело хорошо прослеживается движение искусства Ренессанса, его путь к разочарованию и кризису, крушение оптимизма, жизнерадостного и жизнеутверждающего мироощущения. Ярким проявлением трагизма позднего Возрождения может служить творчество Шекспира.

Художественная практика и теоретические размышления деятелей Ренессанса создали предпосылки для выделения мира искусств в особую сферу, создали основы нового понимания места и роли искусства в жизни человека и общества.

 

 

Вопрос № 13

Вопрос № 14

Вопрос № 15

Русская культура XVII века

При подготовке этого вопроса следует помнить, что XVII столетие в истории России – особое, рубежное. Им заканчивается история древнерусской культуры и начинается новый период, формируются основы культуры нового времени. Смена типа культуры происходила в острой борьбе старого и нового. Переоценка ценностей, отход от традиций воспринимались неоднозначно, подчас враждебно, порождая, например, такие драматичные явления как раскол Русской Православной Церкви.

В это переломное для культуры время начинается процесс секуляризации культуры, она начинает постепенно освобождаться от определяющего все ее стороны влияния церкви. Растет количество светских явлений в культуре, начинается так называемое «обмирщение» культуры. Это сопровождается изменениями в сознании людей: человек начинает осознавать себя как личность, растет ценность индивидуального поведения, художественное творчество, созидательная деятельность перестают быть анонимными, начинают приобретать авторские оригинальные черты. Становится заметно влияние западной культуры, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.

Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени утрачивало целостность, свойственную средневековому искусству. Традиционалисты, защитники старины опасались утраты духовной глубины, боялись потерять связь с прошлым, с непреходящими духовными ценностями. Современники называли художественный стиль XVII в. «дивным узорочьем». Оно наиболее отчетливо проявилось в красочности, нарядности, декоративности изобразительного искусства и зодчества, красоте, разнообразии, многоцветии в украшении быта, одежде горожан. Иконы строгановского письма, архитектура нарышкинского барокко поражали своей нарядностью, тщательной проработкой деталей, обилием декоративных элементов. Новый художественный стиль формировал новый художественный вкус, у искусства появляются новые задачи – радовать глаз, создавать новую среду, более яркую и радостную, чем это было прежде.

Для XVII в. характерна небывалая по сравнению с прошлыми веками социально-политическая активность общества, что продемонстрировало уже Смутное время, когда на авансцену истории вышли люди незнатные, худородные – мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность – свидетельство крупных перемен в общественном сознании, свидетельство начала новой эпохи.

 

 

Вопрос № 16

Вопрос № 17

Культура России XVIII века

Восемнадцатый век стал временем перелома в истории России. Московское царство становится Российской империей со столицей в Петербурге – одной из великих держав Европы. В результате преобразований во всех сферах жизни формируется мощное военно-бюрократическое государство. Происходит территориальное расширение страны, получающей выход сначала к Балтийскому, а затем к Черному морю. Возникают новые города, строятся верфи и мануфактуры.

Столетие открывается реформами Петра I. Социально-экономическое и политическое развитие принимает ускоренные темпы, что приводит к резкому изменению культурной ситуации. Все области жизни подвергаются европеизации, происходит решительный сдвиг от средневековья к новому времени. Религия и церковь оказываются под властью государства и фактически выполняют функции духовного аппарата власти. Утверждается культура светского типа, религиозные явления в культуре продолжают существовать, но уже в иных условиях: либо в структуре светской культуры (например, религиозные сюжеты в живописи), либо в замкнутой сфере внутрицерковной культуры.

Большую роль в культуре XVIII в. играет становление светского образования, как общего, так и профессионального. Образование и просвещение становятся стержнем культурной политики Петра, продолжают развиваться во времена Елизаветы Петровны и Екатерины. Значительным фактором духовной культуры XVIII в. становится формирование научной деятельности и возникновение научных центров – Академии наук и Московского университета.

Это время – начало становления и роста общественной мысли и отечественного самосознания, в центре которого – идеи свободы в широком смысле слова, долга перед обществом, служения Отечеству. С этим связано специфическое для русской культуры явление, которое потом оформится в понятие интеллигенции.

Восемнадцатый век, особенно 2-я его половина, по праву считается одной из наиболее значительных вех в истории русского искусства. Адаптация европейских стилей барокко и классицизма для нужд русской культуры приводит к появлению самобытных традиций в области художественного творчества. Формирование крупных дворцовых комплексов, оформление явления русской усадьбы, развитие жанра портрета, становление русского литературного языка, возникновение русского национального театра и драматургии – эти и многие другие художественные явления не только определили своеобразие русской культуры XVIII в., но и заложили основы ее развития на последующие столетия.


Вопрос № 18

Вопрос № 19

Вопрос № 20

Вопрос № 21

Вопрос № 22

Вопрос № 23

Вопрос № 24

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

По курсу «культурология»

 

 

Абстракционизм – художественное направление в изобразительном искусстве XX в., основанное на предельном абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов и крайней формализации композиции.

Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментального поиска новых форм, проявляющаяся в искусстве различных направлений, школ и творчестве отдельных художников, главным образом XX в.

Академизм – художественное направление, основанное на догматическом следовании канонам и классическим образцам, признаваемым как идеальные и непревзойденные. Исторически связан с деятельностью первых художественных учебных заведений конца XVI – начала XVII вв., подготовка в которых была ориентирована на закрепление великих достижений мастеров Античности и Возрождения.

Аккультурация – процессы взаимовлияния культур, в результате которых культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. А. рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и структуре ценностного мира. Основной вопрос а. – «Что есть благо?» – впервые был поставлен Сократом. А. изучает исторически обусловленные ценности в их взаимосвязи, а также в отношении к социально-культурной среде и структуре личности.

Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект (например, произведение искусства) вызывает у человека противоположные чувства – удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию и т. д. А. определяет и противоречивость процесса развития производительных сил, взаимодействия человека и техники. Одно из конкретных проявлений а. – раздвоение следствий научно-технических достижений человека на положительные и отрицательные в смысле их влияния на условия существования людей и функционирование производства.

Ампир – художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. и распространившийся в других странах. Ориентирован на римскую античность, и потому прозван «стилем империи». В искусстве ампира копировались как образцы римского декора, так и предметы искусства Древнего Египта. После вступления русской армии в Париж (1814) получил распространение в России.

Анимизм – вера в существование души и духов, неотъемлемая составляющая первобытных верований и обязательный элемент всякой религии.

Античность – греко-римская древность, а также совокупность проявлений культуры древних греков и римлян, которые с эпохи Возрождения считаются классическими, т. е. образцовыми для всей европейской культуры.

Антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, а также животных и мифических существ.

Антропоцентризм – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Архаика – ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля; данный термин в основном применяется к раннему периоду развития античного искусства. Для Древней Греции период а. – с конца IX по конец VI в. до н. э. А. характеризуется синкретизмом, т. е. слитностью художественной деятельности и ее видов с прочими формами творческой активности человека.

Архетип – прообраз, или первообраз; а. составляет основу общечеловеческой символики. Архетипы служат питательной почвой творчески продуктивного воображения, играют особую роль в искусстве.

Аскетизм – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества. Цель аскетизма – достижение свободы от желаний и привязанностей, духовное самосозерцание.

 

 

Барокко (от итал. barocco – «странный», «причудливый») – ведущий стиль в искусстве Европы XVI – середины XVII вв. Б. связано с развитием дворянско-церковной культуры зрелого абсолютизма, тяготевшего к торжественному «большому стилю». Оно отразило кризис идеалов культуры Возрождения, драматизм человеческого бытия. Для б. характерны динамизм, сложность, напряженность, контрастность, монументальность, синтез искусств.

Библия – книги, почитаемые как «священные» в иудаизме и христианстве. По своей структуре б. – это сборник разновременных и разножанровых сочинений, созданных с X в. до н. э. по II в. н. э. Отражает разнообразные социальные, политические и этические воззрения. Лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства. Состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Богословие (тж. теология) – учение о Боге, совокупность религиозных доктрин о сущности Бога, его действии в отношении к миру и человеку.

Бронзовый век – исторический период в развитии человечества, характеризующийся открытием бронзы (сплава меди и олова) и распространением бронзовых изделий. Эпоха бронзы – с III по I тыс. до н. э. Датировка колеблется в зависимости от географического региона.

Буддизм – одна из трех мировых религий, основателем которой считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Возникнув в Древней Индии в VI–V вв. до н. э., б. распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма – «учение о четырех благородных истинах»: страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В б. нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет понятия Бога как творца и абсолютно высшего существа.

 

 

Византийский стиль – архитектурный стиль, характерный для культового зодчества Византийской империи. Типичным его проявлением было строительство крестово-купольных храмов, отличающихся особой парадностью и торжественностью внешних и внутренних архитектурных форм. Главная задача этого стиля – разрушение обыденного представления о пространстве. Особое внимание уделялось организации внутреннего пространства храма, производящего впечатление неземного: парящий купол, двухъярусные аркады, украшения из ажурной каменной резьбы, мозаичные панно. Преобладающие цвета византийского стиля – изумрудный и золотой.

Возрождение (тж. Ренессанс)– период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии – XIV–XVI вв., в других странах – XV–XVI вв.), переходный от Средневековья к Новому времени, основной чертой которого стало стремление актуализировать античные художественные идеалы и духовные ценности. Эстетический идеал эпохи Возрождения заключается в соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли отдельной творческой личности.

 

 

Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одухотворенную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.

Гедонизм – этический принцип, согласно которому высшей целью и основанием поведения человека является наслаждение, удовольствие. В г. источником наслаждения для человека считается добру, а зло рассматривается как источник страдания.

Геометрический стиль – художественный стиль, присущий, как правило, архаическому периоду развития той или иной этнической культуры. Впервые проявился в орнаментации орудий труда и предметов быта в эпоху неолита. В целом для г. с. характерно использование простых геометрических форм для конструирования орнамента.

Готика – художественный стиль в западноевропейском искусстве XII–XV вв. Возник на основе народных традиций германцев, достижений арабской архитектуры («мавританский стиль») и христианского мировоззрения. Проявился в строительстве кафедральных соборов со стрельчатой кровлей. Для г. характерно искусство каменной и деревянной резьбы, скульптуры, витражей. Широкое распространение г. получила и в живописи.

Гуманизм (от лат. humanus – «человеческий», «человечный») – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – интеллектуальное течение эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви и нацеленное на изучение произведений литературы и искусства античности.

 

 

Декадентство (тж. декаданс) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX – начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Постоянными темами д. являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, любование красотой увядания жизни. Д. получило широкое распространение в России, особенно в революционную эпоху.

Декоративно-прикладное искусство – искусство украшения; охватывает ряд отраслей творчества, нацеленных на создание художественных изделий, используемых, главным образом, в быту. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, оружие и пр. изделия, приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. Своими эстетическими достоинствами, образным строем и характером произведения д.-п. и. активно воздействуют на душевное состояние человека.

Дизайн – художественное конструирование объектов материальной культуры, проектирование эстетического облика изделий и эстетических качеств предметов, предназначенных для непосредственного использования человеком, а также рациональное формирование целостной предметной среды.

Дорический ордер – один из трех основных античных архитектурных ордеров, который сложился в Греции в период перехода к каменному строительству (около 600 г. до н. э.). Колонна д. о. не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками, капитель состоит из круглой подушки и толстой квадратной плиты. Д. о. – важнейший элемент монументальных композиций и главное средство художественной выразительности зодчества поздней архаики и ранней классики.

Духовность – социально-культурный феномен, свойственный человеку, группе людей или обществу в целом, основанный на единстве высоких нравственных, интеллектуальных и эстетических сущностных качеств человека.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей, которые включают в себя нормы морали, права, знания, умения, навыки, достижения интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, а также способы и формы общения людей.

 

 

Евразийство – направление в русской социальной и культурологической мысли 20–30-х гг. XX в., возникшее в среде эмигрантской интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей е. (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий. Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский и др.) заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России: русская культура есть по своей сути евразийская, объединившая элементы различных культур. Создание культуры является обязательной задачей каждого субъекта (Л. П. Карсавин). Е. признает сферами культуры политику, духовное творчество и материально-техническое производство.

 

 

Железный век – период в технологической истории человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Сменил бронзовый век в начале I тыс. до н. э. Применение железа дало мощный импульс развитию производства и ускорило общественное развитие. В ж. в. у большинства народов Евразии происходило разложение первобытнообщинного строя и переход к классовому обществу.

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение в искусстве. Принципы разделения на ж. специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные ж. определяются, прежде всего, по предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр и др., в литературе – поэма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия. Каждому ж. присущи определенные, характерные только для него, средства художественной выразительности. Это единство специфических свойств формы и содержания.

 

 

Западный индивидуализм – тип мировоззрения, в основе которого нередко лежит противопоставление индивида обществу. Моральная ориентация з. и. – интересы и потребности отдельного человека.

Золотое сечение – принцип наиболее гармоничной пропорциональности, при котором отношение частей целого между собой равно отношению каждой отдельной части к целому.

 

 

Икона – в православии и католицизме живописное изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, служащие культовым целям и передающие с помощью образно-символических средств основные теологические доктрины.

Иконоборчество – социально-политическое и религиозное движение в Византии VIII–IX вв., направленное против культа икон. В VIII в. использовалось провинциальной византийской знатью в ее борьбе со столичной аристократией за политическое влияние. Иконоборчество возглавлялось первыми императорами Исаврийской династии, которые одновременно с запретом иконопочитания конфисковывали церковное имущество. Народные массы под знаменем иконоборчества вели борьбу против феодалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.087 с.)