Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировая культура XIX века: новые тенденции

Поиск

В культуре Нового времени XIX столетие занимает особое место. Буржуазная цивилизация, достигая зрелости, вступает в стадию кризиса, сопровождающегося изменениями в духовной жизни, в художественной культуре. В решении важнейших проблем культура пытается удержаться в пространстве основополагающих принципов эпохи: антропоцентризма, рационализма, сциентизма, европоцентризма. Но к XIX в. мир стал другим, что обусловило начало процесса переоценки ценностей. Известный философ и культуролог Хосе Ортега-и-Гассет, характеризуя XIX в., пишет: «Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. Девятнадцатый век провел их в жизнь».

Подробная характеристика первого фактора потребует внимания к таким событиям, как Война за независимость Североамериканских колоний и Великая Французская буржуазная революция. Принятая 4 июля 1776 г. Декларация независимости Североамериканских колоний, опередив Европу, воплотила в буржуазное законодательство принципы либерализма, став тем самым образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, а вместе с ней – для конституций большинства европейских государств. Реалии ХIХ в. ясно продемонстрировали, что обещанное просветителями «царство Разума» обернулось торжеством буржуазного рассудка, «всеобщее равенство» свелось к формальному равенству перед законом, свобода вылилась в свободу беспощадной капиталистической эксплуатации, революционное братство третьего сословия распалось, враждующие классы разошлись по разные стороны баррикад. Ход революционных событий ХIХ в., казалось, опровергал рационалистический взгляд на мир. Отныне проблема соотношения идеала и действительности становится движущим мотивом социокультурного развития. Во Франции, ставшей своеобразным политическим полигоном Европы, в годы революций прошли апробацию самые разнообразные формы политического устройства: от классической буржуазной республики до революционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии и буржуазной империи.

При характеристике такого фактора культуры, как индустриализация следует исходить из того, что начавшийся в конце XVIII в. промышленный переворот в Англии, в XIX в. становится определяющим экономическим показателем развития западных стран. Его результатом стало появление индустриального общества, индустриальной цивилизации, для которой характерны следующие характерные черты:

· на трон взошла ее величество Машина. Фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному повышению производительности труда, укрупнению предприятий, стандартизации продукции и дегуманизации производства; в ряде стран рабочий класс составил половину населения; если раньше основой производительных сил были три источника энергии: мускульная сила человека и животных, вода и ветер, то теперь появились другие источники: пар, электричество, энергия сгорания жидкого топлива; по словам П. Сорокина, XIX век «принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые»;

· изменился уровень благосостояния и качества жизни; в жизнь людей входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, радиоприемники и новые транспортные средства, позволяющие быстрее преодолевать расстояния (паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро); строятся новые дороги, в том числе железные (к концу века – около 1 млн. км), мосты, каналы (например, Суэцкий); в городских домах появляется паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация, электрическое освещение в домах и на улицах;

· формируется средний класс, который в конечном итоге придает новому обществу устойчивость;

· складывается новая система ценностей, главной из которых в индустриальной цивилизации становится технический прогресс: вместе с наукой он обеспечивает людям благосостояние; польза, достаток, комфорт и прочие ориентиры «чувственной» культуры доминируют в общественном сознании, которое постепенно начинает отождествлять прогресс культуры с экономическим ростом; осмысление технического прогресса как определяющей цивилизационной черты неминуемо ведет к противопоставлению «передовой» западной цивилизации и «отсталых» цивилизаций других стран, к утверждению европоцентризма в общественном сознании.

Такой фактор культуры, как наука вступила в свой «золотой век». Взлет естественных наук завершается в конце XIX в. «революцией в естествознании». Научные открытия М. Фарадея, Д. Максвелла, М. Планка, П. Кюри, М. Склодовской-Кюри, Д. Менделеева, Э Резерфорда, Н. Бора, Г. Менделя, И. Павлова, Л. Пастера, Р. Коха следуют одно за другим. Подлинную революцию в науке и культурный шок в умах современников произвели идеи Ч. Дарвина, поставившие под сомнение теологические трактовки возникновения мира и человека.

Прогресс в естествознании повлиял и на гуманитарные дисциплины, многие из которых переходят на позиции биологического редукционизма (например, отдельные направления этнологии, психологии, социологии). В философии появляются и развиваются многочисленные школы, течения и теории: неокантианство, прагматизм, «философия жизни», позитивизм, интуитивизм и др.

В научном сознании принцип пользы постепенно трансформирует понятие истины, а научный и технический прогресс воспринимаются как неразрывно связанные. Техническое освоение мира начинает явно опережать гуманитарное его осмысление. Поглощенность материальным прогрессом оставляет мало места для духовности. Вместе с ослаблением веры в сверхъестественное, нарастанием атеизма, снижением общественной значимости христианской церкви происходит падение интереса к христианским ценностям и притупление нравственного чувства вообще. Фридрих Ницше характеризует этот процесс как «переоценку ценностей», а Освальд Шпенглер – как «упадок», констатируя умирание западной культуры и ее переход в стадию цивилизации.

При характеристике художественной культуры XIX в. также необходимо видеть сложные и противоречивые тенденции. С одной стороны, искусство продолжает развиваться – разнообразные стили и направления сменяют друг друга: ампир, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, импрессионизм и др. Можно говорить и об отсутствии единой эстетической доминанты: родовой, видовой, жанровой. С другой стороны, в искусстве проявляется определенная проблемность, связанная, в частности, с тем, что буржуазия, которая пришла к власти в большинстве стран, обладала скромным эстетическим уровнем, явно уступая уходящей в прошлое аристократии своими ограниченными запросами, отсутствием внутреннего стремления к искусству (тяга к внешней роскоши и титулам появляется только во 2-й половине века). Искусство оказалось мало кому нужным. Проблемы порождает и сама окружающая действительность, оказавшаяся далекой от царства разума, свободы и справедливости, которое было обещано Просвещением. Обостряющиеся социально-экономические противоречия вызвали рост рабочего, социалистического движения в Европе, национально-освободительной борьбы в мире. Все это ставило перед искусством сложные задачи. Не принимая реалий буржуазной действительности, искусство в лице романтизма, «чистого» искусства бежит от реальной жизни в мир сказки, фантазии, экзотики, прошлого, во внутренний мир человека. Другой выход – критическая позиция, характерная, прежде всего, для критического реализма.

Еще одна проблема развития художественной культуры XIX столетия связана с растущим влиянием науки, которая, с одной стороны, поставила под сомнение роль искусства в жизни общества, а с другой стороны, оказала воздействие на него (например, в импрессионизме). Характеризуя новые тенденции в художественной культуре XIX в., следует подчеркнуть усиление субъективного начала. Главным для художника становится не что изобразить, а как отразить свое внутреннее видение, ощущение, отношение к реальности. В дальнейшем это приводит к конструированию новой реальности, к поиску новых средств, форм, ракурсов. Предметом искусства становится не только окружающая действительность, но и внутренний мир художника. Иными словами, происходит децентрализация художественной культуры.

Учитывая вышеприведенные рекомендации при ответе на данный вопрос, следует иметь в виду, что они не отменяют, а предполагают изучение соответствующего материала в учебниках и пособиях по курсу культурологии.

 

 

Вопрос № 19



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.4 (0.007 с.)